Формирование метапредметных компетенций при работе с текстом
презентация к уроку по немецкому языку на тему

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование метапредметных компетенций при работе с текстом

Слайд 2

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие , возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.

Слайд 3

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению. Чтение в современном информационном обществе носит « метапредметный » или « надпредметный » характер.

Слайд 4

Метапредметные навыки дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.

Слайд 5

Основой для оценки общеучебных действий послужили аутентичные тексты из СМИ, Интернет-ресурсов, немецких молодежных журналов. Приведу примеры заданий , направленных на формирование и развитие УУД учащихся на уроках немецкого языка.

Слайд 6

Текст является основой для развития умений учащиxся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Работа с текстом строится исходя из треx этапов : предтекстовый , текстовый и послетекстовый .

Слайд 7

Предтекстовый этап стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д

Слайд 8

Прием «Кластер» На чистом листе (классной доске) посередине записывается ключевое слово. Слова , спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Слайд 10

учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержания текста; учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст и спросить себя: "Что я знаю по этой теме?" учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциации, возникающими у них еще до чтения; учащимся предлагается разбиться на пары, обсудить составленные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста.

Слайд 11

2. Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются познавательные действия по работе с информацией и чтению. Этот этап самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.

Слайд 12

При чтении текста учащиеся решают следующие задачи: выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал); делят текст на смысловые части; определяют основную мысль каждой части текста; выделяют ключевые слова в каждой части текста; отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов; устанавливают связи между частями текста .

Слайд 13

Прием « Фишбоун » Схема « Фишбоун » в переводе означает «рыбья кость». В «голове» скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.

Слайд 15

Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д.

Слайд 16

Прием «Дискуссия на подиуме» Дискуссия на подиуме – это прием, с помощью которого участники могут высказать свое мнение по определенной теме. Ученики делятся на три группы: за, против и сомневающиеся (зрители). Первая группа (За) выдвигает проблему и способ ее решения, а вторая группа (Против) опровергает их мнение и приводит свой аргумент. Зрители – сомневающаяся группа, которая слушает ответы двух групп и задает вопросы.

Слайд 17

На послетектовом этапе можно предложить следующие формы работы: Прочтите текст и выразите свое согласие ( несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текста. Распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них. Ответьте на вопросы к тексту. Составьте план прочитанного. Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста. Скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей. Определите основное коммуникативное намерение автора текста. Назовите основную, на ваш взгляд, функцию прочитанного текста (информативная, оценочная, воздействующая или функция убеждения). Cкажите , что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему.

Слайд 18

У учащихся формируются такие ключевые компетенции и универсальные учебные действия , как: - давать определения понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснение на основе установленных причинно-следственных связей; - строить логические рассуждения, делать выводы; -способность определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста; -находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; -соотносить информацию из разных частей текста; -делить текст на смысловые части, составлять план текста;

Слайд 19

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание; уметь аргументировать свою точку зрения; - слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной.

Слайд 20

Описание задания : учащиеся читают тексты объявлений и ищут подходящего друга по переписке для детей; выражают свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текстов; пишут свое собственное объявление на основе прочитанных текстов. Таким образом, учащиеся оценивают достоверность информации на основе сравнения информации из нескольких источников; создают собственные тексты, применяя прочитанную информацию.

Слайд 21

Описание задания : учащиеся читают текст и нумеруют картинки в той последовательности, в которой события, изображенные на них встречаются в тексте. Учащиеся определяют место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Слайд 23

Описание задания : учащиеся изучают карту Германии и отвечают на вопросы. Использование знаково-символических средств при решении учебно-практических задач. Интерпретация информации, ответы на вопросы, используя неявно заданную информацию. Умение решать различные коммуникативные задачи.

Слайд 24

Описание задания : учащиеся читают текст «Будьте здоровы!» и отвечают на вопросы, предложенные после текста. Учащиеся ориентируются в содержании текста, отвечают на вопросы, находят в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Слайд 25

Описание задания : 5 учениц учатся в разных классах. У каждой из них есть любимый предмет и любимый вид спорта. Учащиеся планируют этапы исследования; соотносят факты с общей идеей текста, устанавливают простые связи, не показанные в тексте напрямую; соотносят информацию из разных частей текста, сопоставляют основные текстовые и внетекстовые компоненты.

Слайд 26

Девочка, которая играет в сквош, любит математику и не является ученицей 5 класса. Дорис учится в 3 классе, а Сабина любит бадминтон. Девочка, которая любит бадминтон, учится во 2 классе. Девочка, которая учится в 4 классе, любит плавать, а Элизабет любит химию. Элис учится в 6 классе и любит сквош, но не любит географию. Девочка, которая любит химию, с удовольствием играет в баскетбол. Девочка, чей любимый предмет биология, охотно играет в бадминтон. Николь любит историю, но не любит теннис.

Слайд 27

Имя Класс Предмет Вид спорта

Слайд 28

В заключение, необходимо вернуться к тезису, изложенному выше, о том, что чтение носит характер универсального учебного действия и определяет успешность обучающегося по всем изучаемым предметам. Успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на формирование познавательных универсальных действий. Иностранный язык может и должен развивать речевую деятельность обучающихся .

Слайд 29

Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что чтение информативных текстов способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации: формирует лингвострановедческую и интеркультурную компетенцию; положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние учащихся, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре. При отборе текста нужно учитывать тематику текста и наличие в нём проблемной ситуации. И то, и другое повышает мотивацию чтения, создаёт определённый психологический настрой, способствует повышению речевой активности учащихся, вызывает их на разговор, обсуждение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования метапредметных компетенций у обучающихся в условиях осуществления межпредметного взаимодействия в учебном процессе

Работа посвящена анализу возможностей взаимодействия физики и математики в образовательном процессе....

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....

Навыки исследовательской деятельности для создания творческих проектов обучающегося. Формирование метапредметных компетенций

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умен...

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

Методический семинар "Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций"

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способн...

Пути формирования метапредметных компетенций на уровне основного об-щего и среднего образования в рамках работы с одарёнными детьми. Публичное выступление. (обобщение опыта на основе проекта «Конкурс спикеров «In search of unknown»»)

Представленный педагогический проект "Конкурс спикеров «In  search of unknown»" имел целью создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие и...