Формирование метапредметных результатов на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Насакова Бальжин Жамсарановна

В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД. Одним из необходимых результатов является «овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач» (ФГОС СОО).

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • уметь готовить свое выступление и выступать с графическим сопровождением;
  • уметь «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями какое-либо содержание учебного материала;
  • уметь создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, умение оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением.

  В учебной познавательной деятельности чаще всего используются схемы, которые способствуют организации понимания  научных знаний, организации процессов эффективной коммуникации, целенаправленной деятельности.

В мыследеятельностной педагогике (Ю.В.Громыко) схематизация рассматривается как способ обнаружения метода- пути познания. Для этого определяется среда или сфера, в которой метод реализуется, определяется и выделяется способ действия, выявляется антропологический способ, обеспечивающий осуществление метода.

Схематизация учащихся в старшей школе является важной задачей, которая помогает в освоении естественно-научных и гуманитарных предметов. Старшие школьники учатся понимать собеседника, общаться, замысливать и организовывать действия, вступать в групповую коммуникацию. На уроках литературы учатся постигать авторскую позицию через чтение и анализ художественного произведения и выражение в схеме. Схематизация позволяет учащимся не только глубоко понимать произведение, но и обучает технологии схематизации, пониманию и употреблению символов и знаков. Изображенная схема заставляет мыслительно переработать содержание.

Схема используется на всех этапах урока:

  • на вводно-мотивационном;
  • на операционно-содержательном этапе при работе с текстами
  • на рефлексивно-оценочном этапе.

Для того,  чтобы схематизация превратилась в умение, а затем - в навык и способность каждого ученика, надо при изучении каждого школьного предмета на всех этапах обучения планировать работу со схемами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharov.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Художественный мир  И.Гончарова

«Обломов»

Андрей                                        Илья                                               Ольга

Штольц                                     Обломов                                       Ильинская

«Обломовщина»:

Лень, бездеятельность, отрицание бюрократизма, светской суеты, делячества

Нравственный приговор обломовскому идеалу – смерть героя

Традиции русской литературы:                              Кредо писателя: гуманность и высокая духовность,

«Лишние люди»                                                                       нравственная независимость личности.

Е.Онегин, Печорин…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы в учебной группе "Автор"....

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...

Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».

С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами...

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД. Одним из необходимых результатов яв...

«Приём интервью как средство формирования личностных и метапредметных результатов на уроках литературы»

 Актуальность метода интервьюирования и приёма интервью применительно к учебной деятельности   заключается в том, что этот приём позволяет мне осуществить  переход от объясн...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ

В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...