Разработка урока "Кислоты. Состав и классификация"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Дидактическая цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний. Задачи урока: 1. Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием; формировать умение экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы; обогатить представление об общем составе и свойств кислот. (предметный результат). 2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат). 3. Развивать химическое мышление, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач. (личностный результат). Методы обучения: проблемный, эвристический. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная. Средства обучения: учебник, рабочие тетради, электронное пособие, видеосюжеты , задания на карточках, ЭОР (сайты http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Кислоты. Состав и классификация.»

8 класс

Дидактическая цель:  познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот.

Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний.

Задачи урока:  

1. Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием; формировать умение экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы; обогатить представление об общем составе и свойств кислот. (предметный результат).

2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат). 

3. Развивать химическое мышление, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач. (личностный результат). 

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочие тетради, электронное пособие, видеосюжеты , задания на карточках, ЭОР (сайты http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Электронные образовательные ресурсы

Этап 1. Организационный

Приветствует ребят: «Я рада Вас сегодня видеть!

Сегодня мы на уроке продолжим  изучать основные классы неорганических соединений.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют.

Личностные

(смыслообразование)

Этап 2. Проверка домашнего задания.

Учитель задает вопросы по пройденному материалу: «Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить:

  1. Какие классы неорганических соединений вы знаете?
  2. Какие классы неорганических соединений вы изучили?
  3. Какие вещества называют оксидами?
  4. Какие вещества называют основаниями?»

Учитель предлагает ученикам провести проверочную работу,  которая состоит из трех уровней заданий.

Ученики дают ответы.

Ученики выбирают свой уровень заданий (на «3», «4», «5» и выполняют задания (см. Приложение Тест).

 

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Коммуникативные (определение способов взаимодействия)

Электронный справочник по химии.

http://fcior.edu.ru/card/3204/trenazher-klassifikaciya-oksidov.html

http://fcior.edu.ru/card/4609/trenazher-sostavlenie-formul-oksidov-i-hloridov.html

Этап 3. Подготовка к воспиятию нового материала.

Учитель предлагает учащимся совершить путешествие в мир кислот .

«Мы сегодня поговорим о  кислотах, которые очень важны для человека, т.к. он использует их в практической деятельности.

 - А что такое кислота?

 - Какие бывают кислоты ?

мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Учащиеся записывают тему  и слушают задачи урока.

Личностные

(смыслообразование)

Этап 4. Изучение нового материала.

 Учитель объясняет новый материал, используя интерактивную схему «Значение кислот в жизни человека».

Учитель задает вопрос:

«Если кислоты такие опасные, как можно определить раствор кислоты среди других веществ, не пробуя на вкус, какие вещества для этого можно использовать?»

Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт.

Пранализировав выводы учитель предлагает познакомится с составом кислот.

Учитель задает вопросы:

  • Кислоты- это простые или сложные вещества?  Почему?
  • Что общего во всех формулах кислот?
  • Чем отличаются по составу формулы кислот?

Учитель знакомит учащихся с классификацией кислот. (см. Интерактивную схему)

Учитель предлагает учащимся познакомиться с важнейшими представителями кислот.

Ученики в технологических картах составляют схему о значении кислот (Задание №1)

Учащиеся приводят примеры кислот, которые используют в своей жизни и делают вывод, что все кислоты кислые на вкус , а  некоторые из них опасны.

Учащиеся выдвигают предположение (гипотезу) — индикаторы.

Ущащиеся  исследуют    выданные  кислоты - это соляная кислота и лимонная, на изменение окраски индикаторов в кислых средах.

На основании исследовательских опытов ребята заполняют таблицу и делают выводы.

( Задание №2)

Учащиеся делают вывод, что общего в строении кислот и предполагают, что все общие свойства кислот, кислый вкус, изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом.

Из выше сказанного ребята дают определение кислотам. (Задание №3)

Учащиеся делаю вывод, что кислоты можно классифицировать по различным признакам и выполняют задание (задание №4).

Учащиеся устанавливают закономерности,

формулируют теоретические знания об изучаемом объекте.

Познавательные (общеучебные универсальные действии,  поиск и выделение необходимой информации)

Познавательные 

( анализ объектов с целью выделения признаков).

Познавательные (Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Учебник.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_13.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/563218c3-483e-4e89-b4eb-968cff2eac3e/x6_97.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.swf

http://www.fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a8-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_03.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5984256-0b18-c23b-985b-397af5d9adbe/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ae368db-1a38-5b5c-82c3-aadd474e4be6/index.htm

Этап 5. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель предлагает всем ученикам поработать с тренажерами по изученной теме и далее анализирует результаты выполнения учащимися заданий.

Ученики выполняют тренажеры. Отрабатывают умения составления формул кислот, закрепляют знания, полученные на уроке.

Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5af-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_10.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5b0-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_11.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ad-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm

Этап 6. Информация о домашнем задании

Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание из трех предложенных вариантов.

Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации «как мне успешно выполнить Д/з)».

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Этап 7. Подведение итогов учебного занятия

Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий.

Учитель приводит интересную взаимосвязь разных профессий и необходимости знаний о кислотах.

Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок».

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)

Электронное пособие.

Этап 8. Рефлексия

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель благодарит школьников за урок.

Ученики заполняют технологическую карту (задание №6).

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Приложение №1

 Тест

Проверочная работа (тест)

1. Вещество с химической формулой Al2O3 относиться к классу

а) оснований;
б) кислот;
в) оксидов;
г) солей.

2. Вещество с химической формулой KOH называется

а) оксид кальция;
б) гидроксид кальция;
в) оксид калия;
г) гидроксид калия.

3. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

а) бесцветным;
б) малиновым;
в) красным;
г) желтым.

4. Формулы только оксидов приведены в ряду

а) H2SO4, СаО, CuCl2
б) Na2CO3, Na2O, N2O5
в) Р2О5, BaO, SO3
г) NaOH, Na2O, Cu(OH)2

5. Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида.

1) Na2O
2) Fe2O3
3) ВаО

A. Fe(OH)3
Б. NaOH
В. Ва(ОН)2

6. Установите соответствие между названием оксида и его формулой.

1) оксид натрия
2) оксид серы (IV)
3) оксид железа (Ш)
4) оксид фосфора (V)

A. SO2
Б. Na2O
В. Р2О5
Г. Fe2O3

Технологическая карта ученика 8 класса

Тема: «Кислоты».

  1. знакомство с кислотами
  2. Исследование веществ с помощью индикаторов;
  3. Определение понятия «кислоты», их состав;.
  4. Классификация кислот.
  5. Представители кислот.

Задание №1. Заполни схему «Значение кислот»

Задание №2. Заполни таблицу.

        Повторим:

  1. выполнять все указания учителя,
  2. Не пробовать вещества на вкус,
  3. пробирку в руки не брать,
  4. не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
  5. Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок.

Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (НСl)

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмусовая бумажка

Фенолфталеин

Метилоранж

Задание №3. Дать определение кислотам.

Кислоты – сложные вещества, состоящие   __________________________________________________________________

 

Задание №4. Распределите химические формулы кислот в таблицу.

HCl , H2SO4 , HNO3 , H3PO4 , HF , HNO2 , H2CO3 , H2SO3

Кислоты

Бескислородные

Кислородсодержащие

Растворимые

Нерастворимые

Одноосновные

Двухосновные

Трехосновные

Задание №5. Заполни таблицу.

Формулы кислот

Название кислот

HCl

HNO3

HNO2

H2S

H2SO4

H2SO3

H3РО4

 

  1. Рефлексия

Пришел (а) на урок с мыслью…….

Ухожу с желанием…….

На уроке я узнал (а)…..

Мне запомнилось…

Приложение №2

Традиционные названия кислотных остатков

наиболее распространенных кислот

Формулы кислот

Название кислоты

Кислотный остаток

Название кислотного остатка

HCl

соляная (хлороводородная)

Cl-

хлорид

HClO

хлорноватистая

ClO-

гипохлорит

HClO2

хлористая

ClO2-

хлорит

HClO3

хлорноватая

ClO3-

хлорат

HClO4

хлорная

ClO4-

перхлорат

HF

Фтороводородная(плавиковая)

F-

фторид

HBr

Бромоводородная

Br-

бромид

HI

иодоводородная

I-

иодид

HNO3

азотная

NO3-

нитрат

HNO2

азотистая

NO2-

нитрит

H2SO4

серная

SO42-

сульфат

НSO4-

гидросульфат

H2SO3

сернистая

SO32-

сульфит

H2S

сероводородная

S2-

сульфид

H2CO3

угольная

CO32-

карбонат

НCO3-

гидрокарбонат

H2SiO3

кремниевая

SiO32-

силикат

H3PO4

ортофосфорная

PO43-

ортофосфат

НPO42-

гидроортофосфат

Н2PO4-

дигидроотофосфат

HPO3

метафосфорная

PO3-

метафосфат

H3AsO4

мышьяковая

AsO43-

арсенат

HMnO4

марганцовая

MnO4-

перманганат

H2CrO4

хромовая

CrO42-

хромат



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислоты. Состав и классификация.

Открытый  урок  по  химии  в  8  классе....

Урок химии для учащихся 8 класса по теме "Кислоты. Состав и классификация"

Первичное знакомство с неорганическими  кислотами, их составом, номенклатурой и классификацией....

Урок-лекция по органической химии на тему: "Углеводы, их состав и классификация. моносахариды"

Углеводы - полифункциональные органические кислородосодержащие  соединения. Дана классификация углеводов по традиционной схеме. Особое внимание уделено особенностям строения моносахаридов и...

Технологическая карта урока химии "Состав и классификация оксидов"

Тема урока: Состав и классификация оксидовТип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОРЦель урока: изучить состав, номенклатуру, классификацию и физиче...

Презентация по химии на тему "Основания, состав и классификация" (8 класс)

Презентация по химии на тему "Основания, состав и классификация" (8 класс)...

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"....

Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс

Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемы...