Пути формирования метапредметных компетенций на уровне основного об-щего и среднего образования в рамках работы с одарёнными детьми. Публичное выступление. (обобщение опыта на основе проекта «Конкурс спикеров «In search of unknown»»)
проект по английскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жужома Оксана Александровна

Представленный педагогический проект "Конкурс спикеров «In  search of unknown»" имел целью создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в коммуникацию. Вы познакомитесь с технологией создания конкурса, положением первого конкурса, критериями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с Амурзет»

Пути формирования метапредметных компетенций на уровне основного общего и среднего образования в рамках работы с одарёнными детьми.

Публичное выступление.

(обобщение опыта на основе проекта

«Конкурс спикеров «In search of unknown»»)

Автор: учитель английского языка

                                                                                       высшей категории

Жужома Оксана Александровна

                                                                                 

Амурзет, 2023


Содержание

  1. Введение
  1.  Условия становления и развития проекта
  2. Актуальность проекта
  3. Сроки работы над проектом
  4. Диапазон проекта
  5. Новизна проекта

  1. Технология создания проекта
  1. Определение цели
  2. Постановка задач, способствующих достижению данной цели
  3. Описание содержания проекта и средств достижения

  1. Результативность проекта
  2. Библиографический список


1.  ВВЕДЕНИЕ

  1. Условия возникновения проекта

Современное общество со своими темпами развития, с обрушивающимся информационным потоком и реализацией новаторских идей предъявляет совершенно новые требования к своим гражданам.  Необходима не только высокая активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Эти качества характерны одарённым и талантливым личностям. Выявление, обучение и воспитание таких детей составляет одну из главных задач совершенствования государственной системы образования.

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Одно из направлений моей деятельности и ориентировано на работу с творчески одарёнными детьми, успешно осваивающими общеобразовательную программу и стремящимися к дальнейшему интеллектуальному росту. Система моей работы включает в себя методы и приёмы, предназначенные для развития у школьников творческих способностей, которые позволят им в будущем достигнуть определенных высот в выбранной области и в умении использовать этот язык в реальной коммуникации.

          Для того, чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении.

Источники создания мотивации (по классификации В.П. Гурвича):

  1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
  2. Мотивация успеха - если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранным языкам значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
  3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
  4. Эстетическая мотивация - многие методисты высказывают мысль о том, что учащиеся должны изучать иностранный язык не только потому, что им нужно знать язык, а потому что изучение языка - удовольствие.
  5. Инструментальная мотивация - исходя из работы мозга, темперамента каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ. Учет инструментальной мотивации состоит в том, чтобы дать возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Педагогический опыт показывает, что для того, чтобы развивать устную речь необходимо создавать определенные условия - это знание темы, владение соответствующим языковым материалом, понимание ситуации и наличие стимула для высказывания. Очень часто на умение выступать перед аудиторией влияют психологические моменты. Поэтому необходимо помочь обучающимся преодолеть этот барьер. Таким образом, перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка коммуникативных компетенций в учебной деятельности через творческую самореализацию.

  1.  Актуальность проекта:

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.

Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

Следовательно, актуальность выбора   данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

Таким образом, ведущей педагогической идеей данного проекта является создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в коммуникацию.

1.3.  Длительность работы над проектом.

        Работа над проектом охватывает период с 2018 г. по 2022 г. Работа велась поэтапно до момента организации первого конкурса «In the search of unknown». Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, сбор информации по проблеме, анализ методической литературы. На формирующем этапе проводилась практическая работа. На заключительном этапе обобщался опыт. Растущее из года в год число участников конкурса показало успешность работы по внедрению проекта во внеурочную деятельность не только лицея, но и Пермского края. И после окончания работы непосредственно над проектом, конкурс живёт дальше. Каждый год ребята публично выражают свои мысли перед аудиторией.

1.4.  Диапазон проекта.

Представленный педагогический проект сначала был рассчитан на категорию 6-11 классов. Затем, по просьбам учителей, конференция значительно помолодела и сейчас в конференции принимают участие ребята, обучающиеся в 4-3 классах. Также добавилась и секция немецкого языка.

1.5. Новизна опыта

Новизна проекта заключается в создании благоприятных условий для развития и саморазвития не только старшеклассников, но обучающихся начальной школы, а также повышении качества образования, получении учащимися необходимых знаний, умений и навыков в свете новых требований Федеральных Государственных образовательных стандартов.

2. ТЕХНОЛОГИЯ  

2.1. Работая в течение многих лет с учащимися, мной было замечено, что многие ребята не хотят и не умеют выступать перед классом и другой публикой на иностранном языке, хотя вполне разбираются в теме. Наблюдая за ребятами и беседуя с ними, мной были выявлены следующие проблемы, мешающие красиво представить свою речь: страх перед выступлением (глоссофобия), страх ошибки, неумение применить свои знания, неумение рассчитывать время выступления, неумение логично выразить свои мысли.

    Таким образом, обобщая свой педагогический опыт, хочу рассказать, как создаю для обучающихся условия для формирования коммуникативной компетенции, как организую личностно значимую для них деятельность, как помогаю обучающимся самостоятельно приобретать не только знания, умения и навыки, но и усваивать общечеловеческие ценности, как способствую тому, чтобы ребята добивались результатов и личностных, и метапредметных, и  предметных.

2.2. Цель моего проекта по развитию коммуникативных способностей учащихся -  создание условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся посредством реализации их творческих способностей во внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решать конкретные задачи:

  1. Способствовать развитию самостоятельной работы, организованной в соответствии с личным интересом каждого обучающегося;
  2. Создавать атмосферу творческого поиска в условиях речевого общения обучающихся вне уроков английского языка;
  3. Стимулировать рост познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.  

Предполагаемые результаты:

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания;

Метапредметные  результаты:

  • Регулятивные: умение осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • Коммуникативные:

- умение учитывать разные мнения; умение сотрудничать в группе

    -  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности

  • Познавательные: проводить анализ языкового материала под руководством учителя

Предметные результаты:  обогащение активного словарного запаса по выбранной теме, расширение объёма используемых в речи грамматических средств , необходимых для выражения своих мыслей

 

2.3. Работу над проектом можно разделить на несколько этапов:

  • Начальный (Подготовительный) 
  • Формирующий (Написание проекта)
  • Практический (Организация конкурса)
  • Заключительный (Обобщение опыта и результаты)
  1. Начинали мы с введения факультатива «Красивая речь – половина успеха» во всех параллелях лицея (7-11 классы). Затем наше методическое объединение внедряет такую форму работы как Клуб «Дебаты». Была изучена и скорректирована с учётом специализации нашего учебного заведения методика подготовки, каждый год с участием студентов принимаются темы для обсуждения на английском языке. (Обсуждались такие темы как «Закон Димы Яковлева», «Мужчины и Женщины. Кто умнее, красивее, лучше», «Заботится ли о нас правительство», «Подростки в современном обществе»). Следующим шагом в работе над темой «Публичное выступление» была разработка номинации «Публичное выступление на английском языке» в метапредметной олимпиаде ФУРА (Федерация умных, развитых, активных), посвященная году театра. Командам-участникам школ Верхнекамья было предложено через использование QR-технологий исследовать историю театров г. Пермь, создать афишу и презентовать на английском языке рекламу театрального спектакля. 
  2. Но тема требовала развития, так как всё больше обучающихся интересовались подобным форматом работы. Уверена в том, что исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Так и появилась идея для дальнейшего развития нашей работы в рамках краевого проекта Высшей Школы Экономики «Университетско-школьный кластер».

После выбора темы проекта (конкурс «In search of unknown»), обоснования актуальности выбранной темы проекта, формулировки цели и задач проекта, мы приступили к основной части: составлению положения конкурса. (Приложение № 1)

 Мы старались учесть все составляющие успешной подготовки и выступления:

  • определена цель конкурса;
  • возрастные группы;
  • продолжительность выступления для каждой возрастной группы;
  • порядок и сроки проведения конкурса;
  • регламент как школьного, так и краевого этапов;
  • также было решено, что использование презентаций и групповое участие запрещается;
  • разрабатываются темы на каждый конкурс
  • разработаны план выступления и критерии оценивания:

В своем выступлении обучающийся должен обосновать выбор темы, сказать о ее актуальности, привести доказательства своей точки зрения, а также после выступления быть готовым ответить на вопросы жюри.

 План выступления спикера:

  1. Краткое представление (фамилия имя, класс, школа)
  2. Название выбранной темы и подтемы
  3. Актуальность выбранной  подтемы
  4. Доказательства и доводы в поддержку подтемы
  5. Личное мнение по данной подтеме
  6. Итог или/и вывод по данной подтеме.

В выступлении спикера приветствуется эмоциональность. Участник конкурса должен говорить своими словами, а не по конспекту. Используемые в выступлении цитаты должны быть точными, возможно использование пословиц, поговорок.

Основные критерии оценки выступлений:

  1. Соответствие выступления выбранной теме и соблюдение плана выступления (логичность и последовательность изложения).
  2. Доказательство актуальности выбранной подтемы.
  3. Культура речи, умение презентовать материал, убеждать и воздействовать на аудиторию голосом, мимикой, жестами.
  4. Уровень владения языком (фонетическое оформление речи, лексика, грамматика).
  5. Умение отвечать на вопросы.

Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как доброжелательная обстановка и положительный эмоциональный климат. Поэтому так важно правильно подобрать членов жюри. В их обязанности входит прослушивание выступления конкурсанта, общение с ним (задают вопросы по теме выступления) , оценка выступления участников и составление протоколов.

После подведения итогов, участников ждёт церемония награждения. Официальное представительство компании «Релод» в Пермском крае является спонсором нашего проекта. Победители получают в качестве призов книги, сертификаты на обучение на курсах английского и немецкого языков.  

После конкурса я заполняю установленную форму отчёта. (Приложение № 2)

  1. Результативность проекта.

За всё время работы проекта в нём приняли участие   236    обучающихся:

 2018 г. –  2019 г.    -  48    участников;

2019 г. –  2020 г.     -   67 участников;

2020 г. –  2021 г.    -   48 участников; (карантин и дистанционный формат)

2021 г. –  2022 г.    -    73 участника.

  1. Для некоторых обучающихся наш конкурс является ступенькой к участию в следующем этапе: в краевой конференции спикеров на английском языке «We discover the world» для 10-11 классов в гимназии №10 г. Пермь, созданную при НИУ ВШЭ. Каждый год ребята привозят оттуда призовые места.
  2. Дальше обучающиеся участвуют во Всероссийской конференции для студентов «iTell», которая проводится на базе Высшей школы экономики. Ребята также выигрывают призовые места, соревнуясь уже со студентами 3-4 курсов (Приложение № 3 ).
  3. Также в рамках проекта была проведена педагогическая мастерская  «Номинация «Спикер», где мы поделились опытом подготовки участников конкурсов и конференций спикеров и работе по развитию коммуникативной компетенции «публичное выступление» на уроках.

Таким образом, можно говорить об эффективности работы проекта, поскольку число участников увеличивается. Даже в дистанционном формате количество участников не упало ниже первоначального уровня. Всеми сторонами участников отмечается высокий уровень подготовки конкурсантов. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, они приобретают уверенность в своих силах. Также каждый год отмечается высокий уровень организации конкурса и слаженная работа как взрослой так и детской команды, которая отвечает за техническую сторону конкурса.

Творческая самореализация учащихся способствует развитию их коммуникативной компетенции, умению самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, создавать на ее основе новую и делает процесс творческим, сжатым и целенаправленным, а обучающихся раскованными и активными.

  1. Библиографический список
  1. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2004. – 384 с.
  2. Клюева, Н.В. Педагогическая психология/ Н.В. Клюева. – М.: Владос пресс, 2006.-399с.
  3. Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку [Текст]. – М.:2008
  4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
    говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  5. Савченко, Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка/Г.А.Савченко. - М.: Изд-во Панорама, 2006.- 62 с.

Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №1 г.

C:\Users\1\Desktop\huge.jpg

Положение о проведении

I Конкурса спикеров

на английском языке

«In search of unknown»

2018-2019

Конкурс проводится на английском языке. В проведении конкурса предусмотрено два тура: школьный и краевой.

1.Основные цели Конкурса:

Основными целями конкурса являются развитие у обучающихся творческих способностей, повышение мотивации к изучению английского языка, развитие навыков самостоятельной работы и коммуникативных навыков, создание условий для поддержки одаренных детей, а также распространение социокультурных знаний, связанных с историей и культурой англоязычных стран.  

2.Организаторы конкурса:

Кафедра учителей иностранных языков МАОУ Лицей № 1.

3. Участники конкурса:

Конкурс проводится по следующим возрастным группам:

 1)     6 - 7 классы             Elementary            

 2)     8   - 9классы           Pre- Intermediate- Intermediate   

 3)     10– 11классы       Upper-Intermediate - Advanced

          

4. Порядок и сроки проведения конкурса:

В проведении конкурса рекомендованы  2 тура:

1.Школьный тур конкурса проводится на английском языке внутри школы.

2. Краевой тур  – очный – проводится в один день.

    4.1. Регламент школьного тура:

  • Жюри формируется из числа учителей английского языка.
  • На школьный тур представляются темы от класса (количество не регламентировано).
  • За два дня до школьного тура необходимо представить жюри распечатанный текст выступления.
  • Рекомендуемое время защиты каждой темы:

1 категория (6-7 класс) – не более 3-х минут;

2 категория (8-9 класс) – не более 4-х минут;

3 категория (10-11) - не более 7 минут.

  • Использование презентаций и групповое участие в Конкурсе не допускаются.

4.2. Регламент краевого тура:

  • На краевой тур каждое ОУ представляет лучшие темы школы (количество не ограничено)
  • Заявки на участие в Конкурсе (приложение 1) направляются до 30 октября 2018 года на адрес электронной почты …….с обязательной темой «Конкурс спикеров».
  • Конкурс проводится 10 ноября 2018 года в 12.00 в……. по адресу:………., в соответствии с Программой конкурса.
  • Участники представляют рассуждения по выбранной теме. В рамках выбранной тематики, участник определяет сам подтему выступления. Темы даны в приложении 2.
  • Продолжительность выступления определяется категорией участников:

1 категория (6-7 класс) – не более 3-х минут;

2 категория (8-9 класс) – не более 4-х минут;

3 категория (10-11) - не более 7 минут.

  • Использование презентаций и групповое участие в Конкурсе не допускаются.
  • Участникам необходимо при регистрации предоставить текст выступления в печатном виде (приложение 3).

5. Выступление и критерии оценивания

В своем выступлении обучающийся должен обосновать выбор темы, сказать о ее актуальности, привести доказательства своей точки зрения, а также после выступления быть готовым ответить на вопросы жюри.

5.1. План выступления спикера:

  1. Краткое представление (фамилия имя, класс, школа)
  2. Название выбранной темы и подтемы
  3. Актуальность выбранной  подтемы
  4. Доказательства и доводы в поддержку подтемы
  5. Личное мнение по данной подтеме
  6. Итог или/и вывод по данной подтеме.

В выступлении спикера приветствуется эмоциональность. Участник конкурса должен говорить своими словами, а не по конспекту. Используемые в выступлении цитаты должны быть точными, возможно использование пословиц, поговорок.

5.2. Основные критерии оценки выступлений:

  1. Соответствие выступления выбранной теме и соблюдение плана выступления (логичность и последовательность изложения).
  2. Доказательство актуальности выбранной подтемы.
  3. Культура речи, умение презентовать материал, убеждать и воздействовать на аудиторию голосом, мимикой, жестами.
  4. Уровень владения языком (фонетическое оформление речи, лексика, грамматика).
  5. Умение отвечать на вопросы.

6. Жюри  Конкурса

  • Для оценки выступлений участников создается жюри Конкурса.
  • Жюри осуществляет оценку выступления участников Конкурса в соответствии с настоящим Положением, определяет победителей и призеров Конкурса.
  • Членами жюри могут быть  лучшие учителя английского языка.
  • Решение жюри оформляется соответствующим протоколом и пересмотру не подлежит.

7.Подведение итогов и награждение

  • Жюри подводит итоги в день проведения Конкурса после завершения выступления всех участников.
  • В каждой категории участников устанавливаются три призовых места (1, 2, 3).
  • Обладателям призовых мест вручаются Дипломы.
  • Учитель, подготовивший учащегося к Конкурсу, получает благодарственное письмо.
  • Участники, не занявшие призовых мест, получают сертификаты участников Конкурса.

8. Контактная информация

Внимание! Трансфер до образовательной организации и обратно является ответственностью отправляющей стороны.

Приложение 1

Заявка на участие

в Региональном Конкурсе спикеров

Внимание! Все пункты анкеты заполняются без сокращений.

Территория Пермского края

ФИ участника (полностью)

Наименование образовательного учреждения  

Класс

Контактный телефон

Формулировка выбранной темы

Ф.И.О. учителя, который готовит участника к участию в Конкурсе, контактный телефон

Приложение 2

Темы Конкурса

Teen’s Life

  1. Every child or teen should have a hobby that brightens his or her life.
  2.  Teens should not be allowed mind-altering drugs of any sort.
  3. Five personal values you appreciate most of all.
  4. Volunteering is one of the ways to show off. Do you agree?
  5. Some school subjects shouldn’t be compulsory.
  6. Being  a member of such youth organization as RDSH' is a fashionable fad.
  7. Different forms of social media are replacing the need for face to face communication
  8. What do you think is the quickest legal way of making a lot of money for a teenager?
  9. What is the one thing you would most like to change about the world?
  10. Is it more important to love or be loved?

Приложение 3

Образец оформления текста выступления

Фамилия Имя Отчество выступающего

Класс

Школа

Город

Название темы и подтемы (на английском языке)

(Далее текст выступления)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

"Работа с одарёнными детьми" - содержание выступления на вебинаре РУМО

Основные этапы в работе учителей МО с одарёнными детьми....

Обобщение инновационного педагогического опыта «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании».

Цель  опыта:1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.2. Обучение педагоги...

Диссеминация педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уровне основного общего и среднего общего образования на уроках математики

обобщение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уроках математики. В презентации приведены примеры использования различных заданий на разных этапах урока...