Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Рудченко Татьяна Васильевна

Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.d_dokl.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Одаренные дети: поиск, поддержка, сопровождение в условиях реализации ФГОС».

                                                          ( из личного опыта)                                                                                                                   

                                                           

                                                          «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А.Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобырассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областям науки, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полностью раскрыть свои способности.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.Основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.Таким образом, основной целью работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Работа с одаренными детьми –одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса и деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная. В настоящее время, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника. Практически каждый предмет школьной программы может быть использован, как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменяя тактику преподавания учебных дисциплин можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не выходя при этом за рамки учебного плана.

Важнейшая задача общества  - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.

Согласно ФГОС второго поколения, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся и личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к учению и познанию. Для достижения таких личностных результатов у учащихся необходимо использовать в учебном процессе дифференцированный подход в обучении, предполагающий учет индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика.

Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность.

Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию. Одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость создания условий работы с одаренными детьми:

  • Сохранение индивидуальности;
  • Поддержка собственной познавательной потребности;
  • Знание психологических особенностей «одаренных».

              Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках немецкого языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового.

В каждом классе, где я работаю есть, как правило, учащиеся лингвистически одаренные (1-2), способные в той или иной мере к обучению иностранному языку (5-6) и «нераскрывшиеся» (2-3). С этими детьми проводиться целенаправленная работа: используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.

Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые 

  • стимулировали бы творческое мышление,
  • развивали познавательный интерес к предмету,
  • творческую инициативу,
  • исследовательскую активность,
  • коммуникативные возможности,
  • артистизм.

Развитие любого вида одаренности создает основу для создания условий успешной реализации ребенка в обществе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие одаренности на уроках, в том числе, на уроках немецкого языка связано с ориентацией образования на развитие способностей личности, на формирование познавательной активности учащихся и с новыми требованиями к уровню способностей ребенка, к знаниям по иностранному языку.

Каковы же возможные стратегии работы учителя с одаренными детьми:

  • стратегия повышения интереса к предмету и развития языковых способностей;
  • использование межпредметных связей; (проведение Всероссийского марафона «С немецким ты знаешь больше», «Немецкие ученые», связь с физикой, географией)
  • работа на уроке немецкого языка с аутентичными текстами.

 Повышение интереса стараюсь направлять на активизацию познавательных процессов школьников. Данная стратегия необходима для того, чтобы привлечь внимание учащихся к предмету, интересным и познавательным видам речевой деятельности.

Для развития языковых способностей и повышения интереса также  использую прием языковой догадки: сложные слова, состоящие из нескольких корней, даются без перевода или с дефиницией на немецком языке. Учащиеся сами должны догадаться о значении слов. При помощи такой методики не только снимаются языковые трудности, но и активизируется познавательная деятельность школьников.

Для усиления на уроках немецкого языка межпредметных связей  предлагаю одаренным детям включиться в проектную работу. В проекте ученик развивает и проявляет свою самостоятельность. Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании.

Тексты из немецких источников – основа для работы на уроке немецкого языка с аутентичными текстами. На основе аутентичных текстов могут создаваться проекты и развиваться интеллектуальные способности учащихся. Таким образом, можно утверждать, что все названные стратегии должны использоваться в комплексе.

Эффективность использования вышеназванных стратегий определяется повышением качества обучения. Если ребенок развивает свои способности по предмету, то и качество его обучения растет.

В работе с одаренными детьми я использую интерактивную методику, т.к.
интерактивное обучение –
это обучение, погруженное в общение и основанное на взаимодействии участников образовательного процесса. А, как известно, иностранный язык является и целью, и средством обучения.

Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия я на своих уроках использую творческие задания и проекты.

Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов.

Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников.

Требования к творческим заданиям:

  • Развивать познавательный интерес к предмету;
  • Будить творческую инициативу;
  • Не иметь однозначного решения;
  • Стимулировать творческое мышление;
  • Развивать исследовательскую активность;
  • Совершенствовать коммуникативные возможности;
  • Максимально служить целям обучения.

Виды творческих заданий:

  • Подготовка докладов;
  • Написание эссе;
  • Подготовка презентаций;
  • Написание реферата;
  • Литературные переводы;
  • Создание стихотворений по образцу
  • Иллюстрации текстов или стихотворений;
  • Создание оформление открыток к праздникам;
  • Исполнение ролей; (диалоги)
  • Подготовка проектов;
  • Составление кроссвордов, ребусов, словарей;

Целесообразно весь «школьный» процесс работы с лингвистически одаренными детьми разбить на три этапа:

1 этап – мотивационный (2-4 класс)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету. Дети привлекаются к участию в классных и школьных концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания.
2 этап – формирующий (5-7 класс)

На этом этапе происходит формирование творческой деятельности. и основ исследовательской деятельности. На уроках технологии перевода учащиеся знакомятся с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка (сказки братьев Гримм), организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, КВНов, работой над проектами.

Это этап создания ситуаций, которые открывают учащимся новые увлекательные темы.. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации, внеурочная деятельность) через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

3 этап – развивающий (8-11класс)

На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми, желательно, на спецкурсах и профильных предметах.

Проектная технология является действенным инструментом формирования учебно-познавательной компетенции учащихся как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции, что указано в федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам.

Метод проектов позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам, повышает эффективность урока, меняет роль учащихся. Они становятся активными участниками учебного процесса. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Данная технология позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, решить интересные и доступные учащимся проблемы. У ребят формируется самостоятельность, активность, изобретательность, а роль учителя состоит в том, чтобы умело направлять деятельность учеников.

Ученики, как известно, не представляют собой однородной массы, а обладают индивидуальными способностями, и учителю крайне важно их учитывать: одному достаточно совета учителя, другому необходимы подробные разъяснения, третьего и вовсе нужно вести за руку. Очень часто мы ориентируемся в своей работе на вторую группу учащихся, которых большинство. А вот одаренные и слабоуспевающие дети остаются зачастую в стороне. Такой подход грозит снижению мотивации и сильных, и слабых учащихся, поэтому мы должны учитывать индивидуальные особенности всех детей и уделять достаточно внимания как одаренным, так и слабоуспевающим учащимся.

 Одаренные дети помогают учителю воплотить основную идею проекта и сами получают возможность продемонстрировать свои умения и навыки на высоком уровне: излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы. Одаренные дети быстрее учатся селективному поиску иноязычной информации и учат этому других членов группы, помогают остальным представить эту информацию на иностранном языке, и сами выступают на высоком уровне, демонстрируя свои языковые и коммуникативные способности. Это стимулирует у них дальнейшее  повышение качества владения ими иностранным языком. 

Приведу пример работы над темой «Животные».Сначала была изучена лексика по теме, выполнены лексические упражнения, затем наметили две основные задачи: Умение вести диалогическую бесед, отвечать на вопрос «Wer ist das?» (РО1) и умение характеризоватьживотных «Wie ist das?»(РО2) Соответственно класс был разделен на две группы  с учетом возможностей, интереса и желания. Первая группа собирала информацию из учебника,  вторая группа -из интернета и дополнительной литературы. Была отобрана нужная информация, группы приступили к планированию проекта. Каждый член группы вносил свои предложения. Учащиеся выполняли задания самостоятельно и обращались за помощью к учителю. Результаты работы над общим проектом были представлены на обобщающем уроке по всей теме. Первая группа рассказала о животных  России, вторая -  о животных Германии, Учащиеся давали характеристику животным, используя,при этом, прилагательные.  Все внимательно слушали  друг друга, задавали интересующиевопросы. Затем учащимся были предложены тестовые задания по содержанию темы. В конце занятия были подведены итоги работы. Большинству ребят понравилось работать в группах, самостоятельно находить информацию. Особенно, надо отметить, выступления сильных учащихся, которые продемонстрировали хорошее владение языковым материалом и получили от этого удовольствие и чувство самореализации.                                                                                   Итоги проведенного мероприятия, учащиеся оценивали сами. Отзывы о проведенном мероприятии они написали в анкетах.Хочется отметить, что метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность в обучении иностранному языку. Наиболее полно с ним можно работать не только на уроках, но и во внеклассной работе, когда используется широкий спектр проблемных, поисковых  приемов, четко ориентированных на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы и на любой ступени обучения иностранным языкам. Главное достоинство этой технологии мы видим в значительном повышении мотивации и развитии языковых и интеллектуальных способностей учащихся, которые предполагают оригинальные идеи для нестандартных уроков, новые формы для проблемных задач, а также в организации реального творческого сотрудничества учителя и учащихся. Следует также отметить психологически комфортную атмосферу занятия, а следовательно, сохранение психологического здоровья учащихся.

Говоря, в целом, о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:

  • эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен и задача нас, учителей - научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;
  • мы, педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;

Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:

  • Олимпиады (на 3-этапах)
  • Интернет-олимпиады
  • Конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов)
  • Фестивали
  • Конференции
  • Создание профильных групп и классов

И закончить свое выступление, мне хотелось бы, словами великого педагога Ш.А. Амонашвили:

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества,

то создавай им такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика реализации ФГОС на уроках немецкого языка в начальной школе

С 1 сентября 2011 года введение  ФГОС НОО обязательно во всех образовательных учреждениях РФ. В данной работе представлено пояснение  понятия ФГОС, указаны основные требования к программе и ...

Формирование оценки и самооценки в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка

В данной статье предлагается опыт работы по формированию  оценки и самооценки на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.Предлагаются различные формы и методы работы по формированию само...

Кукольный театр как средство реализации ФГОС на уроке немецкого языка в начальной школе.

Кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способству...

Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...

Контрольно-оценочная деятельность в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в средних классах.

В статье рассмотрены приемы организации контрольо-оценочной деятельности учителя и учеников на уроках английского языка в средних классах. Также представлены виды карт и оценочных листов для самооценк...

Использование активных форм обучения в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка

Активные формы обучения активизируют познавательную деятельность учащихся, положительно влияют на развитие личности ребенка....