Художественная культура России второй половины XIX века
план-конспект урока (история, 8 класс) по теме
интегрированный крок истории и искусства 8,10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему "Художественная культура и быт России второй половины XIX века"
Интегрированный урок (история + искусство) – 8, 10 класс
Цель урока:
Создать у учащихся представление о русской культуре и быте второй половины XIX века, обратив их внимание на выдающиеся произведения, на атмосферу, в которой жили люди.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с творчеством композиторов, художников, литераторов данного периода и бытом народа.
- Развить у учащихся навыки работы с наглядным материалом, излагать четко свою мысль.
- Пробудить у учащихся чувство любви, уважения и интереса к отечественной культуре и жизни предков.
Оборудование:
- Компьютер, экран, проектор.
- Памятки для учащихся.
- Наглядный материал для игры.
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонько присядем за парты.
Начинаем наш урок.
- Актуализация знаний:
Человек меняется, и чтобы понять логику поступков людней прошлого, надо представить как они жили, что их окружало. Историческое познание предполагает изучение культурной и общественной жизни. По мнению Л.Н. Толстого, без знания прошлой жизни и нет понимания истории.
Сегодня на уроке мы познакомимся с художественной культурой и бытом России второй половины XIX века.
Учимся четко излагать мысль, работать с наглядным материалом.
- Формирование новых знаний:
При изучении данной темы нам необходимо следующее понятие – художественная культура.
Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая её продукт и процесс.
- Литература
Во второй половине XIX века ведущей областью духовной жизни России продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия жизненных проблем литература была не только культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. Основным художественным направлением стал критический реализм.
Критический реализм – художественный стиль, сочетающий остроту коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.
Писатели были поглощены происходившей на их глазах исторической драмой, вызванной сменой одного жизненного уклада другим. Для произведений того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества.
Давайте познакомимся с писателями данного периода.
Достоевский -
Толстой -
Чехов -
Тургенев -
- На уроках литературы вы знакомились с романом Тургенева «Отцы и дети».
- Кто главный герой этого романа? (Базаров)
После опубликования этого романа Тургенева «Отцы и дети» распространение получает термин «нигилизм», т.е. отрицание господствующей идеологии. И главный герой романа Базаров был назван нигилистом.
Некрасов Николай Алексеевич. Любовь к литературе ему привила его мать, которая и была его первым учителем. Его перу принадлежат такие произведения, как:
«Несжатая полоса», «Железная дорога», «Крестьянские дети», «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Утро», «Последние песни». В своих произведениях Некрасов отражал жизнь простых крестьян, городской бедноты. Им написаны поэмы о жизни декабристов.
- С какими из произведений Некрасова вы уже знакомились на уроках литературы?
- Давайте послушаем отрывок из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
- Что попытался показать автор?
2)Живопись
Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные проблемы, что и литература. Основным направлением живописи второй половины XIX века является критический реализм..
В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения диплома картины на сюжет скандинавской мифологии объяснив это тем, что в жизни есть более достойные темы для кисти. Не получив разрешения на свободную тему художники покинули Академию и основали петербургскую Артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижников.
Передвижники – это товарищество русских художников, в своих произведениях которые отражали жизнь с ее проблемами.
Передвижники устраивали свои выставки в Москве и Санкт-Петербурге, а также в провинциях.
Среди художников – передвижников были: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов, братья Маковские. Позднее к ним присоединились В.М. Васнецов, Н.А.Ярошенко, К.А. Савицкий.
- Иван Иванович Шишкин –
- Виктор Михайлович Васнецов -
- Иван Николаевич Крамской -
- Илья Ефимович Репин –
- Василий Иванович Суриков - это художник, который всё, от конской
сбруи до пёстрой московской толпы, писал с натуры и тщательно, до деталей выверено. Своим творчеством художник как бы напоминал: мывсе зависим от прошлого, им определенно и наше будущее.
Самые известные полотна художника: «Боярыня Морозова» (1887г.), «Утро стрелецкой казни» (1881г.), «Взятие снежного городка» (1891г.), «Переход
Суворова через Альпы в 1799 году» (1899г.).
- Ребята, посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос: Что общего между этими полотнами Сурикова?
3)Музыка
Вторая половина XIX в. – время расцвета русского музыкального искусства.
Его символом стало творчество “Могучей кучки”. Главный источник вдохновения композиторы, того времени, черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы “Могучей кучки” создали ряд бессмертных произведений.
Могучая кучка – или Балакиревский кружок – содружество пяти композиторов: Балакирева, Мусоргского, Кюи, Бородина и Римского-Корсакова
- Милий Алексеевич Балакирев . В 1837 году начал свою деятельность в качестве пианиста и дирижёра. С 1867 по 1869 годы – главный дирижер Императорского русского музыкального общества. В 1882 году написал симфоническую поэму «Тамара»
- Модест Петрович Мусоргский – создатель «самой народной» по духу музыки. Его произведения: Борис Годунов, Хованщина из-за своей оригинальности , воспринимались как нечто стихийное.
- Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его музыка впитала в себя многоцветие народных сказок и напевность русских песен. «Садко», опера «Сказ о царе Салтане», «Майская ночь», «Моцарт и Сольери» - это дар композитора.
- Послушайте отрывок из произведения Римского – Корсакового «Полет шмеля».
- Какое настроение оно у вас вызывает? Почему?
- Петр Ильич Чайковский- гений, который оставил богатое музыкальное наследие. Самые известные произведения Чайквского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
-Давайте прослушаем отрывки из произведений Петра Ильича Чайковского.
- Кто из вас знает как называется это произведение? (Лебединое озеро)
- Послушайте отрывок из произведения Чайковского «Щелкунчик». Какое настроение оно у вас вызывает?
4)Скульптура и архитектура
Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. был М.М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Мастер создал серию исторических портретов: “Ермак”, “Иван Грозный”, “Пётр I”.
Выдающимся событием культурной жизни было открытие памятника А.С. Пушкину в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А.М. Опекушин.
М.О. Микешен в памятнике “Тысячелетие России”, открытом в Новгороде в 1862 г., в бронзе 129 скульптурных фигур.
В архитектуре себя окончательно изживал классицизм. Новые типы зданий требовали новых архитектурных решений. Зодчие применяли декоративные формы прошлого, что привело к господству эклектики.
Электика – смешение разных художественных стилей
Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. В этом стиле были построены знаменитые московские здания – Исторического музея (А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской Думы(Д.Н. Чичагов), Верхних торговых рядов(А.П. Померанцев), Балтийский вокзал (архитектор Александр Иванович Кракау). Особой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.
5)Быт
Хотя Россия продолжала оставаться страной деревенской. В сельской местности проживало 87% ее граждан, но к концу XIX века городское население удвоилось. . Таким образом в России активно шел процесс урбанизации, т.е.
Урбанизация - рост городов
В центре крупных губернских городов располагались большие особняки, которые напоминали барские дома в помещичьих усадьбах. В глубине садов располагались крепкие двух- трехэтажные особняки. Первый этаж занимала прислуга. На втором этаже размещались нежилые, парадные комнаты. Обстановка в жилых комнатах была разнообразной: кровать покрытая покрывалом; мраморный умывальник; шкаф для белья; письменный стол и этажерка для книг.
По окраинам городов селилось мелкое купечество, мещане, бедные чиновники. Они жили в одноэтажных строениях, с двориком и садом. Обстановка жилища была однообразна: занавески и горшки с геранью на окнах, иконы с лампадками в переднем углу; комод, покрытый белой вязаной салфеткой; шкафчик с посудой.
Несмотря на огромные перемены, произошедшие в русской деревне, крестьянский быт менялся медленно.
Крестьяне жили в деревянных домах. Их дома стали выглядеть опрятней и напоминали дома городских окраин. Крестьяне стали пользоваться глиняной посудой, вместо деревянной.
Приобретает значение и мода. Стали носить платья и рубахи из ситца и шелка, появляются атласные рубахи и пиджаки, модные пальто, лапти поменяли на сапоги и галоши.
- Закрепление изученного материала
- Литература – установите верное соответствие (модуль)
- Какое направление было основным в литературе 19 века? (критический реализм)
- Архитектура – впишите имя архитектора (модуль) (Шервуд и Кракау)
- Скульптура – собери пазлы (памятник Николаю I) (модуль)
- Живопись – сопоставьте авторов и их произведения (модуль)
- К какому товариществу относились эти художники? (передвижники)
- Что отражали они в своих произведениях? (реальную жизнь)
5) Музыка –
1. Как называлось товарищество русских композиторов второй половины XIX века и почему? (могучая кучка, согласно бессмертным произведениям, которые они создали).
2. Кого из русских композиторов принято считать основателем «Могучей кучки»? (Балакирева)
6) Быт-
Игра «Лото»
прялка | ухват | Ложка |
чугунок | Коромысло | Печь |
самовар | серп | ступа |
На табличку с названиями предметов быта, выложить соответственно картинки.
- Домашнее задание.
- 8 класс – п.37-38, пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа, выучит новые понятия;
10 класс – подготовить реферат на тему: «Жизнь и творчество…… писателя, живописца, архитектора, композитора)
- Подготовить кроссворд на тему «Художественная культура и быт России второй половины XIX века».
- Оценивание.
- Рефлексия:
- Вам понравился урок? Какой раздел вам был более интересен?
- Мне было приятно с вами работать сегодня на уроке. Спасибо за урок!!!! (смайлики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/23/picture-15988.jpg)
Урок "Культура России второй половины XIX века"
Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/07/picture-87573-1433672258.jpg)
"Культура России второй половины 19 века"
Презентации к уроку историии по теме "Российская культура второй половины 19 века": русские композиторы, живопись и скульпрутра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/07/picture-445474-1399445877.jpg)
Художественная культура России второй половины XIX века (презентация)
к уроку истории и искусства 8, 10 классе...
Обобщение по теме: "Культура России второй половины 19 века"
Данный материал предназначен для закрепления темы" Культура России второй половины19 века" по истории 8 класса Материл расчитан на не сильный класс, позволяет выявить знания учащихся ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-861245-1480783404.jpg)
Подборка иллюстраций по теме «Культура России второй половины 18 века».
Культура России второй половины 18 века....
Презентация." Культура России второй половины XVII века"
Ресурс составлен в программе Microsoft Office PowerPoint. Презентация по теме " Культура России второй половины XVII века".Материал рассчитан на учащихся 7 класса. (УМК - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина....