Рабочая программа немецкий язык (второй иностранный) 5 класс
рабочая программа по немецкому языку (5 класс)
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному языку в школе, первый год обучения 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_planirovanie_nemetskiy_yazyk_5_klass_vtoroy_inostrannyy.docx | 34.56 КБ |
poyasnitelnaya_5_klass_nemetskiy_vtoroy_inostrannyy.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по немецкому языку 9_______ класс (34 ч.)
№ п/п | Темы разделов и уроков | К\ч | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Вид контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
Kennenlernen. Знакомство (9 ч.) | |||||||||
Знакомство с предметом, учебником. Приветствие, прощание. | 1 | Урок изучение нового материала. Урок развитие речевых умений | Понимают на слух речь учителя по ведению урока и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале (краткие диалоги, песню). Читают, извлекая нужную информацию (библиотечный формуляр) | Устный опрос | Познакомить с произносительными особенностями немецкой речи; учить чтению, пониманию на слух в мини-диалогах элементарных форм приветствия и их воспроизведение; Учить устной речи в ситуации «Знакомство» Воспитание вежливости при приветствии и прощании | Стр.7-8 Упр2,сло-ва учить | |||
Ситуация «Знакомство» | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Ведут этикетный диалог (знакомство, приветствие –прощание, вручение подарка – благодарность за подарок);диалог-расспрос (что умеют делать одноклассники). | Текущий | Научить учащихся знакомиться на немецком языке: называть своё имя, место жительства, расспрашивать об этом собеседника Учить устной речи в ситуации «Знакомство» Воспитание вежливого обращения при знакомстве, формирование познавательной активности | Стр.11сло-ва. | |||
Рассказ о себе. | 1 | Урок обучение умениям и навыкам, урок развитие речевых умений | Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. | Текущий | Научить учащихся сообщать сведения о себе и запрашивать сведения в ситуации «Знакомство» Учить чтению с пониманием. Написание анкеты. Учить диалогической речи. Воспитание чувства взаимопомощи при работе в парах | Стр.17сло-ва. | |||
Знакомство с немецким алфавитом. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения;Воспроизводят наизусть текст песенки; Воспроизводят графически и каллиграфически корректно буквы. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом | Устный опрос | Научить анализировать языковое явление, произносить буквы немецкого алфавита. Развивать внимание и память, фонематический слух и чувство ритма. Воспитание чувства самоуважения на основе уже сформированных умений при изучении первого иностранного языка. | Стр21упр.6 стр.22 слова | |||
Беседа о любимых занятиях. | 1 | Урок чтения, Урок обобщение и повторение | Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. | Текущий | Повторить алфавит и правила чтения, учить диалогической речи в рамках темы «Знакомство», познакомить с лексическим и грамматическим материалом. Развивать общекультурные умения ведения беседы в ситуации «Знакомство». Воспитание вежливого отношения при общении друг с другом. | Стр.25упр.6стр.26 слова | |||
Обучение селективному чтению. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием ,сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Индивидуальный опрос | Учить письму, селективному чтению, монологическому высказыванию. Научить анализировать, сопоставлять и соотносить зрительный образ и текстовой материал. Воспитание чувства взаимоуважения при работе в ситуации игры. | Стр.29 упр.6 стр.31 слова. | |||
Рассказ о себе и о своём друге. | 1 | Комбинированный урок | Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. | Устный опрос | Учить чтению географических названий, аудированию и письму, монологическому высказыванию. Развивать компенсаторные умения в ситуации «Знакомство». Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну и любви к ней. | Слова по теме | |||
Систематизация приобретённых умений и навыков. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Индивидуальный опрос | Научить реализовывать полученные умения на практике. Научить систематизировать и обобщать полученные знания и умения, совершенствовать речевую компетенцию в устной речи и аудировании. Воспитание чувства ответственности и личной заинтересованности в результатах изучения немецкого языка. | Стр.43 упр.4 Стр.41 слова | |||
Контроль умений и навыков пройденного материала. | 1 | Контроль знаний | Проверочная работа на основе контрольных заданий к УМК (Test | Контрольная работа | Проверить уровень сформированности коммуникативной, компенсаторной, языковой и речевой компетенции по пройденной теме. Организовать контроль и рефлексию учебных достижений учащихся по завершении работы над темой главы. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. | ||||
Meine Schule. Моя школа (9 ч.) | |||||||||
Мой класс. Введение лексики по теме. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Познакомить с новой лексикой, темой, активизировать лексику устно и на письме. Развивать внимание и память при запоминании новых лексических единиц. Воспитание толерантности и взаимопонимания в общении со сверстниками других национальностей. | Стр.45 упр.7 Стр.48 слова | ||||
Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Устный опрос | Учить диалогической речи с употреблением слабых глаголов в настоящем времени в единственном числе. Развивать логическое мышление, умение речевого взаимодействия. Воспитание внимательного отношения к собеседнику. | Стр.49 упр.5 наизусть | |||
Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед.числе в диалогической речи. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Тематич., промежуточный | Познакомить с новой лексикой, систематизировать грамматические знания, активизировать лексический и грамматический материал в письменной и устной речи. Научить анализировать и систематизировать языковые явления. Воспитание чувства взаимопомощи при работе в парах | Стр.54 упр.7 наизусть | |||
Знакомство с числительными до 20. Беседа по телефону. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Диалог по телефону | Научить учащихся вести беседу по телефону, употребляя соответствующие клише, познакомить с числительными до 20. Развивать память и внимание, навыки учебного труда. Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка в ситуации ведения беседы по телефону. | Стр.57 упр.1 Стр.63 слова | |||
Знакомство с числительными до 100. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием ,сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Рассказ о своём классе | Познакомить с числительными от 20 до 1000, активизировать лексику в игровых ситуациях. Развивать память и быстроту речевой реакции, умение речевого взаимодействия. Воспитание чувства взаимопомощи при работе в группах. | Стр.65 упр.6 | |||
Знакомство с лексикой по теме «Школьные принадлежности». | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. | Индивидуальный опрос | Познакомить с новой лексикой, ввести понятие определённого, неопределённого артиклей и притяжательного местоимения. Развивать память и внимание. Воспитание аккуратности и ответственности при работе с лексикой. | Стр.61 упр.8 | |||
Развитие навыков селективного чтения. | 1 | Комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Устный опрос | Повторить пройденный материал, развивать навыки селективного чтения, познакомить с новой лексикой. Учить внимательно читать, развивать умение речевого взаимодействия. Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи при работе в парах. | Стр.65 упр.6 | |||
Повторение по теме. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием ,сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Тематич., промежуточный | Учить письменной речи, проверить навыки селективного чтения, активизировать лексические знания и навыки аудирования. Научить систематизировать и обобщать полученные знания и умения, совершенствовать речевую компетенцию в устной речи и аудировании. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. | Стр.67 упр.1б | |||
Контрольная работа. | 1 | Контроль знаний | Проверочная работа на основе контрольных заданий к УМК (Test | Контрольная работа | Проверить уровень сформированности коммуникативной, компенсаторной, языковой и речевой компетенции по пройденной теме. Организовать контроль и рефлексию учебных достижений учащихся по завершении работы над темой главы. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. Воспитание чувства ответственности и личной заинтересованности в результатах изучения немецкого языка. | ||||
Tiere. Животные (8 ч.) | |||||||||
Знакомство с лексикой по теме «Животные». | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. | Устный опрос | Познакомить с новой лексикой, активизировать лексику устно и на письме. Развивать память, внимание при запоминании новых лексических единиц. Прививать любовь к животным, природе. | Стр.54 упр.7 наизусть | |||
Беседа о домашних животных. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. | Устный опрос | Учить диалогической речи с употреблением новой лексики. Развивать логическое мышление, умение речевого взаимодействия. Воспитание внимательного отношения к србеседнику. | Стр.70упр.4 наизусть Стр.72 слова | |||
Активизация речевых образцов в устной и письменной речи. | 1 | Комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Устный опрос | Активизировать лексический и грамматический материал в устной и письменной речи. Научить анализировать и систематизировать языковые явления. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. | Стр.74 упр.6 | |||
Множественное число имён существительных. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Тематич., промежуточный | Познакомить с правилами образования множественного числа существительных. Научить анализировать и систематизировать языковые явления. Воспитание аккуратности и ответственности при работе с лексическим и грамматическим материалом. | Стр.79-80 упр.1 Стр.83 слова | |||
Интервью. | 1 | Комбинированный урок | Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. | Устный опрос | Научить вести беседу, употребляя соответствующие клише. Развивать память и быстроту речевой реакции, умение речевого взаимодействия. Воспитание чувства взаимопомощи при работе в группах. | Стр.83 упр.1 | |||
Рассказ о любимом животном. | 1 | Комбинированный урок | Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Рассказ о любимом животном | Научить рассказывать о любимом животном, используя клише. Развивать память и быстроту речевой реакции, умение речевого взаимодействия. Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка в ситуации монологического высказывания. | Стр.85 упр.5 Стр.87 слова | |||
Повторение. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием ,сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Тематич., промежуточный | Учить письменной речи, проверить навыки селективного чтения, активизировать лексические знания и навыки аудирования. Учить письменной речи, проверить навыки селективного чтения, активизировать лексические знания и навыки аудирования. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. | Стр.89 упр.5 Стр.95 слова | |||
Контрольная работа. | 1 | Контроль знаний | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Контрольная работа | Проверить уровень сформированности коммуникативной, компенсаторной, языковой и речевой компетенции по пройденной теме. Организовать контроль и рефлексию учебных достижений учащихся по завершении работы темой. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. Воспитание чувства ответственности и личной заинтересованности в результатах изучения немецкого языка. | ||||
Kleine Pause. Маленькая перемена. Повторение. (1 ч.) | |||||||||
Повторение и углубление лексического и грамматического материала. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием ,сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Тематич., промежуточный | Учить письменной речи, проверить навыки селективного чтения, активизировать лексические знания и навыки аудирования. Научить систематизировать и обобщать полученные знания и умения, совершенствовать речевую компетенцию в устной речи и аудировании. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. Воспитание чувства ответственности и личной заинтересованности в результатах изучения немецкого языка. | Спряжение модальных глаголов. | |||
Mein Schultag. Мой день в школе. (7 ч.) | |||||||||
Введение лексики по теме «Мой день в школе». | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Устный опрос | Познакомить с новой лексикой, активизировать лексику устно и на письме. Развивать память, внимание при запоминании новых лексических единиц. Воспитание толерантности и взаимопонимания в общении друг с другом и со взрослыми. | Стр.95 стих.наиз. | |||
Обучение трём видам чтения. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Тематический | Учить читать, находить нужную информацию в тексте, выполнять упражнения к текстам. Развивать память, внимание, навыки учебного труда. Воспитание аккуратности и ответственности при работе с текстами. | Стр.96 упр.3 Стр.98.слова | |||
Рассказ о своём распорядке дня. | 1 | Урок формирование новых знаний, комбинированный урок | Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Рассказ о своём распорядке дня | Научить рассказывать о своём распорядке дня, используя клише. Развивать память и быстроту речевой реакции, умение речевого взаимодействия. Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка в ситуации монологического высказывания. | Стр.104упр.3 | |||
Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному. | 1 | Комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Устный опрос | Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка в ситуации монологического высказывания. Развивать память, внимание, навыки учебного труда. Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка в ситуации монологического высказывания. | Стр.106 упр.6 Стр.107 слова | |||
Беседа о расписании уроков на неделю. | 1 | Комбинированный урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием ,сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Тематич., промежуточный | Научить вести беседу, употребляя соответствующие клише. Развивать память и быстроту речевой реакции, умение речевого взаимодействия. Воспитание чувства взаимопомощи при работе в группах. | Стр.110 упр7 | |||
Рассказ о любимых учебных предметах. Повторение. | 1 | Комбинированный урок | Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. | Рассказ о любимых учебных предметах. | Учить письменной речи, проверить навыки селективного чтения, активизировать лексические знания и навыки аудирования. Учить письменной речи, проверить навыки селективного чтения, активизировать лексические знания и навыки аудирования. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. | Стр.111упр.8 наизусть | |||
Повторение и углубление лексического и грамматического материала. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Пользуются основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом) – описывают (предмет, картинку); Понимают на слух речь учителя, одноклассников. | Тематич., промежуточный | Учить письменной речи, проверить навыки селективного чтения, активизировать лексические знания и навыки аудирования. Научить систематизировать и обобщать полученные знания и умения, совершенствовать речевую компетенцию в устной речи и аудировании. Воспитание чувства самоуважения и самокритичности. Воспитание чувства ответственности и личной заинтересованности в результатах изучения немецкого языка. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа учебного курса предназначена для 9 класса общеобразовательных учреждений при изучении немецкого языка как второго после английского и составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ МО от 17 декабря 2010 г. №1897), на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и на основе авторской программы Аверина М.М. «Рабочие программы к предметной линии учебников «Горизонты» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. (Москва, «Просвещение» 2012 г.) Учебный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса.
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в качестве второго иностранного в 9 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Представленный курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами - носителями разных языков и культур.
Главные цели курса соответствуют зафиксированным целям в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. При создании настоящей программы авторами учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате. Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного речевого общения. Совершенное (на уровне носителей языка) овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. Поэтому изучение второго иностранного языка сегодня - это насущная необходимость. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций. В основной школе в соответствии с новым базисным учебным/образовательным планом (БОП) предусматривается введение элективного курса второго иностранного языка и выделяется 1 час в неделю. Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это, с одной стороны, меньшее количество выделяемых на него учебных часов и более сжатые сроки его изучения, а с другой стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков - родного, первого (ИЯ1) и второго иностранного (ИЯ2), что обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе.
Несмотря на то, что возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, перед учащимися открываются большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Положительный перенос оказывает большое влияние на общее развитие учащихся в разных аспектах:
-чем большим количеством языков человек владеет, тем более развиты его речемыслительные механизмы (такие, например, как кратковременная память, механизмы восприятия - зрительно и на слух, механизмы выбора, комбинирования, механизмы продуцирования при говорении и письме и др.);
-сходные лингвистические явления в родном языке и ИЯ 1 переносятся учащимися на ИЯ2 и облегчают тем самым их усвоение;
-на уровне учебных умений, которыми обучающийся овладел в процессе изучения как родного языка, так и ИЯ, которые переносятся им на овладение ИЯ2 и тем самым существенно облегчают процесс усвоения;
-на социокультурном уровне: социокультурные знания, приобретённые в процессе изучения первого неродного языка (ИЯI) , и на этой основе новые социокультурные поведенческие навыки также могут быть объектами переноса, особенно при наличии близости западноевропейских культур (если изучаются два европейских языка).
Чтобы предотвратить интерференцию и способствовать положительному переносу, необходим контрастный подход к изучению второго иностранного языка, побуждающий учащихся к сравнению/сопоставлению изучаемых иностранных языков на всех указанных выше уровнях, что также будет содействовать общему образованию, воспитанию и развитию школьников.
Общая характеристика учебного курса
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся:
-меньшее количество выделяемых на него учебных часов (1 час);
-более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).
К особенностям содержательного плана относятся:
-его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков - родного, первого (ИЯl) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе; с другой стороны возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;
-наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся оnыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Например, германской: английский, немецкий или западноевропейские языки, имеющие в силу исторического развития достаточно много общего, например английский и французский, английский и испанский.
Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому.
При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса, школы), члена жюри, репортёра и др. Проектная деятельность учитывает возрастные и психологические особенности каждого учащегося, позволяет раскрыть возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям.
Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей учащихся.
Место учебного курса в учебном плане
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в качестве второго иностранного в 9 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Цели и задачи обучения немецкому как второму иностранному языку
В последнее время концепция многоязычия стала определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения языков. Согласно монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие — это не многообразие языков, которое можно понимать как знание нескольких языков или сосуществование нескольких языков в данном обществе. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют. С этой точки зрения цель языкового образования изменяется. Теперь совершенное (на уровне носителей языка) овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков. Применительно к курсу для 5 класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах: способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка; развивать его память и воображение; создавать условия для творческого развития ребёнка; прививать навыки рефлексии и саморефлексии; развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью; создавать ситуации для самореализации личности ребёнка; воспитывать в ребёнке самоуважение; воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно; способствовать формированию чувства успешности; учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их; развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка; раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
Результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать:
-освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
-понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное,
-дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности;
-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по второму иностранному языку состоят в следующем:
В коммуникативной сфере (т. е. владении вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
-умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
-умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал, сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
-описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудирование:
-воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
-воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио – и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
-воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации; чтение:
-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
-читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного пере вода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
-читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменная речь:
-заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
-применение правил написания изученных слов;
-адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка;
-соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
-распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
-понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
-знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/ родного языков.
Социокультурная компетенция:
-знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
-распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
-знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
-знакомство с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы;
-понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
-представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе мировую культуру;
-представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция:
-умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов.
В познавательной сфере:
1)умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
2)владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
3)готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
4)умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
5)владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
-представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
-приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
-достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
-развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Обучая учащихся немецкому языку как второму иностранному по УМК «Горизонты», учитель должен учитывать требования Федерального государственного стандарта общего образования.
Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, а именно:
-совершенствовать приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
-учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). В 6 классе начинается более систематическая работа учащихся в рамках проектной деятельности с использованием Интернета, в которых учащиеся адресуются к определённым сайтам с целью получения более подробной информации.
Развивать специальные учебные умения при обучении второму иностранному языку (немецкому), учитывая, что их формирование уже было начато при изучении первого иностранного языка (английского), а именно: овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова с использованием словообразовательных элементов, синонимов, антонимов, контекста, а также с опорой на знания первого иностранного языка (английского) раскрыть значение этого же слова на немецком языке.
Развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию:
-умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая, а также иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка, знать различия в употреблении фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка.
Таким образом, в УМК «Горизонты» представлен широкий спектр заданий, направленных на развитие различных умений и навыков, соответствующих современным требованиям, что ни в коей мере не мешает учителям творчески подходить к использованию данных заданий либо дополнять собственными разработками. Необходимо только ориентироваться на требования ФГОС. УМК для 5 и 6 классов позволяют выйти на уровень А1 европейских языковых компетенций.
Требования Совета Европы к уровням владения иностранным языком. УровеньА1.
Понимание: Аудирование Чтение | Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и чётко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, моей семье и ближайшем окружении. Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, плакатах или каталогах. |
Письмо: Письмо | Я умею писать простые открытки (например, поздравления с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа немецкий язык ФГОС 5 класс немецкий язык Бим И.Л.
Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения немецкому языку в 5-м классе, второй ступени общего образования....
Рабочая программа немецкий язык 2-4 класс И.Л.Бим
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. За основу взята авторская программа И.Л. Бим....
Рабочая программа. Немецкий язык 5-9 класс. ФГОС.
Рабочая программа. Немецкий язык 5-9 класс. ФГОС....
Рабочая программа Немецкий язык , Второй язык 5 класс
Рабочая программа «Второй иностранный язык. Немецкий язык» составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральным государственным образовательным стандартом основного обще...
Рабочая программа "Немецкий язык 2-4 класс"
Рабочая программа "Немецкий язык 2-4 класс"...
Рабочая программа "Немецкий язык 5-9 класс"
Рабочая программа "Немецкий язык 5-9 класс"...