"Как научить высказыванию на немецком языке"
статья по немецкому языку (7, 8, 9 класс)
Основной коммуникативный партнёр школьнаков при изучении инстранного языка - это учитель, который не является носителем иноязычной культуры, он лишь её ретранслятор. У ученика изначально нет потребности высказываться на иностранном языке. Началом всех начал обучения иностранному языку являются, конечно- же, упражнения. Роль упражнений огромна! Разнообразие их видов - великое множество! Но и 1000 разных упражнений не даст результата, если не организована кропотливая, поэтапная работа над высказыванием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить высказыванию на немецком языке»
учитель немецкого языка
Дрель Т.М.
(из самоанализа 2014г)
Построение высказывания – сложный процесс: от предъявления лексики по теме до собственно высказывания проходит несколько уроков.
Учитывая возрастные и психологические особенности личности каждого ребенка, строю работу над высказыванием в 4 этапа: 1) подготовка к высказыванию, 2) составление плана высказывания, 3) само высказывание, 4) рефлексия.
1. Подготовка к высказыванию. Выбор ситуации, подбор лексического материала:
а) включение учащихся в решение реальных учебно-исследовательских задач на разных этапах обучения с учётом психологических и возрастных особенностей детей;
б) подбор личностно – значимых тем, текстов;
в) тщательный отбор форм работы с материалом, типов уроков, методов и приёмов с учётом интересов и мотивации школьников.
2. Составление плана высказывания, подбор лексического материала к каждому пункту плана:
а) переработка, перестраивание, дополнение, изменение материала учебника за счёт привлечения дополнительной иформации, интересных фактов;
б) грамматическое оформление речи, построение предложений, дополнение личностно- значимой информации;
в) привлечения материалов периодической печати на немецком языке.
3. Предъявление собственно высказывания.
4. Рефлексия:
а) оценивание учителем;
б) самооценка;
в) постановка задач на дальнейшее самосовершенствование.
Важной функцией общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя, учеников друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на языке.
Обучение по опорам - один из возможных путей реализации управления обучением монологической речи.
В обучении монологической речи имеются определённые трудности, связанные с особенностями этого вида речевой деятельности. Учащиеся часто затрудняются, что сказать? как сказать? Как сделать высказывание целостным, лаконичным? Преодолению этих трудностей в большей степени способствует использование различных опор, которые служат ориентирами при порождении речи и дают учащимся подсказку в плане содержания, а также композиционно-структурного и лексико-грамматического оформления высказывания. В качестве опор для учащихся, испытывающих трудности в изучении немецкого языка предлагаю:
1. «Структурный скелет» или так называемые неполные предложения. . Она прогнозирует в большей степени содержание, план высказывания и употребления лексики.
1) описание: опиши своему немецкому другу, который приехал к нам по обмену, свою школу, опираясь на следующие неполные предложения: Meine Schule ist….. Dort sind viele…. .Die Klassenzimmer sind … Unsere Klasse ist …. Die Schule befindet sich ….. Ich gehe zu Fuß. Meine Mitschüler fahren ….. .Bei uns sind viele …
3) для более успешных учащихся логико-смысловая схема, задаваемая определённой последовательностью вопросительных слов (неполных вопросов):
1) описание:was? wie? wo? was macht? wer?
2)сообщение:wo? wie? mit wem? wohin? wozu? wann? was dann?
3)вопросы (вопросительные предложения) в виде плана. Например: опиши свою комнату, опираясь на следующие вопросы: 1)Wo befindet sich die Schule? 2)Wie ist die Schule? Welche Raume gibt es in der Schule? 4)wie sind diese Raume?
6) опора только на зачин и концовку. Например: Твой друг - хороший друг. Докажи это. Начни так:Sascha ist ein fleißiger Schuler. Закончи так: Meiner Meinung nach ist er wirklich…
Обучение по опорам - один из возможных путей реализации управления обучением монологической речи.
4) план в виде тезисов. Например: сделай сообщение о своём друге. В качестве опоры используй следующий план: 1) Die Familie deines Freundes. 2) Seine Wohnung ( Seine Haus).3) Dein Freund zu Hause.
Для сильных и самостоятельных
5) установка на родном языке, задающая лишь предметное содержание. Например: Опиши свою школу. Начни с описания школы, а затем опиши отдельные объекты, например,здание, школьный сад, классы, компьютерный класс, учительскую, путь в школу и т. п.
Обучение по станциям метод развития автономности учащихся и действенный способ изменения роли учителя и учащегося на уроке. Данный метод использую в работе после прохождения курсовой подготовки и меня очень заинтересовал вопрос автономности учащихся. В данный момент детально изучаю данный метод, с целью применения в процессе обучении моих учащихся: как научить детей брать на себя ответственность за процесс обучения? Поставила перед собой такой вопрос.
Одним из путей реализации идеи развития и воспитания школьников в контексте “диалога культур” считаю, ставшую в последнее время популярной проектную методику в обучении иностранному языку. Проектная методика в полной мере соответствует программным требованиям в обучении иностранному языку. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
- занятия не ограничиваю приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а побуждаю на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но из других источников;
- в проекте успешно реализую различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие друг с другом и учителем, роль которого меняется;
- в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально, или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности, а это в свою очередь способствует воспитанию у подростков нравственности;
Проведенные ранее проектные работы показали: если в процессе обучения иностранному языку использовать, помимо традиционных форм, проектную работу, то, во-первых, повышается мотивация к изучению иностранного языка, во-вторых, расширяется словарный запас обучающихся и повышается общий уровень владения иностранным языком, и, в-третьих, развивается лингвострановедческая и межкультурная компетенция обучающихся. Надо ли говорить, что повышается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками, совершенствуются умения устной и письменной речи, развиваются коммуникативные навыки. В процессе такой работы дети увлекаются, быстро включаются в деятельность и забывают, что работать после перемены им не хотелось. Совместно с ребятами мы выполнили в прошедшем учебном году несколько проектов. Например, « Eine Reise durch BRD». Ребята 8 класса собирали необходимую информации о городах Германии при помощи ресурсов интернет, дополнительной литературы. Конечным итогом проекта была конференция с презентацией. В 9 классе, работая над темой «СМИ», ребята собрали материал о СМИ Германии, конечным результатом которого стала презентация рекламы одной из телекомпаний Германии.
Многолетняя практика использования мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том, что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках провожу следующие игры: интервью, разыгрывание ситуаций: «В книжном магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте». Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:
а) реклама продукции; б) турагентство предлагает поездку;в) «автор» рекламирует новую книгу;
Ролевые игры провожу как контролируемые ( на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему. Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Москвы» - организуйте встречу гостя и его досуг(тема «Школьный обмен 8класс»). Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех.
Для формирования стратегии общения на немецком языке учащиеся выполняют такие задания: самостоятельное выведение значения лексической или грамматической единицы; задания с использованием словарей ( смысловые задачи); смысловую группировку языковых единиц; вопросы для рефлексивной самооценки продвижения в изучении ИЯ; составление личных грамматических справочников в виде опорных схем, таблиц, рисунков; составление собственных справочных записей с самостоятельно сформулированными правилами, примерами; ведение традиционных словариков со списком самостоятельно накопленной лексики; ведение тематических словарей; создание опорных схем лексических средств; ведение собственных справочных записей ( о стране изучаемого языка в сопоставлении со своей страной).
Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: информатор, наблюдатель, консультант.
И в заключение мне хотелось бы вспомнить слова создателя классно-урочной системы Я.А. Коменского, призывавшего педагогов “… учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496278-1413031427.jpg)
Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1
Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/17/picture-102050-1460908767.jpg)
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе составлена согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950503-1505989472.jpg)
Методика обучения младших школьников монологическому высказыванию на уроках немецкого языка Проектная работа
Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по свое...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-528988-1416218819.jpg)
Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык.
Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык - это разработка игры -"ходилки" с выполнением заданий по к...