Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kremnievaya_kislota_i_soli_._konspekt.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кремниевая кислота и её соли»
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о строении, составе и свойствах кремниевой кислоты и её солях
Развивать навыки проведения эксперимента и умения за ним наблюдать, самостоятельность, уверенности, самоконтроль.
Воспитывать качества личности, обеспечивающих творческую деятельность, сообразительность, коммуникабельность.
Оборудование:
кремниевая кислота, фенолфталеин , стакан с жидким стеклом, кристаллический силикат натрия,, стеклянная палочка, колба с водой, соли по группам
Коллекция полезных ископаемых ( полевой шпат, песок, глина)
Мультимедийная установка, компьютер.
Технологические карты
Ход урока
- Орг момент
- Актуализация знаний
Слайд №1
Ответьте на вопросы:
- Что такое кислотный оксид?
- Что образуется при взаимодействии кислотного оксида и воды?
- Что такое кислота?
- Какими свойствами обладают все известные вам кислоты?
- Новая тема
Для определения темы и целей нашего урока, прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос
Слайд №2
Жила в стране химии чудная дева.
В семействе кислот прослыла неумелой.
Была она, в общем, на студень похожа
Хоть кремний служил ей основою тоже.
Своими поступками всех удивляла,
В кислотном ряду исключением стала.
А при нагревании, вот чудеса,
Из неё получились: песок и вода!
Ближайший её сородич и брат,
Строитель известный, герой-силикат.
Узнали «красавицу» кто же она?
Конечно же ………………. (кремниевая кислота)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Слайд №3
Сегодня мы познакомимся с кремниевой кислотой и её солями.
Итак , состав
Из каких химических элементов состоит кремниевая кислота?
Строение
Исследуем строение ранее изученных кислот. Скажите, какие кислоты записаны?
Слайд№4
Строение каких кислот зашифровано?( угольная кислота, азотная кислота)
Попробуйте составить сами структурную формулу для кремниевой кислоты.
Обратитесь к учебнику за помощью.
Состав кремниевой кислоты можно определить формулой Н2SiO3. В действительности её состав более сложный .( Н2SiO3)n
Молекулы кремниевой кислоты образуют поли - соединение, и это сказывается на её свойствах и получении.
И так , строение кремниевой кислоты выглядит следующим образом ( см. экран)
Зарисуйте строение в тетради.
Слайд №5
Кремниевая кислота единственная из неорганических кислот, которую нельзя получить реакцией оксида кремния с водой. Исследуем способ получения используя метод наблюдения
Видео опыт «Получение кремниевой кислоты»
Слайд №6
Итак, что собой представляет кремниевая кислота?
Способ её получения отличается от способа получения других кислот, так как по строению она является поли – соединением.
Запишем реакцию получения в молекулярном и ионном виде.
Свойства
Слайд №7
Исследуем физические свойства кислоты работа с научной литературой (учебник, таблица растворимости)
Слайд №8
Кислота в воде нерастворима , раствор выполнить нельзя , что можно сказать тогда о её химических свойствах?
«Если кислота не растворима, то свойства характерные для других
кислот для неё не характерны.»
Соли кремниевой кислоты
Слайд №9
А как называются соли кремниевой кислоты ?
Как и для кремниевой кислоты формулы, принятые для её солей условны
Исследуем растворимость солей по таблице растворимости.
Многие силикаты тугоплавки, в основном не растворимы в воде, кроме солей натрия и калия – их называют жидкими стёклами.
(таблица растворимости)
Поэтому в опытах мы будем проводить с силикатами натрия и калия
Слайд №10
Химические свойства солей
Проведение опытов учащимися
Вспомним правилах ТБ.
Опыт 1. Качественная реакция на распознание солей кремниевой кислоты
Для начала попробуем найти, где находится соль кремниевой кислоты?
Я предлагаю вам быть лаборантами, и выясним, как силикаты и карбонаты взаимодействуют с кислотами это качественная реакция на карбонаты и силикаты.
1 Взаимодействие силиката и карбоната натрия с соляной кислотой
Возьмите две пробирки налейте в них растворы силиката натрия и карбоната натрия. Добавьте раствор соляной кислоты в обе пробирки.
Расскажите о наблюдениях
Запишите уравнения реакции.
Опыт 2.
Определите, как силикат натрия участвует в реакциях обмена с другими солями.
Инструкция к работе перед вами
Слайд №11
2. Взаимодействие силиката натрия (Na2SiO3) с сульфатом меди (CuSO4)
Возьмите пробирку налейте 3-4 миллилитра силиката натрия, прилейте 3-4 миллилитра воды и добавьте по каплям раствор сульфата меди
Запишите наблюдения, сделайте выводы
Соединения кремния в природе
Посмотрим видео- отрывок
Посетим Град-коньон, удивительно красивое место созданное природой. В конце вы должны ответить на вопрос: « Под влиянием, каких факторов образовались горы такой причудливой формы?»
Слайд №12
Силикаты входят во многие горные породы и их природную эрозию можно показать следующими уравнениями реакции.
Образовавшийся каолинит или глина и кремнезём – песок, образуют залежи глины и песка.
Слайд №13
Такими полезными ископаемыми богат и наш край. Например, песчаный карьер у посёлка Русский Шуган.
4. Проверка усвоения знаний
Ответьте на вопросы теста:
Слайд №14
Тест
1.Кремниевая кислота обладает следующими свойствами
а) Изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами
б) Не изменяет окраску индикатора, растворима в воде
в) Не изменяет окраску индикатора и нерастворима в воде
2. Силикаты это соли:
а) кремниевой кислоты
б) серной кислоты
в) угольной кислоты
3. Кремниевую кислоту получают:
а) при взаимодействии оксида кремния с водой
б) при взаимодействии гидроксида с оксидом кремния
в) при взаимодействии силиката и кислоты
4. Жидкими стёклами называют:
а) силикаты активных металлов
б) силикаты меди и натрия
в) силикаты натрия и калия
5. При разрушении минералов, содержащих силикаты, образуются
а) новые горные образования
б) залежи песка и глины
в) залежи каменного угля
Слайд №15
Ключ к тесту
1 в
2 а
3 в
4 в
5 б
Все ответы верны «5»
Одна ошибка «4»
Две ошибки «3»
5. Итоги урока
Слайд №16
Домашнее задание
- § 32
- Упражнение 3 страница 100
Слайд №17
6. Рефлексия
Продолжите предложения:
Мне было интересно.....
Мне было трудно …
Мне бы хотелось...
Расскажите о своих чувствах с помощью сигнальных карточек.
Слайд №18
Закончить урок хочу словами Лапласа «То, что мы знаем, - ограничено,
а то, что мы не знаем – бесконечно».
Удачи на пути познания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Конспект урока химии по теме: "Соли состав, строение, свойства."
Конспект урока химии в 8 классе...
Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.
Цель: Изучение получения и физических свойств хлороводорода, физических и химических свойств соляной кислоты Задачи:- обучающие1. Сформировать умения:...
Конспект урока химии по теме:" Непредельные карбоновые кислоты "
конспект урока химии 10 класс...
Конспект урока химии "Представители непредельных карбоновых кислот. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидамии кислотами"
Представлена разработка урока химии для обучающихся 11 класса по теме "Представители непредельных карбоновых кислот. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидамии кислотами"....
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"....
Урок химии на тему Соли как производные кислот и оснований.
Соли как производные кислот и оснований....