Главные вкладки

    Конспект урока истории. 6 класс. Тема: «Культура стран халифата»
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Урок:  история

    Тема: «Культура стран халифата»

    Цели:

    - продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;

    - выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;

    - показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата

    - продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 29_09_6_klass_kultura_stran_halifata.docx24.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок:  история

    Тема: «Культура стран халифата»

    Цели: 

    - продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;

    - выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;

    - показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата

    - продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация.

    Ход урока.

    примечание

    1.

    Орг. начало урока.

    2.

    Сообщение темы и целей урока:

    3.

    Изучение нового материала.                 

    1) рассказ учителя:

    ( сл. 3)  В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.

    ( сл. 4) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно
    было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие
    мусульманские школы — медресе.

    ( сл. 5) Запишем термины

    • Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
    • Мечеть – мусульманский храм
    • Медресе мусульманская школа

    ( сл. 6)

    -  Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

    ( сл. 7)

    - У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова?

    -  В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан  « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства.

    ( сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться  арабскими, и их счет проникли в Европу

    ( сл. 9)  В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

    ( сл. 10- 11)  Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных  трудов по
    истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералоги, фармакологии, геологии и др.
    аль - Бируни владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

    ( сл. 12)

     - Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей

    ( сл. 13) 

    - А есть ли у вас предположение, какая наука находилась в большом почёте у арабов?

    - Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

    ( сл. 14 - 15)

    - Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

    ( сл. 16-17)

    - Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

    ( сл. 18)  

    - Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову

    ( сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

    ( сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.

    ( сл. 21)  Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. ( сл. 22)  - вид дворца

    ( сл. 23) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями

    ( сл. 24)  Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

    ( сл. 25)  По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.

    ( сл. 26)  Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

    ( сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

    2) самостоятельная работа

    Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?»

    1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.

    2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.

    3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.

    4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.

    5)  Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

    6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

    7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

    5.

    Подведение итога урока.

    6.

    Домашнее задание:

    • Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно

    Тест по теме «Культура стран халифата»

    1. «Важнейшее украшение человека – знание»,- говорили ученые:  

    а) римские;

    б) греческие;

    в) арабские.

    2.Мусульманский храм - это:

    а) собор;

    б) мечеть;

    в) мавзолей.

    3. У арабов европейцы научились:

    а) чертить карты;

    б) пользоваться компасом и глобусом;

    в) считать индийские цифры.

    4.Высшие мусульманские школы:

    а) институты;

    б) университеты;

    в) медресе.

    5. У мусульман мечеть служила:

    а) местом, где люди молились;

    б) залом суда;

    в) хранилищем денег для бедных;

    г) местом, где можно потолковать с друзьями.

    д) всё перечисленное

    6. До XVII века настольной книгой европейских врачей было сочинение арабского мыслителя:

    а) Аль - Бируни;

    б) Фирдоуси;

    в) Авиценны.

                    

    Ключи к заданию

                    

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    в

    б

    в

    в

    д

    в


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока 8 класс тема "Путешествие"

    Урок английского языка для 8 класса по теме "Путешествие"Учебное пособие - учебник английского языка для школ с углубленным изучением, Верещагина О.В....

    План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.

    Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно,  сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...

    Конспект и презентация по теме: "Культура стран халифата"

    Помощь при обьяснении  темы - "Культура стран халифата"...

    Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла

    Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели:  образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...

    план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг

    план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг...

    Конспект урока истории. 6 класс. Культура Византии

    Культура ВизантииЦели:1.      Продолжить формирование новых знаний у учащихся о Византии и ее культуре основываясь на актуализацию старых знаний.2....