Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Кривошеева Наталья Александровна

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_i_klassifikatsiya_kislot.doc147 КБ
Файл kisloty.rar1.73 МБ

Предварительный просмотр:

ГУ «Средняя школа № 42»

Разработка открытого урока

по химии в 8  классе

«Кислоты. Состав и классификация»

учитель химии 1 категории

Кривошеева Наталья Александровна

г. Петропавловск, 2012 г.

Тема: Кислоты. Состав и классификация кислот.  

Цель: ознакомление учащихся с новым классом неорганических соединений – кислотами.

Задачи: сформировать у учащихся понятие о кислотах, как о классе неорганических соединений; изучить состав, номенклатуру и классификацию  кислот; закрепить умение составлять формулы кислот и давать им название; рассмотреть основные способы получения кислот.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: интерактивное оборудование, презентация «Кислоты», тесты, карточки для самостоятельной работы, инструкции для лабораторной работы.

Оборудование и реактивы для учащихся: по три пробирки с растворами  азотной, соляной, серной кислот; индикаторы: метилоранж, фенолфталеин, универсальный индикатор и сок краснокочанной капусты; пипетки, штатив, стакан с водой.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка посещаемости, готовности к уроку.

2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Посмотрите на иллюстрации, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств. А что же между ними общего? Как вы думаете?

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку– яблочная кислота, скисшему молоку–молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты

Что вы знаете о кислотах? (учащиеся отвечают, опираясь на свой жизненный опыт)

Что бы вы хотели узнать о кислотах? – Состав, строение, свойства, названия, их представителей…

Откройте тетради, запишите тему урока: “Кислоты, состав и классификация кислот».

Что мы сегодня на уроке должны сделать?

Итак, цель нашего урока:

  • Изучение нового класса неорганических соединений-кислот.

Задачи:

  • Изучить состав кислот, классификацию и способы получения;
  • Совершенствовать навыки экспериментальной работы.

Новые понятия: кислота, кислотный остаток, индикатор.

 3. Изучение нового материала.

1. Определение кислот.

Итак, водород входит в состав многих химических веществ, в том числе и органических. Сегодня мы познакомимся с классом неорганических соединений, в состав которых также входит водород. Это кислоты. Кислоты – это одни из важнейших продуктов химической технологии, которые находят широкое применение. Чтобы разумно использовать вещества, прежде всего, необходимо знать их состав, строение и свойства.

Кислоты – это сложные соединения, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотных остатков.

При химических реакциях кислотный остаток обычно сохраняется и переходит из одних веществ в другие без изменения. На предыдущих уроке, при изучении способов получения водорода мы знакомились с реакциями взаимодействия соляной кислоты с металлами.

? Составьте уравнение взаимодействия соляной кислоты с алюминием.

2Al + 6HCl → 2AlCl3 +3H2

Кроме соляной кислоты существует еще несколько кислот, с которыми мы сегодня познакомимся.

Учитель демонстрирует на столе кислоты,

Соляная, серная, ортофосфорная, азотная, уксусная. Большинство кислот – растворимы, но есть и исключения – кремниевая кислота. Эти кислоты получены искусственным путем. Их получают  в результате различных реакций на химических заводах и в лабораториях. Их получают в концентрированном виде, но для эксперимента чаще требуются растворы кислот. Какое правило нужно знать и соблюдать при разбавлении кислот?

Чтобы не было беды, в кислоту не лей воды!

В природе также встречается много кислот. Муравей при укусе впрыскивает в ранку яд, содержащий муравьиную кислоту. Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты. Органические кислоты входят в состав различных фруктов.

Назовите кислоты, которые вам известны и где вы их применяли?  Яблочная, уксусная, лимонная, щавелевая, муравьиная, угольная, ацетилсалициловая, аскорбиновая и  многие  другие. (элементы ЛОО)

2. Индикаторы.

Все кислоты имеют общий признак. Какой? (кислый)

Однако в лаборатории мы не можем вещества пробовать на вкус, а для того чтобы определить кислоты можно использовать специальные вещества – индикаторы.

Индикаторы – это вещества, изменяющие свой цвет в растворах кислот и щелочей.

Рассмотрим некоторые из них:

Индикатор

Нейтральная среда

Кислая среда

Лакмус

Фиолетовый

Красный

Фенолфталеин

Бесцветный

Бесцветный

Метиловый

оранжевый

Оранжевый

Красный

Универсальный индикатор

Желто-зеленый

Красный

Кроме того в природе существуют и натуральные индикаторы и один из них мы будем использовать в лабораторном опыте – сок краснокочанной капусты. Им мы заменим индикатор лакмус.

Перед проведением лабораторного опыта познакомимся с правилами ТБ при работе с кислотами.

  • Кислота – едкое вещество! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
  • Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте сильной струей холодной  воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором питьевой соды.

Лабораторный опыт

Действие индикатора на кислоты

Цель опыта: выявить на практике результат действия индикаторов на кислоты.

Ход опыта:

В трех пробирках дан раствор соляной кислоты (серной или азотной – для других групп).

С помощью пипетки нанесите 1 каплю раствора кислоты на универсальный индикатор. Затем, промыв пипетку, внесите в первую пробирку  каплю сока капусты; во вторую – каплю фенолфталеина; в третью – каплю метилоранжа. Что произошло?

Задание: Сделайте вывод: с помощью каких индикаторов  можно определить кислоту? Запишите вывод в тетрадь.

             3. Классификация кислот.

Задание: По какому признаку кислоты разделены на группы?

HF  -   фтороводородная

HCl -   хлороводородная

HBr -  бромоводородная

HI   -   йодоводородная

H2S -  сероводородная

HNO3  - азотная

H2SO4 - серная

H2CO3 - угольная

H2SiO3- кремниевая

H3PO4 - фосфорная

Действительно, все кислоты можно разделить на бескислородные и кислородсодержащие.

Какое отличие в следующих группах вы можете увидеть? …разное число атомов водорода.

HF -    фтороводородная

HCl -  хлороводородная

HBr - бромоводородная

HNO3 -  азотная

H2S    - сероводородная

H2SO4 - серная

H2CO3 - угольная

H2SiO3 - кремниевая

H3PO4 - фосфорная

H3BO3 - борная

Число атомов водорода определяет основность кислоты. Таким образом, по числу атомов водорода (основности) различают одноосновные, двухосновные, трехосновные кислоты. По количеству атомов водорода можно определеить валентность кислотного остатка. Знание валентности кислотного остатка нам пригодится при составлении молекул солей.

Записывают классификацию кислот, приводят примеры, пользуясь таблицей в учебнике на стр. 90.

Кислоты

Бескислородные

Кислородсодержащие

Одноосновные-HCl, HBr, HI.

Двухосновная - H2S  

Одноосновная – HNO3,

Двухосновная - H2SO4,

Трехосновные - H3PO4.

4. Номенклатура кислот.

Названия кислот образуются их сочетания двух слов: названия элемента, образующего кислотный остаток и водород; или от названия элемента (в кислородсодержащих кислотах).

5.  Получение кислот.

Кислоты можно получить различными способами, в зависимости от состава и силы кислоты:

                                                                     Кислоты

бескислородные            кислородсодержащие

водород + неметалл          вода + оксид неметалла

H2 + Cl2 → 2HCl          H2O + SO2 → H2SO3

соль + сильная кислота

NaCl + H2SO4→ NaHSO4 + HCl↑

Объяснение материала сопровождается показом видеоматериала (ссылки рядом с уравнениями реакций).

5.  Проверка понимания изученного материала.

Итак, подведем итоги и проверим, что вы усвоили.

Дополните выражение:

Кислоты – это _______ вещества, состоящие из атомов __________ , способных замещаться на атомы _________ и _________    ___________.

Валентность кислотного остатка равна  количеству атомов ____________.

Вещества, изменяющие свою окраску в кислотах и щелочах, называются __________.

В кислой среде метиловый оранжевый, лакмус и универсальный индикатор окрашиваются в __________ цвет.

6. Закрепление.

1. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Поясните.

1.  HNO3, HCl, H3PO4,

2  H2SiO3, HBr, HI,

3  H2SO4, H2S, H3BO3,.

2. Приведенные на рисунке формулы кислот распределите в следующем порядке:

  1. Кислородсодержащие;
  2. Бескислородные;
  3. Одноосновные;
  4. Двухосновные;
  5. Трехосновные.

Самостоятельная работа на 5 минут (дифференцированные задания).  

Уровень «А»

  1. Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их и дайте им название.

                                 H2OSOHBrNa23MgBaH2CO3SO4KOH

                                             HClBaSHKSHH2Na2OH2SКNaClH2SO4

Уровень «В»

2.  Назовите кислоты и дайте им характеристику по плану:

  • Название
  • Наличие кислорода
  • Основность
  • Растворимость

  1 вариант - H24        2 вариант – HNO3

Уровень «С»

3. Составьте уравнение получения кислот, укажите тип реакции и назовите вещества. В формуле кислоты укажите валентность кислотного остатка, определите ее основность.

    1 вариант – соляная;                   2 вариант – сероводородная.

Если позволит время, проводится проверка выполненной работы после сдачи листков.

7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

   §33, № 1-5 (устно), № 8 (письменно).  Выучить  состав, названия всех кислот, валентности кислотных остатков.

       Рефлексия. (элементы ЛОО)

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что было особенно интересно?
  • В чем возникали трудности?
  • Где вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
  • С каким настроением вы заканчиваете урок? Выбрать смайлики:

                         

      хорошее                 безразличное                      грустное



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии 8 класс

конспект урока  химии 8 класс...

Конспект урока химии 9 класс

Конспект урока  химии 9 класс...

Конспект урока химии 10 класс

Методическая разработка урока химии 10 класс...

план-конспект урока в 10 классе по теме "Строение, классификация, изомерия спиртов"

Противоречия между истиной, как ценностью урока и человеком, как ценностью урока, не будет возникать, если изучаемый материал имеет личную практическую значимость.В  разработке для решения обозна...

Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"

Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....

Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.

Цель: Изучение  получения и физических свойств хлороводорода, физических  и химических свойств  соляной кислоты  Задачи:- обучающие1.  Сформировать умения:...