"Как научить высказыванию на немецком языке"
статья по немецкому языку (7, 8, 9 класс)

Татьяна Михайловна Дрель

Основной коммуникативный партнёр школьнаков при изучении инстранного языка - это учитель, который не является носителем иноязычной культуры, он лишь её ретранслятор. У ученика изначально нет потребности высказываться на иностранном языке. Началом всех начал обучения иностранному языку являются, конечно- же, упражнения. Роль упражнений огромна! Разнообразие их видов - великое множество! Но и 1000 разных упражнений не даст результата, если не организована кропотливая, поэтапная работа над высказыванием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_vyskazyvaniyu_na_nemetskom_yazyke.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

                  «Как научить высказыванию на немецком языке»

                                                                        учитель немецкого языка 

Дрель Т.М.

                                                                                          (из самоанализа  2014г)

Построение высказывания – сложный процесс: от предъявления лексики по теме до собственно высказывания проходит несколько уроков.

Учитывая возрастные и психологические особенности  личности каждого ребенка, строю работу над высказыванием в 4  этапа: 1) подготовка к высказыванию, 2) составление плана высказывания, 3) само высказывание, 4) рефлексия.

         1. Подготовка к высказыванию. Выбор ситуации, подбор лексического материала:

а) включение  учащихся в решение реальных учебно-исследовательских задач на разных этапах обучения с учётом психологических и  возрастных особенностей детей;

б) подбор  личностно – значимых тем, текстов;

в) тщательный отбор  форм  работы с материалом, типов уроков, методов и приёмов с учётом интересов и мотивации школьников.

2. Составление  плана  высказывания, подбор лексического материала  к каждому пункту плана:

а) переработка, перестраивание, дополнение, изменение материала учебника за счёт привлечения дополнительной иформации, интересных фактов;

б) грамматическое оформление речи, построение предложений, дополнение личностно- значимой информации;

в) привлечения материалов периодической печати на немецком  языке.

3. Предъявление собственно высказывания.

4. Рефлексия:

а) оценивание учителем;

б) самооценка;

в) постановка задач на дальнейшее  самосовершенствование.

Важной функцией общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя, учеников друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на языке.  

Обучение по опорам - один из возможных путей реализации управления обучением монологической речи.

В обучении монологической речи имеются определённые трудности, связанные с особенностями этого вида речевой деятельности. Учащиеся часто затрудняются, что сказать? как сказать? Как сделать высказывание целостным, лаконичным? Преодолению этих трудностей в большей степени  способствует использование различных опор, которые служат ориентирами при порождении речи и дают учащимся подсказку в плане содержания, а также композиционно-структурного и лексико-грамматического оформления высказывания.   В качестве опор для учащихся, испытывающих трудности в изучении немецкого языка предлагаю:

1. «Структурный скелет» или так называемые неполные предложения.  . Она прогнозирует в большей степени содержание, план высказывания и употребления лексики.

1) описание: опиши своему немецкому другу, который приехал к нам по обмену, свою школу, опираясь на следующие неполные предложения: Meine Schule ist….. Dort sind viele….  .Die Klassenzimmer sind …   Unsere Klasse ist …. Die Schule befindet sich …..  Ich gehe zu Fuß. Meine Mitschüler fahren …..   .Bei uns sind viele …

3) для более успешных учащихся логико-смысловая схема, задаваемая определённой последовательностью вопросительных слов (неполных вопросов):

1) описание:was? wie? wo? was macht? wer?

2)сообщение:wo? wie? mit wem? wohin? wozu? wann? was dann?

3)вопросы (вопросительные предложения) в виде плана. Например: опиши свою комнату, опираясь на следующие вопросы: 1)Wo befindet sich die Schule? 2)Wie ist die Schule? Welche Raume gibt es in der Schule? 4)wie sind diese Raume?

6) опора только на зачин и концовку. Например: Твой друг - хороший друг. Докажи это. Начни так:Sascha ist ein fleißiger Schuler. Закончи так: Meiner Meinung nach ist er wirklich…

Обучение по опорам - один из возможных путей реализации управления обучением монологической речи.

4) план в виде тезисов. Например: сделай сообщение о своём друге. В качестве опоры используй следующий план: 1) Die Familie deines Freundes. 2) Seine Wohnung ( Seine Haus).3) Dein Freund zu Hause.

Для сильных и самостоятельных

5) установка на родном языке, задающая лишь предметное содержание. Например: Опиши свою школу. Начни с описания школы, а затем опиши отдельные объекты, например,здание, школьный сад, классы, компьютерный класс, учительскую, путь в школу и т. п.

Обучение по станциям метод развития автономности учащихся и действенный способ изменения роли учителя и учащегося на уроке. Данный метод использую в работе после прохождения курсовой подготовки и меня очень заинтересовал вопрос автономности учащихся. В данный момент детально изучаю данный метод, с целью применения в процессе обучении моих учащихся: как научить детей брать на себя ответственность за процесс обучения? Поставила перед собой такой вопрос.

Одним из путей реализации идеи развития и воспитания школьников в контексте “диалога культур” считаю, ставшую в последнее время популярной проектную методику в обучении иностранному языку. Проектная методика в полной мере соответствует программным требованиям в обучении иностранному языку. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

- занятия не ограничиваю приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а побуждаю  на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но из других источников;

- в проекте успешно реализую  различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие друг с другом и учителем, роль которого меняется;

- в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально, или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности, а  это в свою очередь способствует воспитанию у подростков нравственности;

Проведенные ранее проектные работы показали: если в процессе обучения иностранному языку использовать, помимо традиционных форм, проектную работу, то, во-первых, повышается мотивация к изучению иностранного языка, во-вторых, расширяется словарный запас обучающихся и повышается общий уровень владения иностранным языком, и, в-третьих, развивается лингвострановедческая и межкультурная компетенция обучающихся. Надо ли говорить, что повышается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками, совершенствуются умения устной и письменной речи, развиваются коммуникативные навыки. В процессе такой работы дети увлекаются, быстро включаются в деятельность и забывают, что работать после перемены им не хотелось. Совместно с ребятами мы выполнили в прошедшем учебном году несколько проектов. Например, « Eine Reise durch BRD». Ребята 8 класса собирали необходимую информации о городах Германии при помощи ресурсов интернет, дополнительной литературы. Конечным итогом проекта была конференция с презентацией. В 9 классе, работая над темой «СМИ», ребята собрали материал о СМИ Германии, конечным результатом которого стала презентация рекламы одной из телекомпаний Германии.

Многолетняя практика использования мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том, что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках провожу следующие игры:  интервью, разыгрывание ситуаций: «В книжном магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте». Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:

а) реклама продукции; б) турагентство предлагает поездку;в) «автор» рекламирует новую книгу;

Ролевые игры провожу как контролируемые ( на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему. Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Москвы» - организуйте встречу гостя и его досуг(тема «Школьный обмен 8класс»). Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех.

Для формирования стратегии общения на немецком  языке учащиеся выполняют такие задания: самостоятельное выведение значения лексической или грамматической единицы; задания с использованием словарей ( смысловые задачи); смысловую группировку языковых единиц; вопросы для рефлексивной самооценки продвижения в изучении ИЯ; составление личных грамматических справочников в виде опорных схем, таблиц, рисунков; составление собственных справочных записей с самостоятельно сформулированными правилами, примерами; ведение традиционных словариков со списком самостоятельно накопленной лексики; ведение тематических словарей; создание опорных схем лексических средств; ведение собственных справочных записей ( о стране изучаемого языка в сопоставлении со своей страной).

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: информатор, наблюдатель, консультант.

И в заключение мне хотелось бы вспомнить слова создателя классно-урочной системы Я.А. Коменского, призывавшего педагогов “… учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как быстро научиться читать по-немецки?

Советы по изучению немецкого языка...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку  в 5 классе составлена  согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...

Методика обучения младших школьников монологическому высказыванию на уроках немецкого языка Проектная работа

Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по свое...

Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык.

Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык - это разработка игры -"ходилки" с выполнением заданий по к...