Население и страны Южной Америки - методическая разработка урока
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Урок по теме "Население и страны Южной Америки" включает в себя набор опций: сценарий урока, раздаточный материал и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka.doc30.5 КБ
Office presentation icon naselenie_i_strany_yuzhnoy_ameriki.ppt2.17 МБ
Microsoft Office document icon rassy.doc181.5 КБ
Microsoft Office document icon acteki.doc25 КБ
Microsoft Office document icon inki.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon mayya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Население Южной Америки»

7 класс

Разработка: Пляскиной Ларисы Валериевны

ГБОУ СОШ №6 Санкт-Петербург

Цели урока:

Образовательная цель: сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.

Развивающая цель: развивать: навыки творческого применения знаний, умения использования дополнительного материала на уроках, умения и навыки работы с географической картой.

Воспитательная цель: формирование умений работать в группах, развитие навыков постановки целей и достижений их в срок.

Учебно-наглядный комплекс:

Политическая и физическая карты Южной Америки, раздаточный материал со справочными данными; дополнительные источники информации (текст), компьютерная презентация.

Формы проведения урока:

1. Рассказ учителя об истории заселения Южной Америки, о древних государствах и цивилизациях материка;

2. Работа в группах со схемой “Народы Южной Америки”; с картами, текстом учебника и дополнительным текстом о современном населении Южной Америки, его расовом и этническом составе;

3. Практическая работа с политической картой Южной Америки.

Термины и понятия:

Древняя цивилизация, индейцы, метисы, мулаты, самбо, креолы.

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала. История заселения материка (рассказ учителя).

Работа в группах.

Домашнее задание (составить кроссворд по пройденной теме).

Приветствие учащихся.

Разделить класс на 3 группы.

Изучение нового материала.

1. Мотивация изучения новой темы. На территории Южная Америка не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Южная Америка? – население материка – пришлое

Общепризнанно, что заселение Америки шло по сухопутному мосту через Береногов пролив из Северо-восточной Азии. В Южную Америку древние индейцы пришли из Северной Америки, через Панамский перешеек, боле 20 тыс. лет назад. Они образовали многочисленные племена, заселившие весь материк. (Cлайд 2)

До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Самыми крупными на сегодняшний день являются. (Cлайд 3)

Они стояли на разных ступенях развития. Одни – жили первобытнообщинным строем. Занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Другие – на весьма высокой ступени развития, о чем свидетельствует история древних цивилизаций (схема). (Cлайд 4)

Европейская колонизация начавшаяся в начале XVI в., быстро привела к большим изменениям антропогенного и этнического облика континента, значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации и завезенных колонизаторами болезней. В настоящее время индейцы есть почти во всех странах континента.

Как и предки, современные индейцы говорят на сотнях языках. Но многие индейские народы утратили знание своего языка и культуры. Это следствие европейской колонизации испанцами, португальцами, а впоследствии и выходцами из других Европейских стран.

2. Раздать текст – задание – прочесть, выбрать самое главное и рассказать.

Вопросы после сообщений:

- почему испанцы истребили эти племена?

- почему исчезли высокоразвитые цивилизации?

3. Межрасовое смешение. Приложение

Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов искать дешевую рабочую силу. Для работы на плантациях из Африки начали ввозить негров-рабов. Сейчас на материке живут представители всех трех рас человечества (назовите их). В результате смешения пришлого населения (европейцев и негров) между собой и с коренными народами, смешение языков, обычаев, традиций и нравов, состав населения приобрел необычайную сложность (слайд 5, 6). Задание с карточками.

4. Размещение населения.

В последние полвека численность населения увеличилась почти в три раза. Причина такого роста – снижение смертности и увеличение рождаемости. В семьях жителей Южной Америки много детей. Поэтому ее называют – континентом “молодых возрастов”. Дети до 15 лет составляют чуть меньше половины населения. В связи с этим очень остро стоят проблемы образования и трудоустройства.

Используя карту атласа – плотность населения выявить:

1. Густонаселенные районы

2. Районы с низкой плотностью населения

3. Указать причины

Причины:

- история заселения материка

- природные условия

5. Политическая карта Южной Америки.

После открытия Южной Америки материк стал объектом острой борьбы между европейскими странами. Плавания Х. Колумба, военные экспедиции Ф. Писарро и других конкистадоров привели к утверждению испанского господства на всем материке, за исключением Бразилии, которая стала принадлежать Португалии, и Гвианы, захваченной Англией, Голландией и Францией. Прекратилось самостоятельное развитие народов Южной Америки, погибли древние цивилизации.

Границы современных государств сложились в начале 19 века в результате борьбы народов за независимость против испанских и португальских колонизаторов, (заполнить табл. 6-7 столбец, слайд 7).

Современные страны Южной Америки относятся к группе развивающихся стран.

Почти все страны Южной Америки, кроме двух, имеют выход к океанам.

Рассмотреть политическую карту и заполнить таблицу (1-5 столбец, слайд 8).

Самые большие по  площади

Страны Тихоок. побережья

Страны Атлант. побережья

Страны Карибского  бассейна

Внутри-

конт. страны

Страны,

бывшие колонии Португалии

Страны, бывшие колонии Испании

Бразилия

Эквадор

Бразилия

Колумбия

Боливия

Бразилия

Венесуэла

Аргентина

Перу

Уругвай

Венесуэла

Парагвай

 

Колумбия

 

Чили

Аргентина

Гайана

 

 

Эквадор

 

 

 

Фр.Гайана

 

 

Перу

 

 

 

 

 

 

Чили

 

 

 

 

 

 

Боливия

 

 

 

 

 

 

Парагвай

 

 

 

 

 

 

Аргентина

 

 

 

 

 

 

Уругвай

Работа у стеной карты (флажками обозначить страны континентальные, самые большие по площади).

По природным условиям Южноамериканский континент делят на три части. (Cлайд 9)

6. Подведение итогов.

Не глядя на физическую карту, дайте правильный ответ:

1. Карибское море омывает материк:

А) С севера

Б) С северо-востока

2. Какое государство не имеет выхода к океану

А) Аргентина

Б) Парагвай

3. Какая страна расположена севернее:

А) Колумбия

Б) Перу

4. Побережье какой страны омывает Тихий океан:

А) Бразилии

Б) Эквадор

5. Государственным языком Бразилии является:

А) Испанский

Б) Португальский

6. Какое государство имеет большую площадь:

А) Бразилия

Б) Аргентина

7. Самбо – это потомки:

А) Европейцев и индейцев

Б) Индейцев и негров.

7. Домашнее задание: Составить кроссворд по пройденной теме.

В контурной карте нанести столицы стран и отметить разным цветом границы 3 регионов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Население и страны Южной Америки

Слайд 2

Заселение территории индейцами

Слайд 3

Крупнейшие индейские народы Кечуа 15 млн.чел. Аймара 2,55млн.чел Араваки 400тыс.чел. Арауканы 870тыс.чел. Чибча 635 тыс.чел.

Слайд 4

Древние цивилизации майя инки ацтеки ольмеки

Слайд 5

Древние города

Слайд 7

Современные города

Слайд 9

европейцы креолы метисы индейцы мулаты самбо африканцы

Слайд 10

метис самбо мулат европеец индеец африканец

Слайд 11

Страны, бывшие колонии Португалии Страны, бывшие колонии Испании Бразилия Венесуэла Колумбия Эквадор Перу Чили Боливия Парагвай Аргентина Уругвай

Слайд 12

Самые большие по площади Страны Тихоокеан- ского побережья Страны Атланти- ческого побережья Страны Кариб- ского бассейна Внутриконти- Нентальные страны Брази- лия Аргентина Эквадор Перу Чили Бразилия Уругвай Аргентина Колум-бия Венесуэ-ла Гвиана Фр.Гайа-на Боливия Парагвай

Слайд 13

13 государств Андские страны Страны Востока материка Страны Карибского бассейна

Слайд 14

1. Карибское море омывает материк: А) С севера Б) с северо-востока 2. Какое государство не имеет выхода к океану А) Аргентина Б) Парагвай 3. Какая страна расположена севернее: А) Колумбия Б) Перу 4. Побережье какой страны омывает Тихий океан: А) Бразилии Б) Эквадор 5. Государственным языком Бразилии является: А) испанский Б) португальский 6. Какое государство имеет большую площадь: А) Бразилия Б) Аргентина 7. Самбо – это потомки: А) Европейцев и индейцев Б) индейцев и негров. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Слайд 15

Домашнее задание: Составить кроссворд по пройденной теме. В контурной карте нанести столицы стран и отметить разным цветом границы 3 ех регионов. Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Царство ацтеков

История этого народа уходит в глубокое прошлое. Как явствует из древних сказаний, около 1068 года племя месиика (так называли себя ацтеки) покинуло свою первоначальную родину — остров Астлан, который и дал название племени — ацтеки. После этого в течение почти 300 лет они кочевали по американскому материку, в поисках лучшей доли, пока не обосновались в Мексиканской долине. Однако там им пришлось вести борьбу с местными племенами. Для того чтобы прочно обосноваться, ацтеки строят на одном из островов в 1325 году город Теночтитлан, названный ими в честь вождя Теноча.

Главная задача, стоявшая перед правителями, было постоянное ведение войны, участие в которой считалось высшим счастьем. Причем, ведение войны преследовало не цель обогащения, а служение богам. В этом кроется коренное отличие войн ацтеков от войн, которые вели европейцы, целью которых было расширение территории, захват рабов, сокровищ. У ацтеков все это отходило на задний план. Причем, служение и почитание бога заключалось, в первую очередь, в принесении ему человеческих жертв из числа пленников. Храмы ацтеков имели форму пирамиды, на вершине которой располагалось два мини-храма, посвященных главным богам: перед статуей одного из них — Уицилопочтли, был алтарь, на который повергались пленники, затем жрец ударом ножа рассекал им грудь и вырывал сердце.

При ведении войны ацтеки старались не убивать, а захватить врагов в плен, чтобы принести их в жертву.

Археология на сегодня дает положительный ответ, с каждым днем прибавляя еще тысячи жертв, которых находят при раскопках. Здесь стоит отметить и то, что, сжигая детей, ацтеки считали, что не совершают ничего ужасного и особенного. У этого народа цена человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные установки полностью были отвергнуты. На фоне этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы. Развивались поэзия и философия, но народ, не имеющий фундамента веры в истинного Бога, не мог долго существовать. Началась его деградация, страшный разврат и жестокость наполнила жизнь ацтеков.

Некогда великий народ оказался ни к чему не способным, жалким и ничтожным, и поэтому когда горстка испанцев во главе с Эрнандо Кортесом 8 ноября 1519 года вступила в Теночтитлан, ацтеки оказались в полной их власти, приняла их за богов, вследствие их цвета кожи и одежды. Вскоре Кортес завоевал полное доверие правителя ацтеков Монтесумы, затем захватил его в плен вместе с несметными сокровищами. Спустя несколько лет огромная ацтекская империя рухнула под нажимом нескольких сотен испанцев, будучи полностью деградированной и неспособной вести какие-либо военные действия.



Предварительный просмотр:

Империя Инков

Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век). Они достигли высокоразвитого социального строя, не овладев даже колесом. Поддерживать целостность географически протяжённого государства помогала высокоразвитая система дорог. Инки проводили сложные хирургические операции, владели искусством мумификации. Строили каменные строения, не используя цемента, при этом их здания выдерживали такие землетрясения, при которых более поздние испанские строения разрушались до фундамента. И, тем не менее, имея мощное централизованное государство, были завоёваны небольшой горсткой испанцев.

Покоряя какое-либо государство или город, инки переселяли на их территорию другие племена, благодаря чему национальный элемент, который мог привести к освободительной войне, исчезал. На завоеванных территориях вводился в обязательном порядке государственный язык инков — кечуанский, что также способствовало единению огромной страны. Символом могущества страны был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов.

Не меньшей гордостью империи были ее дороги, не уступающие современным трассам. Одна из таких дорог была длиной 5250 километров — самой длинной магистралью в мире до начала XX века. Дороги имели ширину до 7,5 метров, а в некоторых местах располагались на высоте 5160 метров над уровнем моря. На определенном расстоянии друг от друга на дорогах были выстроены постоялые дворы со складами.

Существовала у инков и государственная почта, что выглядит, согласитесь, почти фантастически. Несмотря на эти великолепные достижения, инки не знали ни колеса, ни письменности. Впрочем, письменность у них была, но в виде «узлового письма»: нитки в этом узле обозначали либо золото — желтая веревка, либо солдат — красная, и т. д. Цифры обозначались при помощи вязания определенного числа узлов. Однако это не мешало развитию науки и поэзии.        



Предварительный просмотр:

Цивилизация древних Майя

Майя - индейский народ, некогда заселявший северную часть Южной Америки. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Создавали монументальные храмовые сооружения. Не владели колесом и не использовали тягловых животных. Существование цивилизации Майя оканчивается с приходом испанских завоевателей.

Майя жили самостоятельными и независимыми родами, главными из которых были: тутуль шпу, кокомы, канепи, печи и чели. Каждое из этих независимых племен образовало город-государство, также независимое, с прилегающими землями и городками. Во главе их стоял правитель — «великий человек», избиравшийся пожизненно и пользовавшийся неограниченными правами. При нем существовал государственный совет.

Майя воздвигали великолепнейшие храмы и дворцы, многие из которых превосходили ацтекские и инкские. Разработки майя в области математики и астрономии опередили свое время на сотни лет, превосходя все европейские достижения тех времен. А многие из них поняты и оценены только в наше время. Следует отметить, что майя впервые изобрели цифру ноль и систему нумерации.

Достижения в архитектуре также не имели себе равных не только по красоте, но и по правильности архитектурных форм. Но за всем этим стояла зловещая религия майя — религия, которую можно смело назвать человеконенавистнической. Во главе жрецов стоял жрец «князь змей». Жертвоприношения майя и их религиозные обряды были еще ужаснее, чем у ацтеков, хотя во многом и походили на них. Жертвы повергались на алтарь, затем жрец также рассекал им грудь и вырывал сердце, окропляя кровью статую бога, после чего с трупа сдирали кожу, в которую облачался жрец. После этого человеческое тело разрубали на многие части, которые тут же поедались жрецами и знатью! Это был настоящий массовый каннибализм. Люди теряли человеческий облик. Безнравственность и оргии приобретали все более и более широкий масштаб, превратив, наконец, некогда великие племена в мало на что способных деградировавших людей. Майя, когда-то воздвигавшие великие города, не смогли, будучи полностью разложенными нравственно, оказать сопротивление европейцам. В 1697 году был уничтожен последний город майи Тайясаль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Население и страны Южной Америки"

Статья представляет собой конспект урока по теме "Население и страны Южной Америки" для 7-х классов....

Население и страны Южная Америка

Урок географии в 7-м классе "Население и страны Южной Америки"Цель: Научить детей называть и показывать крупнейшие по площади и населению страны.Выяснить причины передвижения населения в различных рай...

Разработка урока по теме "Население и страны Южной Америки"

Разработка урока географии для учащихся 7 класса....

Население и страны Южной Америки. 7 класс.

Деятельность учителяДеятельность учеников1.     Мы с вами познакомились с природой Южной Америки. С растениями и с животными, узнали какой там климат.- А вы хотели бы там побывать?...

Население и страны Южной Америки

Данная презентация поможет при изучении темы "Население и страны Южной Америки" в 7 классе. В презентации рассказано о империи инков и их достижениях.Южная Америка родина многих сельскохозяйственных к...

Население и страны Южной Америки

Тема урока: Население и страны Южной Америки  Цель: 1.      Образовательная: формирование представлений о народах материка и современной политической карте Южно...