Развитие личности учащегося и мотивации к изучению немецкого языка через международный школьный обмен
статья по немецкому языку

Бобрик Светлана Владимировна

В статье анализируется роль международного школьного обмена и международных проектов в развитии личности учащегося.  Благодаря «погружению» в языковую, образовательную, культурную и социальную среду у учащихся углубляются коммуникативные навыки и умения, приобретаются знания о культуре стран изучаемого языка, происходит более глубокое понимание родной культуры, повышается мотивация к изучению немецкого языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личности учащегося и мотивации к изучению немецкого языка через международный школьный обмен

С.В. Бобрик

МБОУ гимназия №6 г. Воронежа

Аннотация: В статье анализируется роль международного школьного обмена и международных проектов в развитии личности учащегося.  Благодаря «погружению» в языковую, образовательную, культурную и социальную среду у учащихся углубляются коммуникативные навыки и умения, приобретаются знания о культуре стран изучаемого языка, происходит более глубокое понимание родной культуры, повышается мотивация к изучению немецкого языка.

Ключевые слова: иноязычная культура, международный школьный обмен, диалог культур, мотивация, социокультурная компетенция

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Согласно ФГОС результатом образования является гражданин России, соответствующий национальному воспитательному идеалу, способный осуществлять межкультурное общение. Овладение иноязычной культурой – значит воспитание толерантности и уважения к другой культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям, приобретение знаний о культуре стран изучаемых языков, постижение менталитета других народов, более глубокое понимание родной культуры, интерес и мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком, умение осуществлять межкультурное общение, используя различные виды речевой деятельности.

Наши учащиеся должны быть способными строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, понимая и принимая особенности их общения. Подобная способность не есть врожденное качество человека. Хорошо известно, что, осваивая каждый новый язык, человек расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения. Его картина мира, созданная с помощью родного языка, его личностное пространство расцвечиваются новыми красками иной культуры.  Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией.

Для развития личности учащихся, её самореализации, формирования навыков её социальной практики в нашей гимназии имеется широкий спектр предпосылок. Это обыгрывание традиций немецких праздников, концертная программа для гостей из Германии, конкурс сказок, плодотворная работа НОУ, ежегодная научно-практическая конференция, открытые уроки  для учителей гимназии и города/области,  страноведческие викторины, уроки-праздники в конце четверти, олимпиады и конкурсы различного уровня, международный школьный обмен. Эти и другие проекты вызывают большой интерес у школьников уже с начальной ступени к немецкому языку и мотивируют как к изучению иностранного языка, так и к личностному росту.

Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. Учащиеся нашей школы используют для этого возможности, предоставляемые участникам международного обмена. В нашей гимназии  более 20 лет реализуется программа «Восток-Запад», которая создаёт условия для формирования социокультурной компетенции и открывает учащимся, педагогам и родителям доступ к огромному духовному богатству других народов, учит видеть мир в его многообразии, уважать права каждого народа, а также формирует социально активную личность, способную преобразовывать мир вокруг себя.

Благодаря «погружению» в языковую, образовательную, культурную и социальную среду во время пребывания в Германии у наших учащихся практически формируются и углубляются коммуникативные навыки и умения, повышается мотивация к изучению немецкого языка. Участвуя в международных школьных обменах с гимназиями Германии и международных проектах, наши школьники приобщаются к активному диалогу культур, самостоятельному выполнению заданий и работе с зарубежными источниками информации. У них формируются умения сравнивать и анализировать факты и сведения родной и иноязычной культур. Ребята не только решают совместно проблему, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнёров, узнают массу интересных вещей друг о друге. И что особенно важно и ценно, они учатся понимать и уважать друг друга. Наши учащиеся стараются проявить свои лучшие качества: трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве, коммуникабельность, ответственность, воспитанность. В широком смысле, школьный обмен прокладывает путь к лучшему пониманию между народами и к более успешному решению проблем в будущем во всём мире.

Литература:

  1. Гальскова Н.Д. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. 2-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2003
  2. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – Москва: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и методы изучения немецкого языка в международной школе города Мюнхена.

В 2010 году была на стажировке в городе Мюнхене. Международная "Инлингвашуле"  школа, где учатся немецкому языку иностранцы, приятно удивила доброжелательным отношением к гостям школы и высоким у...

Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.

Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, крас...

Мотивация к изучению немецкого языка

Как найти мотивацию к изучению немецкого языка как второго иностранного в школе.Знакомство с предметом....

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...