Развитие мотивации обучающихся при изучении немецкого языка
статья по немецкому языку

Богданова Ирина Вячеславовна

В статье поднимается вопрос мотивации, которая, напрямую связана с эффективностью обучения, рассматриваются способы формирования мотивации студентов к овладению иностранным языком как во время учебного, так и внеучебного процесса, поскольку любой познавательный процесс основывается на желании познания иноязычной культуры.

IX Международная научно-практическая конференция «Современные образовательные стандарты: преемственность и перспектива»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

И.В. Богданова

Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта -

филиал ФГБОУ ВО ИрГУПС

В профессиональных образовательных организациях иностранный язык изучается на протяжении всего периода обучения. Целью освоения данной общеобразовательной дисциплины является понимание иностранного языка как средства межличностного и профессионального общения, инструмента познания, самообразования, социализации и самореализации в полиязычном и поликультурном мире; формирование иноязычной коммуникативной компетенции; развитие национального самосознания, общечеловеческих ценностей, стремления к лучшему пониманию культуры своего народа и народов стран изучаемого языка.

Но, несмотря на все неоспоримые преимущества практического владения иностранным языком, преподаватели сталкиваются с тем, что студенты технических колледжей старших курсов не рассматривают его как необходимый к изучению предмет, руководствуются мнением, что иностранный язык не понадобится им в профессиональной деятельности, а также опасаются возможных трудностей при изучении сложного языка.  В итоге происходит снижение мотивации изучения иностранного языка.

И вопрос, как сохранить интерес обучающихся к ИЯ на всем протяжении его изучения, по-прежнему,  остается актуальным. Именно мотивация учебной деятельности предполагает развитие у студентов системы потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться к пополнению общих и профессиональных знаний, к овладению учебно-познавательными и профессиональными умениями.

Поэтому проблема мотивации является одной из главных задач и важнейшим фактором успеха в обучении иностранному языку. Преподавателю необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету, создавать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей студентов, искать и применять новые методические приемы, которые создают предпосылки для успешного изучения предмета.

В первую очередь, формированию и сохранению прочной мотивации, развитию познавательной деятельности, стремлению к коммуникации способствует использование активных и интерактивных форм обучения.

Коммуникативно-деятельностная методика предполагает создание на уроках иностранного языка условий, приближенных к реальному общению, разработанные учебно-речевые ситуации стимулируют общение, мотивируют высказывания студентов и позволяют активизировать изучаемый языковой материал. Неоспорима эффективность метода ролевой игры с использованием масс медиа. Включение иностранных медиатекстов в учебный процесс позволяет преподавателю не только решить ряд конкретных методических задач, но и обогащает занятие по ИЯ. По теме «На вокзале. Покупка билета» идет просмотр видоеролика «Вокзалы Германии», прослушивание объявлений о прибытии и отправлении поездов, работа с сайтом немецких железных дорог, что позволяет во время игры студентам быть в роли служащего сервис центра, кассира, путешественника.

Занятие - интерактивная экскурсия – форма обучения, идеально подходящая для уроков ИЯ.  Обучающиеся, не покидая аудитории, знакомятся с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.

Имеющийся опыт проведения интегрированных занятий немецкого языка и литературы «Поэзия – категория морали», немецкого и английского языков «Путешествие на поезде» позволил отметить, что интеграция есть способ организации практико-ориентированного обучения, позволяет осуществить переход от внутрипредметных связей к межпредметным, позволяет студенту переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира, интеграция направлена на развитие универсальных учебных действий.

Не могу обойти метод проектов, позволяющий формировать креативное и критическое мышление, умение оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях. В результате изучения этой методики были разработаны и апробированы как кратковременные учебные проекты, так и долгосрочные. Кратковременные учебные проекты возможно реализовать в рамках одной пары. Так, например,  проведение WWW-проекта  по теме «Крупнейшие фирмы ФРГ», который рассчитан на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в сети Интернет, просмотреть рекламные ролики, изучить  официальные сайты немецких фирм и представить затем результаты своего поиска. И у студента возникают положительные эмоции оттого, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, не зря занимаются его изучением. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения ИЯ.

Примером долгосрочного проекта является интернет проект «С немецким языком мы узнаем мир»,  участники которого общались, вели блог (http://unseremailprojekt.blogspot.gr) обмениваясь новостями, публикуя заметки по разным темам, совместно работали над каким-либо проектом, например, «Мое учебное заведение», «Моя будущая профессия».

Отбор материала. Повышению мотивации служит и использование иллюстративной наглядности: слайды, презентации, фотографии, карикатуры, диаграммы, коллажи и др. Наглядность не только повышает мотивацию, вызывает интерес к изучаемой теме, но и обеспечивает оптимальное усвоение учебного материала. Использование аутентичных материалов, художественных и документальных фильмов, телевизонных передач повышает интерес к изучению иностранного языка, помогает активизировать все виды речевой деятельности, приобщает к культуре страны изучаемого языка. Большую помощь в организации урока немецкого языка оказывает Гёте-институт благодаря рассылке актуальных материалов и интерактивных разработок для обучения немецкому языку. Многочисленные курсы, семинары, вебинары данного института, как в очном, так и дистанционном форматах пополняют копилку преподавателя учебно-методическими материалами и интересными идеями для занятий.

Применение информационно-коммуникационных технологий. Информационно – коммуникационные технологии не только дают возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения интересным. Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Для семантизации лексического материала подходит онлайн сервис Quizzlet, позволяющий создавать флэшкарточки для запоминания слов и обучающие игры.  Для активизации лексики эффективен ресурс LearningApps.org - конструктор интерактивных заданий, способствующий созданию и применению электронно-интерактивных упражнений. Для развития умения аудировать, монологической и диалогической речи  платформа YouTube предлагает большое
количество разнообразных каналов, на которых ведётся обучение немецкому языку, одним из которых является канал Easy German. Записаны короткие  видеосюжеты практически по всем сферам жизнедеятельности. Разнообразить контроль поможет сервис Online Test Pad, позволяющий включать в содержание традиционных тестов, как аудио, так и фото- и видео материалы, разрабатывать кроссворды, анкеты, опросы. Сетевые конкурсы и олимпиады solncesvet.ru,  erudyt.ru и др. мотивируют студентов на проверку своих знаний, на самоутверждение и пользуются большой популярностью.

Внеурочная деятельность. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на занятиях. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Ежегодно студенты колледжа успешно выступают на научно-практических конференциях в колледже, а также на конференции по иностранным языкам среди ССУЗов РБ, где студенты представляют результаты своих исследований. Кроме того в колледже организуются конкурсы песен, викторины, квесты, которые любимы и популярны в студенческой среде.

Гёте-Институт ежегодно проводит целый ряд  повышающих учебную мотивацию конкурсов и культурных мероприятий, студенты УУКЖТ приняли участие в конкурсе «Добро пожаловать в наш замечательный колледж!» для студентов образовательных учреждений системы СПО РФ, изучающих немецкий язык. Для участия в конкурсе был снят видеоролик на немецком языке, в котором интересно и креативно представлен колледж. Также интересным оказался Всероссийский Марафон
«Путешествовать и исследовать», посвященный 250-летию со дня рождения знаменитого ученого-энциклопедиста и путешественника Александра фон Гумбольдта.

Все перечисленные выше средства и методы стимулируют у обучающихся интерес к изучению иностранного языка, развивают воображение, творческое мышление, самостоятельность, способствуют социализации личности, формируют деятельный подход в освоении учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Способы формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка"

Обобщение опыта работы по теме "Способы формирования мотивации учащихся  к изучению немецкого языка"...

Философия учителя на тему "Мотивация школьников к изучению Немецкого языка"

Философия учителя на тему "Мотивация школьников к изучению Немецкого языка"...

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"...

Презентация "Повышение мотивации учащихся к изучению немецкого языка"

Презентация "Повышение мотивации учащихся к изучению немецкого языка"...

Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»

В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...

Статья на тему :"Развитие мотивации обучающихся к изучению Английского языка"

В данной сатье Вы можете ознакомиться с основными принципами развития мотивации у обучающся старших классов...

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....