Театральная педагогика в обучении иностранному языку
методическая разработка по немецкому языку на тему

Актуальность методической разработки «Театральная педагогика в обучении иностранному  языку» заключается в повешении методической культуры педагога, в активизации и обобщении опыта по данной теме, в распространении опыта, в стимулировании и поддержке педагогического интереса к использованию метода театральной педагогики в процессе обучения иностранному языку. 

Методическая работа – это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионального роста  педагога. 

Цель методической разработки – повышение профессионализма педагога, развитие его  творческого потенциала, эрудиции и компетентности в области «театральная педагогика». 

  Задачи:

- повысить  уровень знаний педагога в области «театральная педагогика в обучении иностранному языку»;

- ознакомить  педагогов с  формами и приёмами работы театральной педагогики в обучении иностранному языку;

-способствовать  совершенствованию  деятельности учителей немецкого языка по организации введения театральной педагогики в образовательный процесс

В методической разработке представлено описание  личного опыта  изучения театральной педагогики  и описание  процесса  апробации её в рамках урока немецкого языка, а также во внеурочной работе с учащимися МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_pedagogika_statya_galkina_t._p.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Галкина Татьяна Павловна- учитель немецкого языка МБОУ «Гальбштадтская СОШ» немецкого национального района

Театральная педагогика в обучении иностранному  языку

   Важнейшей задачей стоящей перед учителем сегодня, является развитие ребенка, его художественное образование, эстетическое воспитание, и иностранный язык как дисциплина играет в этом немаловажную роль. Увлекательный мир спектаклей, песен, игр, импровизаций, может оказать учителю неоценимую помощь в формировании и развитии языковой компетенции, в развитии творческих способностей детей. Любой ребенок готов играть роли в сказках, сценах, и если активизировать его знания фонетики, лексики и грамматики, то использование  театральной педагогики  может стать сильнейшим стимулом в изучении иностранного языка.

   Театральная педагогика - это целостная система образования,  используемая  в учебной деятельности  ещё со времен  Античности.   Школа   и театр очень похожи. И театр, и школа создают модели мира,                              это  маленькие планеты,  где  люди  (мы с вами) и наши дети - ученики,  живем – общаемся, взаимодействуем,  работаем,  достигаем определенных результатов.  Театральная педагогика – это вовлечение детей  в  активное речевое общение, это разнообразная гамма эмоциональных переживаний, это целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка.

Основными  формами  театральной педагогики в школе являются:

-  театральные методики, внедряемые непосредственно в уроки иностранного языка;

- уроки-спектакли;

- внеурочная деятельность;

- постановки спектаклей, инсценировок, миниатюр;

- театральные фестивали.

    Одним из приемов театральной  методики, которую я внедряю  на своих уроках немецкого языка,  является драматизация – обыгрывание изучаемого материала. Варианты использования данного приема разнообразны и дают возможность для реализации творческого потенциала учителя.

  • Пантомима.  Например,  при изучении  темы «Животные»,  одни учащиеся показывают животных, задача других отгадать животное  и правильно его  назвать на немецком языке.    
  • Выразительное чтение. Чтение по ролям, по несколько строчек, голосами героев сказки.
  • Хоровое проговаривание. Ученики повторяют за учителем, изображая эхо в горах. Первая группа повторяет громко, последующие группы тише.
  • Инсценирование  песни, рифмовки.
  • Активные игры. Дети по очереди изображают действия, класс пытается угадать действие, задавая вопросы типа «Kannst du Geige spielen?»
  • Pолевая игра. Телефонный разговор, разговор с продавцом в магазине и др.
  • Импровизация. Спонтанная драматизация ситуации, сюжета прочитанного или услышанного.

   Содержание материала,  для драматизации  должно соответствовать уровню умственного и психического развития детей, пробуждать познавательный интерес, быть посильным и легким для запоминания. Формы работы определяются практическими целями урока, например, групповая работа поддерживает активность и подходит для закрепления использования речевых конструкций, парная и индивидуальная формы позволяют эффективно использовать время урока для контроля усвоения изученного материала.

    Уроки – спектакли – это сочетание нескольких приемов театральной педагогики на одном уроке. Урок – спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий, от исходного до главного, действие его должно развиваться импровизированно. Очень удачно такие уроки идут как уроки обобщения по пройденной теме. Сама тема подразумевает моделирование ситуации, при которой и может «разыграться» спектакль. Уроки – спектакли я провожу по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Праздник алфавита», «Путешествие с Мэри Поппинс», «Рождество» и др.  Дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно. Итак,  образы отрепетированы, прочувствованы, проиграны, оценены и начинается постановка, где в одно целое соединены язык, музыка, изготовление костюмов, декораций. Действие спектакля разворачивается на музыкальном фоне. Специально подобранная музыка помогает передать настроение героев, улучшает пластику движения актеров, развивает у ребенка умение слушать и координировать свои движения.

     Внеурочная деятельность по иностранному языку  имеет большое общеобразовательное,  воспитательное и развивающее значение.  В своей педагогической  практике  активно  использую  групповую форму внеурочной работы. Она имеет чёткую организационную структуру, постоянный состав участников, объединённых общими  интересами.   Ярким примером групповой формы работы является театральный проект. Он, несомненно, помогает развить у учеников языковую компетенцию. «Языковой барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс.

      В постановках спектаклей, миниатюр  на начальном этапе, когда  требуется работа над сценарием, нужно отобрать материал вызывающий интерес, учесть качество литературного источника. Сложность постановки    должна отражать возраст учащихся. В противном случае, работа над сценарием  может осложниться равнодушным отношением к нему.
В работе над материалом постановки, сценарием, нужно помнить, что   важную роль играет учитель.  Ему  необходимо  обеспечить  достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и  лексического оформления высказывания. Очень важно, чтобы такая тренировка не  носила формальный характер. Во время проведения тренировки, нужно чтобы каждый  принял в ней участие и был активен в этой форме деятельности                                   по выработке произносительных навыков на  иностранном  языке. Необходимо научить слышать и точно имитировать услышанное.
     

     Театральные фестивали - одна из форм  работы с учащимися, органически соединяющая  учебную и внеурочную деятельность, являющаяся  созданием  театрально-языкового социума. Под этим термином понимается особое социолингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством театрализации.

      Для развития театрально- языковой деятельности  при обучении иностранному  языку использую следующие подходы: 

  1. Личностно-ориентированный - вовлечение каждого учащегося в процесс подготовки  спектаклей с учетом его индивидуальных способностей.
  2. Деятельный - формирование навыка самостоятельной деятельности каждого ученика.
  3. Гуманистический - создание для каждого ребенка психологической комфортности.
  4. Развивающий - формирование потребности и готовности к дальнейшему развитию  и самообразованию.
  5. Интегрированный - объединяющий знания из различных наук и учебных предметов.

     

        Конечно, важно помнить, что при всей привлекательности и эффективности приемов,  методов  и подходов театральной педагогики, только чувство меры всегда будет удерживать свежесть эмоционального воздействия на учеников. Приемы и методы театральной педагогики, все без исключения, относятся к активным формам обучения. Они могут быть использованы учителем в различных учебных ситуациях: в процессе обучения повышается  уровень  знаний учащихся, повышается  интерес к изучению иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы технологии театральной педагогики на уроках английского языка.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Театр и школьный урок! Как совместить эти два понятия?!Театральная педагогика п...

Использование технологии театральной педагогики на уроках английского языка

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

«Использование приемов театральной педагогики для обучения разным видам речевой деятельности в освоении иностранных языков»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков, помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формиро...

Мастер-класс на тему «Применение рефлексивного образовательного продукта учащихся как способ внедрения педагогики сотворчества при обучении иностранному языку.»

Данный мастер-класс предназначен для педагогов различных предметных направлений, молодых специалистов, наставников, методистов, заместителей директоров по методической работе, на примере учител...

Технология театральной педагогики на уроках английского языка

В данной статье даны практические приемы использования технологии театральной педагогики на уроках английского языка...

статья « Обучение иностранному языку через театральное творчество».

Театральное действие необходимо в процессе обучения и воспитания школьников. Спектакль, песни, импровизация помогает учителю формировать и развивать языковую компетенцию, решать задачи эстетического в...