Главные вкладки

    Урок "Педпосылки петровских преобразований"
    методическая разработка по истории (10 класс) по теме

    Маса Наталья Юрьевна

    Методическая разработка урока создана для изучения истории России в 10 классе в рамках технологии "Критическое мышление".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 14536_kriticheskoe_myshlenie.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель истории и обществознания

     ГОУ ОСОШ №88

     Маса Н.Ю.

    Урок : «Предпосылки петровских преобразований».

    Эпиграф: «Народ собрался в дорогу; ждали вождя; вождь появился».

    С.М. Соловьев.

    Цель урока: охарактеризовать внутренние и внешние предпосылки реформ петровского времени, а также их направления; развивать умение учащихся самостоятельно работать с информацией (видеофильм, текст учебника), устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и творчески перерабатывать полученную информацию, соотносить новую информацию с имеющимися представлениями; воспитывать убежденность в необходимости служить Отечеству.

    Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии «критического мышления», методические приемы : мозговой штурм, пометки на полях, составление кластера.

    Учебник: Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Базовый уровень. – М.:Дрофа, 2008.

    Оборудование: видеофильм «Первый император России», карта «Российская империя в XYIII веке».

    План урока.

            1 этап. Целеполагание.

    Вступительное слово учителя: назвать тему, обратить внимание на эпиграф. С.М. Соловьев говорит о Петре I. Эту мысль историк развивает в цикле лекций, посвященных 200-летию Петра, которые он прочел в Благородном собрании в 1872 г. По мнению Соловьева великий человек есть сын своего времени и своего народа, а деятельность его есть результат предшествовавшей истории народа. Задумайтесь над словами историка и попробуйте сформулировать цель нашего урока. Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока.

             2 этап. Мозговой штурм.

    Вопрос учителя: Какие ассоциации связаны у вас с понятием «преобразования»? назовите понятия, проблемы, имеющие отношение к этому слову. Учащиеся набрасывают в «корзину идей» все подряд, все свои ассоциации, учитель записывает их на доске без комментариев. Из этого списка учащиеся выделяют основные смысловые единицы темы и составляют кластер. Учитель записывает кластер на доске, учащиеся – в тетрадях.

    Преобразования

    (реформы)

             личность реформатора                                                                          итоги

                                                      предпосылки              направления          

             3 этап. Изучение нового материала. Работа с информацией и ее осмысление. Пометки      на полях.

    Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент видеофильма и ответить на вопросы : какие черты личности проявились у Петра еще в детстве? В чем уникальность личности Петра?( подчеркнуть стремление к знаниям, убежденность в необходимости служить Отечеству). Дать опережающее задание приготовить сообщение о личности Петра.

    Далее учитель делит класс на  2 варианта и дает задание: постарайтесь, читая учебник выяснить предпосылки и направления реформ, 1 вариант читает в учебнике с.152, текст «Великое посольство», 2 вариант – с.153, текст «Внутренние предпосылки преобразований». При чтении учебника учащиеся должны делать маркировку текста простым карандашом  символами: v – «галочка» - означает информацию, с которой ученик был знаком ранее, до чтения; + - «плюс» - означает новую информацию; ? – «вопрос» отмечает то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительного разъяснения.

              4 этап. Отчет учащихся, подведение итогов.

    Выступают по 2 учащихся от каждого варианта и рассказывают, что в тексте учебника совпало с их представлениями о предпосылках реформ и что они узнали об этом нового, что знали ранее о направлениях реформ и что узнали нового.

    Учитель спрашивает, что было непонятно в тексте и проводит коррекцию знаний, дополняет материал учебника краткой характеристикой геополитического положения России.

    Учащиеся получают задание: дополнить кластер новой информацией о предпосылках и направлениях преобразований. 2 учащихся выходят к доске, остальные работают в тетрадях.

    Предпосылки преобразований

    внешние                                                     внутренние

                    отставание от Западной Европы                укрепление самодержавия

                    нет выхода к морям                                     цезарепапизм

                                                                                           полки нового строя

                                                                                           ликвидация местничества

    Направления преобразований

    политические реформы

    административные реформы

    военные реформы

    социально-экономические реформы

    культурно-бытовые реформы

    Учащиеся делают вывод о том, что предпосылки петровских преобразований созрели в предшествующую эпоху и заслуга Петра I в том, что он это почувствовал и смог реализовать.

           5 этап. Выставление оценок.

           6 этап. Домашнее задание: написать эссе на темы : а) какие черты личности Петра повлияли на его реформаторскую деятельность?; б) какая связь существует между петровскими реформами и их предпосылками?

           7 этап. Рефлексия. Учащиеся рассказывают достигли ли они цели, поставленной в начале урока, что в уроке понравилось и что им было трудно сделать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"

    этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...

    Предпосылки петровских преобразований

    Данный урок предназначен для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК А. Данилова, Л. Косулиной. Материал позволяет организовать самостоятельную работу с текстом учебника и исторических источников....

    Презентация к уроку "Предпосылки петровских преобразований"

    Эта презентация сопровождает урок истории для 7 класса по УМК А. Данилова, Л. Косулиной. Включает в себя дополнительную информацию и тестовые задания....

    презентация к уроку истории Предпосылки петровских преобразований

    В данном материале показаны пробразования, которые проходили накануне реформ Петра I....

    "Предспосылки петровских преобразований" (история 7 класс)

    Цели урока:Образовательная цель:  Рассмотреть реформы преобразований государства, предлагаемые передовыми деятелями России.Развивающая – Продолжить работу по формированию умений работать с истори...

    Технологическая карта урока истории в 7 классе "Предпосылки петровских преобразований"

    Методическая разработка по истории в 7 классе на тему "Предпосылки петровских преобразований"...