Обобщение опыта на муниципальном конкурсе "Учитель года - 2015" по теме "Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы"
опыты и эксперименты на тему

Нестеренко Людмила Дмитриевна

Представление и описание опыта, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»

Тарского муниципального района Омской области

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы»

Автор опыта:

учитель русского языка

и литературы

БОУ «Тарская гимназия №1 »

Нестеренко Людмила Дмитриевна

Тара – 2014

Пояснительная записка

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В Федеральных государственных стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения [9].

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Метапредметы – это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов [12].

Стандарты нового поколения опираются на культурологический и метапредметный подход в изучении литературы. Следовательно, будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего гуманитарного цикла в парадигме культуры.

Актуальность нашего опыта заключается в нескольких позициях:

  • Во-первых, в ходе общения с детьми на уроках и во внеурочное время мы отметили, что обучающиеся средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять «частные» знания, умения на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.
  • Во-вторых, изучив программы и учебники литературы авторов В.Ф. Чертова и В.Я. Коровиной, мы отметили, что большинство из них редко предлагают задания на сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.

Отмеченные недостатки педагогической теории и практики порождают противоречия, которые определяют основные направления нашего опыта: между возросшей потребностью общества в активных, творческих личностях, ориентирующихся в сложных социальных процессах, готовых к самореализации в обществе, и отсутствием действенной связи школьного гуманитарного образования с практикой социокультурной ориентации; между необходимостью культурологической интеграции разнопредметных гуманитарных знаний, преодолевающей разрыв между гуманитарным образованием школьников и социокультурной практикой, и неопределенностью научно-педагогических основ такой интеграции.

Следовательно, мы пришли к выводу, что необходимы различные способы интеграции, которые позволят подобрать и систематизировать дидактический материал, что обогатит возможности учебного предмета «Литература», сделает этот процесс целенаправленным и поможет успешно решить проблему развития активной познавательной деятельности обучающихся.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые, исследовательские [9].

Цель опыта: формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы на основе применения разных способов интеграции.

Управленческие и личностные задачи, методы исследования.

Теоретическим обоснованием нашего опыта являются труды ведущих педагогов, психологов, учёных: И.Я. Лернера, А.Б. Есина, О.Н.Зайцевой, Б.М. Ладыгина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.С.Библера, Л. М.Предтеченской, Б.М.Неменского, Л.П.Щербины, В.Н.Максимовой, В.П.Зинченко, И.Коложвари., А.В. Хуторского, в работах которых интеграция рассматривается как единство, объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства, выделяются основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.

Интеграция – это процесс и результат не столько достижения целостности лишь содержания образования, сколько взаимодействия между различными образовательными программами (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами образования [4].

Урок литературы содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который напрямую связан с характером самого предмета. Учитывая интегративный характер дисциплины, используем в своем опыте как традиционную урочную, так и внеурочную деятельность учеников.

В основе работы с обучающимися лежит развивающая технология личностно-ориентированного обучения, опирающаяся на компетентностно-деятельностный подход. Метапредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Основой уроков является система заданий, развивающих эмоциональную, эстетическую, социальную культуру обучающихся, и выбор способов интеграции, помогающих синтезировать.

Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, формируя культурный кругозор и содействуя глубокому пониманию литературного произведения. Виртуальные экскурсии передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя.

Учитывая специфику нашего предмета, используем следующие способы интеграции и метапредметности на уроках: интегрированные уроки, бинарные уроки, привлечение ИКТ, посещение театра, деловая или ролевая игра, кейс-метод и другие. На уроке их можно сочетать или ограничиться одним, в зависимости от поставленных целей и задач. Важнейшим условием применения способов интеграции для развития  эстетической и интеллектуальной компетенции мы  считаем необходимость ее использования на разных этапах урока.(таблица)

Например, при изучении темы «Особенности русского романтизма», характеризуем литературное направление, знакомим обучающихся с основоположниками литературного течения, системой жанров, особенностями конфликта, системой образов, своеобразием пейзажа. Так формируются знания. Но литература не терпит сухого изложения материала, она оперирует образами. Предлагаем ученикам прослушать Двенадцатый («Революционный») этюд Ф. Шопена и рассмотреть картину Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», такой вид деятельности создаёт определённый эмоциональный настрой в классе. Затем предлагаем вспомнить изученные ранее литературные произведения, близкие по настроению данным (Лермонтов М. Ю. «Парус»). Ученики находят общие мотивы, чувствуют настроение, они готовы знакомиться с темой.

Ещё одним часто использующимся способом интеграции является применение ИКТ. Технические средства помогают организовать просмотр на уроке видеофрагмента, создать вернисаж, использовать в работе презентации, прослушать музыкальное произведение, совершить виртуальные экскурсии, услышать аудиочтение в исполнении автора или актёра.

Просмотр видеофрагмента или прослушивание музыкального произведения не используются сами по себе. Перед данным этапом работы даётся проблемное задание на сопоставление фрагментов с прочитанным произведением. Для решения поставленной задачи необходимо знать текст, понимать позицию автора, высказать и доказать свою точку зрения, понять образный ряд разных по восприятию произведений. ИКТ позволяют интегрировать в урок и богатый иллюстративный материал.

Например, анализируя эпизод из повести А. С. Пушкина «Метель», используем фрагмент кинофильма и слушаем музыкальную пьесу Г.Свиридова «Тройка», вальс «Метель». Обучающиеся высказывают свои впечатления и выясняют различие и сходство в трактовке эпизода. Эта работа помогает развивать умение сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства, посвященные одной теме. Так выявляется связь искусств, развивается понимание того, что разные его виды  искусств дополняют, конкретизируют отдельные образы и создают единое пространство художественного мира.

Форму урока – модели с применением элементов интегрирования используем при изучении в 8 классе произведения А. С.Пушкина «Капитанская дочка». В качестве идеи выбираем цитату: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Чтобы рассмотреть понятие «бунт», обращаемся к предмету обществознания, учащиеся работают с термином, составляют словарную статью слова «бунт», творческую карточку-задание к данному понятию. Используя для создания концепции урока обществоведческий, исторический и литературный материал, ученики приобретают опыт написания эссе на обществоведческую тему, что необходимо как для урока литературы, так и для обществознания и обязательно пригодится при сдаче экзамена по обществознанию и литературе в новой форме (часть С). Ученики пишут творческую работу «Чем опасен русский бунт». При этом формируются ценностно-смысловая, коммуникативная, учебно-познавательная компетенции.

На вводных и заключительных уроках по теме интегрируем материал с помощью виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с жизнью поэта или писателя: «Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова», «Жизненный путь А.С.Пушкина» и другие. К таким урокам обучающиеся получают творческое задание. На уроке проходит защита проектов, выполненных в форме презентаций, портретной галереи, литературной газеты анализируемой эпохи. Так обучающиеся из созерцателей становятся исследователями.

Практикуем уроки-исследования, которые строятся на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно-следственных связей, к поиску путей решения.

Таким образом, учебная исследовательская деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы развивающей среды для формирования метапредметных компетенций.

Появление в нашем городе театра дало возможность увидеть театральные постановки по изучаемым произведениям. Интересным стало сопоставление режиссёрской трактовки спектакля «Недоросль» Д. Фонвизина с авторским замыслом. Так формируется зрительская культура, а, следовательно, развиваются общекультурные и метапредметные компетенции. Важную роль на уроках литературы играет живопись. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.

Активно используем на уроках литературы кейс-метод. Процесс обучения с использованием кейс–метода также позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает самостоятельность и мыслительные творческие способности, эмоционально-волевые качества и формирует познавательную мотивацию. 

Стараемся интегрировать все предметы: историю и литературу, обществознание, ИЗО, МХК, географию.

Учитывая вышесказанное, в рекомендациях опыта творческой деятельности приведём примерный перечень для возможного использования произведений разных видов искусств на уроках литературы.

При изучении тем, связанных с историко-культурной характеристикой эпохи проводятся бинарные уроки («История и культура I половины XIX века», «Образ Пугачёва в творчестве Пушкина А. С. и исторических документах» и другие). Такие уроки проводим совместно с преподавателем обществознания и истории, МХК. Для успешного сотрудничества между учителями была частично разработана схема синхронного преподавания предметов, помогающая опираться на базовые знания учеников и избежать дублирования материала. Такое сближение предметов способствует успешной интеграции для углубления знаний, а не повторения материала.

Интегрированный подход в обучении помогает построить и внеклассную работу. Три года руковожу в гимназии литературно-художественной студией. Совместно с учениками мы принимаем участие в телекоммуникационных проектах, литературных гостиных, фестивалях, литературных арт-шоу. Результатом стали следующие достижения: 1 место в фестивале «Красота спасет мир» в номинации «Театр», диплом лауреата первого районного фестиваля «Пасхальная весна» в номинации «Театр», диплом лауреата федерального телекоммуникационного проекта «Чудная вереница сказок Чуковского», диплом победителя районного детского арт-шоу литературных миниатюр «Книжный театр», грамота за участие в конкурсе «Преподобный Сергий Радонежский: образ, житие, наследие» в номинации «Театральная постановка» и др.

Решение поставленных задач в процессе работы над темой педагогического опыта «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы» позволили нам сделать следующие выводы и заключения:

        Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

  • Интегрированные уроки литературы способствуют возникновению у обучающихся познавательной потребности в приобретении знаний, развитию логического мышления;
  • Материал интегрированных уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
  • Приобретаемые обучающимися метапредметные умения (аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые, исследовательские) пригодятся им при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
  • Осуществленный мониторинг эффективности использования на уроках литературы интеграции как способа формирования метапредметных компетенций обучающихся в 8а классе в течение последних трёх лет (2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы) позволяет нам говорить об эффективности и продуктивности реализуемого опыта.

Для оценивания результативности опыта работы по использованию интеграции на уроках литературы, совместно со школьным педагогом-психологом ежегодно составляется мониторинг уровня учебных возможностей учащихся по предмету на основе следующих показателей: эрудированность учеников, системность и полнота знаний, широта мышления, оригинальность и гибкость мышления

Показатели

Уровень сформированности

Учебный год

(n=28,в %)

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Эрудиция

Высокий

36%

43%

46%

Средний

43%

39%

39%

Низкий

21%

18%

14%

Системность и полнота знаний по предмету

Высокий

43%

46%

50%

Средний

43%

43%

39%

Низкий

11%

11%

11%

Широта мышления

Высокий

43%

46%

46%

Средний

32%

36%

36%

Низкий

25%

18%

14%

Оригинальность и гибкость мышления

Высокий

36%

46%

50%

Средний

46%

39%

39%

Низкий

18%

14%

11%

Творческая поисковая активность

Высокий

36%

43%

46%

Средний

46%

43%

43%

Низкий

18%

14%

11%

Приведенные в таблице данные являются подтверждением эффективности позиционируемого нами опыта работы.


Список использованной литературы

  1. Архипова Н. П., Байдакова Т. Б., Мартемьянова И. К. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Глобус, 2009. – 149с.
  2. Атамалян Т. И. Организация интегрированной деятельности подростков на уроках искусства/ www.mgpu.ru/download.php?i
  3. Боровик М. Г. «Интеграция предметов гуманитарного цикла в 9 классе». - М.: Просвещение, 1989 г.
  4. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе.// Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
  5. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Предтеченская Л.М., Долинин А.А., Леухина Н.А., Пешикова Л.В., Старобина Л.В., Сычева Е.Г. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры / Под научной редакцией Л.М. Предтеченской и общей редакцией Л.В. Пешиковой .- М. : Фирма МХК, 2000.- 344 с.
  6. Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.
  7. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
  8. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. -№1. - С. 87-89.
  9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008
  10. Федорова С.Ш.Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
  11.  Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. /fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
  12.  Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.
  13.  Щербина Л. П. Современные образовательные технологии. Интегрированные уроки / etelien.ru/Collection/62/62_00059.htm
  14. Ятайкина А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии .- 2001.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Автор опыта: учитель русского языка и литературы БОУ «Тарская гимназия №1» Нестеренко Людмила Дмитриевна

Слайд 2

«НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ, А ДЛЯ ЖИЗНИ МЫ УЧИМСЯ» Сенека

Слайд 3

ЗНАЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ: Интеграция как цель обучения Интеграция как средство обучения Создание у школьников целостного представления об окружающем мире Нахождение общей платформы сближения предметных знаний

Слайд 4

Интеграция представляет собой рассмотрение предмета, образ эпохи, вызвавшей к жизни то или иное литературное произведение, историческое лицо, художественный образ в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных представителями различных наук, средствами различных видов искусств.

Слайд 5

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО ОПЫТА: Совершенствование литературного образования, формирование и развитие читательских интересов школьников; 2. Повышение учебной мотивации обучающихся к освоению учебного предмета «литература», гуманитарная направленность которого требует сформированности метапредметных компетенций; 3. Введение новых стандартов, отсутствие системы оценивания метапредметных результатов.

Слайд 6

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы на основе применения разных способов интеграции

Слайд 7

«Мета» – за, над – общий для всех предметов Метапредметные компетенции – освоенные универсальные способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Слайд 8

ПЕДАГОГИ, УЧЁНЫЕ, ПСИХОЛОГИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕГРАЦИИ И МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ: И.Я. Лернер, А.Б. Есин, О.Н.Зайцева, Б.М. Ладыгин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Библер, Л.М. Предтеченская, Б.М.Неменский, Л.П.Щербин, В.Н.Максимова, В.П.Зинченко, И.Коложвари., А.В. Хуторской и др..

Слайд 9

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ: способствует преодолению фрагментарного и мозаичного способа восприятия знаний учащимися; предоставляет возможность овладения комплексным знанием, установленным порядком нравственных ценностей человека; формирует у учащегося целостную универсальную картину мира; воспитывает у ребенка свой взгляд на окружающую среду.

Слайд 10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МЕТОДА ИНТЕГРАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ:

Слайд 11

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ: опыт познавательной деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности (в форме умений действовать по образцу); опыт творческой деятельности (в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях); опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций).

Слайд 12

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ ЛИТЕРАТУРЫ: ЖИВОПИСЬ; АРХИТЕКТУРА; ИСТОРИЯ; КИНО; МУЗЫКА и др.

Слайд 13

СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ Бинарные уроки; Посещение театра; Просмотр кинофильмов; Проблемная лекция; Привлечение ИКТ; Дискуссия; Семинар; Деловая или ролевая игра; Разработка и защита проекта; Исследовательская деятельность; Кейс — метод и др.

Слайд 14

Пример применения способов интеграции для развития метапредметной компетенции на разных этапах уроков литературы: Этап урока Тема урока, класс Способ интеграции Этап урока Восприятие учебного материала Н. В. Гоголь – сатирик (8 класс) Применение ИКТ (презентация) Слайды включают портреты писателя, эпиграф к уроку, высказывания известных людей, иллюстрации, основные даты жизни и творчества.

Слайд 15

Этап урока Тема урока, класс Способ интеграции Этап урока Раскрытие содержания материала Н. В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба» (7 класс) Бинарный урок Учитель истории ведёт блок «История борьбы казаков против польского владычества», работая с источниками и картой. Учитель литературы организует исследование по тексту повести: «Найдите в тексте приметы времени и зачитайте отрывки. Какие средства выразительности помогают создать колорит эпохи?»

Слайд 16

Закрепление мате риала Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Применение ИКТ На слайде представлены вопросы аналитического характера на проверку знания текста, творческое задание Драма рассказчика (по повести И. С. Тургенева «Ася») На слайде предложен проблемный вопрос для творческой работы по тексту повести

Слайд 17

Интегрированные уроки Метапредметные умения: формирование целостной картины мира у учащихся; определение связей между явлениями в природе, обществе, культуре и истории. 5 класс В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Интеграция : география, литература, изобразительное искусство; 6 класс А.С. Пушкин «Метель». Интеграция : музыка, литература, кинофрагменты, изобразительное искусство; 7 класс «Житие А. Невского». Интеграция : история, литература, кино, МХК; 8 класс А.Пушкин «Капитанская дочка». Интеграция : история, литература, кино.

Слайд 18

Примеры интегрированных уроков в 9-11 классах 9 класс М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Интеграция : история, литература, музыка, кинофрагменты, живопись; 10 класс Л.Н.Толстой «Война и мир». Интеграция : история, литература, музыка, кинофрагменты, изобразительное искусство; 11 класс А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Интеграция : история, литература, кинофрагменты.

Слайд 19

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: телекоммуникационные проекты; литературные гостиные; арт-шоу; литературно-музыкальные вечера; фестивали.

Слайд 21

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Оценка учителя Оценка класса, группы Самооценка обучающегося

Слайд 22

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8А КЛАССА

Слайд 23

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: Способствует возникновению у обучающихся познавательной потребности в приобретении знаний, развитию логического мышления; Материал интегрированных уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук; Приобретаемые обучающимися метапредметные умения пригодятся им при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Слайд 25

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Автор опыта: учитель русского языка и литературы БОУ «Тарская гимназия №1» Нестеренко Людмила Дмитриевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы в учебной группе "Автор"....

Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»

В данной работе представлено описание приемов и методов работы  на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...

Обобщение опыта на районном методическом объединении учителей математики по теме:" Формирование метапредметного подхода на уроках математики"

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности....

Способы формирования ключевых компетенций на уроках литературы

Требования к выпускнику формулируются через осваиваемый им набор ключевых компетентностей, а не через систему знаний, умений и навыков. Такой подход связан, во-первых, с тем, что в процессе школьного ...

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД. Одним из необходимых результатов яв...

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД. Одним из необходимых результатов яв...