Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.
статья

Кноп Татьяна Анатольевна

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовательные стандарты, включающие в себя совокупность требований: к структуре основной образовательной программы, впервые нацеленной на интеграцию учебной и внеурочной деятельности; к результатам, как предметным, так и личностным; к условиям реализации основной образовательной программы, предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knop_ta_integratsiya_uchebnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Социокультурный центр» с.Лопхари

Педагогический дистанционный семинар

Тема выступления:

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

Кноп Татьяна Анатольевна,

учитель иностранного языка,

 высшей квалификационной категории,

taknop@mail.ru

с.Лопхари, 2019 г.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовательные стандарты, включающие в себя совокупность требований: к структуре основной образовательной программы, впервые нацеленной на интеграцию учебной и внеурочной деятельности; к результатам, как предметным, так и личностным; к условиям реализации основной образовательной программы, предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Дополнительное образование детей – это целенаправленный процесс развития личности и обучения посредством оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное ее предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Главное – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Результат интеграции общего и дополнительного образования способен обеспечить:

  • необходимый уровень знаний, умений, навыков воспитанников и развитие их эмоционально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств;
  • целостность всей образовательной системы и в то же время ее многообразность;
  • решение общих и индивидуальных проблем как педагогов, так и учащихся;
  • более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей и технологий.

В преподавании всех школьных предметов определенное место отводится связи урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность также как и урочная способствует развитию познавательного интереса учащихся, способствует совершенствованию умений и навыков, расширения кругозора.

Внеурочная деятельность – позволяет учащимися приобрести необходимый для жизни в обществе социальный опыт.

В МОУ «Социокультурный центр» с.Лопхари внеурочная деятельность является также неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Я «веду» внеурочную деятельность в 7 классе по английскому языку. При разработке рабочей программы внеурочной деятельности мною была учтена необходимость формирования универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. В основу программы были положены универсальные учебные действия, а именно четыре их блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Для организации и проведения кружка была разработана рабочая программа на базе УМК «Английский в фокусе» для уч-ся 7 класса, авторы Ваулина, Дули, Подоляко, дополнительная литература для чтения пособие «Read up!».

Особенностью данной программы является сама организация внеурочной работы по иностранному языку в средней школе, учитывались психофизиологические особенности развития школьников 7 класса. Для учащихся этой возрастной категории характерно получение разнообразных знаний, расширенных, нестандартное  предъявление материала, разнообразие по форме и яркости по содержанию. Учитывая эти условия, запоминание материала будет успешным, снизится утомляемость и потеря интереса. Всё это будет способствовать повышению качества знаний в дальнейшем изучении иностранного языка.

Задачи программы:        

расширять словарный запас учащихся; развивать технику диалогического общения; учить общаться на иностранном языке с помощью изученных клише; расширить кругозор учащихся; развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления; развитие творческой активности учащихся.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Повысить уровень языковой культуры учащихся, развивая их способности и творческий потенциал каждого ребенка, подготовить их к дальнейшему изучению иностранного языка и  к сдаче обязательного экзамена.

Для наиболее успешного выполнения программы используются различные методы и формы работы.

C этой целью на занятиях используются различные методы по источнику учебной информации:

1) словесные: рассказ, беседа, объяснение;

2) наглядные:

а) иллюстрации: картины, картинки, плакаты, схемы и т.д.;

б) демонстрации: видеозаписи;

3) практические занятия;

4) игровые: развивающие игры, элементы соревнований и др.

Для лучшего усвоения материала необходимо использовать различные методы стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. А среди них и методы формирования познавательного интереса: положительные эмоции учащихся на занятиях, занимательность, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций и т.д.

Сочетание всех этих методов помогает обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися материала, воспитывать и развивать навыки их творческой работы, формировать и обобщать собственные наблюдения и самонаблюдения, заниматься самосовершенствованием.

C этими же целями применяются различные формы работы с детьми: занятие-урок, занятие-турнир, занятие-соревнование и др.

К концу учебного года учащиеся:

Пополнят лексический запас;

закрепят изученную лексику;

употребление фразовых глаголов;

смогут общаться на английском языке в рамках пройденных тем;

научатся понимать на слух и анализировать прослушанные аудио и видеозаписи на английском языке.

Кроме того предполагается:

повышение интереса к иностранному языку в целом;

развитие различных видов памяти, внимания, воображения, мышления, творческой фантазии;

расширение лексического запаса учащихся.

Усвоенные знания и умения проверяются различными методами контроля, а предполагаемые результаты развития выясняются методами наблюдения и собеседования.

Английский язык всегда носит метапредметный характер, так как предполагается изучение всех сфер жизнедеятельности, связанных с применением речевых средств и возможностью межличностной коммуникации. Поэтому метапредметный и надпредметный аспекты изначально вписываются во внеурочную деятельность с применением языка, будь то игры с применением английской лексики, создание плакатов на заданную тематику, пение иностранных песен.

Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществляется с учетом материала программы обязательного изучения иностранного языка. Внеурочные занятия ориентированы на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельностного характера обучения в целом. При отборе языкового материала устанавливаются межпредметные связи, углубляются страноведческие знания, развивается творческая деятельность, т.е. формируются УУД школьников.

Цель моей работы - построение такого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться.

В основе занятий – групповая форма работы с индивидуальным и дифференцированным подходом к каждому ребенку.

Занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть я планирую всегда с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

 В первой части занятия, теоретической, мы с учащимися, вспоминаем материал, который изучали на уроках по данной теме, знакомимся с новыми лексическими единицами и речевыми оборотами, в практической части осуществляется непосредственно применение полученных знаний на практике.

Все задания и упражнения основываются на том, что интересно детям, значимо для них. Продуктами деятельности являются инсценировки, плакаты, проекты и т.д.

Bсе полученные знания и умения призваны помочь при обучении в общеобразовательной школе; личные качества, приобретённые за время посещения занятий, более развитое мышление, речь, память - пригодятся не только в школе, но и в жизни вообще.

Список литературы

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010.-204с.- ( Стандарты второго поколения)

3. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку/ И.А Зимняя, Т.Е Сахарова. // Иностр. яз.в шк. – 1991,– № 3. – С. 9-15.

4. Минаева, И.Б. Мотивация – успеха - необходимое условие овладения иностранным языком/. И.Б Минаева// Иностр. яз. шк.-2009,-№2.-С.42-45.

5.http://worldofteacher.com/3376-399.html 

6. http://www.myshared.ru/slide/259670/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о повышении качества образования в условиях реализации ФГОС

Статья о возможных изменениях качества образовательного процесса, которые могут/должны произойти после введения ФГОС....

Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации  ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"...

Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

       Презентация  "Дистанционное  обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...

Педагогический проект «Индивидуализация учебного процесса как механизм повышения качества образования»

Индивидуализация учебного процесса  является  в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.Информатика, как учебный предмет, в рамках нового ФГОС, предоставляет особенно ...

Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.

VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...