Разработка урока по теме "Население и страны Южной Америки"
учебно-методический материал по географии (7 класс) по теме

Празднова Людмила Анатольевна


Разработка урока географии для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Население и страны Южной Америки.

Предмет: география

Класс: 7

Тип урока: урок-путешествие

Форма урока: нетрадиционная, с использованием активных методов обучения и ИКТ

Методы, применяемые на уроке: 

проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Учебно-материальное обеспечение: 

мультимедийный проектор; 

презентация Microsoft Power Point. 

Цели урока:

Образовательные: Сформировать представление о народах материка и современной политической карте Южной Америки:

1. Выявить пути  заселения Южной Америки

2. Определить расовый, этнический состав населения

4. Установить,  как формировалось современное население материка

5. По картам атласа  определить размещение населения на континенте

6. Познакомится с политической картой материка.
Развивающие: Учить работать со справочным материалом и анализировать его, совершенствовать практические умения уч-ся работать с  различными источниками знаний, продолжить формирование умений работать с картами атласа.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи  во время выполнения работы, развивать  познавательный  творческий  интерес учащихся к изучаемой теме.
Оборудование:  раздаточный справочный материал, ноутбуки,  атлас 7 класса.
         

ХОД УРОКА

1.Психологический настрой

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

 Все готовы  получать
Только лишь оценку “5”?

2.Создание учебной ситуации.

 Целеполагание.

Мы отправимся в путешествие на удивительный материк, который вы уже изучали. Предлагаю вам вспомнить, что же вас удивило на этом материке?

Я буду начинать, а вы продолжайте:

Самая полноводная река Южной Америки - ……

Самые длинные горы на Земле -…..

Самое высокогорное озеро -…..

Самая опасная рыбка Амазонки - ….

Самая маленькая птичка на Земле - …..

Все это  создает образ Южной Америки.  Но этот образ является неполным. Почему? Что вы еще должны знать о материке по плану характеристики?

 Совершенно верно, вы не говорили о населении  и странах Южной Америки.  

И  тема нашего сегодняшнего урока «Население и страны Южной Америки».

Сегодня мы должны установить,  как формировалось современное население материка, определить расовый и этнический состав населения,  по картам атласа  определить размещение населения на континенте, познакомиться с политической картой материка, а также запомнить новые для вас слова (на доске).

Эпиграфом нашего урока я взяла слова Константина Паустовского

«Познания и странствия неотделимы друг от друга».

Кто впервые открыл материк Южная Америка? Верно – это Христофор Колумб. В своем дневнике он писал: «Пятница, 12 октября…Достигли одного из островков и тут же увидели людей. Они держали себя дружественно по отношению к нам, с большой охотой отдавали они все, чем владели. Вторник, 6 ноября…они  люди не воинственные и бесхитростные.»

Как вы думаете, о каком народе эти слова? Конечно, о - индейцах. Итак, коренные жители материка – индейцы.  

Когда и откуда могли прийти индейцы  на материк?

По наиболее распространённому мнению предки индейцев пришли на материк  из Северо-Восточной Азии через Северную Америку примерно за 15 тысяч лет до н.э.

До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития

Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития,  знали  ремёсла и земледелие, а также имели зачатки научных знаний. Об этом свидетельствовала Империя Инков в Андах. До сих пор сохранился древний город инков Мачу-Пикчу, который  относится к 7 чудесам света.

С конца 15 – начала 16 веков на материке стали селиться испанцы и португальцы, а позднее и выходцы из других стран Европы.

Европейцы относятся к пришлому населению.
В 16 веке начинается ввоз из Африки негров.
Для какой цели? (работы на плантациях). Негры тоже относятся к пришлому населению.

Итак, какие расы представлены на материке?

Все три основные: монголоидная, экваториальная и европеоидная.


Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, вступая в смешанные браки. Но потомки смешанных баков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.
Потомками смешанных браков являются:
 — Метисы,
 — Мулаты,
— Самбо.

Определите, потомками кого являются метисы? –мулаты? – самбо?

Среди населения материка шел процесс смешения языков, обычаев, традиций.

Большую роль в культуру, традиции и обычаи, религию  внесли, конечно, переселенцы из Европы. Большинство населения стран Южной Америки говорит на испанском и португальском языках.

Сейчас в Южной Америке живет более 280 млн. человек.

А теперь, обратимся к карте плотности населения мира. Откройте атлас на странице 18, посмотрите на Южную Америку и ответьте на вопросы:

1.Скажите, как размещено население Южной Америки?  Почему?

(Причины: - история заселения материка, природные условия).

3. На побережье,  какого океана расположено большее количество крупных городов? (Атлантического).

Физкультминутка. Устали? Давайте отдохнем, поплаваем в Атлантическом океане.

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре-

Вот мы к берегу подплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять-

Вправо, влево,

вправо, влево.

Не забудем и присесть-

А потом – за парты сесть.

А вот так выглядит современная политическая карта Южной Америки.

- Назовите страны Южной Америки.

Большинство названий государств и других географических объектов материка  имеют испанское или португальское происхождение.

Давайте познакомимся с некоторыми названиями стран, для этого обратимся к справочным материалам:
Аргентина – «страна серебра»
Боливия – названа по имени предводителя освободительного движения против Испании Симона Боливара.
Чили – в переводе с местного наречия «холодно, снег»
Венесуэла – первооткрыватели увидели постройки на сваях и назвали по ассоциации с итальянским городом – «Венеция»
Бразилия – название дано от породы красного дерева пау – бразил (бразильская сосна), древесина которого во времена колонизации играла значительную роль в торговле.

Я думаю, что со своими знаниями каждый из вас может стать если не директором туристической фирмы, то ее сотрудником точно. Попробуем?

Представим, что здесь присутствуют представители четырех туристических агентств. За короткое время убедите каждого из нас побывать (посетить) в одной из стран Южной Америки, описав ее по плану:

  1. Столица
  2. Географическое положение
  3. Площадь и численность населения
  4. Достопримечательности.

На подготовку вам 5 минут, можете воспользоваться справочными материалами, которые вы видели и материалом в ваших ноутбуках. Это  данные Интернета. И прежде чем мы начнем подготовку, давайте назовем наши турфирмы и выберем себе страну.

(Делая рекламу страны, отмечаем ее на политической карте, показываем столицу).

3. Закрепление.

Для того чтобы закрепить то, что мы узнали на занятии, давайте заполним чайнворд. (на слайдах)

 4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

 Ребята, а сейчас, пришло время поделиться  своими впечатлениями о нашем занятии: Что  вы узнали сегодня?  С чем познакомились?  Что понравилось?  

Я знала, все у нас получится,

Америку мы с вами будем знать.

Активным  путешественникам ……..

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

    Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». И наш девиз был для нас хорошим путеводителем!

   Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Географическое положение Южной Америки"

Материал пригодится для учителей географии. Представляет собой разработку урока по теме "Географическое положение Южной  Америки"...

Население и страны Южной Америки - методическая разработка урока

Урок по теме "Население и страны Южной Америки" включает в себя набор опций: сценарий урока, раздаточный материал и презентацию....

Урок географии в 7 классе "Страны Южной Америки"

Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся Продолжить формирование навыков работы с интерактивной доской. Закрепить навыки самостоятельной работы с различными источниками ин...

Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....

Разработка урока географии по теме: "Климат Южной Америки".

Представлена технологическая карта урока географии в 7 классе по теме: "Климат Южной Америки". Урок разработан на основе УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.. Представлена подробная разраб...

«…и мелькают города и страны…» Интегрированный урок географии и русского языка. Страны Южной Америки. Описание действий ( на географическом материале).

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Учитель сознательно формирует у учащихся интерес к получению знаний, что помогает освоить учебный материал и добиться нужных результа...