Статья Опыт организации международного школьного обмена в ГБОУ СОШ 303 им.Фридриха Шиллера
статья по немецкому языку

Шеламагина Елена Петровна

Статья об опыте организации международного школьного обмена

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт организации международного школьного обмена ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера

Шеламагина Елена Петровна, учитель немецкого языка

  В Стандарте основного общего образования отмечается, что в результате изучения иностранного языка ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-социальной адаптации;

-достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления  межличностных и межкультурных контактов;
-создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
-приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации ( участие в школьных обменах)

-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа;

-осознания себя гражданином своей страны и мира.»

Результат изучения иностранного языка лучше всего проявляется в ситуации живого общения с носителями языка, в погружении в иноязычную среду, что в свою очередь позволяет школьникам узнать многое о культуре, традициях, истории, обычаях народа, которые неразрывно связаны с самим языком, его историческим развитием Такую возможность предоставляет международный школьный обмен, способствующий формированию личностных качеств , необходимых для успешной социальной адаптации, участия в диалоге культур. Международный школьный обмен дает возможность избавиться от стереотипов и предрассудков, которые мешают межкультурной коммуникации, помогает    воспитанию  школьников в духе взаимопонимания и толерантности.

Школа №303 имени Ф.Шиллера  реализует программу международного   обмена школьниками уже 30 лет. В рамках этой программы школа  состоит в партнерских отношениях с тремя  учебными заведениями  Германии и Австрии.

Особое значение для нас имеют партнерские связи с реальной школой им. Анны Франк города Марбах в ФРГ, договор с которой был заключен в 1991 году. Благодаря этому обмену был создан школьный музей Фридриха Шиллера  и с 2001 года наше образовательное учреждение носит имя великого немецкого поэта.

Практическая реализация программы школьного обмена стала возмож-

ной благодаря инициативе Валентина Соболевского, сына пленного рабочего  трудового лагеря, семью которого в 1945 году  укрывали в подвале своего дома две немецкие женщины – сестры Рёмер. Валентин Соболевский разыскал спасительниц своей семьи и во время поездки в Германию  посетил Реальную  школу имени Анны Франк, ученики и учителя  которой  ухаживали  за могилами русских пленных . Он выступил с инициативой  о партнерстве  между немецкой и русской школами с целью установления и укрепления дружеских  связей и сотрудничества в области изучения языков и культур. С той поры более 160 школьников приняли участие в программе этого школьного обмена .

В 1998 году по инициативе учителей немецкого языка и поддержке директора школы был заключен договор о сотрудничестве с начальной  школой  имени Аннедоре Лебер в г. Берлин. Этот   обмен задумывался как первый шаг на пути знакомства наших учеников со страной изучаемого языка и ориентирован на детей 10-12 лет.

  В поездке в  город  Штайнах принимают участие старшеклассники. Этот обмен с австрийской гимназией , где одним из обязательных предметов является русский язык, существует с 2010 года.

 На данный момент можно говорить о сложившейся в нашей школе эффективной системе организации международного школьного обмена.

 Реализация проекта  начинается с организационного этапа,

который состоит из работы по  формированию группы участников проекта и  налаживанию переписки между российскими и немецкими щкольниками. Это  позволяет детям и родителям хорошо подготовиться к поездке или приему: познакомиться, узнать о традициях и укладе гостевой семьи, обменяться фотографиями,  установить  теплые взаимоотношения, чтобы избежать таких трудностей , как моменты непонимания и даже неприятия, особенно в первый день пребывания в чужой стране.

Каждая поездка или прием имеют образовательные и культуроведческие  цели, поэтому при  составлении программы пребывания группы учитывается заинтересованность обучающихся  и педагогов как в экскурсионно-культурной программе, так и в обмене опытом работы.

В каждом обмене школьники   принимают участие в работе над совместным проектом, поэтому на данном этапе они изучают  страноведческую информацию, готовят мультимедийные презентации и выступления  по теме проекта.

   

Следующий  этап- это поочередное пребывание группы учеников  в другой стране в семье партнера по переписке. Оно как правило непродолжительно -  от  8 до 10 дней , но   подразумевает обязательное проживание школьников и учителей в гостевой семье, что дает   полное  погружение в иноязычную среду и культуру повседневной жизни немецкой или русской семьи, ознакомление с ее бытом  и традициями, приобретение навыков межкультурного общения и толерантного отношения к иноязычной культуре, развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы.  Личная симпатия и семейные взаимоотношения , которые часто возникают в процессе общения, способствуют разрушению стереотипов и предрассудков.

  Во время посещение школы ребята непосредственно  участвуют в образовательном процессе  и   знакомятся  со школьной системой образования, системой оценок, расписанием уроков и т.д.,  а учителя с зарубежной методикой преподавания учебных дисциплин и особенностями организации учебного процесса.

Большой  интерес как у немецких так и у российских школьников вызывает участие в мастер-классах, театральных постановках,  квестах, фольклорных праздниках  , что расширяет кругозор , дает возможность узнать о традициях и обычаях  другой  страны и  лучше познать культуру своей страны.

Интересной и важной формой работы является проектная деятельность участников обмена.

 Совместные   творческие  и исследовательские проекты на иностранных языках позволяют ребятам  применить свои знания в сфере межкультурной коммуникации, улучшить свои языковые знания и повысить  мотивацию  к изучению иностранного языка. В процессе работы над проектами   у российских,  немецких и австрийских коллег возникают новые идеи для продолжения взаимоотношений и совместной работы в рамках международного школьного обмена.

Экскурсионно-культурная  программа, которую мы готовим для наших гостей из Германии и Австрии включает  в себя знакомство с историческими достопримечательностями  и архитектурой С.-Петербурга  и пригородов, посещение  музеев, выставок, культурно-исторических заповедников.

Наши зарубежные партнеры также организуют для нас увлекательные и познавательные мероприятия.   Это имеет большое образовательное и воспитательное значение и  дает школьникам возможность  приобщиться к диалогу культур и  ценностям мировой культуры.

Нередко приезд российской группы в Австрию и Германию освещается в местной прессе, делегацию нашей школы приглашают на встречу  директор школы, бургомистр  города , депутаты бундестага и здесь можно говорить об установлении  контактов  на уровне «народной дипломатии».

Третий этап – подведение итогов и планирование дальнейшей работы  - включает в себя  отчет о поездке или приеме группы в виде фотоколлажей,  фотоальбомов, фотовыставок, рисунков, презентации результатов проектной деятельности, обмена впечатлениями и опытом. По возвращению из поездок многие учащиеся и их родители продолжают активно общаться  друг с другом путем E-Mail переписки и скайпа, ездят друг к другу в гости. Навыки межкультурного общения и толерантного отношения к культуре и жителям Германии и Австрии часто становятся решающими при выборе немецкого языка своей профессией и принятии решения участниками международных школьных обменов  после окончания школы продолжить обучение в высших учебных заведениях этих стран.

Заключение:

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть значение  международного школьного обмена в образовательном процессе и  системе воспитания нашей школы. Международный школьный обмен решает задачи обучения с погружением в языковую среду и воспитания средствами приобщения к культуре народа – носителя изучаемого языка в духе толерантности и уважения к культурным и этническим различиям, направлен на межкультурную  интеграцию и содействует включению школьников в процессы освоения мировой культуры и  формированию  поликультурной личности учащихся, а также их успешной социализации в современном обществе.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы школьного спортивного клуба "Фаворит" ГБОУ СОШ № 538"

Организация работы школьного спортивного клуба "Фаворит". Секции. Педагоги....

Урок-деловая игра "Международные школьные обмены"

Методический замысел урока строится на основе межпредметных связей английского языка и информатики и спланирован с позиций системно-деятельностного подхода. Тип урока комбинированный с элементами...

Статья. Организация международного школьного обмена (из опыта работы).

Если Вы опытный учитель и уже не раз вывозили своих учеников заграницу, то Вы можете спокойно отложить чтение этой статьи. Моя целевая аудитория — это коллеги, только начинающие свою педагогичес...

Статья "Опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по предметам филологического цикла"

В статье представлен опыт работы в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием   критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку и литератур...

Статья "Опыт организации воспитательной деятельности в гимназии"

Исходя из понимания, что создание положительного опыта взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства города возможно при условии признания достижений гимназии этими суб...

Роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей

В статье рассмотрена роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей. Даётся краткая информация об оргацизации школьного обмена с партнёрской гимназией г. Бад Брамштедта....

ШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ГБОУ СОШ №511 «ЮНОСТЬ СЛАВЯНКИ»: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

НЕМНОГО ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ГБОУ СОШ №511 «ЮНОСТЬ СЛАВЯНКИ», А ТАКЖЕ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ  ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.....