История Санкт-Петербурга на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку

Двойничкова Ирина Васильевна

В статье описаны возможности проведения уроков, посвящённых истории и культуре Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dvoinichkovoi_i.v._istoriya_spb.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя немецкого языка Двойничковой Ирины Васильевны

ГБОУ гимназия №278 им. Б. Б. Голицына

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является формирования у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Патриотизм (от греческого слова «рatris» - Родина) - это осознание конкретным человеком своего особого, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его прогрессивному развитию и процветанию.

На уроках иностранного языка, равно как и на других, происходит воспитание человека, гражданина своего Отечества, воспитание российского патриотизма. Учителю иностранного языка предоставляются большие образовательные возможности в воспитании патриотических чувств учащихся. Для достижения целей воспитания у учащихся патриотических чувств к своей стране, народу, культуре и языку на уроках иностранного языка в школе могут использоваться самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы.

Одним из аспектов гражданского патриотического образования, является краеведение.
Краеведение в школе – связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальностью, использование активных методов обучения: исследовательский, экскурсионный и т.д., путь приобщения учащихся к творческому труду, науке. Использование фрагментов краеведения при обучении иностранному языку наглядно помогает увидеть связь двух культур: страны изучаемого языка и своей родной. На таких уроках воспитывается любовь к родине, к родному городу, уважение к людям, живущим здесь, гордость за их достижения, толерантное отношение к ним, независимо от их национальности и религиозных или политических убеждений; а так же самосознание каждого ученика, как члена общества; формируется его гражданская позиция. При этом решаются также следующие учебные задачи: обучение письму, чтению, говорению, аудированию на иностранном языке.

Поэтому очень важно и на уроках немецкого языка обсуждать с учащимися вопросы краеведения. В учебниках немецкого языка имеется достаточно материала для изучения страноведения, посвящённого истории, культуре, современности, страны изучаемого языка. В конце таких тем большое значение имеет проведение уроков или фрагментов уроков, посвящённых истории и культуре Санкт-Петербурга. Здесь  возможны разнообразные типы занятий:

  • самостоятельная работа с книгой и документом;
  • экскурсии;
  • осмотр памятников истории культуры;
  • ученические исследования;
  • проектную деятельность;
  • работу предметного кружка;
  • беседы и встречи с интересными людьми;
  • выступления с сообщениями, докладами на уроках.

Таким образом, ученики получают следующие знания:

  • основные этапы развития и события истории Санкт-Петербурга;
  • личности знаменитых Петербуржцев;
  • достижения культуры (архитектура, музеи, театры, памятники);
  • виды ландшафтных памятников и памятников природы;
  • связь культуры Санкт-Петербурга с культурой России и мира;
  • географические и экономические особенности города;
  • наиболее значимые памятники литературы;

Приобретают умения:

  • соотносить события отечественной, региональной и мировой истории;
  • рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
  • давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;
  • проводить очные и заочные экскурсии по родному городу.

Учитель может использовать современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создать условия для формирования самооценки обучающихся.

Конечные цели здесь различны, например: выпуск стенгазеты, разработка и проведение экскурсии (с записью на видеокамеру) по городу для иностранных гостей, учащихся. Другой целью может стать подготовка к ролевой игре «Совет экскурсоводов», в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий, а совет экскурсоводов, возглавляемый учителем и состоящий из наиболее подготовленных учеников своего или параллельного класса, оценивает представленное и определяет лучшие работы. Может быть организована и «заочная» экскурсия по родным местам. Она дополнит часто практикуемые «заочные» экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Завершением работы может служить также защита презентаций, подготовленных учащимися. Это новая форма работы с учащимися, и использование ее в течение нескольких лет показало, что это одна из наиболее интересных и любимых учащимися видов деятельности.

На начальном этапе обучения мы рассказываем о нашем родном городе, о его достопримечательностях, демонстрируем презентации младшим школьникам. При этом учителем или учениками при работе над новой лексикой составляются кроссворды. На обобщающем этапе на уроках немецкого языка проводятся викторины, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

В старшей школе особенно эффективен метод проектов. Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Главные цели  метода проектов:

  • Реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности.
  • Актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности.
  • Интеграция межпредметных знаний.
  • Включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность.
  • Создание условий для формирования учебной компетенции учащихся в области изучения и его развития как языковой личности.

Проектная деятельность охватывает темы, которые содержат интересный и важный для учащихся культурный и исторический материал о родном городе. Ученики сами находят информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический и грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации.

Ученикам на выбор предоставляются проекты различной тематики:

Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Участие немецких архитекторов в градостроении Петербурга.

Архитектура нового Петербурга.

Сады и парки Санкт-Петербурга.

Реки, каналы и мосты Санкт-Петербурга.

Пригороды Санкт-Петербурга.

Влияние выходцев из Германии на культуру и историю Санкт-Петербурга.

С помощью проектной методики на уроках немецкого языка  по теме «История Санкт-Петербурга» можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Таким образом, приобщая детей к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга на уроках немецкого языка, мы не только расширяем и углубляем их познания, совершенствуем коммуникативные навыки, но и решаем задачу формирования  толерантности, патриотических качеств, необходимых для всестороннего образования культурной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Отзвуки" Средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга.

Презентация нацелена на работу учащихся с  "Петербургской тетрадью" Л.К. Ермолаевой, Т.И. Удальцовой и др."Краеведенье. Санкт-Петербург - город-музей", ч.3....

Презентация к уроку немецкого языка в 7 классе. Тема "Москва. Санкт-Петербург"

Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Презентация знакомит учащихся с достопримечательностями Москвы и Санкт-Петербурга....

Программа предпрофильного курса на немецком языке для учащихся 9 класса "Немцы в истории Санкт-Петербурга"

Каждый, кто живет в нашем городе и выбирает профессию, связанную с иностранным языком, должен быть хорошо знаком с историей и культурой Санкт-Петербурга....

Решётки набережных Петербурга (Интегрированный урок Истории Санкт-Петербурга и Изобразительного искусства).

В презентации Проиллюстрированны решотки набережных Петербурга.Учащиеся узнают  как очертания решоток набережных может помочь сориентироваться в городе.В конце предлогается иллюстрированное задан...

Знакомство с историей Санкт-Петербурга на уроках иностранного языка

В школе при изучении иностранного языка необходимо уделять внимание страноведческим аспектам, в том числе истории и культуры родной страны. Примером такой работы может быть знакомство с историей и кул...

История Санкт-Петербурга. 8 класс. Урок Петербургские традиции

конспект урока и сопроводительные материалы по теме Петербургские традиции...