Роль внеурочной деятельности по немецкому языку в формировании УУД
статья по немецкому языку

Тимошенко Ольга  Алексеевна

Под внеурочной   деятельностью в рамках реализации ФГОС  понимают  образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности по немецкому языку в формировании универсальных учебных действий

                                                                                     Тимошенко Ольга Алексеевна,                                                                                                            преподаватель немецкого языка    ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

          Под внеурочной   деятельностью в рамках реализации ФГОС  понимают  образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.  Согласно ФГОС  внеурочная деятельностью является одним из  инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования обучающихся. Немецкий язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Основное значение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В последнее время концепция многоязычия стала определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения иностранных языков. Согласно монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие — это не многообразие языков, которое можно понимать как знание нескольких языков или сосуществование нескольких языков в данном обществе. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют. С этой точки зрения цель языкового образования изменяется. Теперь совершенное (на уровне носителей языка) овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.  Внеурочная деятельность по иностранному (немецкому)  языку обеспечивает возможность достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования обучающихся.   В МсСВУ  предмет «Немецкий язык» изучается во внеурочной системе  в при 2 часах в неделю в 5-9 классах по УМК  Немецкий язык. Второй иностранный язык. «Горизонты» ("Horizonte") Аверин М. М.  Преподаватель ставит  своей задачей формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В связи с новыми требованиями перед преподавателем  ставится задача научиться создавать учебные ситуации, как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.                                                                                                   Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета «Немецкий язык» определяется следующим:

  • УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

  • Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
  • Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Результатом преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
  • Алгоритм работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается преподавателем в тематическом планировании, технологических картах.
  • Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебного материала по каждому предмету.
  • Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Универсальные учебные действия как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих усвоение новых знаний, умений

Универсальные учебные действия (далее УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих усвоение новых знаний, умений, включая организацию этого процесса.

УУД

  • Личностные

  • Коммуникативные

  • Регулятивные

  • Познавательные

  • Метапредметные

  • внутренняя позиция обучающихся;
  • адекватная мотивация учебной деятельности;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.
  • учитывать позицию собеседника;
  • организовывать и осуществлять сотрудничество и координацию с преподавателем и сверстниками;
  • адекватно передавать информацию.
  • принимать и сохранять учебную цель;
  • планировать ее реализацию;
  • контролировать и оценивать свои действия.
  • использование знаково-символических средств;
  • действие моделирования;
  • общие проблемы решения задач.

Изучение немецкого языка способствует развитию коммуникативных учебных действий:

- развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

развитию письменной речи;

- формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания;

- уважению интересов партнёра;

- умению слушать и слышать собеседника;

- вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями немецкоговорящих стран, их нравами и обычаями, осознание универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий– развитие гражданской идентичности личности, прежде всего в общекультурной сфере, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Регулятивные универсальные учебные действия, как и на других предметах, обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: определение цели действий и учебной задачи, планирование как последовательность шагов к конечному результату, прогнозирование (предвидение) результата и уровня усвоения знаний за определенный период времени, контроль с целью выявления отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия, оценка качества того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. 

Новые государственные образовательные стандарты предъявляют особые требования к оценке качества образования, нацеливая преподавателей на развитие универсальных учебных действий и ключевых компетентностей обучающихся. Обучающийся должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Необходимо подбирать такие методы работы на уроке, которые помогут сформировать навыки взаимного общения обучающихся, навыки коллективной работы: когда каждый зависит от всех, а все – от каждого.

Список использованных источников

     1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего            образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) // Официальные документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9–35.

   2. Балашова А. И., К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.   И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 5. – С. 69–73.

   3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcioredu.ru 

  4. https://infourok.ru/statya-formirovanie-uud-na-urokah-nemeckogo-yazika- 1524159.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку  в 5 классе составлена  согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Немецкий без отметок» (6 класс)

Программный материал внеурочной деятельности «Немецкий без отметок» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания немецкой грамматики, способствует активизации лексики ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку: Лингвистический клуб "Немецкий язык? Почему бы нет"

Данная программасоставлена на основе учебно-методического комплекса по немецкому языку «Немецкий язык. Вундеркинды» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Г.В. Яцковск...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Немецкий: шаг зпа шагом"

Программа внеурочной деятельности «Познакомимся с немецким языком» разработана для обучающихся 5 класса МБОУ «Ванзетурская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС основно...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Немецкий язык. Решу ОГЭ»

Основная цель программы: подготовка к успешной сдаче экзаменасовершенствование умений и навыков в областях аудирования, чтения, письма, устной и письменной речи, систематизация знаний и их приме...