Разработка урока в профильном классе "Многопризнаковая классификация стран"
методическая разработка (география, 10 класс) на тему

Урок проводится в профильном классе, по учебнику В.Н.Холиной. Предполагает наличие мультимедиапроектора и компьютерного класса с выходом в интернет. Предполагается групповая работа.

Перед учащимися ставятся следующие цели:

-образовательные: продолжить изучение  методики многопризнаковой классификации стран как важнейшего инструмента в социально-экономической географии, применить полученные теоретические знания на практике;

-развивающие: развивать навыки работы с территориальной матрицей статистических данных, самостоятельной работы с источниками информации(интернет, справочники «Страны мира», учебник) 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Профильный уровень,10 класс , урок №51 (по теме-5 урок)

Составила: Емельянова Надежда Анатольевна, учитель высшей категории, МБОУ « СОШ № 11» города Бологое Тверской области

Многопризнаковая классификация стран.

Цели:

-образовательные: продолжить изучение  методики многопризнаковой классификации стран как важнейшего инструмента в социально-экономической географии, применить полученные теоретические знания на практике;

-развивающие: развивать навыки работы с территориальной матрицей статистических данных, самостоятельной работы с источниками информации(интернет, справочники «Страны мира», учебник)

-воспитательные: формировать знания о своей стране, воспитывать уважение к своей Родине, ответственное отношение к ее развитию

Оборудование:

  1. Компьютерный класс с выходом в интернет
  2. Справочники «Страны мира», 2000-2011 год
  3. Мультимедиапроектор
  4. Презентация

Формы и методы обучения:

-объяснение учителя

-групповая работа

-работа с источниками информации (выход в интернет)

-выступления с использованием презентации

Ход урока:

  1. Организационный момент- проверка рабочего места, постановка целей и задач урока.
  2. Изучение нового материала:

Методика многопризнаковой классификации- важнейший инструмент анализа в экономической географии. Она используется для сравнения объектов по комплексу показателей. Сравнивать показатели между собой невозможно, а вот сравнить ранги этих показателей можно. Эта методика позволяет выяснить во сколько раз жить, например в России лучше и по каким показателям, а по каким показателям и каким странам Россия еще уступает и почему? Кроме того можно выявить динамику комплексного уровня развития за определенный промежуток времени( можно сравнить показатели за разные годы). Дети должны самостоятельно убедиться, что данную методику можно использовать и получить те же результаты, что получают и ученые-географы, кроме того эта методика позволяет не только сравнивать страны по полученным результатам ,но и находить объяснение тех низких показателей, которые имеет, в том числе и наша страна, а это укрепляет чувство ответственности за развитие России и устраняет негативную реакцию обучающихся на информацию об отставании нашей страны в некоторых отраслях, воспитывать гордость за свою Родину, так как умение увидеть причину, позволяет правильно объяснить её и рассмотреть вопросы в динамике и сравнении.

Работа начинается с повторения перечня тех показателей, которые необходимо сравнить .

Показатели:

  1. ВВП на душу населения
  2. Структура ВВП: доля сельского хозяйства,%
  3. Структура ВВП: доля промышленности,%
  4. Структура ВВП: доля сферы услуг,%
  5. Доля городского населения,%
  6. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин, лет
  7. Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин, лет
  8. Коэффициент рождаемости, промилле
  9. Коэффициент смертности, промилле
  10. Темпы прироста населения,%
  11. Коэффициент младенческой смертности, промилле

Далее  рассматриваем этапы работы по составлению многопризнаковой классификации:

  1. Выбор наиболее существенных признаков для классификации
  2. Выбор логической основы классификации
  3. Расчет доверительного интервала
  4. Ранжирование показателей
  5. Суммирование рангов  по исследуемой стране

Учащиеся работают с таблицей, в которой указаны показатели и страна, предлагаемая им для сравнения- каждая пара учащихся получает для характеристики одно государство.После повторения единиц измерения показателей, учитель напоминает какой ранг присваивается максимальному и минимальному значению различных показателей. При совместном обсуждении необходимо выяснить, что высокое значение показателя -это не всегда хорошо, рассматриваем это на примере показателей смертности и продолжительности жизни. Дети самостоятельно приходят к выводу, что высокая смертность не может быть хорошим показателем. Также напоминаем учащимся, что один и тот же показатель может быть неоднозначен, например высокая рождаемость в развитых странах является хорошим показателем,к этому стремится и наша страна, а в развивающихся странах этот же показатель будет «плохим»так как говорит об отсутствии или недостаточно хорошей работе по выполнению демографической политики.

Для ускорения работы учащимся предлагается таблица «Доверительные интервалы ранжирования», где учитель обращает внимание на первый показатель-ВВП на душу населения, так как в странах может быть значительная разница между минимальным и максимальным значением.

Таблица

Доверительные интервалы для ранжирования

Показатели

(единица измерения)

Группы ранжирования

1

2

3

  1. (долл.)

41800-32300

9600-11100

1300

2.(%)

1,0-11,3

11,4-21,7

21,8-32,0

3.(%)

37-31,3

31,2-25,6

25,5-20,0

4.(%)

79-66

66-52,2

52,1-39,0

5.(%)

78-57,7

57,6-37,4

37,3-17,0

6.(лет)

78,0-65,3

65,2-52,6

52,5-40,0

7.(лет)

83,0-68,7

68,6-54,4

54,3-40,0

8.(%)

10,0-22

22-34

34,0-46,0

9.(%)

8-12,3

12,4-16,6

16,7-21,0

10.(%)

(-0,9)-0,4

0,4-1,7

1,7-3

11.(промилле)

4,3-45,8

45,9-87,5

87,6-129,2

Далее учащиеся приступают к работе в парах со справочным материалом, выходят в Интернет, находят информацию и заполняют таблицу с показателями для характеризуемой страны, затем на основе полученных данных заполняют матрицу рангов, считают сумму рангов для своей страны .

Таблица

Показатели

Болгария

Буркина-Фасо

Мозамбик

Россия

США

Швейцария

1

2

3

3

2

1

1

2

1

3

3

1

1

1

3

2

3

1

1

3

1

4

2

3

3

2

1

2

5

1

3

3

1

1

2

6

1

3

3

2

1

1

7

1

3

3

1

1

1

8

1

3

3

1

1

1

9

2

2

2

2

1

1

10

1

3

2

1

2

2

11

1

3

3

1

1

1

Сумма рангов

15

32

29

15

14

13

Типы

II

III

III

II

I

I

 После выполнения самостоятельной работы учащиеся делают краткое сообщение о стране и при помощи учителя заполняют матрицу рангов по всем характеризуемым странам.  Полученная таблица анализируется учащимися, нужно обратить внимание учащихся на небольшую разницу в сумме рангов между США и Россией, также можно обсудить, какие показатели можно было исключить из рассмотрения без ущерба для результата исследования.

 На следующем этапе работы учащиеся находят страну наиболее подходящую по сумме рангов к характеризуемой, группируют страны и составляют устную краткую характеристику той группы, в которую входит исследуемая страна. Учитель предлагает каждой паре зачитать полученные выводы , выводы при необходимости дополняют другие учащиеся или учитель и обсуждаются  в классе.

  1. Домашнее задание: работа над проектом «Классификация стран отдельного региона»

Учитель рекомендует учащимся выбрать регион для составления проекта, предлагает как одну из форм выполнения работы презентацию, напомнив кратко основные требования к учебной презентации.

Используемые материалы:

  1. Холина В.Н., учебник « Социальная и экономическая география» (профильный уровень) 2008 год
  2. В.Н.Холина «Книга для учителя» 2008 год
  3. Справочники «Страны мира» 2000- 2010 годы
  4. Интернет : www.worldbank.org , www.xist.org

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Кислоты. Состав и классификация"

Дидактическая цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний. Задачи урока: 1. Продолжить обучение...

Разработка урока по теме "Население и страны Южной Америки"

Разработка урока географии для учащихся 7 класса....

Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....

Разработка урока по теме "Основания, классификация и свойства"

Урок проводится с использованием элементов технологии сотрудничества. Достаточное время отводится химическому эксперименту....

Разработка урока "Цунами и их классификация" 7 класс ОБЖ

Технология урока: урок с использованием ИКТЦель урока: познакомить учащихся с опасным гидрологическим явлением природного происхождения – цунами; объяснить причины возникновения цунами...

Методическая разработка урока по профильному труду "Пришивание пуговиц"

Конспект урока по профильному труду для 5 класса "Пришивание пуговиц"...