Учебный фильм "Розовый павильон (Павильон Роз) в Царском Селе".
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Хлопов Михаил Владимирович

                                                 Посмотреть фильм можно по адресу:   http://www.dailymotion.com/video/xkq8pa_yyyyyyyy-yyy-y-yyyyyyyyy_travel

              Розовый павильон - памятник русской культуры XIX века. Он расположен в живописном месте Павловского парка, на границе трех парков. Здание было дачей Багратиона, которая была выкуплена в казну. Архитектор Воронихин перестраивает здание для вдовствующей императрицы Mapии Федоровны. Это деревянный павильон с портиками. Во фронтонах живописные вставки с изображением амуров, имитирующие лепку. Павильон был окружен розарием. Императрица была знатоком цветов, розы для нее привозились со всей Европы. Розовый павильон должен был стать царством цветов. Цветы украшали интерьеры павильона. Стены были расписаны гирляндами цветов. Вышивки с изображением роз украшали изысканную мебель, которая была специально сделана для Розового павильона из карельской березы и ясеня. В свободном пространстве павильона особое место занимали ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы.  В Розовом павильоне состоялись празднества 1814 года, в честь Александра I - победителя Наполеона.

            Розовый павильон - памятник русской истории и культуры первой четверти XIX века. Он расположен в живописном месте Павловского парка, на границе трех районов: Парадного поля, Новой Сильвии и Белой березы недалеко от самого большого пруда названного Розовопавильоным.

               Первоначальное здание являлось до 1811, по другим данным 1812 года дачей Багратиона, которая была выкуплена в казну, тем более что в эти годы она уже находилась на территории расширившегося Павловского парка. Архитектор Андрей Воронихин, являвшнйся в это время главным архитектором Павловска перестраивает здание для вдовствующей императрицы Mapии Федоровны. В этой постройке известный зодчий, творец монументального Казанского собора и Горного института в Санкт-Петербурге, показал другую сторону своего дарования, создав изящное и уютное деревянное здание, увенчанное небольшим куполом, украшенное лёгкими колоннами и точёными деталями.

                 Это квадратный в плане деревянный павильон с четырьмя колонными портиками. Во фронтонах портиков живописные вставки с изображением игр амуров, выполненные в технике гризайль, имитируя лепку. Павильон был окружен замечательным розарием, откуда и пошло название павильона. Над главным фронтоном была надпись по-французски "Павильон роз".

                  Императрица Мария Федоровна была знатоком и любителем цветов, и розы для розария привозились ей со всей Европы. По замыслу хозяйки Павловска Розовый павильон должен был стать царством цветов. Цветы и их изображения украшали интерьеры павильона. Стены и центральный купольный зал-ротонда были расписаны гирляндами цветов. Разнообразные вышивки с изображением роз украшали изысканную мебель, которая была специально сделана для Розового павильона из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, полушкафы. В свободном пространстве павильона особое место занимали ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы.

                    Летом 1814 года к павильону  всего за 17 дней пристраивается танцевальный зал. Роспись осуществляет Д.- Б. Скотти. В живописном фризе и угловых композициях плафона изображены военные атрибуты в цветочных гирляндах.  Центр плафона украшает композиция из 20 подвесных гирлянд искусственных роз, словно образующих огромную розетку. Из центра розетки спускается большая 4-х ярусная люстра, стержень которой украшают зеленые листья, образующие как бы ствол пальмы. Основой для пяти оригинальных трёхъярусных люстр зала послужили обыкновенные колёса разного диаметра, нарядно расписанные, на которых были укреплены свечи.

                   По четырем углам от главной люстры - малые люстры такой же конструкции. Между окнами помещены бра в виде военных золотых шлемов, украшенных перьями и такими же, как на люстрах, листьями из окрашенной жести.  

                   Именно Розовый павильон стал центром праздника состоявшегося 27 июля 1814 года, так как именно в Павловске устроена торжественная встреча Александра I - победителя Наполеона и освободителя Европы. У павильона на фоне декорации, на которой декоратор Пьетро Гонзага изобразил русскую деревню, многочисленные хоры исполняли кантаты и хвалебные гимны в честь Александра I. Стрельба из пушек, фейерверк и бал завершили праздник. Об этом знаменательном событии имеются упоминания в современной тогда прессе и воспоминаниях современников. Подробное описание праздника приводит историк М. Семевский в книге "Павловск. 1777-1877",нзданной к 100 -летию Павловска великим князем Константином Николаевичем.

                      До 1828 года, года смерти императрицы Марин Федоровны. Розовый павильон играл значительную роль в истории русской культуры, здесь читали свои литературные новинки В.Жуковский, Н.Карамзин, И.Крылов, выступали талантливые музыканты. Постоянным участником музыкальных вечеров был Д.Бортнянскнй, его музыку вы слышите в данный момент  здесь бывал молодой М.Глинка.

                       В годы войны павильон был уничтожен. С конца 1970-х гг. по инициативе А.И.Зеленовой на основе исторических документов были начаты восстановительные работы.

                    Примечание:

                  Образ розы многозначен: она является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны.С нею связываются образы мистического центра, сердца, рая, возлюбленной, Венеры, красавицы, католической церкви, Богоматери.
                     Преимущественно роза выступает как символ любви и радости (хотя одновременно в ряде традиций она стала цветком траура и связывалась с подземным царством). Важную роль в символике розы играет ее цвет, форма и количество лепестков. Голубая роза является символом невозможного. Роза с семью лепестками воплощает символику септады (т. е. совокупности семи элементов); с восемью лепестками — символизирует возрождение.

 

                     Культ розы сложился на Востоке, где она считалась символом любви; в поэзии нашла распространение тема любви розы и соловья. При этом в суфизме соловей символизировал душу (в соответствии с общей символикой птиц), а красная роза — совершенную красоту Аллаха. В страны Средиземноморья роза была занесена в период античности, и уже Гомер воспевал ее как королеву цветов. Роза стала атрибутом богини Афродиты; по одной из легенд, она произошла из капли ее крови. За розой закрепилось значение символа любви, красоты.
                     В эпоху средневековья образ розы утверждается и в европейской символике. В христианстве роза выступает символом чистоты и святости. Особой значимостью наделяется наличие у розы шипов — этим акцентируется представление о неизбежной расплате за грехи («нет розы без шипов»); также шипы выступают аллюзией мученичества (поскольку они соотносились с терновым венцом Христа). Красный цвет розы — кровь Христа, пролитая им на кресте У Данте роза наделяется мистическим смыслом, как образ рая и высшего блаженства праведников В католической традиции это символ Богоматери: белая роза — символ девственности, духовности, мысли; красная — земного мира, желания, страсти и в то же время милосердия. «Золотая роза» стала знаком отличия, наградой Ватикана, которым Папы отмечают католических монархов за услуги церкви. В протестантских странах роза получила иное значение и стала символом тайны, знаком тайных обществ (отсюда выражение «остаться под розой», то есть сохранить в тайне).
В то же время в средневековой и более поздней светской литературе за розой закрепляется значение символа земной «страсти нежной».

 

 

      Сейчас павильон восстановлен.

               Обширный род розы насчитывает 400 видов, более 1000 подвидов, форм и около 25 тыс. сортов, полученных в результате большой работы по интродукции, гибридизации, селекции и возделыванию.
               Вся история культуры роз, особенно последних 200 лет, показывает, что наиболее мощным фактором в создании новых форм и сортов была гибридизация.
Около 85% современного сортимента – гибриды, остальные получены из мутантных форм.
              В настоящее время садовые розы настолько сложны по происхождению, что очень трудно (часто невозможно) судить об их видовой принадлежности. Многотысячный сортимент садовых роз создавался в течение многих веков.
Исторические данные по интродукции роз в различные страны свидетельствуют о том, что первичными центрами произрастания роз являются Малая Азия, Восточная Азия (Китай, Индия), Дальневосточный край, южная Япония.
В Малой Азии находился центр происхождения группы галльских роз (включающих в себя галльскую, центифольную и дамасскую), с которыми человек издавна проводил селекционную работу. Народной селекцией были отобраны листопадные сорта с густомахровыми чашеобразными цветками, обильно цветущими в первой половине лета, с относительно слабой способностью к укоренению и высокой морозостойкостью.
Розы из Малой Азии еще до нашей эры начали распространяться через острова Эгейского моря в Македонию и Грецию, оттуда – в Рим, Египет, затем Европу, где в тот период произрастали невзрачные местные шиповники с мелкими немахровыми цветками. Галльские розы господствовали в Европе до начала XIX столетия – до момента интродукции роз в Европу из Китая.
Интродукция роз в Европу (Францию, Англию) из Восточной Азии (китайская роза, мускусная роза, гигантская роза) в первом десятилетии XIX века явилась мощным толчком к широкому развертыванию работ по гибридизации и выведению новых сортов роз. Восточно-азиатские виды, как правило, вечнозеленые, теплолюбивые, имеют высокую корнеобразовательную способность. Цветки их не очень крупные махровые или полумахровые на поникающих цветоножках в сравнении с галльскими розами обладали значительно большим изяществом и благородством формы, более нежным своеобразным ароматом.
             Позже в Европу были интродуцированы другие восточно-азиатские виды (роза Левигата, роза Вихуриана, роза Банксии) и дальневосточные виды (роза ругоза). В Европе их стали разводить как парковые растения, а некоторые – использовать в гибридизации.
Выводить садовые сорта в Европе начали в первой четверти и особенно в середине XIX века. Новые сорта почти вытеснили галльские розы, господствовавшие в культуре почти четырнадцать веков.
             Новые сорта садовых роз в Европе были выведены в такой последовательности: 1) нуазетовые, бурбонские, чайные, портландские, нуазетово-бурбонские; 2) ремонтантные, чайно-гибридные, пернецианские, полиантовые; 3) улучшенные чайно-гибридные, сорта группы флорибунда, грандифлора, Кордеса, плетистые, полуплетистые, почвопокровные и др.
             Садовые группы, выведенные на первом этапе, утратили в настоящее время свое самостоятельное значение. Ныне эти группы представлены в коллекциях в незначительном количестве. Однако они были широко использованы в работах по гибридизации при выведении более совершенных современных садовых групп.
В России роза появилась в середине XVII века в садах царя Михаила Федоровича, и до XIX века ее выращивали лишь в дворянских усадьбах. Широкое распространение розы получили в ХХ веке, когда стали появляться первые питомники, занимающиеся промышленным выращиванием культуры роз. В годы существования СССР были созданы крупные коллекции сортов роз в Главном ботаническом саду РАН в Москве, в Никитском ботаническом саду. В научно-исследовательских институтах создавались новые сорта, разрабатывались технологии выращивания для продвижения культуры роз в северные регионы. К сожалению, в связи с низким финансированием научной работы российская селекция сильно отстала от современной мировой селекции роз, которая развивается очень стремительно и динамично. Ежегодно в мире появляется около 200 новых сортов роз. Во втором тысячелетии до нашей эры на Крите рисовали розы на стенах дворцов, а спустя тысячу лет их изображали на гробницах в Древнем Египте. Но далеко не все народы древности почитали розу. Например, роза лишь дважды упоминается в каноническом тексте Библии, который призывает посмотреть, как растут «полевые лилии».

             Скорее всего, первыми, кто отнесся к розам всерьез, можно назвать древних греков. Воспевая розу, поэтесса Сапфо называла ее «королевой цветов», а «отец ботаники» Теофраст в своих трудах подробно описывал этот вид и надлежащий уход за розами, уточняя, что для лучшего цветения их необходимо обрезать, размножать черенками и тщательно подбирать место для посадки.

              Именно греки начали выращивать розы в садах и горшках, а римляне стали первыми истинными ценителями этих цветов. Они спали на розовых лепестках, устилали ими полы во время пиршеств, ввозили ранние розы из Египта и выращивали их зимой в отапливаемых оранжереях. Также римляне употребляли лепестки роз в пищу, изготавливали из них вино, косметические средства и лекарства. С легионерами роза попала в Британию и на другие окраины империи, но с падением Рима утратила популярность, ею перестали заниматься, поэтому выжили только наиболее выносливые сорта.

                Христианская церковь в начале своей истории не признавала этот цветок, считая его символом римской распущенности. Однако к 400 году нашей эры роза опять стала популярной. Из ее плодов стали изготавливать чётки, из лепестков — лекарства, а в храмах делали округлые окна, имеющие очертания цветка розы.

               К началу 16 века в английских садах выращивали несколько видов роз. Следует упомянуть самую древнюю из садовых роз — розу французскую, или красную, которая попала в Британию с крестоносцами. Другая очень давно культивируемая роза — белая роза была завезена в Британию римлянами. Душистая дамасская роза попала на Британские острова гораздо позже — на рубеже 16 века, а не во времена крестовых походов, как это часто утверждается. Белая, красная и дамасская розы росли в английских садах в период правления династии Тюдоров, в гербе которых символ дома Ланкастеров красная роза и символ дома Йорков белая роза были объединены после окончания войны Алой и Белой роз (1455-1485гг.). Уже тогда появился сорт Autumn Damask, отличающийся необычайно долгим цветением. Когда-то это свойство не имело особого значения, но в будущем этому сорту было суждено стать родоначальником самой важной группы сортов роз.

                  К концу 17 века в культуре появились новые розы. Душистая роза столистная (центифолия, или капустная роза) была завезена в Британию в начале 1550-х годов из континентальной Европы. Другие розы прибыли издалека: желтая роза из Персии через Вену в 1580-х годах, а мускусная роза примерно в то же время из Гималаев.

                Это были старые розы, которые росли как раскидистые кусты и цвели только один раз в сезон шаровидными цветками всего нескольких тонов окраски. Восточные розы появились в Британии лишь два столетия спустя. При скрещивании восточных роз с западными было получено поразительное число сортов, представленных в настоящее время в английских садах.

                Когда западная цивилизация только зарождалась, в Китае уже выращивали розы. Розовое масло и лепестки цветков использовали в парфюмерии, а также для защиты от злых духов. В Японии тоже издавна выращивают розы. Однако на Востоке роза никогда не имела такого значения, как хризантема, лотос или цветки декоративной вишни.

               Самые старые сорта роз, конечно, безвозвратно утрачены. Но когда в начале 18 века торговцы из Ост-Индской компании побывали в Китае, они обнаружила там совершенно неизвестные европейцам сорта культурных роз, мелкие цветки которых не имели ярко выраженного аромата и росли на вытянувшихся, слабо облиственных кустах, а цвели несколькими волнами с весны до поздней осени. Некоторые из этих роз были необычной малиновой окраски. Это были китайские розы. Первой из них в 1752 году в Европу была привезена роза сорта Old Blush, а вскоре после этого — роза сорта Slater's Crimson China.

               Другие китайские розы достигли Европы намного позже. Это были чайные розы — первые аристократки среди роз. Несмотря на то, что они не переносили даже легкого похолодания и у них были слабые цветоножки, чайные розы привлекли к себе внимание красивой формой бутонов, изящными цветками, нежным ароматом и длительным цветением. Первой из чайных роз в Британию была завезена в 1810 году роза сорта Hume's Blush Tea-Scented China, вслед за которой в 1844 году последовал сорт Park's Yellow Tea-Scented China.

                Повторноцветущие китайские и изящные чайные розы были идеальными партнерами для скрещивания с росшими в Британии выносливыми и морозоустойчивыми сортами. В любой английской книге о розах подробно рассказывается о роли, которую сыграли китайские розы в истории получения современных сортов самого любимого британцами цветка. Между тем, роль японских роз зачастую недооценивают. А ведь в 1860-е годы из этой относительно малоизвестной тогда страны была завезена многоцветковая роза. Мелкие и довольно невзрачные цветки этой дикой плетистой розы, собранные в крупные соцветия, не производили сильного впечатления. Однако именно от этого вида произошли многие современные сорта плетистых роз и все сорта роз флорибунда.

              В результате случайного скрещивания восточной розы сорта Autumn Damask и западной Rosa gallica officinalis в Италии был получен первый гибридный сорт, получивший название Duchess of Portland, от которого произошли портлендские розы. Эти розы были популярны в первой половине 19 века, но сейчас встречаются крайне редко. Другой гибрид, нуазеттовая роза, появился примерно в то же время в Южной Каролине (США). Но настоящий бум начался в 1816 году, когда на острове Реюньон в Индийском океане в живой изгороди из известных роз был найден кустик первой бурбонской розы. Этот гибрид унаследовал относительно крупные цветки и способность к продолжительному цветению. Появление этого типа привело к настоящей розовой лихорадке во Франции, что способствовало выведению тысяч сортов. Но в 1837 году путем скрещивания бурбонской и портлендской роз появилась новая Королева роз — ремонтантная роза, 3 тысячи сортов которой было выведено до конца 19 века селекционерами Европы и Америки.

Датой рождения современной розы принято считать 1867 год, когда были выведены первые сорта чайно-гибридных роз. В 1875 году появились первые полиантовые розы, позже гибридно-полиантовые, затем розы флорибунда, патио и почвопокровные сорта.

Сегодня крайне трудно описать даже малую часть существующих ныне сортов «Королевы цветов», каждый из которых отличается неповторимой окраской цветков, сезоном цветения и требованиями по разведению. Неизвестно, как будет изменяться мир роз в будущем. Но, несомненно, история роз продолжается.

Символика розы необъятна, многозначна, зачастую – противоречива. Роза, конечно, прежде всего - символ любви. Любви чистой, любви земной, любви плотской, любви свободной, любви торжествующей. Вот такой выбор, и только от вас зависит, каким посылом, какими чувствами будет сопровождаться ваш подарок.

И так, погружаемся в символику розы:

·  небесное совершенство и земная страсть

·  любовь чистая, земная, плотская, свободная, торжествующая

·  красота, очарование, элегантность

·  невинность, целомудрие, чистота, Дева Мария

·  девичья невинность, неуступчивость

·  материнство, плодородие

·  счастье, супружеский союз

·  возрождение, весна, молодость

·  таинство жизни, жизнетворная энергия

·  процветание, радость, роскошь

·  желание, жажда, земная страсть, чувственность и совращение

·  порыв, страсть, сладострастие, смущение, стыд, чувственная красота

·  безукоризненность, завершенность, совершенство

·  благодать, благоразумие, Божий Промысел, добродетель, духовность, духовное раскрытие

·  деятельность, направленная исключительно к Добру, милосердие

·  очищение, набожность, небесное совершенство

·  время, вечность

·  хрупкость, слабость, ненадежность

·  солнце, пламя, звезда

·  гордость, мужество, рыцарская честь, победа

·  предвиденье, творчество, свободная мысль, избавленная от предрассудков и суеверий

И в то же время роза - символ молчания и сохранения тайны. Говорить sub rosa ("под розой") - разговор наедине, не подлежащий разглашению. В свое время использовалась в залах для совещаний, и означала призыв к секретности и осторожности.

Роза - королева цветов, атрибут красивой женщины, цветок богини любви Венеры, символ самого прекрасного периода в жизни человека – периода любви и красоты.

Пятилепестковый цветок дикой розы - выражение Вселенной, состоящей из пяти стихий-элементов: огня, воды, земли, воздуха и эфира.

·  Алая роза: желание, страсть, жажда, порыв, стыд, смущенье, супружеский союз, материнство, радость, чувственная красота, завершенность, духовность, очищение, милосердие, кровь и раны Христа.

·  Белая роза: добродетель, чистота, девственность, набожность, невинность, духовное раскрытие, очарование целомудрия.

·  Красная и белая розы: союз огня и воды, соединение противоположностей.

·  Золотая роза: совершенство, знак высочайшего достижения.

·  Желтая роза: ревность, зависть, неверность.

·  Голубая роза: недостижимое и невозможное - таких роз нет в природе.

·  Шипы: забота о сохранении счастья в жизни, боль и смерть.

Шипы на розе появились после изгнания человека из рая.

Это малая часть символики розы.

  • В классическом изображении роза имеет 32 лепестка, отсюда название роза ветров.
  • У арабов роза символизировала собой мужскую красоту.
  • У древних римлян роза символизировала тайну. Бытовало выражение, ставшее пословицей — «Sub rosa dictum» («Под розой сказано»), то есть должно сохраняться в секрете.
  • Роза, распускающаяся на кресте — эмблема розенкрейцеров.
  • Символика розы зависит от её цвета (алая роза — страсть, жёлтая роза — разлука или измена в любви, белая роза — невинность, и т. п.).
  • Роза — символ войны Алой и Белой розы (1455—1487). Алая роза — символ династии Ланкастеров, а белая — династии Йорков.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Pavilon_Roz.pdf876.11 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Могила Григория Распутина в Александровском парке Царского Села"

Прошу быть терпимыми к усилиям начинающего режиссера-документалиста. Фильм я целиком сделал один. Это моя первая попытка на этом поприще:http://www.dailymotion.com/video/xj1rfo_yyyyyy-yyyyyyyy-yyyyyyy...

Учебный фильм "Две стороны личности Николая II. Императорская семья в Царском Селе"

Этот фильм, снятый мной, является продолжением фильма о могиле Распутина. У меня на уроках они являются учебными пособиями в курсе истории 20 века.htt...

Презентация "Царское Село в начале 20-го века"

Эту презентацию я делал для конкурса, но там потребовали, чтобы я включил в нее кнопки и триггеры, так как это является обязательным требованием для участия. Это не совпадает со стилем, смыслом ...

Учебный фильм "Эрмитаж - место "уединения" эпохи барокко в Царском Селе".

Одно из лучших творений знаменитого итальянского архитектора с русской душой Ф.—Б. Растрелли — павильон...

Учебный фильм "Нижняя ванна Екатерининского парка Царского Села".

Снятый мной фильм можно посмотреть по адресу - http://www.dailymotion.com/video/xkrcad_yyyyyy-yyyyy-yyyyyyyyy...

«Мы земляки по Царскому Селу…» (историко-литературный очерк). Царское Село - красивейший пригород Санкт- Петербурга, входящий в понятие «жемчужное ожерелье» пригородов. В 1937 году, в год

laquo;Мы земляки по Царскому Селу…» (историко-литературный очерк)Царское Село - красивейший  пригород  Санкт- Петербурга, входящий в понятие «жемчужное ожерелье&raqu...