Изучаем немецкий
учебно-методический материал по немецкому языку

Прокопова Анастасия Юрьевна

В этом разделе можно найти интересный маитериал по грамматике немецкого языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как легко запомнить немецкие артикли

Как просто определить род существительного? Ниже приведены простые советы по определению артикля существительного и, соответственно, его рода.

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

DER

  • Звери, профессии и личности мужского пола
  • Дни и месяцы
  • Времена года и стороны света
  • Алкоголь (кроме пива) + различные окончания

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

DIE

  • Звери, профессии и личности женского пола + различные окончания

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

DAS:

  • + различные окончания

Инфинитив

Как запомнить эти окончания, читайте в следующей статье: Как запомнить артикли к немецким словам?

Ещё несколько картинок на запоминание артикля.

DER:

  • весь алкоголь (кроме пива)
  • марки машин
  • отрезки времени
  • погода

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

DIE:

  • определенные окончания (смотри картинку)
  • марки мотоциклов

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

DAS:

  • определенные окончания (смотри картинку)
  • если слово начинается с Ge-

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

Ещё одна удобная таблица на эту тему:

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Немецкие прилагательные в таблицах

Употребление немецких прилагательных с артиклями. Очень полезная таблица!

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

Соответствие окончаний определенных артиклей, указательных местоимений и прилагательных в немецком языке

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах

Основы грамматики немецкого языка в таблицах и схемах



Предварительный просмотр:

Памятки-алгоритмы

для эффективного изучения немецкого языка

Методические рекомендации для изучения немецкого языка учащимися самостоятельно или под руководством учителя

Памятки-алгоритмыhello_html_m45841645.png

Памятка №1hello_html_1e515de7.png

Как учить слова?

Ты уже умеешь писать по-немецки многие известные тебе слова и даже целые предложения. Если ты хочешь лучше запомнить и дольше сохранить в памяти известные тебе слова, больше внимания уделяй письму. Здесь возможны варианты:

1) Заведи словарную тетрадь и постепенно самостоятельно, без напоминания учителя записывай в нее все известные тебе слова, опираясь на словарные списки

2) Просмотри свою картинную картотеку, если ты вел(а) ее, (картинки из конвертов № 1, 2, 3) и сделай подписи. Например, на обороте картинки, где изображен мальчик, ты можешь написать: der Junge — или: Das ist ein Junge. Важно, чтобы все, что ты сначала услышал, ты бы смог затем записать.

Памятка №2hello_html_1e515de7.png

Что делать, если встречается незнакомое слово?

1) Если при чтении связного текста ты встречаешь незнакомое или забытое тобой слово, не прерывай чтения.

2) Читай дальше и старайся понять значение этого слова по общему смыслу (по контексту).

3) Сверься с ключом или словарем, чтобы убедиться в правильности твоей догадки.

4) Не обращайся к ключу или словарю, пока ты не попытаешься самостоятельно догадаться о значении незнакомого слова.

hello_html_1e515de7.png

Памятка №3

Как искать слова в словаре?

1) Кто из вас заметил, что слова стоят в словаре в определенной форме? Существительные в единственном числе, например: das Buch, der Garten, das Haus, а глаголы - в неопределенной форме, например: lesen, schreiben, fahren.

2) Если в тексте встречаются слова в иной форме, то для того, чтобы найти их в словаре, надо эти слова сначала привести в словарную форму, а именно:

сущ. мн. ч. - в сущ. ед. ч. die Bücher-das Buch

личную форму глагола - в неопр. форму (инфинитив) Er liest-lesen.

Sie fährt-fahren

3) Назови словарную форму следующих слов и проверь себя, найдя их в словаре:

a) die Höfe, die Museen, die Räume;

b) er sieht; sie nimmt; du hast; ich weiß; sie will.

4) Слова в словаре расположены в алфавитном порядке

Знание наизусть алфавита облегчает пользование справочниками, словарями, построенными по алфавитному принципу.

hello_html_1e515de7.png

Памятка 4

Хочешь научиться хорошо читать по-немецки?

1. Для этого недостаточно только правильно и быстро произносить слова. Нужно видеть их связь в предложении и в тексте.

Только так можно понять смысл того, что читаешь.

2. Помни, что хороший читатель:

а) непременно знает, для чего ему нужно прочитать рассказ или книгу. Например, чтобы узнать что-то новое, вспомнить известное, найти ответ на возникший вопрос;

б) умеет найти в рассказе или книге основную мысль;

в) умеет найти интересующую его информацию, нужную мысль (не обязательно основную);

г) стремится понять и оценить поступки персонажей;

д) старается использовать полученные из книг знания в жизни;

е) умеет выразительно читать вслух, показать голосом свое отношение к содержанию и героям книги, рассказа;

ж) стремится подражать понравившимся героям книг.

Памятка №5hello_html_1e515de7.png

Что может помочь тебе лучше понять содержание читаемого текста?

1. Заголовок. Именно заголовок передает обычно то главное, о чем идет речь в тексте.

2. Иллюстрации.

3. Знание того, как строится текст.

Центром предложения является глагол, начинай перевод с него. Не забудь проверить, нет ли в конце предложения еще одной формы глагола. Оба глагола переводятся вместе, например:

In den Brief kann man unsere Fotos und Fotos unserer Schule hineinlegen. В письмо можно вложить наши фотографии и фотографии нашей школы.

Помни, что предложения «живут» в рассказе не сами по себе, а тесно связаны друг с другом: одно предложение может

подтверждать или дополнять другое, может выражать основную мысль в тексте.

В таком же отношении находятся друг к другу и абзацы.

Сначала автор готовит вас, читателей, к тому, о чем пойдет речь в рассказе. Затем следует сам рассказ. А заканчивается повествование так, чтобы стало ясно, что он, автор, хотел сказать. Часто автор побуждает нас самих сделать вывод из прочитанного.

4. Объяснение и перевод незнакомых и важных для понимания слов и словосочетаний.

С их помощью ты сможешь понять содержание текста, а запомнив их, расширить свой словарный запас.

Памятка № 6hello_html_1e515de7.png

Как поступить, если при чтении встречаются трудности?

На уроке ты можешь попросить помощи у учителя или товарища. А самостоятельно?

1. Можно воспользоваться немецко-русским словарем. Для этого нужно хорошо помнить немецкий алфавит.

2. Тебе уже известно, что значение незнакомого слова можно понять по общему смыслу рассказа или предложения. Например:

А, В und С sind die ersten Buchstaben im deutschen Alphabet.

3. Значение некоторых слов можно определить по знакомому корню, зная признаки частей речи в немецком языке. Например:

helfen (помогать) — die Hilfe (помощь) lesen (читать) — das Lesen (чтение)

а) глагол узнавай по личным окончаниям и по основным формам;

б) имя существительное узнавай по суффиксам: -ei, -in, -schaft, -helt, -keit, -ung (женский род); -er, -ler, -ling (мужской род); -chen, -lein (средний род).

Запомни значение некоторых суффиксов имен существительных:

-er, -in (от глагола) — профессия, род занятий человека, например: tanzen — der Tanzer, die Tanzerin

-heit, -keit, -schaft — абстрактные понятия, например: tapfer (храбрый) — die Tapferkeit (храбрость)

-lein, -chen — уменьшительное, ласкательное значение, например: der Mann — das Männchen

в) имена прилагательные и наречия узнавай по суффиксам -lich, -isch, -ig, -voll, например:

die Musik (музыка) — musikalisch (музыкальный) die Liebe (любовь) — liebevoll (любовно, с любовью)

4. Если название города или страны имеет суффикс - еr, то новое слово может быть или прилагательным или обозначать жителя этого города или страны, например:

Berlin — die Berliner Straßen - берлинские улицы

Berlin — der Berliner - берлинец (житель Берлина)

5. Если в незнакомом сложном слове тебе известны его составные части, то ты можешь догадаться о значении нового слова. В сложном слове основным является последнее слово, например:

das Frühlingswetter — der Frühling+das Wetter, der Geburtstagswunsch — der Geburtstag+der Wunsch

6. Часто в немецком языке встречаются слова, похожие на слова в русском или других языках. Их легко узнать по созвучию с родным языком, например:

die Timurgruppe, die Gitarre, das Alphabet

Памятка №7hello_html_1e515de7.png

Как самостоятельно подготовить монологическое

высказывание?

1. Представь, о чём ты будешь говорить, и составь план своего высказывания.

2. Прочитай текст (тексты) на нужную тебе тему.

3. Выдели из текста (текстов) материал — слова, словосочетания, предложения, нужные для твоего высказывания; соотнеси его с пунктами плана.

4. Вспомни, какой ещё языковой материал ты можешь использовать в своём высказывании, и припиши его.

5. Сделай преобразования, необходимые для передачи твоего замысла.

6. «Прорепетируй» своё высказывание, пользуясь построенной тобой программой.

Памятка №8hello_html_1e515de7.png

«Вместе веселее и полезнее» или как работать в коллективе

Очень часто на уроках немецкого языка ты будешь выполнять задания с кем-то из одноклассников. Это, конечно, веселее, но главное - полезнее, хотя работать в группе так, чтобы получилось в два раза лучше, чем в одиночку, - непросто!

Почему? а потому, что вы - разные. И подготовка у вас может быть разная. Что же делать?

1. Если ты видишь, что твой одноклассник (напарник) справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся это делать так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, тактично и доброжелательно исправляй их.

2. Если твой напарник справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на одноклассника, если он исправит ту или иную ошибку.

3. Если ты выполняешь задание с напарником, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну, помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему однокласснику. Ты в ответе за него, он — за тебя. А вместе вы в ответе за общее дело!

hello_html_1e515de7.png

Памятка №9

Как совместно выполнять групповые задания?

  1. Определите, осознайте, уточните общие цели совместной деятельности.
  2. Составьте план выполнения задания.
  3. Распределите обязанности.
  4. Обсудите варианты выполнения задания.
  5. Учитесь слушать друг друга.
  6. Готовясь к принятию коллективного решения, сопоставьте варианты, предлагаемые разными участниками.
  7. Сотрудничайте друг с другом.
  8. Примите коллективное решение.
  9. Отчитывайтесь о проделанной работе. Все зачётные очки в копилку группы, на всех и каждого. Если группа представила интересный вариант, все члены группы получают «отлично».

hello_html_5346cfbf.png

Памятка №10

Как правильно выполнить домашнее лексико-грамматическое упражнение?

1. Прочитай задание и определи, в чём его суть.

2. Если задание предполагает подстановку или ответ на вопрос, припомни (выясни) значение требуемого языкового явления.

3. Установи его грамматические формы, обрати внимание на порядок слов.

4. Письменно вставь данное языковое явление в предложение (или при ответе на вопрос), придав ему сначала соответствующую производную форму.

5. Почитай полученное предложение.

6. Произнеси его без опоры на запись.

Памятка № 11hello_html_5346cfbf.png

Ум хорошо, а два лучше!

Многие  задания   на  уроке   немецкого  языка  ты   будешь выполнять в паре. Работать вдвоем — непросто! Вот варианты работы:

1)  Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему. Исправляй ошибки тактично и доброжелательно.

2) Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

3) Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу.

Памятка № 12hello_html_5346cfbf.png

Запомнить слова — это нетрудно!..

... нужно только знать несколько «волшебных секретов». Вот они:

1)  Внимательно слушай, когда учитель знакомит тебя с новым словом. Вслушайся в его звуковой образ, сравни его с похожим словом (немецким или русским), отметь для себя разницу.

2)  Пытайся догадываться о значении слова сам. Поможет тебе в этом картинка или содержание рассказа.

3) Повторяй, когда учитель просит произнести за ним новое слово. Сначала сделай это шепотом, потом вслух.

Памятка № 13hello_html_5346cfbf.png

Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.

  1. Представь, что все сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.
  2. Подумай, как бы ты прореагировал на сказанное сам.
  3. Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.
  4. Отдохни, если устанешь.  Но потом обязательно продолжи.

Так ты сможешь тренироваться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!

Памятка № 14hello_html_5346cfbf.png

Вот несколько советов о том, как научиться правильно писать по-немецки.

Прежде чем в первый раз записывать новое слово в тетрадь, нужно:

  1. Прочитать его, обращая внимание на правила чтения.
  2. Внимательно    рассмотреть    особенности    написания    этого слова.
  1. Попробовать мысленно написать это слово и сравнить его с

напечатанным.

  1. Только   после  этого  его   можно  записывать   в  тетрадь,   необязательно по памяти.
  2. Не забудь еще раз сверить написанное с образцом.

Памятка № 15hello_html_5346cfbf.png

С грамматикой надо подружиться

     А сделать это можно только тогда, если выполнишь следующие советы.

1) Внимательно слушай: когда учитель знакомит вас с новым   речевым образцом, обрати внимание на ту часть его фразы, которую он выделяет голосом.

2) Постарайся понять, когда и зачем это грамматическое явление используется в речи.

3) Сравни данный речевой образец с известными тебе и отметь сходство или различие.

4) Повтори фразу за учителем или сам несколько раз, сначала шепотом, потом вслух.

Памятка № 16hello_html_5346cfbf.png

«Непослушные» глаголы

Да, есть, к сожалению, в немецком языке и такие: они не подчиняются принятым в языке правилам и нормам и поэтому принимают в речи странные формы. Официально они называются «сильными». Вот из-за их строптивого характера эти глаголы надо заучивать как исключение из правил. И хотя их не так уж и мало, не надо пугаться. Вот несколько советов о том, как быстрее и лучше запомнить их:

  1. Заучивай глаголы с желанием знать и помнить.
  2. Ставь цель запомнить надолго: ведь эти глаголы будут нужны тебе постоянно.
  3. Читай вслух и заучивай сразу три формы глагола.
  4. Старайся  сгруппировать  их по определенным признакам  заучивай небольшими группами.
  5. Прочитав формы каждого глагола два-три раза, старайся припомнить их не заглядывая в учебник.
  1. Используй   все   три   вида   памяти:   читай,   произноси   вслух, записывай по памяти.
  2. Лучшее   время   для   заучивания   неправильных   глаголов - перед сном.
  1. Начинай повторять глаголы до того, как они начали забываться.   Работай   с   листком   бумаги:   закрыв   две   первые колонки,  прочитай  начальную форму  и скажи  две других: sprechen — ? — ?

     Затем, оставив открытой только среднюю колонку, проверь     себя, сможешь ли ты вспомнить по второй форме глагола начальную, а потом и третью: ? — fuhr — ?hello_html_m3a9e1d23.png

То же самое сделай с третьей: ? — ? — gegangen.

Источники:

1. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение, 1991.
2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. – М.: Просвещение , 1991. 
3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык.5-9 классы. (М.:Просвещение,2010)

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2016/01/19/pamyatka-dlya-izuchayushchih-nemetskiy-yazyk

http://newgoal.ru/kak-vyuchit-nemeckij-samostoyatelno-effektivnyj-metod-izucheniya-slozhnogo-yazyka/


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МКОУ Пичужинская СШ Дубовского муниципального района

«Использование на уроках немецкого языка поговорок  и скороговорок»

(из опыта работы)

Материал подготовлен

Прокопова А.Ю.

Использование на уроках поговорок, скороговорок и пословиц является мощным средством для обучения как репродуктивной , так и продуктивной речи. А пословицы и поговорки, которые наиболее ярко характеризуют национальные особенности народа, помогают учащимся глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка.

        Если мы возьмем историю возникновения пословиц и поговорок, то изначально содержание каждой поговорки отражало конкретные наблюдения человека за природой и обществом, но с течением времени смысл поговорок приобрел обобщенный характер.

При работе с поговорками и пословицами я выделяю следующие этапы:

Презентация:  Я проговариваю пословицу , на доске – иллюстрации, по которым можно определить содержание пословицы.

Работа над содержанием:  Не переводя пословицу, предлагаю учащимся прослушать небольшую ситуацию, которая определяет смысл данной пословицы. Пытаемся подобрать синонимы к некоторым словам или сочетаниям. В случае затруднения предлагаю выбрать правильный ответ из нескольких вариантов.

Очень важно, чтобы дети при работе с поговорками не просто воспроизводили ее, а смогли высказать свое отношение к ней.

Задания могут быть следующими:

  • Выразите согласие с предложенной поговоркой….
  • Составьте ситуацию, которая бы подтвердила данную поговорку.
  • Прослушайте ситуацию и назовите соответствующую поговорку.
  • Прослушайте текст,(диалог и т. д.), и определите, какой поговоркой можно было бы его закончить.
  • Проиллюстрируйте данную пословицу.

Иллюстрации к поговоркам- это не украшение, они помогают закреплять новую лексику, способствуют обеспечению коммуникации, поддерживают интерес учащихся к языку.

Они воздействуют на эмоциональную сторону восприятия учеников, вызывают положительные эмоции, создают благоприятный климат на уроке.

Все поговорки, которые я использую на уроках – аутентичны и тесно связаны с жизнью немцев.

  • Скороговорки также способствуют лучшему овладению языком. К скороговоркам я обращаюсь на начальном этапе обучения для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных трудных согласных.

Звук [ ή] :

Eine lange Schlange schlängelt sich um eine lange Stange.

             Звук [ h] :

Hanz hackt Holz hinter´m  Hirtenhaus.

Звук [ е] [ e:] :

           Esel essen Nessel nicht; Nessel essen Esel nicht.

Звук [ l] :

           Die Ladenleute beim Schokoladenladen

           laden die Ladenmädchen zum Tanz ein.

 Звук [ f] :

           Herr Fischer fischt frische Fische,

           frische Fische fischt Herr Fischer.

    Для работы со скороговорками можно применять различные задания, например:

  • Отгадать скороговорку по одному названному слову

( при повторении)

  • Учитель начинает проговаривать скороговорку, а дети хором заканчивают.
  • Предлагаются вперемежку слова из различных скороговорок.
  • Предлагается серия иллюстраций и необходимо подобрать к  каждой картинке скороговорку.

                               

Deutsche Sprichwörter:

  • Am Abend werden die Faulen fleißig.
  • Wer den Tag nicht genutzt hat, muß seine Arbeit am Abend machen.
  • Auf Regen folgt Sonnenschein.
  • Auf schlechte Zeiten folgen wieder guten Zeiten.
  • Aus den Augen, aus dem Sinn.Menschen, die man nicht ieht, vergißt man leicht.
  • Besser den Sperling in der Hand als die Taube auf dem Dach.
  • Der sichere Besitz einer Sache von geringeem Wert ist besser als die unbestimmteAussicht auf etwas Wertvolleres.
  • Besser spät als nie.
  • Es ist besser spät richtig zu handeln als nie.
  • Borgen bringt Sorgen.
  • Man sollte sich nicht borgen. Das zurückgeben bereitet ift Schwierigkeiten.
  • Das Alter soll man ehren.
  • Gegen alte Menschen soll man stets höflich und zuvorkommend sein.
  • Dem Glücklichen schlögt keine Stunde.
  • Der Glückliche vergißt die Zeit.
  • Ein voller Bauch studiert nicht gern.
  • Nach einem reichlichen Essen fällt das Lernen schwer.
  • Es ist noch nicht aller Tage Abend.
  • Wie eine Sache ausgeht, ist noch ungewiß.
  • Es ist nicht alle Tage Sonntag.
  • An Werktagen kann man nicht so leben wie an Sonn-und Feiertagen.
  • Es ist noch kein Meister vom Himmel gefallen.
  • Keiner kann ohne eigene Anstrengungen gute Leistungen vollbringen.
  • Es wird nichts so heiß gegessen, wie es gekocht wird.
  • Manches sieht zuerst viel schlimmer aus, als es dann in Wirklichkeit ist.
  • Früh übt sich, was ein Meister werden will.
  • Wer auf einem Gebiet Großes leisten will, muß jung beginnen.
  • Geteilte Freude ist doppelte Freude, geteiltes Schmerz ist ein halber Schmerz.
  • Wenn man Freude und Schmerz mit anderen Menschen teilt, wird sich die Freude vergrössern, und der Schmerz wird leichter zu ertragen.
  • Jeder ist seines Glückes Schmied.
  • Es liegt an jedem selbst, ob er Glück und Erfolg hat oder nicht.
  • Eile mit Weile.
  • Ohne Fleiß kein Preis.
  • Wer den Kern essen will, muß die nus knacken.
  • Was du heute kann besorgen, das verschiebe nicht auf morgen.
  • Mühe und Fleiß bricht alle Eis.
  • Geduld überwindet alles.
  • Mit Geduld und Spucke fängt man manche Mucke.
  • Fleiß bringt Brot, Faulheit Not.Verschiebe nicht auf morgen, was du heute kannst besorgen.
  • Erst die Arbeit , dann das Vergnügen.

Список источников:

  1. „Ohne Fleiss kein Preis“, Немецкие устойчивые фразы, Райхштейн А.Д., М., «Менеджер», 2004 г.
  2. Русско-немецкий фразеологический словарь, М., Аквариум, 1995г.
  3. http://home.rhein-zeitung.de/~bwach/spr_deu.html
  4. http://academic.mu.edu/~lacya/reference/sayings.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего в колледжах изучать немецкий язык?

В настоящее время очень многие студенты хотят изучать английский язык. В статье рассказывается о том, что немецкий язык так же важен в профессиональной деятельности, как и английский....

Почему стоит изучать немецкий язык?

Немецкий - почему "Нет!"? Материалы для беседы с родителями 1-х классов при выборе иностранного языка....

10 причин изучать немецкий язык

10 причин  изучать немецкий язык...

Изучайте немецкий язык

Проект "Изучайте немецкий язык" приглашает родителей и учащихся познакомиться с Германией, третьей по мощи экономической державой мира, с одной из самых привлекательных стран для иностранных студентов...

Зачем изучать немецкий язык?

Советы для родителей по изучению немецкого языка...

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку  в 5 классе составлена  согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «Я ИЗУЧАЮ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО  КУРСА «Я ИЗУЧАЮ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Изучение данного курса  дает возможность учащи...