Взаимосвязь знаний, компетенций, мотивов учения.
статья по истории на тему

Попакуль Татьяна Степановна

Представляя свой опыт, я старалась показать, с одной стороны, возможности формирования на уроках познавательных компетенций- умения учиться добывать знания, использовать знания в разных ситуациях, а с другой стороны, важность использования разных стимулов познавательного интереса - проблемность, игру, элементы исследования, практическую значимость знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vzaimosvyaz_znaniy_kompetenciy_motivov_ucheniya..doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь знаний, компетенций, мотивов учения.

«Ученик - это не кувшин,

который надо наполнить знаниями,

а факел, который нужно зажечь»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь»

В.О. Ключевский

Ежедневно  школьный звонок  призывает  в  классы  детей.   Вот  они  идут  по школьным коридорам, открывается дверь в класс и ... начинается урок. Основатель школы гуманной педагогики, Школы Радости, Шалва Амонашвили говорил, что ребёнок - это глубина, у которой нет дна... В чем состоит задача учителя? Дать знания этой глубине? Нет! Убеждения? Не только!

Учить учиться, учить добывать знания, постоянно ставить учащихся в позицию субъекта, а не объекта учебной деятельности - вот задача, которую я, как преподаватель, ставлю перед собой. Но решение ее во многом зависит от мотивации, заинтересованности ребенка.

Одна из основных целей изучения отечественной истории - создать у учащихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придает судьбе России неповторимое своеобразие.

Я полагаю, что урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение как со стороны учеников, так и преподавателя. Увеличение объема информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков, - хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми умениями для активного исследования, анализа и преобразования действительности. В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается взаимосвязь приобретения умений с развитием мотивов учения. Взаимообусловленность операционной и мотивационной сторон обучения выражается в том, что познавательный интерес вызывает существенные изменения в способах умственной и учебной деятельности, освоение же этих способов стимулирует интерес к познанию.

Прежде всего стараюсь интересно сформулировать тему урока. Я разработала разнообразные приёмы начала урока. Важно сформулировать тему так, чтобы на ступени её восприятия у учащихся появилось желание получить знания, овладеть умениями, важно

вызвать удивление ребят, затронуть их эмоции, т.е. создать своеобразную психологическую ситуацию ожидания.

Вопросительная     форма     темы     урока     используется     при     изучении     сложного теоретического содержания. «Греция или Македония?» (5 класс)

«Была ли неизбежна феодальная раздробленность на Руси ?»(6 класс) «Набег или нашествие?» (Татаро-монгольское нашествие на Русь XIII в) (6 класс))

Когда учебный материал обладает большим эмоциональным зарядом, способен создать особое настроение, вызвать чувство гордости, уважения, то тему формулирую, заимствуя известные художественные и исторические тексты и высказывания.

«Откуда есть пошла русская земля?» (6 класс) «Москва не сразу строилась.» (6 класс) «Дней Александровых прекрасное начало.» (8 класс)

С помощью названия темы можно сделать ученика соавтором урока. Для этого в   теме   урока   на   классной   доске   я   оставляю   недописанными   ключевые   слова, а школьники самостоятельно в течение урока их подбирают и записывают. «Слово о...     Русской земли»

Только после размышления о трагической судьбе Родины, пережившей монголо-татарское вторжение дети находят ключевое слово «погибель».

В    старших    классах    ученикам    предлагаю    на    основе    формулировки    темы самостоятельно    вычленить    ведущую    проблему    урока,    объяснить    заложенное    в названии историческое и логическое противоречие, несовместимость фактов. «Внук Петра и принцесса Фике: кому царствовать на Руси?»(10 класс)

Отличный способ интересно начать урок - коммуникативная атака.

Смысл её в том, чтобы в начале урока увлечь аудиторию, мобилизовать, сразу дать что-то такое, что заставило бы учеников моментально включиться в работу. Выделяю несколько направлений такой атаки:

Например, мини - рассказ, вводящий в тему «Начало английской буржуазной революции» (7 класс):

«Зимнее утро 30 января 1649 года вставало над Лондоном сырое и хмурое. Несмотря на холод и промозглый туман, ещё задолго до рассвета, толпы народа стали собираться на главной площади города. Здесь находился деревянный помост, оббитый чёрным сукном. В полдень на помост привели короля Карла I. Он был бледен. Глашатай прочёл приговор. Карл опустился на колени, положил голову на чурбан, палач взмахнул топором и показал народу голову короля. За что англичане казнили своего короля?»

Во время рассказа демонстрируется учебная картина «Казнь Карла I». Далее объявляется тема урока - «Начало английской буржуазной революции».

Но как бы ярко, интересно, проблемно ни была сформулирована тема, интерес учащихся к уроку поддерживается содержанием, а главное - познавательной компетенцией, формированию которой уделяю особое внимание.

На уроках я, как учитель, стараюсь быть руководителем, консультантом и контролёром процесса получения новых знаний учащимися. Для того чтобы научиться добывать знания, на уроках истории очень важно уметь работать с историческими источниками, документами.

У каждого ученика в тетради записана памятка для такой работы:

1.  Дайте характеристику историческому источнику: а) автор, б) время создания, в) жанр.

2.  Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.

3.  Определите особенности текста, в том числе и художественные, выделите и выпишите в тетрадь основные исторические факты.

4.  Определите, что преобладает в приведённом фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.

5. Обоснуйте, можно ли доверять приведённому фрагменту источника.

В 6 классе, начиная изучать историю нашей Родины, школьники знакомятся с «Повестью временных лет» (ПВЛ). Текст документа имеется в достаточном объеме в учебнике, что позволяет организовать работу на уроке. В течение 10 уроков (Тема: История Древнерусского государства), параллельно с учебником изучается «Повесть временных лет», причем по времени предпочтение отдается источнику (10-15 минут на уроке). Именно из документа учащиеся узнают о расселении восточных славян и их соседей, о призвании варягов, о деятельности первых русских князей.

При этом я использую разнообразные приемы работы с источником, формирующие интеллектуальные практические умения:

чтение   текста   и   осмысление   его   (ответы   на   вопросы:   Кто?   Что?   Где?   Когда? Почему?; постановка вопросов детьми к тексту);

графическое   преобразование   информации   (вычерчивание   пути   из   варяг   в   греки, составление сравнительных таблиц);

запись в тетради и заучивание наизусть наиболее ярких строк из документа («Иду на вы!», «Повадится волк в стадо, всех овец перетаскает» и др.)

постановка   проблемных   вопросов   («Могли   ли   птицы   сжечь   город?»,    «Почему первые страницы летописи не имеют дат?»); описание событий на основе источника.

Работа с историческим текстом (одним из важных этапов обучения истории) учит учащихся самостоятельно анализировать историческую информацию, делать выводы.

На своих уроках я стараюсь добиться от учеников не репродуктивного восприятия прошлого и настоящего, а помогаю выработать личную гражданскую позицию через собственное открытие факта, события, его переосмыслению. Этому помогают практико-ориентированные технологии: проектного, проблемного обучения, игровые технологии и др. Именно их использование помогает учащимся овладеть умениями отобрать знания, действия, операции для решения проблемы, они способствуют формированию высокой мотивации познания.

Урок в 11 классе «Форсированная модернизация: «за» и «против». Класс делю на группы: «Говорим «Да» и «Говорим «Нет» - сторонники и противники модернизации. В рамках групп выделяются еще две: «Современники событий» и «Наше поколение». Группа должна сформулировать свою позицию и аргументировать её, приведя не менее пяти доводов. Оппоненты имеют право задать один уточняющий вопрос. После этого основные группы выбирают главного докладчика. Класс слушает два выступления -резюме. Задача выступающего обобщить мнения, высказанные группами в защиту своей позицию. После этого участники выражают собственное личное отношение к форсированной модернизации в СССР. Для этого можно провести открытое голосование с использованием разноцветных карточек.

Когда   я   стала   подавать   содержание   нового   материала   в   таком   практико-ориентированном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Тема «Политическое развитие СССР 1945 -1953 г.г.» (9 класс) стала звучать по-другому: «Народ   и   власть:   Противостояние?   Поддержка?   Смирение?   Или...»   и   учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

В 10 классе на уроке по теме "Куликовская битва" формулируется проблемный вопрос: "Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?". Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?

Почему Мамай так торопился начать поход на Русь? Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь

оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.

Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон?

(На экране схема расстановки войск, зачитываются фрагменты из поэмы "Задонщина" - эпизоды боя)

Какую тактику использовал Дмитрий (Зачитать финал сражения из поэмы.)

Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?

Чем вы объясните успех русских?

Каково значение Куликовской битвы?

Учащиеся подводят итог: Куликовская битва принципиально изменила «политическую психологию» жителя Руси. Он теперь знал, что центр власти не в Сарае, а в Москве, ордынцев можно бить, отстаивая свою независимость.

Практико-ориентированные         технологии,          способствующие         формированию

познавательной компетенции, использую и на уроках обществознания. Тема урока: Защита гражданским правом интересов собственника.

Разыгрывается ситуация: потеря часов (мобильного телефона, плеера...) одним учащимся и находка их - другим.

Нашедший: "Что делать: как поступить с находкой? Возьму себе". Вопросы к классу (написаны заранее на доске). = Какими должны быть правомерные действия в подобном случае? = Почему надо действовать так, а не иначе? = Куда надо заявить о находке? На уроке идет работа с текстом "Гражданского кодекса" ст.227-232.

Прогнозируется ход рассуждений правомерного ("Верну находку") и неправомерного поведения, например, когда находка становится кражей, случаи вымогательства вознаграждения при возврате утерянной вещи. Прогнозируется ход рассуждений, благодаря которому учащиеся должны самостоятельно обосновать необходимость именно правомерного поведения, согласно статье 227 - 232 Гражданского кодекса Р. Ф.

Знания, полученные в результате решения проблемной ситуации, твердо усваиваются, так

как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде, они жизненно значимы. При этом развивается способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

Для решения проблемы использую прием мозгового штурма.

Я формулирую проблему в виде вопроса (например: «Как снизить уровень преступности?», «Как привлечь родителей к участию в школьном самоуправлении?» и др.) и записываю её на доске.

В классе вывешиваю плакат с правилами мозгового штурма:

1.   Говорите только тогда, когда вам дадут слово.

2.   Высказывайте любые идеи, какие приходят вам в голову. Чем больше предложений - тем лучше.

3.   Не обсуждайте и не критикуйте высказываний других людей

4.   Не забывайте, что развитие идей, выдвинутых другими участниками, поощряется.

5.   Продолжайте думать даже когда считаете, что ваша фантазия уже истощилась. Класс делится на группы по 3-5 человек и создается   экспертная группа. Эксперты

фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдают правила. Затем эксперты обсуждают, отбирают лучшие идеи, сообщают о результатах работы.

Когда необходимо  выработать  аргументы  или  мнения,  убедить  или  переубедить других,     что очень важно в социальной практике (спор, дискуссия, дебаты), полезно использовать    в учебном процессе метод «ПОПС-формулы». Её придумал профессор права Дэйвид Маккойд-Мейсон из ЮАР. ПОПС - формула:

П- позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - я считаю, что...

О- объяснение ( на чем вы основываетесь, доводы ) -... потому, что..

П- пример ( факты, иллюстрирующий ваш довод) -... например, ...

С- следствие ( вывод, что надо сделать, призыв к принятию позиции) - ...поэтому...

На уроке права обсуждался вопрос «Нужно ли пускать в класс опоздавших на урок?»

Пример выступления «за»: «Я считаю, что опоздавших нужно пускать в класс, потому что причины опоздания часто бывают уважительными. Например, сегодня я опоздал на первый урок из-за того, что разнимал и мирил дравшихся первоклашек. Поэтому нужно установить правило, что опоздавшие имеют право войти в класс и участвовать в уроке». Пример выступления «против»: «Я считаю, что опоздавших нельзя пускать в класс, потому что это ломает ход урока. Например, я вошел в класс посреди урока и на несколько минут отвлек внимание учителя, всех учеников и особенно моей соседки. Поэтому необходимо установить запрет на вход в класс после начала урока». Этот метод знакомит учащихся с простой формой работы на уроке, помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме.

Урок в 9 классе «Дело об убийстве Александра II»

Суть дела: новый император Александр III - сын убитого царя, должен вынести приговор революционерам в соответствии с законом: «Казнить нельзя помиловать»

Класс делю на три группы - «за казнь», «за помилование» и «советники царя». В группах необходимо выработать самые сильные аргументы в поддержку своей позиции. Выступление строится в соответствии с ПОПС-формулой. На подготовку даю 10 минут. От первой и второй группы по очереди выступают по одному оратору. После всех выступлений «советники царя» задают по одному вопросу каждой группе. Ответив на них, представители этих групп должны поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать» в соответствии с принятым решением. В конце урока перед учащимися ставлю ряд вопросов: В этом деле и казнь, и помилование в равной степени соответствуют правовым нормами. Какие другие нормы и ценности, кроме права, влияют на решение царя? Чтобы решили лично вы, оказавшись на месте царя? Таким образом ребята осознали ответственность принятия правового решения и важность прогнозирования последствий этого решения

В своей работе я часто провожу уроки с использованием игровой технологии. «Игра для детей — способ научится тому, чему их никто не может научить», поэтому модель игровой деятельности на уроках отвечает познавательным потребностям школьников. Благодаря нестандартности таких уроков, удается привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам курсов истории и обществознания.

Урок обществознания в 11 классе по теме «Местное самоуправление» провожу в форме игры. Задание к игре «Съезд Советов» состоит в том, что учащиеся, работая в группах (имитируя заседание «совета» улицы) отберут три самые серьезные проблемы, которые беспокоят жителей их улицы. Далее на импровизированном «съезде советов» предлагаются органам местного самоуправления проекты решения этих проблем.

Уроки истории и обществознания дают ребенку знания, которые делают его компетентностным гражданином, навыки действенных инструментов решения личных и общественных проблем, формируют желание и способность участвовать в жизни гражданского общества, стать гражданином своей страны.

Представляя свой опыт, я старалась показать, с одной стороны, возможности формирования на уроках познавательных компетенций- умения учиться добывать знания, использовать знания в разных ситуациях, а с другой стороны, важность использования разных стимулов познавательного интереса - проблемность, игру, элементы исследования, практическую значимость знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мотивы учения старшеклассников

на заметку классному руководителю...

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Определение доминирующих мотивов учения

Методику легко использовать классному руководителю, педагогу в работе с детьми, а также формированию детского коллектива...

Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии.

Методическая разработка о взаимосвязи урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при    изучении регионального курса географии....

Родительское собрание. Мотивы учения.

Почему ребенок не учится? Какие мотивы есть для успешного обучения....

статья "Формирование мотивов учения"

В статье указаны методы и приемы, используемые учителем для формирования мотивации к обучению...

Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)

Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)...


 

Комментарии

Сафонова Наталья Сергеевна

Татьяна Степановна, прочитала с удовольствием! Замечательные приёмы, что-то хочу применить на практике. Спасибо Вам)))