Доклад на педсовет на тему "Учебная мотивация как показатель качества образования"
методическая разработка

Горнаткина Надежда Алексеевна

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от его мотивов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная мотивация как показатель качества образования.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от его мотивов.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «ко всему относится спустя рукава».

В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. О таком обучающемся говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности.  

Каковы же основные причины, которые приводят к снижению мотивации у российских школьников в целом?

Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства нашего  общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.

Демотивирущие факторы, связанные со спецификой устройства современного общества, таковы:

  • отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов;
  • привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;
  • отношение к интеллектуальной собственности;
  • пропаганда гламурного (легкого) образа жизни;
  • научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.

На первый взгляд, всё это вещи, далёкие от интересов школьников, однако в действительности и семья, и школа живут и действуют в этом обществе и готовят учащихся к существованию именно в таком обществе. Дети впитывают то, что им показывают по телевизору, предлагают в сети Интернет. Каждая вторая «якобы звезда» начинает свое интервью со слов как плохо он или она учились в школе, а теперь они преуспевающие люди.

Демотивировать учащегося может также принятый в семье стиль воспитания, если родители игнорируют потребность подростка в принятии решений, автономии или компетентности, что нередко встречается в семьях. Очень часто за подростка решают все вопросы родители, но зачастую ситуация бывает обратная – родители занимаются зарабатываем денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий, что приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам.

К демотивирущим факторам, связанным с содержанием образования, относится заметное расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности ученика в будущем примерно через 10- 15 лет, а также требованиями работодателя.

Вовсе не очевидно, что следует приблизить содержание образования к практическим нуждам, поскольку многими, фундаментальность российского образования воспринимается именно как его особая ценность. Заметим лишь то, что отсутствие понимания у ученика, чем именно приобретаемые знания и умения могут пригодиться в будущем, способно заметно демотивировать.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

Виды учебной мотивации:

Внутренние (интерес к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества)

Внешние (проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности)

Ученик - деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.  

 Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень учебной  мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2. Второй уровень – хорошая учебная  мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.) 

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) 

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активации ребёнка подключаться для того, чтобы побуждать его к учебному труду?

         Внутренних источников учебной мотивации существует очень много, это:

  • Интерес к информации (познавательная потребность);
  • Интерес к способу действия;
  • Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нём;
  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;
  • Потребность в самосознании и (или) самовоспитании;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Потребность в социальном признании;
  • Избегание наказания (физического или морального);
  • Получение материальных выгод и преимуществ.

Сегодня же в массовой педагогической практике активно используют лишь некоторые «волшебные кнопки» мотивации.  На всех этапах обучения – последние три, в старшей школе – «осознание значимости…», в начальной школе – «интерес к информации» и «интерес к способу действия», да и то последние используются не в полной мере, раз познавательная потребность резко снижается у большинства детей в средней и старшей школе.

Интерес к информации.

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно» - такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Младших школьников волнует вопрос, как всё вокруг устроено, младших подростков эта же тема, а ещё то, что всё работает, собирается и разбирается. Подростков постарше – как устроены они сами, старшеклассников – как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги…

                                        Интерес к способу действия.

Нормальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это ещё лучше.  Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца.

              Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нём.

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то – возможность общения, построения отношений. Социальность – наша глубинная, родовая черта.  Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников – огромный стимул. Если учение построено таким образом, что у ребёнка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

                           Потребность в самовыражении и самопрезентации.

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, – её не спрячешь в мешок и не  зашьёшь. Она рвётся наружу, и это нормально. Ненормально, когда «демонстративные дети» лишены возможности проявлять свою особенность «законным путём», а вынуждены устраивать представления на последней парте, кривляться, нарушать ход урока, в общем – выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а, следовательно – стимулируют к учёбе.

                                          Потребность в самопознании.

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании – это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Они должна быть доступным по силе испытанием – чувств, мышления, социальных умений и т.д.

                      Осознание значимости происходящего для себя и для других.

Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование.

Осознанная мотивация – удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным  процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне. В такой ситуации, как правило, живут выпускники, готовящиеся к поступлению в престижные вузы.

                                   Потребность в социальном признании.

Естественная потребность для детей 8-12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями, и учителями. Слишком мощно, превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней.

           Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ.

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но если они– единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

         Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку, - вот то, что нам нужно.

Каковы же условия активизации учебных мотивов у учащихся?

1.Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников в отличие от усредненных форм. Достижения ученика сравниваются не с результатами других детей, а с его собственными неудачами и успехами. В итоге возрастает привлекательность успеха, повышается мотивация достижения.

2.Помощь в выстраивании ближних и дальних перспектив, где учебные успехи являются средством достижения жизненно важных целей.

3.Использование помогающих приемов в обучении (связь с уже известными понятиями, преподавание с учетом разных каналов восприятия, выделение сути и др.). Доступность изложения, помогающие приемы делают обучение более привлекательным.

4.Построение урока таким образом, чтобы основными переживаниями ученика были интерес и положительные эмоции (разнообразие видов деятельности, иногда - удивление, юмор, групповые переживания в командных соревнованиях, игры и др.)

5.Связь изучаемого предмета с жизнью. Понимание учеником того, где это знание пригодится в жизни, создает почву для желания узнавать.

6.Содействие осознанию причастности каждого к общему делу, понимание личного вклада.

7.Позитивные установки относительно проблемных учеников, программирование положительных изменений.

8.Мотивированная личность учителя. Выраженность интереса учителя к своей педагогической деятельности, удовлетворенность от нее являются важными мотивирующими факторами учебной деятельности ученика.

Роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся. Из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Формировать и развивать мотивацию - не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия, где бы мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом индивидуальности,  внутренних устремлений самого ученика.

И еще очень важный момент -  эмоциональный компонент мотивации учения.

Главная его характеристика – переживания школьников, эмоциональное отношение к учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение, и зависит от особенностей деятельности и её организации.

Всеми силами школе, учителю следует заботиться о создании, о восстановлении (если он утрачен) положительного эмоционального климата. Особенно в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю, а то и к школе, порождающая постоянную тревожность и беспокойство.

Что же дает высокая мотивация учения ребенку?

  • чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
  • повышение собственной значимости;
  • признание учителей и сверстников;
  • развитие творческих способностей;
  • гордость собой и своими успехами;
  • статус успешного человека.

        А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше вы с ним говорить,

С ним вместе нам  надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

Уважаемые коллеги! Наша задача сегодня состояла не в том, чтобы дать готовые советы и рекомендации, а в том, чтобы акцентировать внимание на важности развития мотивационной сферы учащегося, умелого применения педагогами различных технологий развития адекватной мотивации учебной деятельности (познавательной мотивации), повышения мотивации учебной деятельности учащихся.

То, что педагоги способны мотивировать детей с ОВЗ, владеют «инструментами» повышения учебной мотивации, свидетельствует об их собственной мотивации, стремлении к повышению профессиональной компетентности, к совершенствованию, о готовности вовремя сделать шаг в нужном направлении.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Как учителям, так и родителям следует иметь в виду, что для подстраховки внутренней мотивации с самого раннего возраста детей следует настраивать на адаптивные модели восприятия успехов и неудач (успехов как неслучайных и зависящих от усердия, а неудач как временных); нужно помогать детям обрести веру в собственную эффективность и в контролируемость средств и результатов деятельности.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь); сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию.

Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения.

Есть такая притча. Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горящим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» На что тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».  А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я сегодня принимал участие в строительстве храма!»

«Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ЕГЭ».

Этапы урока:

 1-ый этап. Возникновение мотивации: 

  • зафиксировать у учащихся мотивы предыдущих достижений;
  • вызвать мотивы относительной неудовлетворённости;
  • усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность;

2-ой этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации: 

  • создание в классе атмосферы взаимного уважения, доверия и тепла;
  • чередование разных видов деятельности;
  • материалы различной степени трудностей;
  • оценивание;
  • поисковая деятельность самих учащихся;
  • самоконтроль.

3-ий этап. Мотивация завершения: 

  • позитивный личный опыт в результате учебной деятельности;
  • положительная самооценка учащихся;
  • дифференцированная оценка учителя.

Установки педагога, методы и формы обучения

  • Совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели    предстоящей деятельности и постановке учебных задач
  • Учет возрастных особенностей учащихся
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
  • Нестандартные формы проведения уроков
  • Создание ситуации успеха
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • Использование групповых и коллективных  форм организации учебной деятельности
  • Эмоциональная речь учителя
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Применение поощрения и порицания
  • Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Способы мотивации учения:

  • Создание проблемной ситуации
  • Привлечение учащихся к оценочной деятельности
  • Необычная форма обучения
  • Привлекательная цель
  • Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения
  • Приём «Лови ошибку»
  • Приём «Нарисуй, как понял»
  • Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика

Технологии и методики, применяемые в школе:

  • технология личностно-ориентированного образования;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология игрового обучения;
  • технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
  • проектная деятельность;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии.

  • Обсуждение открытых уроков

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Используя наш опыт, попробуем показать на практике, как формировать мотивацию на разных этапах урока.

Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика. Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”,  цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.

8. Вывод по итогам педсовета:

Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя  и учащихся. Педагог должен более активно использовать свой творческий потенциал. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся, а значит формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Понятие и показатели качества образования» реферат

Экономика образования.Глава 1. Понятие о качестве. Качество образования.1.1           .   Понятие о качестве.1.2....

Учебная мотивация как показатель качества образования

 Народная мудрость гласит  «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и о процессе обучения «немотивиро...

Учебная мотивация как показатель качества образования

 Народная мудрость гласит  «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и о процессе обучения «немотивиро...

Учебная мотивация как показатель качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения

Мой мастер-класс посвящен проблеме формирования учебной мотивации учащихся. Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом мотивация. Давайте построим ассоциативный ряд....

Учебная мотивация как показатель качества образования

Выявление характера мотивации, смысла учения для школьника,  определение меры педагогического влияния, способов работы с учащимися....

Доклад на педсовет "Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся"

Доклад на педсовет "Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся"...