«Обеспечение преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования»
статья по русскому языку на тему

Надежда Анатольевна Малкова

Анализ проблем преемственности на этапе начальная школа-основная школа. Приведены примеры несформированных метапредметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обеспечение преемственности в
формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования»

Подготовила: Малкова Надежда Анатольевна

02.10.2016 год

Притча «Встречающий рассвет»

Жил-был человек. И было у него обыкновение: он поднимался каждый день утром до рассвета, выходил на берег моря, встречал зарю и молился Богу.

Сын его вырос и тоже, как отец, каждый день поднимался утром до рассвета, выходил на берег моря встречать зарю. Но молитву он не произносил.

Вырос у сына сын. Как и отец, он тоже каждый день поднимался утром до рассвета и выходил на берег моря. Только он не знал, зачем это делает.

Чтобы такая ситуация не повторилась нужно в коллективе решать проблемы преемственности, потому что это проблемный вопрос первостепенной важности. В современной школе возникает потребность формирования у обучающегося понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности. 

Преемственность в образовании- это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. 

Преемственностьэто не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

          Переход от начального образования ко второй ступени считается менее болезненным, между тем проблемы адаптации актуальны и значимы в каждом возрастном периоде, а 5 класс - своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классный руководитель за короткое время должен узнать детей, семьи, найти эффективные способы управления деятельностью своих подопечных. Учителю начальных классов предстоит доказать, что хорошо подготовил детей, вооружил их всеми необходимыми знаниями. Чтобы процесс адаптации учащихся прошёл успешно, нужно определить, в чём  конкретно заключаются проблемы преемственности:

•      Увеличение объёма учебной нагрузки

•      Новые учебные дисциплины: история, обществознание, природоведение, ОБЖ, информатика

•      Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения. Приспосабливаются, выбирают модель поведения на каждом конкретном уроке.

•      Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет.

•      Совпадает с переходным возрастом. Это уже младшие подростки, смещаются приоритеты от учителей и родителей – к сверстникам.

•      Ослабление внешнего контроля. Классный руководитель не находится постоянно с учениками.

           Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

           На качество познавательной деятельности в 5-6 (и далее) классах в влияют метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)  умения и навыки, приобретенные в начальной школе.

           Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

          Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

          Особенно важны следующие общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

          - осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);

        Из практики: все комплексные работы основаны на анализе текста, на внимательном его прочтении, на умении находить информацию из текста для ответа на поставленный вопрос. Анализ комплексных работ показывает. Что дети не всегда владеют этими навыками. В 5 классе была комплексная работа «Пингвины». Где речь шла о разных видах пингвинов. На вопрос, «Какой пингвин считается самым крупным?» ученик ответил «королевский», хотя речь в тексте шла об императорском пингвине. На отрицательную оценку по данному вопросу ученик реагировал достаточно бурно и доказывал, что он в принципе прав, при написании ответа он думал об императорском пингвине, а написал «королевский», потому что у него в голове понятия «король и император» сложились в единое целое. Но учитель сумел доказать ему, что он допустил фактическую ошибку, так как в тексте о королевских пингвинах ничего не говорилось.

          - выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;

Из практики: Я практикую ведение конспектов по русскому языку, в которых орфографические и пунктуационные правила схематизируются, переводятся в алгоритмы. Работа по алгоритму, записанному в конспектах, сначала идет с визуальной опорой на алгоритм (1 этап - познание), затем алгоритм должен стать «автоматизированным», и визуальная опора не требуется (2 этап – знание). Многие обучающиеся на первом этапе не умеют применять алгоритмы. На уроках под контролем учителя, они работают со схемами, а при выполнении домашнего задания к алгоритму не прибегают. Выходит, что познание не переходит в знание.

          - описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;

Из практики: Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Данные мыслительные операции используются на всех предметах при классификации объектов изучения.

   Не знание классификации простых и сложных предложений приводит к пунктуационной ошибке при постановке  или отсутствии запятой перед союзом И (задание ЕГЭ 11 класс).

Не знание классификации звуков приведет к ошибке при фонетическом разборе и т.д. Примеров очень много.

          - видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом;

-находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;

Из практики: С введением ФГОС ученик становится активным участником образовательного процесса. Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках. Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает  работу одноклассника, целой группы учеников. 

Минусы взаимопроверки:

-Не сможет самостоятельно оценить работу ученик, который плохо усвоил тему;

-Есть тенденция субъективности (по принципу симпатии).

     И поэтому взаимопроверка ведется по правильным ответам, которые дал учитель или при комментировании учеников. Обязательна вторичная проверка работ учителем.

-обращаться к взрослому с запросом недостающей информации, или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком;

 - склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;

          - вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества.

         Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное — сделает учебу в школе единым образовательным процессом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие одаренности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданн...

Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования

.Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...