Держава персов
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Открытый урок проведен на семинаре "Технология "Школы 2100" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_gep_shkola_2100.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс ГЭП «Школа 2100»

17.11.2010

Тема урока: Мировая держава персов

Цели урока по линиям развития личности:

  1. Картина мира в фактах и понятиях: Научить объяснять процесс государственного объединения Древнего Востока (Египта и Западной Азии) в рамках Персидской  державы. Через понятие «государство» научить объяснять смысл терминов «держава», «великая держава».
  2. Историческое мышление. Научить выявлять причины победы Персии в долгой борьбе за мировое господство.
  3. Нравственное самоопределение. Дать возможность ученикам  оценить с современных нравственных позиций методы создания и сохранения Персидской державы.

Обязательный минимум содержания:

Мир Западной Азии,  значение персидское  Персидской державы. Способы управления при Дарии I. Идеи Зороастризма – справедливости и добра.

Ход урока:

Действия учителя

Действия ученика

Создание проблемной ситуации. Формулирование учебной проблемы (5 минут)

Вспомните, в чем причины быстрого возвышения Ассирии

Применение железного оружия, профессиональная армия, боевые колесницы,  тараны, камнеметные машины для осады городов, новые приемы введения боя, хорошие дороги, мосты для перемещения армии

Как Ассирия создавала свою державу?

С помощью захватнических войн

Почему ассирийская держава не просуществовала долго?

Ассирия  находилась в состоянии постоянной войны, жестокое обращение с народами вынуждало эти народы поднимать восстания,  другие народы стали осваивать железо. Ассирийцы теряют свое преимущество

Давайте узнаем  мнение нашего героя Антошки о распаде Ассирийской державы

Открываем учебник на странице 106 и прочитаем диалог – Антошки и Источниковеда

Сравним мнение источниковеда и Антошки.

Какое мнение высказал Антошка?

Учитель пишет на доске:

Государства: созданные с помощью оружия, не могут долго существовать и оставляют о себе плохую память.

Какие факты привел  Источниковед?

Учитель фиксирует на доске:

Персидская держава просуществовала долго и оставила о себе хорошую память .

Сравните мнение Антошки и  факты источниковеда?  В чем противоречие?  Какой возникает вопрос?

На доске:

Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память? Как получилось? Какие возникают предположения?

Читаем текст стр 106 (5  минут)

Все государства, созданные завоевателями долго существовать не могут.

Ученики записывают в тетради

Ученики записывают в тетради.

Возможно вели себя иначе, чем ассирийцы

Актуализация знаний. Планирование деятельности ( 5 минут)

Что мы уже знаем по данной проблеме? Что помогало в завоевании государств?

Как использование железа изменило историю Междуречья?

Благодаря чему народы Западной Азии не уничтожили друг друга после начала железного века?

Вернемся к проблеме урока. Какие вопросы необходимо рассмотреть для решения проблемы?

Запись на доске:

  1. Истоки военных успехов персов
  2. Кого   завоевывали  персы?
  3. Влияние Зароастризма на отношение персов к завоеванным народам
  4. Как персы управляли завоеванными землями ?

Раскрыв секреты обработки железа, ассирийцы вели завоевательные войны, тем самым подчинив своей власти почти всю Западную Азию

Народы Западной Азии не уничтожили друг друга после начала железного века, благодаря распространению религии единобожия, которая несла людям добро, учила терпимости по отношению друг к другу и любви к ближнему. Народы принимают общие правила отношения к друг другу и любви к  ближнему.

Записывают в тетрадь план исследования проблемы

Поиск решения проблемы (открытие нового знания\)

Во-первых, необходимо выявить истоки военных успехов  персов:

Используя  п.3 с. 104  абзац 1

Ответьте на вопрос

Почему персы смогли завоевать много земель?

Кого завоевали персы? Работа с картой на (5 минут+ 3 минуты) стр 104. Работа в тетради.

Вызвать ученика к доске.

самооценка

Объяснить понятие «зороастризм»              (3 минуты)

Продуктивное чтение

Как называется  пункт 1,  что нарисовано на картинке стр 102,  кто из героев Тьма, кто Свет?

Работаем с п. 1 стр. 101-102 абзац 2

  1. Какие общие идеи, на ваш взгляд, есть в учении Заратуштры и библейской религии евреев?

Задание письменное

Выявить особенности управления  (5 минут)персидской державой в середине  6 – начале 5 века до н.э.  при царях Кире II  и Дарии I.

Задание  (7 минут + 3 минуты)

Используя пункт  3 параграфа 16  стр. 105 Разделите  действия персов в  управлении державой     на те, которые выгодны  только персам и те, которые выгодны и завоеванным народам

Выгодно персам

Выгодно завоеванным народам

  1. разделил державу на области во главе с сатрапами
  2. управлять сатрапу помогали чиновники
  3. Собирали налоги
  4. Войска располагали  в неродных для воинов областях
  5. ввели единые монеты
  6. создание единых законов

  1. На должности чиновников принимали представителей местных народов
  2. На налоги строили  дороги,  каналы,
  3. следуя учениям Заратуштры, персы  терпимо относились к местным богам, не разрушали храмы
  4. тайная полиция следила, чтобы чиновники не увеличивали налоги

Проверка и самооценка

Работа  с текстом п

Абзац 1 , п. 3 с. 104  (3 минуты)

Делают вывод о том, что военным успехам персов способствовал ряд факторов: персы только выходили из состояния первобытности, все мужчины были воины, появилось специальное войско, куда входили хорошо обученные воины. Владение  лучшим железным оружием, искусство управлять боевыми колесницами,  использование конницы делало персов непобедимыми.

Выполняют в тетради.

Кир II объединил племена  персов и начал завоевания ( Мидия, все города  и племена Ирана, Лидию, Вавилон), Камбиз  (Египет) запретил воинам грабить египетские храмы и объявил себя новым фараоном.

п. 1 стр. 101-102 абзац 2

В мире идет борьба сил Добра и Света против Сил Зла и Тьмы.  Долг человека – стоять  на стороне  Света  добрыми словами и делами, мыслями. Зароастризм близок к религии евреев.

П. 3. абзац 2 стр 105.

Кир разрешил пленным народам вернуться домой и отстроить свои храмы, выплачивая за это налог.

Камбиз не позволил воинам разрушить и грабить храмы.

Дарий I разделил державу на  на области во главе с наместниками – сатрапами (хранителями царства)

На должности чиновников принимали местную знать

На налоги строили царские дороги и каналы

Единые деньги  - монеты с изображением царя

Единые указы царя  на основе Законов царя Хаммурапи

Религиозная свобода и уважение других религий

Зароастризм  предполагал соблюдение идей справедливости и добра

Выражение решения проблемы. Применение знаний. Домашнее задание (5 минут)

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Персы создали сильную армию, развитую структуру государства, что помогло им удерживать власть во всей Западной Азии. Большое значение в поддержании порядка имели нравственные нормы учения Заратуштры.

Прочитайте название следующего параграфа

Как вы думаете, о чем говорится в параграфе с таким названием?

Прочитайте параграф 17 и проверьте свои предположения. Ответьте на вопросы перед ним.

Запись д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе «Персия – страна стран»

Это последний урок раздела «Западная Азия в древности». Он должен познакомить учащихся с историей создания одного из крупнейших государств Западной Азии. На следующем уроке целесообразно провести обоб...

"Мировая держава персов"

методическая разработка урока истории в 5 классе ОС Школа 2100 по теме "Мировая держава персов" в соответствии с ФГОС, презентация к уроку...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Презентация к уроку истории в 5 классе...

Презентация в программе Smart Notebook 5 класс История Древнего мира Персия

Презентация подготовлена для работы с интерактивной доской Smart в программе Smart Notebook 10....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс Тема Персия (использование интерактивной доски Smart Notebook)

Конспект  подробно характеризует ход урока, комментирует использование слайдов презентации (прилагается в портфолио)....

Мировая держава персов

Чему может научить история Персидской державы современных людей?...