Формирование функциональной грамотности как метапредметный результат освоения программы по английскому языку на уровне основного и среднего образования.
методическая разработка
Данная разработка посвящена теме формирования функциональной грамотности обучающихся через развитие метапредметных компетенций
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности как метапредметный результат освоения программы по английскому языку
на уровне основного и среднего образования.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – сформировать у него общеучебные умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач.
В Федеральных государственных образовательных стандартах понятие функциональная грамотность находит отражение в требованиях к метапредметным результатам для основного и среднего общего образования.
Передо мной, как учителем, встала проблема выстраивания системы работы, способствующей достижению метапредметных результатов. В процессе педагогического поиска я нашла решение через компиляцию приемов, методик и технологий, объединяющие концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства организации учебного процесса, которые школьник может использовать при изучении любого предмета в общем и, английского языка, в частности. Таким образом, грамотное сочетание различных приемов работы, направленных на индивидуальное развитие личности, помогают мне формировать у обучающихся самостоятельное мышление, навыки принятия решения, планирования, работы с информацией, сотрудничества с другими людьми, что является метапредметными результатами.
Одним из базовых методов в практике обучения английскому языку применяю проблемное обучение, которое определяет в качестве приоритетных задач достижения метапредметных результатов иноязычного образования.
Создание проблемности в учебной деятельности происходит через погружение обучающихся в проблемные задачи, задания, вопросы. На каждом этапе урока используется система упражнений, в основе которой заложена проблемная ситуация и организован поиск возможных путей решения. Для создания учебной ситуации необходимо знать компоненты, входящие в ее смысловое содержание. К компонентам смыслового содержания ситуации относятся следующие: цель, участники, место и время общения.
Такая форма организации образовательной работы связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусств) и предполагает наличие умений, характерных для исследовательской деятельности, а именно, познавательных универсальных учебных действий. Например, при выполнении реферативной и исследовательской работы ученик может использовать один и тот источник информации. Однако, при выполнении исследовательской работы обучающийся сопоставляет данные первоисточников, анализирует их, самостоятельно формулирует выводы по результатам проведённого исследования.
За последние 5 лет работы в рамках исследовательской деятельности мои обучающиеся результативно представили свои работы на конкурсах и конференциях исследовательских работ, таких как Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского, конкурс исследовательских работ Малой Академии наук «Шаги в науку», Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Знакомство обучающихся с методами анализа и приемами познания сложных систем необходимо совмещать с обучением навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации, что является одним из компонентов метапредметных результатов. Именно они и составляют основу функциональной грамотности. При этом появились новые технологии, которые повлияли на характер чтения и передачи информации, возникла потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, обучаться, используя различные источники информации одномоментно. Именно поэтому должны быть сформированы универсальные учебные действия при работе с информацией, которые могут быть использованы в различных жизненных ситуациях, что отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования. Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.
При этом возрастающий поток информации требует новых подходов для организации работы с ней современного школьника. Основу мышления современного школьника теперь составляют не столько понятия, сколько смысловые образы, создаваемые с помощью визуального мышления. Учитывая эту особенность, считаю наиболее действенным инструментом обучения, дающим хорошие перспективы развития, приемы визуализации, а именно применение инфографики в своей практике. Что неоднократно было представлено на мастер-классах для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации учителей английского языка, проводимых ГАОУ ДПО ИРОСО имени заслуженного учителя РФ В.Д.Гуревича.
Результатом моей работы в данном направлении является овладение обучающимися системой универсальных учебных действий, а именно, сформированность когнитивных навыков у обучающихся, социальных навыков и эмоционального интеллекта, а также формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управление собой, самодисциплины, устойчивого повеления.
Таким образом, формирование функциональной грамотности обучающихся посредством достижения метапредметных результатов является основным методическим направлением в моей работе. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-диагностических материалов результатов освоения программы по английскому языку, 8 класс
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных результатов освоения основной образовательной программы по английскому языку в 8 классе (углубленный уровень...

ПЛАНИРУЕМЫE РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫE РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Мониторинг сформированности УУД Формирование универсальных учебных действий при при освоении программы по химии на уровне среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО
Одним из объектов внимания, связанных с вопросами преемственности и интеграции стандартов школьных ступеней образования, является проблема освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД). ...

Диссеминация педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уровне основного общего и среднего общего образования на уроках математики
обобщение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уроках математики. В презентации приведены примеры использования различных заданий на разных этапах урока...

Итоговая работа по курсу «Функциональная грамотность как метапредметный результат на уровне основного общего образования: инструменты формирования и основные смыслы оценивания (читательская грамотность)»
Итоговая работа на тему: «Комплект заданий по тексту Л Яхнина «Последняя рубашка »для оценки уровня читательской грамотности»...
Сборник упражнений по формированию функциональной грамотности и метапредметных компетенций у учащихся 5–6 классов с учетом регионального компонент
Сборник по формированию функциональной грамотности для 5 – 6 классов — это универсальный инструмент для отработки и закрепления навыков понимания, анализа и использования информации.Требов...
Сборник упражнений по формированию функциональной грамотности и метапредметных компетенций у учащихся 5–6 классов с учетом регионального компонента №2
Сборник по формированию функциональной грамотности для 5 – 6 классов — это универсальный инструмент для отработки и закрепления навыков понимания, анализа и использования информации.Требов...
