Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии.
методическая разработка по географии по теме

Кузьмичева Альбина Николаевна

Методическая разработка о взаимосвязи урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при    изучении регионального курса географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedeni1.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение – есть, в сущности, «жизневедение» – приобретение знаний из окружающей тебя жизни и передача их людям. Главное качество краеведа – пристальный и вдумчивый взгляд.

1. Проблема педагогического исследования:  Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при    изучении регионального курса географии.

2. Условие возникновения проблемы, становления опыта.

Школа № 18 округа Муром работает над решением проблемы « Оценка достижений участников образовательного процесса через формирование ключевых компетенций личности учителя и ученика»

Развитие творческого мышления и формирование навыков исследовательской деятельности по краеведению у  детей происходит через урочную форму обучения и дополнительное образование.

На уроках можно применять следующие педагогические технологии:

— Технология дифференцированного обучения;

—Технология игровой деятельности;

— Технология проектной деятельности.

Эффективность классно-урочной системы заключается в том, что дети получают базовые знания, навыки, предметные умения, которые можно рассматривать как ресурс для формирования исследовательской деятельности.

Дополнительное образование в свою очередь делится на эпизодическое и систематическое. Эпизодическое – экскурсии, семинары, недели географии. Это вызывает мотивацию к исследованию. А олимпиады, конференции позволяют реализовать свои возможности одаренным детям.

3.    Актуальность выбора темы.

   Формирование рыночной экономики в России, сопровождающееся возникновением многообразных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество, расширение международных связей и увлечение организованным туризмом, увеличение потребности в специалистах нового качества внесло разнообразие в перечень профессий, для овладения которыми востребованы географические знания, умения и навыки.

  Перед системой образования ставится одна из первоочередных задач – подготовка специалистов к деятельности в условиях современной среды. Наиболее актуальной проблемой становится формирование у учащихся разнообразных компетенций. Основы ключевых компетенций формируются в начальном курсе географии. Однако время его изучения сокращено в базисном учебном плане до одного часа в неделю. Поэтому чрезвычайно необходимым для получении знаний учащимися и их развития стало введение регионального курса географии, дающего возможность ближе познакомиться с особенностями  природы малой родины и формирования ключевых компетенций школьников на краеведческой основе.

   Возникает необходимость поиска форм и методов совмещения урочной и внеурочной работы для эффективного решения неизбежно возникших противоречий.

Противоречия:

- между большим объемом учебного материала и недостатком времени на уроке;

- между богатым географическим потенциалом краеведческого материала и невозможностью использовать его полностью в учебное время;

- между разнообразием форм внеурочной работы и недостаточностью их применения;

- между необходимостью  проведения поисковой и исследовательской работы учащихся и  отсутствием возможности качественно организовать ее  во время урока;

- между большим количеством практических работ и нехваткой времени на уроке для их осуществления.

Цель. Создать условия для формирования образованной личности, готовой к творческой, активной, самостоятельной деятельности.

Задачи общие, решаемые через сочетание различных форм урочной и внеурочной деятельности:

- создать условия для овладения взаимозависимыми и взаимообусловленными знаниями о природе малой родины, необходимостью ее охраны;

- обеспечить ситуации для выявления индивидуальных способностей каждого ребенка и их реализации;

- формировать навыки диалогового общения, работы в группах, исследовательской, необходимый минимум трудовых навыков и приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и оборудованием;

- воспитывать уважение к любым востребованным обществом видам знаний и умений, культ профессионализма, патриотизм, здоровый образ жизни.

Задачи, решаемые через деятельные формы работы на уроке:

- обеспечить формирование ключевых компетенций обучающихся, возможности углубленного изучения предмета одаренными учащимися;

- создавать зрительные образы изучаемых географических объектов;

- использовать возможности предмета для развития логического мышления, умения выявлять причинно-следственные связи; вырабатывать умения критического осмысления материала.

  Эффективные методы и технологии на этом этапе:

-метод наблюдений;

-метод дискуссий:

-метод проблемного изложения материала;

- проектная технология;

-групповые технологии;

-уроки с применением информационных технологий.

Задачи, реализуемые через краеведение:

-развитие информационных компетенций через поисковую работу;

--воспитание патриотизма, толерантности, гражданственности;

-содействие получению дополнительных географических знаний, формированию критического мышления.

Краеведение включает следующие основные моменты:

- приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия;

-  самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни);

- изучение  родного края в процессе исследования.

         Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы.

         Краеведение – важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно - воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

         Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково - исследовательский характер.

Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье - глубокая научная основа.

Одна из важных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий  и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края. В ряде школ вместо глубокой поисково- исследовательской работы по изучению родного края имеет место так называемое описательное краеведение, когда учащиеся лишь фиксируют, «фотографируют» явления, не раскрывают их причинно-следственных связей, закономерностей.

Собранный краеведческий материал далеко не всегда подвергается тщательной проверке, в результате могут возникать ошибки. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо повышать научно-методический уровень краеведческих изысканий. Каждый учитель - краевед должен подходить к изучению родного края как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в научном процессе. Первое, чем должен заняться учитель географии, приступая к организации школьного краеведения, это конечно, самостоятельное изучение ближайшего  окружения школы, окружающую местность. В дальнейшем своём развёртывании работа может охватить и целый административный район и даже выйти за его пределы. Главной задачей работы будет проследить жизнь и развитие данного участка территорий во всех изменениях и отношениях.

В основу школьного географического краеведения заложена та мысль, что своё, близкое понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

Образовательное и воспитательное значение школьного краеведения у нас общепризнано и бесспорно. Развитие школьного краеведения играет, несомненно, ведущую роль в преподавании географии. На краеведческом аспекте строятся занятия по географии в начальном курсе, начиная с 6 класса, классные занятия идут по систематической программе; однако связь с краеведением остаётся, с одной стороны, в виде приводимых учителем примеров из местной природы, а с другой стороны – в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением.

Примеры, взятые учителем из местной природы, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Даже отдельные единичные примеры такого порядка уже в известной мере переключают преподавание книжных рельсов на реальную жизнь. Ещё лучше, конечно, если учитель не ограничивается упоминанием о местных примеров в классе, а показывает эти примеры в натуре во время экскурсий. Поясняя на местных, хорошо знакомых всем ученикам примерах типичные явления из курса физической географии, учитель в самой простой, доходчивой и экономной форме показывает классу ту истину, что «география – это не учебник, а сама жизнь».

Педагогическое значение краеведения передовыми людьми нашей страны было осознано ещё в очень давние времена. Известный общественный деятель конца 18 века, один из первых наших «просветителей» Н.Н. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: « Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». В своей замечательной статье под заглавием «Мысли о географии для детского возраста» Н.В. Гоголь с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. Один   из крупнейших педагогов нашей страны К.Д. Ушинский подчёркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся инстинкт к своей малой Родине, к своей родной местности.

Д.Д. Семёнов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий, высказывался так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого  детям к отдалённому и менее знакомому, от лёгкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живёт ученик».

Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного края. На уроках по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живём. Обязательно использование краеведческого материала в обучении физической географии даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминание ранее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов. Проводить экскурсии в природу, тем самым непосредственно воздействуя на природу, на эмоциональную сферу личности школьника.

Школьное краеведение заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории- своего края. При этом выполняются задачи.

  1. всестороннее изучение своей области и накопление краеведческого материала;
  2. 2) использование этого материала в преподавании географии.

Краеведческий аспект даёт возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: « от известного к неизвестному», «от близкого к далёкому». Имея представления о природе и её закономерностях, легче усваивать географию более отдалённых районов России. А также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах. О явлениях, происходящих в географической оболочке земли. В том числе и о тех, которые недоступны для  непосредственного наблюдения.

4. Перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества УВП.

Изменение в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Становится все более очевидно, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не обеспечивает и не может обеспечить ребенка гарантии того, что уровень полученного им образования, достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности.

5. Теоретическая база опыта.

Необходимость организации работы по школьному краеведению в курсе географии, которая вызвана, по мнению современного ученого-географа и методиста А.В. Даринского, двумя факторами:

  • растущим осознанием значения знаний о малой родине для патриотического воспитания школьников;
  • пришедшему (наконец!) пониманию невозможности познания всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями.

6. Новизна опыта.

Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного процесса, век компьютеризации ребёнок подчас не замечает окружающий мир. Научить ребёнка видеть красоту родной природы, беречь и любить её – одна из задач учителя географии.

На уроке зарождается стремление  к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, элементов этнографии родного края. Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что даёт возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор. Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится. Школьная практика требует от учащихся серьёзных краеведческих знаний.

7. Технология опыта.

Школьное краеведение помогает учащимся углубить, расширить, конкретизировать базовый уровень географических знаний, установленный Государственным образовательным стандартом. Оно помогает также пробудить и сохранить у учащихся интерес к урокам географии, а рассказ об истории возникновения населенных пунктов района, предприятий усиливает эмоциональную сторону учебного материала. И, наконец, именно краеведческие знания помогают школьнику адаптироваться в окружающем его пространстве.

Проблема, которая возникает перед учителем, состоит в разработке новой концепции изучения географии Владимирской области, наполнение ее современным содержанием, отражающим новые научные подходы. Придание географии области и района статуса специального курса в учебной программе значительно поднимет его значение в региональном образовании. Данный курс должен быть личностно-ориентированным, а это предполагает обновление содержания географического образования, существенное изменение организации обучения, воспитания и развития учащихся. В этом направлении сделаны определенные шаги:  разработано тематическое планирование по изучению родного края. Учебные вопросы и задания по краеведению ориентированы на требования образовательного стандарта и выступают в качестве инструмента управления качеством образования. Для повышения интереса учащихся к предмету «География» с элементами краеведения необходима интеграция учебных предметов – биологии, истории, литературы, химии, которая позволяет многогранно рассмотреть многие важные явления в их взаимосвязи и показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии и поиска. Краеведение здесь может стать связующим звеном, а у учащихся появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них – всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая -  использование этого материал в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное назначение школьного краеведения.

Краеведческий принцип предполагает использование таких знаний, которые непосредственно получены при изучении своей местности.

Существующая программа предусматривает изучение рельефа, вод, климата, почв, растительности, животного мира, населения, с рассмотрением его быта и хозяйственной деятельности.

Опыт показывает, что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому я при планировании учебного процесса определяю степень интеграции содержания, и объём часов.

Программа указывает на то, что при изучении каждого основного компонента природы, населения и экономики страны необходимо использовать краеведческий принцип.

Краеведческая основа обучения даёт возможность выполнить две важные дидактические функции:

А) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей местности, конкретизировать и углублять содержание тем о природе, населении и экономики России;

Б) Дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы, населения и экономики  России получить стройную систему знаний о географии соей местности.

Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что своя территория – это органическая и неотъемлемая часть всей России.

Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съёмки территории, метеорологические  и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико и эколого- географическое изучение местных предприятий и т. д.), туристические походы, краеведческие кружки и др.

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями, пользоваться методами географического исследования:

1.литературным;

2.картографическим;

3. статистическим;

4. методом полевых наблюдений.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы, на которых отображены данные о размещении сельского хозяйства – посевы наиболее характерных для изучаемого района с/х культур, ведущие отрасли животноводства. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению географических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата, населения и хозяйства области.

Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков. Например: динамика роста численности населения, сельскохозяйственной и промышленной продукции и др.

Метод полевых исследований даёт возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время их исследования. Составить план для изучения этих объектов.

Из года в год краеведческие работы должны усложняться, приобретаться всё новые и новые навыки наблюдения ми расширяться знания о родном крае. Распределение краеведческих работ в программе школы, последовательное изучение своего края, особенно в начальном курсе физической географии (6 класс), физической географии России (8 класс) подводят к теме «Своя область…,». При этом накопленный материал за всё предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе. Конкретный местный материал, собранный учащимися, является дополнением к учебнику своей области.

Школьная география традиционно уделяла большое внимание изучению особенности региона в рамках курса географии России в разделе «Свой край», а также в других курсах географии в качестве иллюстрации общих природных явлений и процессов. Так, например, при изучении курса географии в 6 классе мы знакомимся с родным краем при изучении каждой темы, например, в разделе «Литосфера», мы знакомимся с рельефом своей местности; в разделе «Гидросфера» - с водами нашей местности; в разделе «Атмосфера», знакомимся с климатом нашей местности, при изучении природных комплексов, знакомимся с природными  комплексами нашей местности.

Также ведётся изучение нашего края и в 7 классе, при изучении материка «Евразия» – как часть этого материка.

Более подробное и детальное изучение природы родного края осуществляется в 8 классе, когда появилась возможность использовать в школьном компоненте курса «Краеведение». Комплексное изучение территории должно основываться на интегративной возможности школьной географии. Привлечение сведений из разнообразных областей знаний позволяет более полно понять многие явления и процессы на территории.

При изучении родного края можно выделить следующие аспекты:

  1. Конкретизация общего курса;
  2. Формирование системы знаний о родном крае.

Приём конкретизации на региональном материале рассматривается как раскрытие общего через частное на конкретных фактах типичных явлений, процессов, закономерностей. Изучение регионального содержания имеет самостоятельное значение.

При изучении регионального курса, следует опираться на интеллектуальные возможности ученика, его потребностей, межпредметные соотнесённости содержания, с учётом психолого-возрастных особенностей учащихся. Всё это позволяет выделить следующую последовательность в организации восприятия материала о географии своего региона:

1 этап: обзорный материал описательного характера, когда всё, что окружает. Вызывает интерес и положительную эмоциональную окраску. Изучение территории на уровне фактологического описания;

2 этап: изучение отдельных компонентов природных и природно- территориальных комплексов, познания новой информации, способность углублять и конкретизировать знакомую информацию. Этот этап характеризуется поисками и объяснением различных связей и отношений между объектами и явлениями;

3 этап: комплексная характеристика с использованием имеющихся данных. Характерно обобщение и конкретизация материала.

Этапность познания материала соответствует эталонам познания и предполагает различную степень исследовательской деятельности учащихся.

Каждому этапу изучения должны соответствовать уровни отбора и усвоения учебного материала, методические приёмы:

- первый уровень- уровень знакомства, опирается на красочные иллюстрации типичных ландшафтов, сопровождается ярким, но кратким описанием. В самостоятельных работах, классных и домашних заданиях преобладают наблюдения (например, наблюдение за погодой, за животным миром и др.).

- второй уровень – создание проблемных ситуаций в процессе становления знаний об окружающей природе с изученными закономерностями в сферах Земли;

- третий уровень – создание проблемных ситуаций с элементами исследований; привлечение краевых статистических данных для иллюстраций изучаемого материала, подготовка докладов;

- четвёртый уровень – включает групповую исследовательскую работу учащихс по интересам с использованием дополнительной литературы. Этот уровень чаще всего используется во внеклассной работе.

Система изучения краеведческого материала характеризуется определённой структурой с чётко выраженными внутренними (внутрипредметными) и внешними (межпредметными) связями. Внутренние связи наиболее хорошо прослеживаются в модуле “Природа”. Здесь наблюдается постепенное усложнение сведений о природных особенностях территории, которое осуществляется на основе формирования взаимодействия отдельных модулей как в рамках одного, так и нескольких классов.

Новизна содержания такой структуры выражается в том, что она направлена не только на познание региона как такового, но и отражает  роль региона в жизни страны. Важным проявление является расстановка материала по его логической преемственности между классами.

Таким образом, сам объект – изучаемая территория – объединяет школьников с разными познавательными интересами и склонностями к изучению природной среды в рамках комплексных географических исследований.

Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других – из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы всей России и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на уроках предметов, характеризуется жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы. В учебной программе рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениями природы своей местности; указаны практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением; предусматривает и обязательные учебные экскурсии для изучения (в окрестностях школы) отдельных географических объектов или всего географического комплекса. Однако теми конкретными указаниями, которые содержатся в программе, не исчерпывается связь преподавания с краеведением. Могут быть применены многие другие виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии, например работа с местными картами, с краевой литературой. Наиболее правильным будет применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например, достаточно ознакомиться со своим краем из одного только объяснения учителя; требуется собственная активная работа: чтение литературы, работа с различными картами, непосредственные самостоятельные наблюдения. Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы.  Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание. Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников. Ведь привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Значение краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету. Наиболее часто применяемый учителями прием введения краеведческого материала в учебные занятия - это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий. Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса. При этом учитель должен связывать постановку и решение проблем с усвоением учащимися программного материала.  Для проблемного обучения на краеведческом материале чаще всего может применяться проблемно-фрагментарная форма построения учебного процесса, при которой проблемная ситуация создается для раскрытия отдельных (одного, двух) вопросов содержания темы урока. Реже применяется проблемно-урочная форма, когда связывается весь урок в целом с решением проблемы, основанной на краеведческом материале.

Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и в занятиях с топографической картой. Обычно, для того чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление о построении карты, проводят работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для работы с топографической картой используется составленная краеведами карта своей местности. Переключая внимание учащихся с обозрения участка своей местности, знакомых на ней предметов на условное их изображение топографическими знаками, учитель добивается правильного понимания карты.

При изучении климата работа с климатической картой особенно конкретизирует знания, когда все данные карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю. В этом случае количественные выражения элементов климата (температур, осадков и т. д.), показанные на карте, будут реально восприниматься. Привлечение материалов местных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся более сознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понять географические особенности той или иной территории. Расширению географических знаний и приобретению умений и навыков работы с картой и периодической печатью служит дежурная карта своего района. Это местный педагогический прием, дающий хорошие результаты, так как учащиеся привыкают систематически следить за текущими событиями. Основным источником для дежурной карты является районная газета. Сама же карта - пособие для иллюстраций на уроках по ряду вопросов школьного курса географии (охране природы, местных памятников и объектов природы). Для обеспечения планомерности изучения своего края и применения краеведческого аспекта в преподавании учебных курсов серьезную помощь оказывают соответствующие упражнения и задания, помещаемые учебниках. Выполнение их вырабатывает у учащихся необходимые навыки и умения давать географические характеристики территории. Они помогают устанавливать связи между конкретной географией местности и изучаемым программным материалом в прошлом, на данный момент и в перспективе.

 Необходимо, чтобы эти работы проводились на протяжении всего года как на уроках, так и во внеурочной работе. Чаще всего это наблюдения природы в разное время года. Учитывая местные условия, учитель намечает конкретные места вблизи школы, где будут выполняться рекомендуемые наблюдения, и планирует их выполнение по времени. При этом от сроков, предусматриваемых учебником, могут быть сделаны отступления, например в связи с сезонными условиями. Но всегда надо иметь в виду, что предлагаемые в учебниках работы по краеведению большей частью связаны с содержанием темы, поэтому необходимо стараться так ставить их выполнение, чтобы можно было результаты использовать на учебных занятиях. Примером построенной на краеведческом материале практической работы может служить работа по изучению тем климата, когда ученики вычерчивают розу ветров, строят графики хода температур, диаграммы облачности; или например сравнение за несколько лет фенологических наблюдений; или например сравнивание климата своей местности с климатом соседних областей.

По учебной тематике могут даваться домашние задания с использованием краеведческого материала, рассчитанные на длительный срок выполнения и на большую самостоятельность в работе, например: сочинения о географии своего края, составление карт и графиков, монтаж тематических альбомов и плакатов.                                            Накоплению краеведческого материала и организации планомерной работы с ним во время учебных занятий способствует ведение тетрадей - «дневник краеведа», в которые записываются задания учителя по краеведению и различные сведения местного характера по теме. Записанный в тетрадях материал позволяет составить географическую характеристику своего края. Это обязывает учащихся к повседневным, систематическим записям.

 Чаще всего краеведческий материал привлекают для сравнительной характеристики изучаемых территорий с родным краем. Этим достигается более точное представление об особенностях их географии; например, реки какого-либо района или другой страны сравниваются с реками своей области, географический комплекс какого-либо региона — с природным комплексом родного края и т. д. Для разъяснения на уроках процессов развития и взаимосвязей явлений убедительные примеры дают длительные наблюдения над местными природными явлениями (климатическими, водным режимом, фенологическими). Ссылки на эти наблюдения и на их результаты будут понятны учащимся, так как были уже осознаны в течение самих наблюдений. Учащиеся, например, лучше понимают различия и причины изменения в климатах и погоде отдельных районов, областей, стран и континентов когда ведут систематические наблюдения за погодой своей местности.

С учебными задачами изучения географии в старших классах связана подготовка докладов и сообщений о характеристике и общих закономерностях развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления. Для обеспечения наглядности на уроках демонстрируются различные экспонаты и иллюстративные пособия, составленные на краеведческом материале (фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы), которые помогают созданию у учащихся правильных географических понятий и образов. Показ на уроке предметов, собранных на экскурсиях, может быть увязан с объяснением географических процессов. Например, при изучении горных пород найденный на экскурсии песок имеет ракушки древних морских обитателей. На вопрос, «Какой вывод можно из этого сделать?» учащиеся ответили, что на месте залегания песка существовало открытое море, что климат был жарким. Для более понятных представлений о сложных взаимоотношениях и взаимосвязях человека и природы прибегают к разъяснению происхождения местных названий. Названия, данные географическим объектам, помогают иной раз объяснить своеобразие природы изучаемой территории. Учащиеся ведут топонимический словарь.

Обычно у учащихся возникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края. Собирание местного топонимического материала связано с большой и содержательной работой: требуется записать все наименования, узнать, не изменялись ли они и не имеются ли наряду с официальными еще и неофициальные, пояснить их происхождение и смысл, составить краткие справки об объектах, существующих под определенным названием. Естественно, что для выполнения этой работы учащиеся должны использовать карту, литературные и официальные справочные источники исторические материалы. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение.

В осуществлении краеведческого аспекта в преподавании немалую роль играет как одно из важных правил организации учебных занятий перспективное тематическое планирование. В нем особенно тщательно продумывается вопрос о том, как будет проводиться связь с краеведением. Для получения лучших педагогических результатов при планировании учебной темы необходимо провести тщательный отбор краеведческого материала, включаемого в урок. Очень важно, чтобы он был однородным с изучаемой темой урока и доступным для понимания. Он должен помогать усвоению научных понятий географии, содействовать раскрытию сущности географических закономерностей и способствовать разрешению воспитательных задач, а также обеспечивать возможность применения наиболее правильных методов обучения, быть интересным, наглядным.   Непосредственная связь учебного процесса с краеведением осуществляется в различных стадиях изучения темы. Работа по краеведению предшествует изучению учебного материала. Например, в 8 классе учитель организует наблюдения погоды до изучения темы «Климат России», которая в этом случае может начинаться не с программных вопросов, а с сообщений учащихся о результатах их краеведческих наблюдений. Учитель специально так планирует краеведческие работы, чтобы они обеспечили достаточными примерами и убедительными выводами научные понятия и теоретические обобщения изучаемой темы. Краеведческий материал органически включается в содержание темы, и краеведческие работы проводятся одновременно с изучением программных вопросов. Примером может служить тема 6 класса «Изображение земли на глобусе и картах» и работы по ориентированию на местности, по измерению расстояний и составлению топографического плана местности. Краеведческая работа может переноситься и в конец темы, например, тема «Природный комплекс» в 6 классе заканчивается экскурсией в природу. Во всех случаях краеведческий материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям, которые требуются изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы местных единичных понятий и представлений. Большую роль играет краеведение в повторении учебного материала на уроках географии. Повторение - наиболее эффективное средство углубления и систематизации знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися по географии. Но оно должно проводиться на новом материале или быть поставлено в иной форме и группировке по сравнению с первоначальным изучением. Тогда будут вырабатываться осмысленные знания. Очень часто эти новые аспекты изучения могут быть взяты из местного окружения, что может служить материалом для проверки или подтверждения изученных фактов, для выполнения новых практических заданий. Например, сопоставление геологической, тектонической и физической карт. При выполнении этого задания учащиеся обнаруживают, как они усвоили понятие о геологических процессах и связанных с ними формами рельефа, умение пользоваться картами для выявления причинных связей. Гидрологические понятия, содержащиеся в курсах физической географии, тесно связаны с изучением школьниками местных вод. Наблюдения за внешними признаками отдельных гидрологических объектов, например, реки, не требуют специальных гидрологических знаний. Научные понятия о внутренних водах даются учащимся в 6 классе, эти понятия углубляются в 8 классе за счет введения таких понятий, как тип питания, падение реки, уклон, расход, гидрологический режим, годовой сток, твёрдый сток.

Для изучения общих особенностей гидрологии края целесообразно рассмотреть физико-географические и гидрологические карты района, по которым, а также по краеведческим и специальным литературным источникам, можно установить важнейшие составляющие водного компонента природы, получить сведения о густоте речной сети края, о полноводности рек в среднем за год и в отдельные сезоны года, средние даты замерзания рек и их вскрытия.

Сопоставляя эти сведения с характеристиками других компонентов природы края, важно установить связь гидросети с условиями атмосферного увлажнения, геологической историей, рельефом местности, растительным покровом; изучить актуальные для своего края проблемы охраны и рационального использования компонентов природы. Все гидрологические объекты на территории края оцениваются на основании всех.

Из выше сказанного следует, что краеведческий принцип, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса.

Организуя изучение родного края, я всегда помню слова М. И. Калинина, который очень кратко, но емко сказал о важности этого вопроса: “Знакомство с “местной географией”, с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной”.

На просторах нашей Родины маленькая Владимирская область поражает богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства, я стараюсь продумывать как интереснее и доходчивее преподнести это детям.

Природу области нужно рассматривать как часть природной среды обширной восточной – Европейской равнины. Для этого я всегда пользуюсь методом сравнительного анализа. При этом наряду с общими свойствами особо выделяю наиболее четко просматривающиеся специфические черты, природы своей области. Эта местная особенность природных компонентов и из территориальных сочетаний определяет своеобразие хозяйственного развития и проблемы рационального использования природных ресурсов Владимирской области.

После длительной хозяйственной деятельности человека природные ландшафты значительно изменились, превратившись в антропогенные (возделываемые поля, сады, огороды, сенокосы, пастбища, города, территориально-рекреационные системы).

Антропогенные ландшафт характеризуются высокой и стабильной продуктивностью. Они служат основным местом жительства и труда населения области. Но, к сожалению, на них больше всего следов разрушений. Говоря о них, указываю на необходимость проведения природоохранных мероприятий.

Знание особенностей природы своей территории, закономерностей ее развития и использования этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.

Уроки географии Владимирской области в 8 – 9 классах я стараюсь проводить под девизом: «Любить Родину – значит знать ее!». Это достигается постоянным использованием краеведческого материала, тем более что каждая тема как физической, так и экономической географии своей области дает такую возможность.

Приемы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это и сведения, которые приводит учитель на уроке, и рассказы ребят о природе и хозяйстве мест, где они живут, их сообщения о предприятиях, где работают родители, экскурсии в природу и музеи и др.

Уже на первом уроке показываю специфику экономико-географического положения Владимирской области в Центральной России на перекрестке важнейших путей с запада на восток и с севера на юг.

При изучении темы «Климат Владимирской области» используем сведения многолетних наблюдений метеослужбы города Мурома для построения розы ветров, графиков хода среднегодовых температур и осадков, а также температур января и июля.

В ходе изучения темы «Природные ресурсы владимирской области» мы знакомились с минералогической коллекцией Музея природы города Мурома.

Тема «Растительность Владимирской области» лучше усваивается при проведении экскурсии по улицам города, паркам. На этой экскурсии учащиеся знакомятся с видовым составом деревьев и кустарников, культивируемых в парках города, школьном саду. Они узнают, что в эстетических целях в озеленении используются ель, тополь пирамидальный, клен, рябина, липа, каштан. Для создания живых изгородей и бордюров используется боярышник, сирень, шиповник, акация. Быстрее других растут и лучше других очищают воздух американский клен, тополь обыкновенный и конский каштан. Школьники узнают, что во Владимирской области есть несколько коллекций деревьев и кустарников, родиной которых являются Южная Европа, Северная Америка, дальний Восток.

Не меньшими возможностями использования краеведческого материала обладают экономико-географические темы. Если есть в классе учащиеся, чьи родители работают на предприятиях, о которых будет идти речь на уроке, то они получают задание подготовить на 5 – 7 минут сообщение о данном предприятии, главным образом о выпускаемой продукции, связях по сырью и сбыту готовой продукции.

Краеведческий материал повышает интерес к обучению, позволяет учащимся на местных примерах осознать важность перехода к рыночной экономике, развития новых форм хозяйства, перспектив развития хозяйства области.

Постоянное применение местных материалов повышает интерес учащихся к изучению природы и хозяйства своей области, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы живем.

Фрагмент из урока по теме “Подземные воды”.

Я объясняю, что горные породы различаются по их способности пропускать воду. Те горные породы, которые легко пропускают воду, называются водопроницаемыми. Тут же выясняем, через какие горные породы просочилась вода.

Учащиеся отмечают, что вода прошла через песок, галечник, гравий, а глина не пропускает воду – это водоупорный слой.

Я обращаю внимание учащихся на то, что выше слоя глины лежит слой, насыщенный водой или водоносный слой. Здесь же ученики узнают о том, что вода, находящаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется грунтовой.

На этом уроке учащиеся наглядно наблюдают изучаемые природные явления и объекты, что способствует овладению более глубокими и прочными знаниями.

Далее я поделюсь опытом проведения урока по теме “Реки”.

Я даю понятия реки, что называется речной долиной, истоком, устьем и речной системой. Затем следуют понятия бассейна реки и водораздела.

Применение местного материала уместного при разборе третьего подпункта параграфа – реки горные и равнинные.

Краеведческий принцип уместно использовать в тех классах, где изучается география России. В 8 кл. после завершения изучения темы "Природные комплексы" я провожу практическую работу “Природный комплекс в руке”.

Фрагмент урока.

Урок я начинаю со вступления:

- Рука является символом человека - она может создавать и разрушать природные комплексы.

Практическую работу начинаем с того, что каждый ученик в своей тетради обводит карандашом свою левую руку, каждый палец - соответствует одному компоненту природы. От центра ладони к каждому компоненту природы проводится луч. Ниже точки, где все лучи сходятся, подписывается - Охрана ПК. Затем проводим стрелку к основанию ладони и пишем "человек". Это символизирует, что в руках человека судьба природного комплекса.

Далее практическая работа посвящена изучению ПК своей местности.

В 9 классе изучается экономическая география России. Наряду с темами, изучаемыми по общему курсу экономической географии России, я провожу органическую связь с конкретным местным материалом. На этих уроках я даю характеристику развития хозяйства республики, раскрываю особенности природно-ресурсной базы, какие межотраслевые комплексы получили развитие на территории Владимирской области.

Литература

  1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение, 1988. 158с.
  2. Журнал «География в школе» 2004г. №7. С.70-76
  3. Козлова Ю.В. Краеведение М. «ТЦ Сфера», 2007. 127с.
  4. Туристическо-краеведческие кружки в школе. Москва «Просвещение» 1988год.
  5. Шмидт С. Краеведение воспитывает преданность своей Родине // Известия -2003. -23 декабря.
  6. Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. В поход с классом. Пособие для классного руководителя. Москва. «ТЦ Сфера» 2004г, стр. 5-12
  7. Журнал «География в школе» №1 2010г. Д.П.Финаров «Программа интегрированного курса “Краеведение” для учащихся средней школы.
  8. Журнал «География в школе» №2 2010г. Р.А.Китайцева. Урок “Учимся решать экологические проблемы родного края”.
  9. Журнал «География в школе» №3 2010г., №7 2010г. Л.Е.Куприна “Возможности использования карт во внеурочной рекреационной деятельности”, “Туристические карты для целей туризма” – Тюменский государственный университет.
  10. Журнал «География в школе» №4 2010г., В.А.Блаженов, Э.Г.Байкова “Практические работы и игры на местности для 6 класса”.

   

8. Результативность.

Результат.

1. Достижение каждым ребенком  максимума знаний, которые он может усвоить на данном этапе обучения.

2. Повышение познавательного интереса учащихся, приобщение их к творческой, исследовательской работе.

3. Укрепление физического и психического здоровья, активное занятие туризмом и краеведением.

4. Проявление патриотизма.

5. Сформированность ключевых компетенций:

-информационных (умение работать с первоисточником, приборами и нструментами, читать и сопоставлять карты, определять горные породы и минералы и  пр.);

-коммуникативных ( умение диалогового общения, умения работать в группе),перенимать знания у других и отстаивать свою точку зрения;

-социальных (социализация, развитие навыков самоконтроля) и др.

   Сочетание урочной и внеурочной работы привело к положительной динамике в результатах обучения.

Таким образом, реализация краеведческого компонента, связь урочной и внеурочной деятельности в преподавании регионального курса географии

создают условия для формирования ключевых компетенций обучающихся и способствуют повышению качества их знаний.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся."

Вся учебно-воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание у детей самостоятельности, активности, инициативы и творческого начала. ...

Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....

«Работа со слабоуспевающими учениками как фактор повышения качества знаний и умений учащихся»

В образовании, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на два вопроса: «Чему  учить?  Как  учить?»...

«Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся».

Можно использовать как методические рекомендации из опыта работы....

Роль самостоятельной работы учащихся в повышении качества знаний в процессе обучения французскому языку

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность...

"Использование активных форм урочной и внеурочной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры"

Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка, 2019 год. В выступлении отражены теоретические и практические рекомендации по подготовке уроков и внеурочных занятий для п...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...