Учебная мотивация как показатель качества образования
статья по немецкому языку (6 класс)

миразимова марина

 

   Народная мудрость гласит  «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и о процессе обучения «немотивированного ученика невозможно заставить учиться»

Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и,откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_ped._soveta.doc82.5 КБ
Microsoft Office document icon dlya_ped._soveta.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Учебная мотивация как показатель качества образования

     Народная мудрость гласит  «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и о процессе обучения «немотивированного ученика невозможно заставить учиться»

     Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка, для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока.

   Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и,откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

   Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. И при изучении иностранного языка в школе присутствует всегда, особенно при обучении немецкому языку, так как большинство родителей учащихся предпочитают, чтобы дети владели английским языком. Перед учителями немецкого языка встал вопрос: Как вообще должно строиться обучение немецкому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению? Мотивация снижаетсяот класса к классу.

 До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления “строительного материала”, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость.

Каждый из нас постоянно задумываешься о том, как бы эффективнее построить свои уроки, чтобы учащиеся свободно разговаривали на немецком языке,  какой метод подобрать, чтобы детям был интересен и сам материал, и способ его подачи. Перепробовав десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.

мотивация Если не вдаваться в научные объяснения, что такое мотивация, то мотивация – это то, что нами движет. В современной педагогической и психологической литературе выделяется два типа мотивации - внешняя и внутренняя.

  Внешняя мотивация зависит от взаимодействия человека с окружающей его средой.

Необходимо, чтобы ребенок сам захотел сделать что-то и сделал это. Поэтому решающее значение в процессе обучения должно придаваться не внешнему нажиму - подсказкам, намёкам, требованиям, указаниям, понуканиям или даже принуждениям, а внутренним побудительным силам. Внутренняя мотивация направлена на качественное выполнение задания, в то время как внешняя - на количество.

      Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем. Существует много способов стимулирования учащихся к изучению иностранного  языка. Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

• увлеченное преподавание,

• новизну учебного материала,

• использование новых и нетрадиционных форм обучения,

• чередование форм и методов обучения,

• применение мультимедиа–систем,

• использование интерактивных компьютерных средств,

• взаимообучение (в парах, микрогруппах),

• тестирование знаний, умений,

• показ достижений обучаемых,

• создание ситуаций успеха,

• соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

• создание положительного микроклимата в классе,

• доверие к ученику,

• педагогический такт и мастерство педагога,

• отношение педагога к своему предмету, ученикам,

• гуманизация школьных отношений и т.д.• проблемное обучение,

• эвристическое обучение,

                                                                        Игра

Например, в 5-м классе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как "играть", "строить", "фантазировать", "разгадывать загадки", которые предполагают игровые моменты на уроке.

   Игра является  сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра, которая чаще используется на второй и третьей ступеней обучения, мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.

      Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.


     «Was macht er?»

      Представители каждой команды выходят в центр класса и изображают какую-либо профессию, другая команда пытается догадаться – 2р. Затем команды меняются местами.

 Игра на множественное число существительных.

      Получив картинку со словами (известными учащимся) , дети должны быстро и правильно поставить слова во множественном числе.(Das Haus-die Hauser)

 Буква потерялась!

      Найди и верни ее в знакомые тебе слова: gr_ss , kl_in , F_nster и т.д.

Кто больше знает немецких городов.

      Дети по очереди называют города Германии.За правильный ответ можно присвоить очко, если это команда.

 Кто быстрее!

      Делимся на команды и кто быстрее запишет все личные местоимения и допишет спряжения глагола sein , haben , lesen.

  «Was ist das?»

       Учитель или ученик рисует на доске или дает изображение , где нарисована половина предмета. Ученики должны сказать что изображено.                                            

Учитель  раздает  учащимся  листочки  бумаги,  на  которых  слева   написаны  слова(5-10) .  Учащимся  дается  задание  так,  чтобы  образовалось  новое  слово, и  написать  его  справа.  Выигрывают  те  ученики,  которые  заполнят  всю  колонку справа  во  время, установленное  учителем.

finden         -      (binden)

Gedicht      –    (Gesicht)

wollen      –      (sollen)

nennen -           (kennen)

niesen   (чихать)  -    nieten(клепать)

nein  -                 kein

Maus-       Maut(таможня)

mehr---  sehr

mein       -  dein

Sucht  das  Wort!

Играют  две  команды.  Учитель  пишет  на доске  (или  на  листочках,  которые раздает  учащимся)  несколько  фраз. Учащиеся  должны  дописать  слово,  которое  подходит  по  смыслу:

Man  kann  ……., um  den  Brief  zu  schreiben.

Der  Juni  kommt  nach  dem ……

Am  ersten  Juni  feiert  die  ganze  Welt  ……(den  Kindertag)

Wir  haben  ………  von  Puschkin  gelernt.

Ich  …..   in  die  Schule.

Peter  …..dort  Beeren  und  Pilze

нтонимы

Учитель  раздает  учащимся  листочки,  на  коорых  в  качестве  образца   дана  пара  антонимов.   Нужно  подобрать  антонимы  к  остальным  словам, например:

Klein  ----gross

Dort  ---

Lang  -----

Kalt  -----

Fragen  ----

Weiss ----

Gut  ---

Viel  ----

 Музыка

     Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении немецкого языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры.

Каковы же методические преимущества песен в обучении  иностранному  языку?

·    Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.

·     В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знание его стилистических особенностей.

·    В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции

·    Песни способствуют совершенствованию навыков произношения

·    Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

·   Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников.

Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

               Использование компьютерных и Интернет технологий

      Без всякого сомнения, наиболее эффективным способом повышения мотивации у учащихся сегодня  является использование компьютерных и Интернет технологий.

Использование новых информационных технологий в преподавании немецкого  языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

      Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения  иностранного языка.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению дисциплины учитель должен систематически использовать  ИКТ. 

Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, кончено же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.

Изучающие  иностранный язык входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на  иностранном языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая "мозговые атаки". Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции.

Таким образом, я считаю, что применение ИКТ на уроках и во внеурочное время   является эффективным фактором для развития мотивации учащихся.  Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях.  И им это нравится.  Компьютерные и Интернет технологии  дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя.

 Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче

. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Возможны электронные публикации статей и презентаций. Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным как для учеников, так и для учителя.

Эффективность использования ИКТ:

- Общекультурное развитие учащихся

- Совершенствование навыков владения компьютером

- Совершенствование языкового уровня

- Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)

-Самоутверждение учащихся

- Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”)

- Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)

- Эстетичность презентации учебных материалов

- Совершенствование процесса проверки работ учащихся

-Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство стимулирования интереса детей к изучению языка.


Начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент, например, речевой зарядкой в форме диалога или  другими способами введения в коммуникативную ситуацию урока. При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке.

        В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации. Возникает проблема – как научить учащихся  непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях.

Интерактивные методы и приемы обучения

    Главная идея интерактивного обучения – это обучение во взаимодействие учителя и ученика.  Но это значит не просто что-то делать вместе, а также учиться вместе. Это делает процесс изучения предмета более интересным. На своих  уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работы, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, предлагаю работу с документами и различными источниками информации, использую творческие работы. [3, с

         Я считаю, что целью применения интерактивных методов обучения является формирование мотивационного интереса к изучению немецкого языка, создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся . Задача - каждый урок сделать интересным, занимательным и достигать того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока я включаю только элементы интерактивной модели, позволяющие сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.

    Я пришла к выводу, что учащиеся на интерактивных уроках более старательные и активные, им не приходиться грустить. На мой взгляд, это такая форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, при которой они оказываются втянутыми в процесс познания.

         Как известно, чтение является одним из четырех основных видов учебно–речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Но далеко не секрет, что сегодня обучающиеся не любят читать. И тут перед  нами, учителями,  возникает вопрос: как сделать чтение текста (статьи) на уроках иностранного языка занимательным и интересным?.

          Не всегда просто подобрать текст для обсуждения его на уроке. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую деятельность учащихся, поэтому он должен соответствовать определённым требованиям: он должен нести информацию, должен быть интересен учащимся, должен являться образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучаемых работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

           При соблюдении всех этапов работы над текстом я всегда стараюсь для уроков подбирать  тексты, которые должны быть интересны и посильны учащимся, так как  ограниченный жизненный опыт школьников должен приниматься во внимание. Поэтому очень часто на предтекстовом этапе использую следующие  упражнения, как «Ассоциации и предположения»,  .  На текстовом этапе моим учащимся нравится такие упражнения, как «Puzzle»

            При обсуждении содержания текста для повышения мотивации к чтению применяю не просто вопросо-ответные упражнения, а приёмы «Реклама», «Придумай концовку текста!», игру «Drei Ecken».При этом учащиеся не бояться, что их вызовут, если они не знают ответа на вопрос.

              Очень интерес учащимся такой приём чтения текста вслух, который используется часто в 5-6 классах для тренировки  техники чтения, интонации, произношения, который я условно назвала «Unser Chor»

С  применением интерактивных методов на уроках немецкого языка   замечаешь, что повышается мотивация  и вовлеченность учащихся к изучению немецкого языка. В интерактивном обучении каждый успешен, так как данные методы формируют способность мыслить неординарно, развивают умения выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, проявлять толерантность, видеть и по-своему решать проблемную ситуацию.  Учащиеся перестали  быть пассивными участниками учебного процесса и стали его активными участниками.

Современный урок должен быть коммуникативным и интересным, содействовать самореализации школьников, поэтому я стараюсь найти то новое,  что даст возможность моим ученикам быть успешными в изучении немецкого языка.

              И в заключении, мне хотелось бы ещё раз  подчеркнуть те выводы, которые я сделала на протяжении 22 лет работы в школе. При использовании современных технологий на уроках учителю необходимо верить, что каждый ученик сможет улучшить свою работу и достигнуть высоких результатов. Вера в ребёнка окрыляет его , поэтому в работе ученика нужно находить положительные моменты. Лучше, если позитивного оценивания, комментария будет больше. Ученик должен понимать, что учитель поддерживает его, желает успеха, сотрудничает с ним. Дети всегда высоко ценят также профессиональные отношения педагога  к своей работе, большое желание научить любить свой предмет, и за это платят ему старательностью в изучении предмета.



Предварительный просмотр:

        Учебная мотивация как показатель качества образования

     Народная мудрость гласит  «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и о процессе обучения «немотивированного ученика невозможно заставить учиться»

     Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка, для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока.

   Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и,откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

   Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. И при изучении иностранного языка в школе присутствует всегда, особенно при обучении немецкому языку, так как большинство родителей учащихся предпочитают, чтобы дети владели английским языком. Перед учителями немецкого языка встал вопрос: Как вообще должно строиться обучение немецкому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению? Мотивация снижаетсяот класса к классу.

 До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления “строительного материала”, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость.

Каждый из нас постоянно задумываешься о том, как бы эффективнее построить свои уроки, чтобы учащиеся свободно разговаривали на немецком языке,  какой метод подобрать, чтобы детям был интересен и сам материал, и способ его подачи. Перепробовав десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.

мотивация Если не вдаваться в научные объяснения, что такое мотивация, то мотивация – это то, что нами движет. В современной педагогической и психологической литературе выделяется два типа мотивации - внешняя и внутренняя.

  Внешняя мотивация зависит от взаимодействия человека с окружающей его средой.

Необходимо, чтобы ребенок сам захотел сделать что-то и сделал это. Поэтому решающее значение в процессе обучения должно придаваться не внешнему нажиму - подсказкам, намёкам, требованиям, указаниям, понуканиям или даже принуждениям, а внутренним побудительным силам. Внутренняя мотивация направлена на качественное выполнение задания, в то время как внешняя - на количество.

      Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем. Существует много способов стимулирования учащихся к изучению иностранного  языка. Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

• увлеченное преподавание,

• новизну учебного материала,

• использование новых и нетрадиционных форм обучения,

• чередование форм и методов обучения,

• применение мультимедиа–систем,

• использование интерактивных компьютерных средств,

• взаимообучение (в парах, микрогруппах),

• тестирование знаний, умений,

• показ достижений обучаемых,

• создание ситуаций успеха,

• соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

• создание положительного микроклимата в классе,

• доверие к ученику,

• педагогический такт и мастерство педагога,

• отношение педагога к своему предмету, ученикам,

• гуманизация школьных отношений и т.д.• проблемное обучение,

• эвристическое обучение,

                                                                        Игра

Например, в 5-м классе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как "играть", "строить", "фантазировать", "разгадывать загадки", которые предполагают игровые моменты на уроке.

   Игра является  сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра, которая чаще используется на второй и третьей ступеней обучения, мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.

      Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.


     «Was macht er?»

      Представители каждой команды выходят в центр класса и изображают какую-либо профессию, другая команда пытается догадаться – 2р. Затем команды меняются местами.

 Игра на множественное число существительных.

      Получив картинку со словами (известными учащимся) , дети должны быстро и правильно поставить слова во множественном числе.(Das Haus-die Hauser)

 Буква потерялась!

      Найди и верни ее в знакомые тебе слова: gr_ss , kl_in , F_nster и т.д.

Кто больше знает немецких городов.

      Дети по очереди называют города Германии.За правильный ответ можно присвоить очко, если это команда.

 Кто быстрее!

      Делимся на команды и кто быстрее запишет все личные местоимения и допишет спряжения глагола sein , haben , lesen.

  «Was ist das?»

       Учитель или ученик рисует на доске или дает изображение , где нарисована половина предмета. Ученики должны сказать что изображено.                                            

Учитель  раздает  учащимся  листочки  бумаги,  на  которых  слева   написаны  слова(5-10) .  Учащимся  дается  задание  так,  чтобы  образовалось  новое  слово, и  написать  его  справа.  Выигрывают  те  ученики,  которые  заполнят  всю  колонку справа  во  время, установленное  учителем.

finden         -      (binden)

Gedicht      –    (Gesicht)

wollen      –      (sollen)

nennen -           (kennen)

niesen   (чихать)  -    nieten(клепать)

nein  -                 kein

Maus-       Maut(таможня)

mehr---  sehr

mein       -  dein

Sucht  das  Wort!

Играют  две  команды.  Учитель  пишет  на доске  (или  на  листочках,  которые раздает  учащимся)  несколько  фраз. Учащиеся  должны  дописать  слово,  которое  подходит  по  смыслу:

Man  kann  ……., um  den  Brief  zu  schreiben.

Der  Juni  kommt  nach  dem ……

Am  ersten  Juni  feiert  die  ganze  Welt  ……(den  Kindertag)

Wir  haben  ………  von  Puschkin  gelernt.

Ich  …..   in  die  Schule.

Peter  …..dort  Beeren  und  Pilze

нтонимы

Учитель  раздает  учащимся  листочки,  на  коорых  в  качестве  образца   дана  пара  антонимов.   Нужно  подобрать  антонимы  к  остальным  словам, например:

Klein  ----gross

Dort  ---

Lang  -----

Kalt  -----

Fragen  ----

Weiss ----

Gut  ---

Viel  ----

 Музыка

     Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении немецкого языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры.

Каковы же методические преимущества песен в обучении  иностранному  языку?

·    Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.

·     В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знание его стилистических особенностей.

·    В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции

·    Песни способствуют совершенствованию навыков произношения

·    Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

·   Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников.

Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

               Использование компьютерных и Интернет технологий

      Без всякого сомнения, наиболее эффективным способом повышения мотивации у учащихся сегодня  является использование компьютерных и Интернет технологий.

Использование новых информационных технологий в преподавании немецкого  языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

      Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения  иностранного языка.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению дисциплины учитель должен систематически использовать  ИКТ. 

Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, кончено же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.

Изучающие  иностранный язык входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на  иностранном языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая "мозговые атаки". Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции.

Таким образом, я считаю, что применение ИКТ на уроках и во внеурочное время   является эффективным фактором для развития мотивации учащихся.  Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях.  И им это нравится.  Компьютерные и Интернет технологии  дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя.

 Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче

. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Возможны электронные публикации статей и презентаций. Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным как для учеников, так и для учителя.

Эффективность использования ИКТ:

- Общекультурное развитие учащихся

- Совершенствование навыков владения компьютером

- Совершенствование языкового уровня

- Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)

-Самоутверждение учащихся

- Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”)

- Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)

- Эстетичность презентации учебных материалов

- Совершенствование процесса проверки работ учащихся

-Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство стимулирования интереса детей к изучению языка.


Начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент, например, речевой зарядкой в форме диалога или  другими способами введения в коммуникативную ситуацию урока. При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке.

        В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации. Возникает проблема – как научить учащихся  непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях.

Интерактивные методы и приемы обучения

    Главная идея интерактивного обучения – это обучение во взаимодействие учителя и ученика.  Но это значит не просто что-то делать вместе, а также учиться вместе. Это делает процесс изучения предмета более интересным. На своих  уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работы, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, предлагаю работу с документами и различными источниками информации, использую творческие работы. [3, с

         Я считаю, что целью применения интерактивных методов обучения является формирование мотивационного интереса к изучению немецкого языка, создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся . Задача - каждый урок сделать интересным, занимательным и достигать того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока я включаю только элементы интерактивной модели, позволяющие сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.

    Я пришла к выводу, что учащиеся на интерактивных уроках более старательные и активные, им не приходиться грустить. На мой взгляд, это такая форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, при которой они оказываются втянутыми в процесс познания.

         Как известно, чтение является одним из четырех основных видов учебно–речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Но далеко не секрет, что сегодня обучающиеся не любят читать. И тут перед  нами, учителями,  возникает вопрос: как сделать чтение текста (статьи) на уроках иностранного языка занимательным и интересным?.

          Не всегда просто подобрать текст для обсуждения его на уроке. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую деятельность учащихся, поэтому он должен соответствовать определённым требованиям: он должен нести информацию, должен быть интересен учащимся, должен являться образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучаемых работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

           При соблюдении всех этапов работы над текстом я всегда стараюсь для уроков подбирать  тексты, которые должны быть интересны и посильны учащимся, так как  ограниченный жизненный опыт школьников должен приниматься во внимание. Поэтому очень часто на предтекстовом этапе использую следующие  упражнения, как «Ассоциации и предположения»,  .  На текстовом этапе моим учащимся нравится такие упражнения, как «Puzzle»

            При обсуждении содержания текста для повышения мотивации к чтению применяю не просто вопросо-ответные упражнения, а приёмы «Реклама», «Придумай концовку текста!», игру «Drei Ecken».При этом учащиеся не бояться, что их вызовут, если они не знают ответа на вопрос.

              Очень интерес учащимся такой приём чтения текста вслух, который используется часто в 5-6 классах для тренировки  техники чтения, интонации, произношения, который я условно назвала «Unser Chor»

С  применением интерактивных методов на уроках немецкого языка   замечаешь, что повышается мотивация  и вовлеченность учащихся к изучению немецкого языка. В интерактивном обучении каждый успешен, так как данные методы формируют способность мыслить неординарно, развивают умения выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, проявлять толерантность, видеть и по-своему решать проблемную ситуацию.  Учащиеся перестали  быть пассивными участниками учебного процесса и стали его активными участниками.

Современный урок должен быть коммуникативным и интересным, содействовать самореализации школьников, поэтому я стараюсь найти то новое,  что даст возможность моим ученикам быть успешными в изучении немецкого языка.

              И в заключении, мне хотелось бы ещё раз  подчеркнуть те выводы, которые я сделала на протяжении 22 лет работы в школе. При использовании современных технологий на уроках учителю необходимо верить, что каждый ученик сможет улучшить свою работу и достигнуть высоких результатов. Вера в ребёнка окрыляет его , поэтому в работе ученика нужно находить положительные моменты. Лучше, если позитивного оценивания, комментария будет больше. Ученик должен понимать, что учитель поддерживает его, желает успеха, сотрудничает с ним. Дети всегда высоко ценят также профессиональные отношения педагога  к своей работе, большое желание научить любить свой предмет, и за это платят ему старательностью в изучении предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Понятие и показатели качества образования» реферат

Экономика образования.Глава 1. Понятие о качестве. Качество образования.1.1           .   Понятие о качестве.1.2....

Учебная мотивация как показатель качества образования

 Народная мудрость гласит  «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и о процессе обучения «немотивиро...

Учебная мотивация как показатель качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения

Мой мастер-класс посвящен проблеме формирования учебной мотивации учащихся. Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом мотивация. Давайте построим ассоциативный ряд....

Учебная мотивация как показатель качества образования

Выявление характера мотивации, смысла учения для школьника,  определение меры педагогического влияния, способов работы с учащимися....

Доклад на педсовет "Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся"

Доклад на педсовет "Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся"...

Доклад на педсовет на тему "Учебная мотивация как показатель качества образования"

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Ученые считают, что резуль...