Методическое пособие для учителей немецкого языка «Модель деятельности учителя, оптимизирующая изучение немецкого языка»
учебно-методическое пособие по немецкому языку

Никонова Галина Дмитриевна

Авторское методическое пособие, которое отражает сущность педагогического опыта учителя немецкого языка, содержащее методический алгоритм деятельности, оптимизирующей начало изучения немецкого языка,  отражающее сущность и содержание методики преподавания предмета, а также содержит в качестве исследования, диагностические наблюдения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_nikonova_gd106 КБ

Предварительный просмотр:

Данное методическое пособие было представлено на курсах повышения квалификации

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Методическое пособие для учителей немецкого языка

«Модель деятельности учителя, оптимизирующая изучение немецкого языка»

Выполнила учитель немецкого языка

ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский

Никонова Галина Дмитриевна

Самара – 2018


I. Обоснование необходимости оптимизации изучения немецкого языка

       В последнее время интерес к изучению иностранных языков многократно возрос, и условия современной жизни предъявляют всё большие требования к осознанному владению иностранным языком. Это вызвано, прежде всего, социальным заказом общества. Весь комплекс общественных дисциплин, в том числе и иностранного языка, призван обеспечить подготовку обучающихся к жизни в меняющемся мире, способствовать овладению формами межличностного и межнационального общения. В связи с этим необходимо переориентировать образовательную деятельность в первую очередь на оптимизацию изучения немецкого языка.  

       В настоящее время обществу требуются высокообразованные люди, владеющие иностранным языком. Однако именно из-за иностранного языка учащиеся и их родители сталкиваются с рядом проблем, возникающих вследствие дилеммы, какой язык выбрать для изучения, какой язык престижнее. Проблема выбора иностранного языка для изучения обучающимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики. К сожалению, выбор иностранного языка обучающихся и их родителей происходит чаще не в пользу немецкого языка, особенно в последнее время, поэтому количество обучающихся, изучающих немецкий язык, сократилось.  [17]

Следует также отметить, что социальный заказ по отношению к конкретным языкам формируется под влиянием внутренних и внешних политических и экономических предпосылок.

Новые экономические и социально-политические условия с одной стороны, а с другой - большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков: так за последние 5 лет количество обучающихся, изучающих немецкий язык в Волжской школе, сократилось более чем на 10%.

II. Таким образом, выявляется профессиональная проблема готовности педагога к реализации модели деятельности учителя, оптимизирующей изучение немецкого языка во вторых классах.

Изучение иностранного (первого) языка в Волжской школе ведется со второго класса, что соответствует реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

 Предлагаемая модель деятельности учителя немецкого языка, направленная на оптимизацию изучения немецкого языка, основана на работах Н.Д. Гальсковой, И.Л. Бим, А.К. Марковой, П.В.Сысоева, В. Вартанова, Г.А. Воробьёва, М.М. Бахтина, В.С. Библера, В.В. Сафоновой, Ю.К. Бабанского.

Оптимизация процесса обучения, по мнению  Ю.К. Бабанского, называется такая организация учебно-образовательного процесса, которая обеспечивает максимально возможную для данных условий эффективность. [1]

По мнению Н.Д. Гальсковой, выбор иностранных языков для изучения в школе на современном этапе обусловлен действием целого ряда факторов:          

  • статусом иностранного языка в мире;
  • престижностью/непрестижностью иностранного языка как средства общения;
  • личной потребностью граждан в изучении того или иного иностранного языка. [5]

Целью данной модели является увеличение количества обучающихся, которые выбирают немецкий язык для  изучения в качестве первого языка, применяя модель деятельности учителя, оптимизирующей изучение немецкого языка во вторых классах Волжской школы. Задачи модели заключаются в создании условий для реализации направлений деятельности учителя немецкого языка:

  • формирование интереса будущих второклассников к немецкому языку во внеклассной деятельности;
  • работа с родителями, формирующая заинтересованность в изучении их детьми немецкого языка.

III. Реализация модели деятельности учителя, оптимизирующей изучение немецкого языка во вторых классах.

По федеральным  государственным стандартам начального общего образования изучение иностранного языка направлено на достижение нескольких целей,  одной из которых является приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителем других стран. [14]

Не секрет, что младшие школьники в силу своих возрастных особенностей не способны учиться в том ритме и осваивать учебный материал теми способами, которые характерны для учебного труда детей подросткового возраста. Следовательно, вся система обучения иностранному языку в начальной школе должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся, потому что главная задача, которую реализует учитель при работе с детьми младшего возраста, заключается в формировании у них устойчивого интереса к изучению языка и готовности к общению на нем.

Итак, формирование интереса будущих второклассников к немецкому языку во внеклассной деятельности – это создание оптимальных условий для развития у обучающихся творческой личности, испытывающей удовольствие от умственной работы, процесса мышления, творчества, решения поставленных задач. Такой результат достигается учителем во внеклассной работе с первоклассниками. Организация кружка «Мои первые шаги в немецком языке» - это курс одного года обучения обучающихся начальной школы, целью которого являются оптимизация изучения немецкого языка во втором классе, то есть формирование интереса у обучающихся, их родителей к языку.

Для достижения поставленной цели в течение года реализуются следующие задачи:

  • овладение элементарными речевыми навыками и умениями с помощью игровых форм;
  • развитие интеллектуальных способностей обучающихся, их познавательных потребностей и интересов;
  • развитие чувства уважения к нравам, специфики поведения представителей другой культуры.

Содержание курса рассчитано на первоклассников и их родителей, посильность и доступность материала соответствует возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, организация их деятельности проходит на устной основе, так как обучающиеся не владеют основами иностранного языка.

Языковой материал курса подобран таким образом, что формирует основные речевые навыки, умения обучающихся с учётом их потребностей в плане общения и страноведческих знаний.

Данный курс предполагает проведение классных часов (один классный час в четверть), двух встреч первоклассников со старшими школьниками (5-6 классы), а также творческих встреч с родителями, приуроченных к родительским собраниям (краткое содержание занятий представлено в Приложении).

Тема

Формы деятельности

«Знакомство»

Классный час с элементами игры

«Германия вокруг нас»

Беседа с использованием ЭОР

«Счёт»

Классный час с элементами игры

«Экскурсия по Германии»

Беседа с использованием ЭОР

«Цвета»

Классный час с элементами игры

«Сказочная Германия»

Беседа с использованием ЭОР

«Сказки Б. Гримм»

Творческая встреча с пятиклассниками

«Как живут первоклассники в Германии?»

Беседа с использованием ЭОР

«Детская поэзия»

Творческая встреча с шестиклассниками

«Путешествие по городам Германии»

Беседа с использованием ЭОР

«Увлечения немецких школьников»

Беседа с использованием ЭОР

«Немецкий язык – это интересно!»

Совместное мероприятие обучающихся с родителями

Неделя иностранных языков

Совместное мероприятие обучающихся с родителями

Общеобразовательный курс «Первые шаги в немецком языке» строится на основе методических пособий Ю.С.Райнеке «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе», 2006г., Н.В.Хисматулина, Н.А.Емельяненко «Весёлые слова: Игры с немецкими словами», 2004г., Л.П.Растригина «Немецкий букварь: Звуки и буквы», 2005г., где первоначальное знакомство детей с языком осуществляется через коммуникативную познавательную деятельность: рисование, стихи, песни, считалки, игры с использованием иностранного языка и страноведческой информации.

Работа с родителями, формирующая заинтересованность в изучении их детьми немецкого языка через просветительскую деятельность

Проблема выбора иностранного языка в современной школе является очень актуальной. На раннем этапе обучения (2 класс) этот выбор за учащихся чаще всего делают родители, поэтому прислушиваться к мнению родителей – одна из психологических особенностей учащихся 2 классов. Непопулярность немецкого языка в современном обществе приводит к негативному отношению родителей к этому предмету. Поэтому установление контактов с родителями, просветительская работа на раннем этапе обучения языку – одна из основных задач учителя немецкого языка, имеющего целью оптимизацию изучение немецкого языка. [15]

Деятельность учителя немецкого языка по работе с родителями строится на основе алгоритма:

  • разъяснение актуальности, значимости, образовательной ценности материала, изучаемого в курсе немецкого языка;
  • организация совместной деятельности учащихся и родителей, которая оптимизирует изучение немецкого языка.

Форма деятельности

Количество

часов (раз)

Содержание деятельности

Дополнительная

информация

1

Выступления на родительских собраниях (1-5 класс)

4 раза

(по 15-20 минут)

Предоставление информации о роли немецкого языка в современном мире, раскрытие его потенциальных возможностей. Демонстрация  творческих работ обучающихся, их мини-выступления, видеозаписи с уроков и мероприятий.

Тематика родительских собраний представлена в Приложении

2

Лекция для родителей первоклассников

2 раза (конец мая, конец августа)

Разъяснение образовательной ценности и значения немецкого языка в современной жизни.

Тематика лекций представлена в Приложении

3

Посещение внеклассных мероприятий

На усмотрение родителей

Формирование положительного отношения родителей к изучению немецкого языка через раскрытие творческих способностей обучающихся.

4 внеклассных мероприятий в год в параллели

4

Посещение открытых уроков немецкого языка

На усмотрение родителей

Знакомство родителей с системой работы учителя и потенциальными возможностями учащихся в изучении немецкого языка.

2 раза в год

5

Экскурсии в кабинет иностранного языка

На усмотрение родителей

Знакомство с творческой деятельностью обучающихся.

4 выставки творческих работ учащихся в год

6

Участие в мероприятиях  Недели иносстранного языка

На усмотрение родителей

Формирование положительного отношения родителей к изучению немецкого языка через раскрытие творческих способностей обучающихся.

1 раз в год

С помощью методики наблюдения проанализируем данные с 2008 по 2017 годы:

Карта диагностических наблюдений

Учебный год

Общее количество второклассников

% обучающихся, которые выбрали немецкий язык

2008-2009

54

12

2009-2010

64

15

2010-2011

71

18

2011-2012

71

21

2012-2013

70

23

2013-2014

69

26

2014-2015

70

28

2015-2016

70

29

2016-2017

68

30

Как упоминалось выше, оптимизация процесса обучения, по мнению  Ю.К. Бабанского, называется такая организация, которая обеспечивает максимально возможную для данных условий эффективность. [1] Следовательно, что положительную динамику роста количества обучающихся, которые выбрали для изучения немецкий язык можно считать основным показателем эффективности деятельности учителя.

IV. Для успешной реализации данной модели оптимизации изучения немецкого языка необходимо привлечение к этому процессу различных социальных партнёров, так как в настоящее время обществу требуются высокообразованные люди, владеющие иностранным языком.

Целью сотрудничества является обеспечение условий для оптимизации изучения немецкого языка. В качестве социальных партнёров на начальном этапе изучения языка могут выступать:

  • школьная и детская библиотеки;
  • сотрудничество со студентами факультетов иностранных языков ВУЗов;
  • сотрудничество с обучающимися других школ, где изучается немецкий язык;
  • дистанционное обучение.

Представленная модель деятельности учителя немецкого языка основанная на реализации трёх основных направлений сотрудничества с обучающимися, родителями, социальными партнёрами, и решает одну из важных проблем школьной языковой политики: повышение статуса немецкого языка через модель деятельности учителя, оптимизирующей изучение немецкого языка,  которая стала весомым аргументом в пользу его изучения в Волжской школе.

Изучение иностранного (первого) языка в Волжской школе, как на экспериментальной площадке, осуществляется с 2008 года со второго класса. До реализации Концепции модернизации российского образования считалось, на традиционном уровне, что пятиклассники самостоятельно смогут сделать выбор иностранного языка для дальнейшего изучения, что и привело к снижению количества желающих изучать немецкий язык.

В современной образовательной среде необходимо осуществлять пропаганду немецкого языка не только среди обучающихся, но и их родителей, которые часто играют решающую роль в выборе их детьми иностранного языка для изучения.

Разъяснение образовательной и международной значимости немецкого языка, культурных и исторических связей между Россией и Германией, открытость деятельности учителя немецкого языка в школе – вот то, что будет способствовать формированию положительного отношения к предмету «Немецкий язык» среди родителей.

Обеспечение реализации перечисленных выше направлений деятельности учителя будет эффективным при привлечении к данному процессу различных социальных партнёров, участие которых также сформирует интерес к изучению немецкого языка.

Используемые источники:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Режим доступа: gendocs.ru/v2577/?cc=1&view=pdf‎. Дата доступа: 23.04.2014
  2. Бахмутский А. Е. Содержание результатов общего образования и деятельность учителя //Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена.- 2012.- № 148.-с.76-87. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-rezultatov-obschego-obrazovaniya-i-deyatelnost-uchitelya#ixzz2zqfh9Qqf Дата доступа: 23.04.2014
  3. Бим И.Л. Первые шаги. Учебник немецкого языка для 2 классов общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение.- 2005.-298с.
  4. Браун С.В. Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе // Иностранные языки в школе.- 2002.- №2.-с.94-108.
  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.- М.: АРКТИ.- 2000.-150с.
  6. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие.- М.: Айрис – пресс.-2004.-239с.
  7. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников.- М.: Педагогика.-1983.-64с.
  8. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку: Из опыта работы.- М.: Просвещение.-1989.-192с.
  9. Прохорова Г.Е. Технология построения методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях на диагностической основе: Методическое пособие. М.:АПКиППРО,-2009. – 52с.
  10. Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига.- 2006.-97с.
  11. Растригина Л.П. Немецкий букварь: Звуки и буквы. - М: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК».-2005.-52с.
  12.   Скрипова Н. Е. Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Образование. Педагогические Науки.-2013.- № 14.- с.273. Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/obnovlenie-soderzhaniya-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya-v-usloviyah-vvedeniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo#ixzz2zqYyT881 Дата доступа: 23.04.2014.
  13. Суханова Е. А. Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования // Вестник Томского Государственного Университета.- 2012.-№ 358.-с. 205-210
  14. Федеральный закон об образовании № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,  Стандарт начального общего образования по иностранному языку. Режим доступа: http://hurrayenglish.ru/wp-content/files/2134_s3F.doc. Дата доступа: 23.04.2014. 
  15. Хисматулина Н.В., Емельяненко Н.А. Весёлые слова: игры с немецкими словами. – Санкт - Петербург: КАРО.-2004.-43с.
  16. Шитова В.А. Нетрадиционные формы внеклассной работы.- Вологда.- 2002.-117с.
  17. Юрченкова Г.Д. Мотивы и «антимотивы» при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе.-1998.- №4.-с.42-50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...

Методическое пособие для учителей немецкого языка "Konjunktiv II. Нереальное реально"

Данное пособие разработано в помощь учителям и учащимся для работы над грамматической темой «Конъюнктив 2» и представляет собой сборник упражнений различного уровня сложности, направленных на узнавани...

Методическое пособие для учителей немецкого языка "Типология тестовых заданий при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ"

Данное пособие предназначено для учителей немецкого языка и написано на немецком языке. Здесь размещены 12 типов тестов с примерами....

Учебно - методическое пособие по расширению лексического запаса учащихся четвертых классов на уроках немецкого языка на основе текстов домашнего чтения

Одним из основных источников получения информации о стране изучаемого языка, ее традициях и культуре, является чтение. На начальном этапе обучения чтение на иностранном языке является необходимым видо...

Р. П. Мильруд, Ж. А. Суворова. Английский язык. Рабочие программы 2–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка.

Цели курсаИнтегративная цель обучения английскому языку младших школьников включает развитие у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирован...

Методическое пособие для учителя физики "Игровая учебная деятельность на уроках физики"

В разработке представлено несколько разработок уроков, которые преследуют одну общую цель: систематизация и контроль знаний по теме. Особенность всех уроков состоит в том, что при их проведении и...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...