Урок истории в 5 классе «Персия – страна стран»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Это последний урок раздела «Западная Азия в древности». Он должен познакомить учащихся с историей создания одного из крупнейших государств Западной Азии. На следующем уроке целесообразно провести обобщение и повторение пройденного материала. С этой целью учащимся можно дать творческое задание: подготовить сообщение на тему: «Вклад народов Западной Азии в мировую культуру»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_v_5_klasse.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 5 классе «Персия – страна стран»

Цель урока: 

  1. Познакомить с политической историей создания Персидской державы и ее государственно–административным устройством, раскрыть сущность таланта царя Кира как полководца и государственного деятеля;
  2. Развивать умения работы с картой, историческими источниками, с текстом учебника, определять роль политического деятеля в истории государства;
  3. Показать взаимосвязь времен и эпох, воспитание коммуникативных качеств, нравственного и эстетического    восприятия

Задачи:

  1. Усвоение  новых знаний о стране, расширение кругозора учащихся;
  2. Формирование умений работы с картой, историческими источниками;

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

25

Используемые учебники и учебные пособия: 

1.     Учебник История древнего мира А.А. Вигасин,, Г.И.Годер, И.С. Свецицкая  5 класс

2.       История. 5 класс. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение - МЕДИА, 2003.

Используемая методическая литература: 

  1. Арасланова О.В.Поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. М., ВАКО, 2005.
  2. Уколова В.И., Уколова И.Е.Методические рекомендации к учебнику «История древнего мира». М., Просвещение, 2003.
  3. Уколова В.И., Мариновоич Л.П.История древнего мира. 5 класс. М., Просвещение, 2007.

Используемое оборудование: 

  1.        Компьютер, интерактивная доска .
  2.        Карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия»
  3.        Ресурсы сети Интернет

Используемые ЦОР: 

1. История. 5 класс. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение - МЕДИА, 2003.

2. Мультимедийная презентация  с использованием тестовой оболочки «Му tect»

Краткое описание: 

Это последний урок раздела «Западная Азия в древности». Он должен познакомить учащихся с историей создания одного из крупнейших государств Западной Азии. На следующем уроке целесообразно провести обобщение и повторение пройденного материала. С этой целью учащимся можно дать творческое задание: подготовить сообщение на тему: «Вклад народов Западной Азии в мировую культуру»

Ход урока.

I.Организационный момент.

 

II.Изучение новой темы.

СЛАЙД №1 ( видеоролик)

- Сегодня на уроке мы с Вами продолжим путешествие по коридорам времени и окунемся в историю одного из самых интересных государств Древнего мира  с очень красивым названием – Персия. Мы  с вами поговорим  об истории  создания  Персидской  державы.

СЛАЙД № 1.

Тема урока: Древняя Персия – «страна стран»

СЛАЙД № 2

Сегодня на уроке:

1.     Три государства  в Западной Азии.

2.     Возникновение Персидского царства и его армия. Кир Великий.

3.     Завоевания персов.

4.     Персидская держава при Дарии I. 

5.     Проверь себя.

 

СЛАЙД №3.

Ребята, к концу урока вам необходимо будет дать ответ на вопрос: Почему Персидскую державу называют державой «царя царей»?

 

СЛАЙД №4.

– После падения сильной ассирийской державы, обстановка в Западной Азии изменилась.  Ребята посмотрите на карту и определите,какие государства располагались между Черным, Каспийским, Средиземным морями и Персидским заливом?  (ответы) . Каждое из этих государствбыло по своему знаменито.

1.     ЛИДИЯ  В 7 в. до н.э. в Лидии впервые в мире стали чеканить монеты из серебра и золота. (найдите на карте на стр. 88  Лидию) Слайд № 26

 -   Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в древности в поговорку «Богат как Крез».  Как вы думаете, что она означает?

2.     Вавилонское царство  Вавилон также славился своими богатствами. Здесь собирались самые огромные базары во всей Западной Азии. Да и сам город был очень красив. Здесь находилось одно из семи чудес света «Сады Семирамиды» - сады, выращенные на стенах города. Слайд № 27

СЛАЙД №5.

Возвышение Персии

- Третьим государством, образовавшимся  на территории Западной Азии была Мидия – самое крупное государство из всех.

- Именно в Мидии в 6 веке до нашей эры жили племена персов.

Самостоятельная работа с текстом и картой.

•         Ребята, рассмотрите карту на странице 88 и укажите территорию, на которой возникло Персидское царство.

•         А теперь прочитайте Исторический документ отрывок из «Истории» Геродота

Работа с историческими документами.

Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов». (Геродот)

1)Что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав этот текст?

2)Какое государство было более развитым и богатым – Лидийское или Персидское?

СЛАЙД №6. (включить  во время  работы с документом)

Возврат к Слайду № 5

- В середине 6 века персидские племена восстали против Мидийского царя.

СЛАЙД №7.

-Борьбу персов возглавил мудрый и отважный Кир.

- Ребята, рассмотрите портрет Кира. Как вы думаете: какие его черты характера хотел отобразить художник?

 

- Откуда же взялся Кир Великий?

Вот что рассказывается в легенде о первом персидском царе Кире записанном Геродотом . (прослушивание текста)

- Именно Киру удалось поднять персов на борьбу с мидийским царем. Он обратился к персам с призывом: «О воины-персы, если вы согласитесь следовать за мною, у вас будут блага…Если откажетесь, вас ожидает лишь бесконечный тяжкий труд. Идите за мной, и вы обретете свободу…»

- Как вы думаете? Почему Киру удалось поднять персов на борьбу против Мидии своими призывами?

- Кир – создатель персидской державы,  был бесстрашным и талантливым полководцем.

-Постепенно вся Мидия была завоевана персами. Слайд №8

 

СЛАЙД №9.

      Продолжая завоевания  Кир, создает очень мощную и сильную армию, основу которой составляла конница. Наиболее боеспособную часть персидских войск составляла постоянная армия отборных пеших воинов − «бессмертных». Название «бессмертные» происходило от того, что численность этого отряда  оставалась неизменной на протяжение многих поколений. «Бессмертные» неотступно находились при персидском царе и вступали в бой лишь по его личному приказу. Слайд № 25 (возврат к слайду № 9)

СЛАЙД №10.

- Утвердив свою власть в Персии. Кир отправляется завоевывать соседние страны. Вначале его интересы были направлены на завоевание  самой богатой страны.

- В какую страну отправился Кир? (ответы)

 СЛАЙД № 27 .    В 547 г. до н. э. началась война между Персидским царством и Лидией − государством, расположенном на западе Малой Азии.

    По легенде, прежде чем начать войну с персами, лидийский царь Крез обратился  за советом к дельфийскому оракулу. Оракул предсказал ему, что в ходе войны произойдет падение великого царства, однако не назвал, какого именно.

    Крез выступил навстречу персов с конным войском.   Персы прибегли к военной хитрости:   пустили впереди своего войска верблюдов.    Лошади лидийцев, напуганные видом этих животных и обратились в бегство. Войско Креза было разбито.

     Лидия была покорена, а  сам царь Крез оказался в плену у персов.

Возврат к слайду №10

- Завоевав Лидию Кир обратил внимание  на другого соседа. Куда отправился Кир? (ответы)

- Но завоевать Вавилон оказалось намного труднее. В открытом бою персы выиграли и царь Вавилона Валтасар укрылся с воинами за его крепкими стенами. Слайд № 11

Слайд № 12 (пир Валтасара слайд № 28)

Чтобы захватить город персам пришлось прибегнуть к хитрости.

Работа учебником  стр.89 п.2 абзац 2 прочитать.

Какую военную хитрость применил Кир?

Но Киру не удалось насладиться своими завоеваниями. В одном из походов в Среднюю Азию он погиб. В память о нем персы соорудили гробницу,  которая сохранилась до нашего времени. Слайд № 13

- После смерти Кира царем стал Дарий Первый.  Ему досталась огромная держава, в которой было не спокойно Слайд № 14

Слайд № 15.

Давайте с вами разберемся, что же было дальше? (ответы)  (продолжил завоевания)

Слайд № 16

Но теперь его интересы простирались намного дальше: в Европу  и в Индию. Но походы в Скифию и Грецию закончились его поражением, и он вынужден был вернуться. На востоке он дошел до Индии. Слайд №17

Слайд № 18

 При Дарии I  Персия ещё больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов.

Управлять такой страной было трудно, и Дарий Iразделил страну на несколько областей – Сатрапий, во главе которых назначил правителя – сатрапа, который имел определенный круг обязанностей.

Слайд № 19. Определите по высказыванию самого Дария, каковы обязанности сатрапа. (ответы)

Слайд № 20  Чтобы гонцы со всей страны могли быстро достигнуть столицы каждые 20 – 30 км. Стояли посты с готовыми лошадьми – это была первая в мире почта. Государственная почта учреждена для того, чтобы приказы царя быстрее доходили до провинции.

А для облегчения пути построена дорога, которую называли царской. Посмотрите какие города она соединяла.

  Слайд № 21  При Дарии персидская держава достигла своего могущества. Ее называли «страна стран», а её правителя – «царь царей».

III.Рефлексия Слайд № 22

1.  А сейчас мы вами проверим как мы с вами поработали на уроке. Хорошо ли усвоили материал. Для этого мы ответим на вопросы теста. Проверка усвоения материала урока в тестовой оболочке "My test"

2. Мы с вами хорошо поняли материал, но нужно ответить на главный вопрос нашего урока: Почему Персидскую державу называют державой «царя царей»?

Слайд № 3 ( Ребята отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

IV.Домашнее задание

•         Прочитать  параграф 19.

•         Запомнить выводы на стр. 90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в профильном классе "Многопризнаковая классификация стран"

Урок проводится в профильном классе, по учебнику В.Н.Холиной. Предполагает наличие мультимедиапроектора и компьютерного класса с выходом в интернет. Предполагается групповая работа.Перед учащимися ста...

урок географии 7 класс " Население и страны Северной Америки"

Знакомство с историей заселения материка, коллонизацией и современным населением Северной Америки. Изучение политической карты материка....

урок географии 7 класс Население и страны Северной Америки "

Знакомство с историей заселения материка, коллонизацией и современным населением Северной Америки. Изучение политической карты материка....

Открытый урок в 7 классе по теме "Страны и национальности"

предсавлен конспект урока второй по теме "Страны и национальности" по УМК Биболетовой...

Конспект открытого урока в 5 классе: "Путешествие в страну Кулинарию".

Вашему вниманию предлагается итоговый  урок по кулинарии в 5 классе.  Урок по обобщению и систематизации знаний учащихся по разделу "Кулинария", устраннию пробелов в знаниях о здоровой пище,...

Конспект урока в 7 классе "Население и страны Северной Америки"

Данная методическая разработка будет полезна учителям географии, работающим в 7-х классах....

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: «Культура стран халифата»

Урок:  историяТема: «Культура стран халифата»Цели:- продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;- ...