"Экологическое воспитание на уроках немецкого языка"
методическая разработка по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Сабельская Ирина Борисовна

Методическая разработка по экологическому воспитанию в школе на уроках немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_urokah_nemetskogo_yazyka.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках немецкого языка

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов

нравственности, частица мировоззрения»

К. Паустовский

В современном мире проблема защиты природы очень важна и актуальна. Эта тема обсуждается на всех уровнях и во всех странах. Надо любить и беречь природу, чтобы выжить на этой Земле. И эту любовь необходимо воспитывать с детства. Одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы МБОУ «СОШ № 23» г. Северодвинска является экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Задачи экологического образования :

· создание адекватных экологических представлений (оно позволяет личности осмыслить, что и как происходит между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической рациональности);

· формирование бережного отношения к окружающее среде (определяет характер целей и побуждений взаимодействия с природой, а также готовность подчинить свою жизнь правилам, которые с точки зрения экологической целесообразности являются необходимыми);

· формирование системы экологических умений и навыков (показывает личности, что необходимо уметь и делать для того, чтобы сохранить природу; показывает, что недостаточно одного понимания и стремления).

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

•        Описывать: объекты и явления окружающей живой и неживой природы, основываясь на личных наблюдениях.

•        Объяснять: необходимость сохранения окружающего мира; взаимосвязь человека с природой.

•        Прогнозировать: последствия своих действий для окружающей среды, личного здоровья и здоровья других людей.

•        Проектировать: создавать мини-проекты по изученным темам.

•        Оформлять: результаты своих работ: в виде творческих работ, сочинений, рисунков, плакатов, поделок из природного материала.

На каждом этапе обучения  немецкому языку сфера общения и тематика расширяются и к ним прибавляется ряд новых тем.

 Социально-бытовая сфера общения.

В программе предлагается: Я и мои друзья.

Модификация: Ситуации общения, касающиеся поведения дома, на улице, в парке, в лесу и т.п.

В программе предлагается: Семья. Увлечения.

Модификация: Цветоводство, виды растений, уход за комнатными растениями. Работа в саду. Отдых в деревне. Экскурсии в лес, на природу. Красная книга. Значение Красной книги.

В программе предлагается: Дикие и домашние животные.

Модификация: Забота и охрана диких животных.

В программе предлагается: Домашние животные в нашей жизни.

Модификация: Мир животных. Названия животных. Отношение к животным. Братья наши меньшие - забота о них. Язык птиц. Что значит быть другом животных?

 Учебно-трудовая сфера общения.

В программе предлагается: Школа. Любимые предметы.

Модификация: Спорт в нашей жизни. Летние и зимние виды спорта. Здоровый образ жизни Предмет экология. Что такое экология?  Основные экологические понятия.

В программе предлагается: Что мы учимся делать в школе и дома.

Модификация: Что мы делаем охотно (неохотно), чем увлекаемся.

Конкурс поделок из природного материала..

 Социально-культурная сфера общения.

В программе предлагается: Страны изучаемого языка.

Модификация: Название страны изучаемого языка, ее расположение на карте. Государственная символика (флаг, герб). Путешествие по странам изучаемого языка.

В программе предлагается: Города страны изучаемого языка.

Модификация: Достопримечательности. Берлинский зоопарк. Названия животных. О животных, обитающих в зоопарке.

Парки Германии. Названия растений. Значение зеленых насаждений в жизни человека. О роли парка в очищении воздуха. Возникновение парков. О многообразии растительного мира парков.

В программе предлагается: Мой город/село.

Модификация: Забота о родном городе/ селе. Некоторые экологические проблемы. Зеленые насаждения. Забота о зеленых насаждениях. Водоёмы Архангельской области: вода должна быть чистой. Экскурсия по городу Северодвинску.

В программе предлагается: Природа.

Модификация: Времена года. Погода. Бережное отношение к природе. Способность ощущать и сознавать себя частью природы и быть ответственным за нее.

Игровая сфера.

В программе предлагается: Герои сказок, мультфильмов, песни, стихи, считалки.

Модификация: конкурс поделок, рисунков стихов на экологическую тематику, проведение игр на уроках немецкого языка. Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека. О разумном использовании природных богатств и охране их. (Использование слайдов и презентаций. )

Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”. Это высказывание может стать девизом проектной деятельности в школе.

На уроках иностранного языка есть все условия и возможности для формирования экологической культуры учащихся.  Планируя классную и внеклассную работу по немецкому языку, я стараюсь больше включать практических занятий, которые должны быть ориентированы на конкретную природоохранную деятельность. На уроках немецкого языка применяю разнообразные формы и методы работы: выставки рисунков, конкурсы рассказов о любимых животных и растениях, метод проектов, презентации, игровые приемы, тестирование, экскурсии по городу. На уроках мы беседуем о природе нашего края, планируем и принимаем участие в мероприятиях по уборке школьного парка, в городских акциях по уборке берегов Белого моря, городских скверов, участвуем в посадке деревьев. Для наших ребят защита окружающей среды – это конкретное понятие, это то, что их окружает повсюду и каждый день. И как они будут относиться к природе зависит их будущее и их здоровье. При изучении темы «Auf Sorgen wir gemeinsam fur unseren Planeten Erde» я использую региональный материал об охране окружающей среды. Наша школа сотрудничает с кедровым питомником. Работники проводят экскурсии, призывают ребят к бережному отношению природы. На уроках ребята готовят буклеты на немецком языке. Проводим выставки рисунков на тему «Die Natur ist in Gefahr!». Заключительный урок по данной теме проходит в форме устного журнала « Die Natur ist ein gemeisames Haus».

Класс делится на группы и каждая группа готовит определённые страницы журнала.

1.Wir schutzen den Wald.

2.Wir sorgen fur Waldtiere und Vogel.

3. Wir machen unseren Hof grun.

4. Оkologie des Menschen.

Обучающиеся 8 классов принимают участие в конкурсе «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!», который проводит Немецкий культурный центр им. Гёте (Гёте – Институт). Ребята подготовили проект на немецком языке «Уровень загрязнённости воздуха в Архангельской области». Школа принимала участие во Всероссийском субботнике «Зелёная Россия», приводили в порядок школьный двор. Мы составили памятку на немецком языке  и распространили среди обучающихся школы.

Man muss unser Schulhof sauberhalten!

Alle mussen die Umwelt schutzen!

Man muss mehr Baume und Strauchen,Busche pflanzen!

Man darf nicht im freien laut rufen, die selten Pflanzen,

Insekten und Tiere vernichten!

Man darf nicht im Wald,im Schulhof Abfalle,Papier, Zigarettenkippen,

Flaschen hinterlassen!

Man darf nicht Tiere messhandeln und Baume brechen!

Man soll Altstoff sammeln!

Man darf nicht das Wasser, die Luft und die Erde verschmutzen!

Обучающиеся нашей школы вовлечены в активную деятельность по защите и сохранению окружающей среды. Ребята видят практическое использование немецкого языка. Экологическое воспитание это и забота о людях. На уроках мы говорим о помощи престарелым и одиноким людям, учащиеся рассказывают о своей помощи по дому, на дачных участках, используя лексику «Die Landwirtschaftlichearbeit.

Ребята интересуются экологическими проблемами страны и нашего региона. У обучающихся формируется активная жизненная позиция: желание сделать окружающий мир лучше, развивается экологическая ответственность, и озабоченность будущим.

Список литературы

1. Бим И.Л. Творчество учителя и методическая наука/ Иностранные языки в школе.-1988.-№4.-с. 1

2.Концепция общего экологического образования,/под ред. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. – М.:ИН-Т общеобразовательной школы РАО,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка  опирается на  эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...

Экологическое воспитание на уроках татарского языка

Экологическое воспитание на уроках татарского языка...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...

Доклад на тему: "«Экологическое воспитание на уроках русского языка»

Цель данной работы  –  обобщение наиболее эффективных приёмов работы по экологическому воспитанию в средних классах.Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, ...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...