Итоговая работа по курсу «Функциональная грамотность как метапредметный результат на уровне основного общего образования: инструменты формирования и основные смыслы оценивания (читательская грамотность)»
методическая разработка (7 класс)

Кабанова Валентина Петровна

Итоговая работа на тему: «Комплект заданий по тексту Л Яхнина «Последняя рубашка »

для оценки уровня читательской грамотности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа

по курсу  

«Функциональная грамотность как метапредметный результат на уровне основного общего образования: инструменты формирования и основные смыслы оценивания (читательская грамотность)»

 

(по государственному заданию Самарской области)

на тему «Комплект заданий по тексту Л Яхнина «Последняя рубашка »

для оценки уровня читательской грамотности»

группа № ID: 16771.

(дата курсов: 22.04-26.04 2024 г.)

                                                                                   

                                                                           2024 год

 Методическая справка (класс-7, предмет-литература, уровни сложности заданий-средний, высокий, тип предлагаемого текста-сплошной)

ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА

 

Один человек слыл очень добрым. Он и сам говорил про себя:

  • Я готов отдать последнюю рубаху.

И отдал бы любому, не задумываясь. Только какую рубашку считать последней? Ту, которую только что купил? Она не последняя, а новая. А может быть, ту, что купил первой? Так она не последняя, а первая. Это каждому ясно. Да и где она? Давно сносилась.

Если бы не эта путаница, тот человек и впрямь готов был отдать последнюю рубаху. Хоть сейчас! Вот только разберётся, какая из них последняя.

Нет, всё-таки недаром слыл тот человек добрым! Он и сам этого не скрывал и всегда говорил:  

  • Да я готов последнюю рубашку отдать!

 

                                                                                                                        (Л. Яхнин)

Задание 1

 

Прочитайте текст «Последняя рубашка». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

 

Как соотносится предложение «И отдал бы любому, не задумываясь» с содержанием всего абзаца?

 

Отметьте один верный вариант ответа.

 

  • содержит основную мысль, которая раскрывается в абзаце
  • противоречит содержанию абзаца
  • является выводом из содержания абзаца  заключает в себе ответ на вопросы, которые задаются в абзаце

Задание 2  

 

Воспользуйтесь текстом «Последняя рубашка». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

 

Какую из приведённых ниже фраз герой адресует самому себе?  

 

Отметьте один верный вариант ответа.

 

  • «Я готов отдать последнюю рубаху».

«Только какую рубашку считать последней?»  «Да и где она?»  Ни одну

Задание 3

 

Воспользуйтесь текстом «Последняя рубашка». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

 

Как характеризуют героя рассказа слова «сам этого не скрывал» в последнем предложении текста?  

 

Отметьте один верный вариант ответа.

 

  • как человека, способного признать свои ошибки и слабости
  • как человека, открытого к дискуссии
  • как уверенного в себе человека, у которого есть ответы на все вопросы
  • как человека, создающего ложное представление о себе

Задание 4

 Запишите свой ответ на вопрос:

 

«Для чего герой пускается в рассуждения о том, какую рубашку считать последней?»

 

Запишите свой ответ.

 

 

 

Задание 5 

Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

 

Что, по вашему мнению, хочет выразить автор предложением: «Нет, всё-таки недаром слыл тот человек добрым!»?

 

Отметьте один верный вариант ответа.

 

  • Автор хочет сказать, что слухам надо верить.  Автор пытается убедить читателя, что на свете много добрых людей.
  • Автор противопоставляет своё мнение мнению большинства.
  • Автор иронизирует над героем рассказа.

Задание 6

 

Воспользуйтесь текстом «Последняя рубашка», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

 

Для чего автор почти дословно повторяет первые три предложения в конце текста?  

 

Отметьте один верный вариант ответа.

 

  • чтобы создать ощущение незавершённого повествования
  • чтобы подтвердить мысль, высказанную в начале рассказа
  • чтобы читатель увидел в тех же фразах новый смысл
  • чтобы обратить внимание читателя на новые детали

Задание 7

 

Воспользуйтесь текстом «Последняя рубашка». Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ.

 

Продолжите фразу, данную ниже.  

 

По замыслу автора, герой должен вызывать у читателя…

 

  • сочувствие.
  • удивление.
  • отторжение.
  • улыбку.

 

Объясните свой ответ.

 

 

 

                                    ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (7 класс)

Характеристики заданий и система оценивания

 

ЗАДАНИЕ 1. «ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА».

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: внутренний мир человека
  • Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа 
  • Объект оценки: обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 
  • Максимальный балл: 1 

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ 2 (противоречит содержанию абзаца).

0

Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.

 

 

ЗАДАНИЕ 2. «ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА».  

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: внутренний мир человека
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный  
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа 
  • Объект оценки: понимать чувства, мотивы, характеры героев 
  • Максимальный балл: 1 

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответы 4 («Ни одну»).

0

Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.

 

 

ЗАДАНИЕ 3. «ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА».

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: внутренний мир человека
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа 
  • Объект оценки: понимать значение слова или выражения на основе контекста 
  • Максимальный балл: 1 

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ 4 (как человека, создающего ложное представление о себе).

0

Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.

         

ЗАДАНИЕ 4. «ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА».

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: внутренний мир человека
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной  
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом 
  • Объект оценки: понимать чувства, мотивы, характеры героев 
  • Максимальный балл: 2 

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Дан ответ, в котором выражены мысли о том, что герой хочет оправдать себя, придумать отговорки, почему он не может отдать последнюю рубашку, но при этом выглядеть в глазах других добрым, бескорыстным.

Примеры ответов: 

  • Герой пытается оправдать свое нежелание делиться с кем-то тем, что у него есть.
  • Он просто ищет отговорки, чтобы ничего не отдавать.
  • Герой пускается в это рассуждение для того, чтобы как бы оттянуть момент, когда ему придется отдать рубашку. Он вроде и готов её отдать, так как нас с детства учат помогать другим, но в силу человеческого эгоизма пытается найти способ оставить её себе.
  • Он не будет отдавать никакую рубашку, но пытается это не показывать.
  • Мне кажется, герой пытается запутать своего собеседника про рубашку, чтобы достичь уважения и мысли, что он добрый человек. 

1

Дан ответ, в котором выражена мысль о том, что герой не собирается ничего отдавать.

Примеры ответов: 

  • Чтобы не отдавать никакую рубашку.
  • Герой пускается в рассуждения о том, какую рубашку считать последней, для того чтобы «отвертеться» и не отдавать её. 

0

Другой ответ или ответ отсутствует, в том числе не принимаются ответы, где говорится, что герой готов отдать последнюю рубашку, но не знает, как это сделать, ответы, в которых говорится о целях автора, а не героя.  

Примеры ответов: 

  • Этими рассуждениями героя автор хочет показать его истинное жадное лицо (ответ о намерениях автора, а не героя). 
  • Герой пускается в рассуждения для того, чтобы показать нам, что тот человек только слыл добрым, но на деле не был готов делиться с окружающими, ссылаясь на путаницу в понятиях (ответ о намерениях автора, а не героя).
  • Герой готов отдать последнюю рубашку.
  • Герой сомневается, какую именно рубашку он должен отдать.
  • Чтобы пояснить людям, что выражение «отдать последнюю рубашку», это термин, говорящий прямым текстом о том, что этот человек готов отдать практически всё ради других.  
  • Чтобы понять, на что он готов ради других людей. В зависимости от ответа он поймет для себя, какой он человек.
  • Для того чтобы читатель сам задумался о значении последней рубахи.
  • Сомнения героя говорят о том, что он привык во всём искать истину.

ЗАДАНИЕ 5. «ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА».

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: внутренний мир человека
  • Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа 
  • Объект оценки: понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором приёма 
  • Максимальный балл: 1 

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ 4 (Автор иронизирует над героем рассказа).

0

Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.

 

 

ЗАДАНИЕ 6. «ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА».

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: внутренний мир человека
  • Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа 
  • Объект оценки: оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 
  • Максимальный балл: 1 

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ 3 (чтобы читатель увидел в тех же фразах новый смысл).

0

Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.

 

ЗАДАНИЕ 7. «ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА».

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: внутренний мир человека
  • Компетентностная область оценки: Оценить содержание и форму текста
  • Контекст: личный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности задания: высокий
  • Формат ответа: Комплексное задание с выбором ответа и объяснением 
  • Объект оценки: Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте 
  • Максимальный балл: 2 

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Выбран ответ 3 (отторжение) и приведено объяснение, в котором указывается на то, что герой изображён сатирически, он хочет выглядеть тем, кем не является на самом деле, оправдывает свою чёрствость.  

Примеры ответов: 

  • Отторжение. Герой утверждает, что он готов отдать последнюю рубашку, а на самом деле он совсем не хочет этого делать.  
  • Отторжение. Вывод автора ироничен, т.к. герой в действительности совсем не похож на человека, готового делиться «последней рубашкой».
  • Отторжение. Это сатира.
  • Отторжение. Человек, который пытается казаться добрым, на деле будучи злым, хитрящим, не должен вызывать положительные эмоции, такой человек всегда вызывает отторжение, ведь его эмоции ненастоящие, его помыслы никому неизвестны, он скрывает их за тенью доброты. Поэтому, когда автор его обличает, можно сказать, срывает маску доброты с его лица, именно тогда раскрывается ничтожность описываемого человека, именно тогда он вызывает у читателя отвращение. 

1

Выбран ответ 3 (отторжение), объяснение не приведено либо неверно, недостаточно, неясно; ИЛИ выбран ответ 4 (улыбку), но объяснение верно, в нем есть указание на иронию, неискренность героя.  

Примеры ответов: 

  • Отторжение. Этот герой мне не нравится.  
  • Улыбку. Автор всячески иронизирует над героем рассказа, высмеивая его несогласованность в словах и поступках. Это сделано для того, чтобы читатель улыбнулся, осознав, что такие люди существуют.
  • Улыбку. Герой так говорит, чтобы люди поверили, а на самом деле он не такой каким себя представляет. 

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Примеры ответов: 

  • Улыбку. Потому что герой ведет себя как положительный герой, который готов на прийти на помощь. Мне кажется, читатель должен улыбнуться изза того, что на земле могут быть ещё такие хорошие люди.
  • Улыбку. Я считаю, что у читателя это произведение должно вызвать улыбку, так как персонаж является комичным в силу своей наивности.
  • Улыбку. Потому что у главного героя смешная путаница, он запутался, какую рубашку можно считать последней и есть ли она вообще.
  • Удивление. Вызывает удивление, какой человек добрый. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема преемственности и развития метапредметных результатов начального и основного общего образования

В образовании преемственность - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного проц...

«Обеспечение преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования»

Анализ проблем преемственности на этапе начальная школа-основная школа. Приведены примеры несформированных метапредметных результатов....

Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание  на метапредметных технологиях, применяемых на ур...

Индивидуальные проекты обучающихся: достижение метапредметных планируемых результатов на уровне основного общего образования

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...

« Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »

Выступление « Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »...

Диссеминация педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уровне основного общего и среднего общего образования на уроках математики

обобщение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уроках математики. В презентации приведены примеры использования различных заданий на разных этапах урока...

Комплекс заданий по работе с аутентичными материалами при обучении иностранному языку на уровне основного общего образования

Комплекс разработан на основе УМК Spotlight 9 и современных федеральных образовательных стандартов....