Урок "Культура России второй половины XIX века"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Базалук Ольга Сергеевна

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.

Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять  результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_Kultura_Rossii_vtoroy_poloviny_XIX_veka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Базалук О.С., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2 п.Пангоды

Тема: Культура России второй половины XIX века

Класс: 10 б класс(социально-экономический профиль)

Место проведения: компьютерный класс с локальной сетью и точкой подключения к Интернет

Цели:

  1. Сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX века, ее достижениях и вкладе в мировую культурную сокровищницу;
  2. Развивать умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять  результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам;
  3. прививать учащимся чувство гордости, ответственности за сохранение культурного наследия; любовь к Отечеству и его  истории.

 Оборудование: персональные компьютеры, проектор, экран, рабочие листы с заданиями для групп.

Целесообразность выбора приемов и методов, применяемых на уроке:

  1. Недостаточное количество наглядного материала
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных источников информации, на примере Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и поисковых систем Интернет.
  3. Наглядная презентация учебного материала.
  4. Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
  5. Развитие мышления учащихся  за счёт возможности самостоятельной систематизации и  обобщения материала, установления и прослеживания логических связей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вхождение в урок. Сообщение темы урока, целей, разъяснение практической значимости занятия, постановка перед учащимися задач урока .Работа с ресурсом Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов- Аудиофрагмент:         М.П. Мусоргский "Рассвет на Москве-реке". Вступление к опере «Хованщина»

(N 165255).

  1. Актуализация опорных знаний.

Ребята! Сегодня мы с вами погружаемся в эпоху пореформенной России, вспомним  наиболее важные исторические события в жизни страны в этот период, определим их значение для политического, экономического и духовного развития российского общества второй половины XIX века. Из курса обществознания вам известно, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других. Тема сегодняшнего урока связана с развитием культуры.

Давайте вместе поразмышляем:

Какое из определений термина «Культура» вы считаете более полным? Ответ необходимо аргументировать.

А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.

Б)Культура несет отпечаток исторической эпохи.

( учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят к следующим выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов на духовное развитие российского общества).

Падение крепостного права озна чало начало нового, капиталистического периода в ис тории России. Капитализм внес существенные пере мены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и ду ховный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более вы сокого культурного уровня общества, расширял объек тивные социальные возможности для овладения куль турой значительных общественных слоев.

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культур ную жизнь России. 60-е годы воспринимались совре менниками как время духовных преобразований, боль ших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель револю ционного движения Н. В. Шелгунов,- спавшая до то го времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи гро мадные».

  1. Изучение нового материал.

Ребята! А теперь мы вместе с вами определим какой отпечаток на культуру России наложили исторические события второй половины  XIX века и в этом нам поможет Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и поисковые системы Интернет. Для этого мы с вами создадим четыре группы, каждая из которых получит свое задание. Через 10-12 минут вы должны представить результаты работы одноклассникам.

Группа I – работая с галереей изображений "Передвижники" (карточка N 168284 Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов)и поисковыми системами Интернет готовит сжатый рассказ о живописцах России второй половины  XIX века.

Группа II – работая с галереей изображений "Памятники архитектуры 2-ой пол. XIX в." (карточка N 165038 Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов)и поисковыми системами Интернет, определяет типические черты русской архитектуры данного периода и готовит сжатый рассказ о выдающихся памятниках архитектуры.

Группа III – работая с таблицей "Достижения науки и техники 2-ой пол. XIX в."     ( карточка N 165040 Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов), материалом учебника систематизирует материал и определяет мировое значение научных открытий ученых России.

Группа IV – работая с поисковыми системами Интернет, создает галерею «Поэты и писатели России второй половины  XIX века», оформляет презентацию.

  1. Отчет групп о выполнении задания. По ходу «защиты» результатов работы учащиеся ведут краткий конспект и готовят ответ на вопрос: Какой вклад в мировую культурную сокровищницу внесла Россия?
  2. Закрепление изученного материала: Выполнение интерактивного задания "Русская литература 2-ой пол. XIX в." ( карточка N 168225).
  3. Подведение итогов урока. Учащиеся делают самостоятельные выводы о мировом значении русской культуры второй половины  XIX века.
  4. Рефлексия. Возникло ли у вас после сегодняшнего урока желание посетить Третьяковскую галерею и воочию увидеть картины передвижников, увидеть своими глазами или посетить величественный Храм Христа Спасителя?
  5. Домашнее задание: выучить параграфы 77, 78 и подготовить дополнительный материал о развитии образования в России во второй половине XIX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура России второй половины 19 века"

Презентации к уроку историии по теме "Российская культура второй половины 19 века":  русские композиторы, живопись и скульпрутра...

ВС России второй половины XIX века (презентация к уроку истории в 8, 11 классах)

1.Военный министр Д. А. Милютин2.Военная реформа - “Устав о воинской повинности” (1 января 1874 г.)3.Военная форма и снаряжение План урока Военный министр Д. А. МилютинВоенная реформа - “Устав о ...

Тесты по истории России второй половины XIX века

Материалы помогут при подготовке к ЕГЭ по истории и обобщении материала по теме "История России второй половины XIX века"...

Тест по истории России вторая половина 19 века

Тест правление Александра второго...

Внешняя политика России второй половины XIX века

В презентации рассказывается о Русско-турецких войнах 1768-1884 и 1787-1791 гг. и разделе Речи Посполитой...

Художественная культура России второй половины XIX века

интегрированный крок истории и искусства 8,10 классе...


 

Комментарии

Фролова Лидия Дмитриевна

Ольга Владимировна большое спасибо!Данный урок развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности.