Урок химии на тему Соли как производные кислот и оснований.
методическая разработка по химии (8 класс)

Бахманова Людмила Андреевна

Соли как производные кислот и оснований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии 8 класс.

Тема Соли как производные кислот и оснований.

Тип урока урок открытия нового знания

Цели:

Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований;

Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;

Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.

Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям; применять эти умения в нестандартных ситуациях.

Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, кислотный остаток.

Задачи:

1. изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат); 2. продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат); 3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.

Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организацион-ный момент.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Постановка темы и цели урока (актуализа-ция, мотивация, целеполагание)

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока.

Задает вопросы: Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких последних уроков? О каких соединениях химических элементов вы уже имеете представление?
Создает проблемную ситуацию путем демонстра-ции задания № 1: (см. Приложение 1), разделив этот пример среди учащихся на три группы.

                                     

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока через вопросы  (см. Приложение 2)

и контекстные задания для 3-х групп (см. Приложение 3)

Предлагает сделать вывод, о какой группе в-в  веществ идет речь? Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о солях?

Составляет совместно с обучающимися план урока.

Отвечают на вопросы.

 I группа (I ряд) - специалисты по оксидам, II группа (II ряд) - специалисты по основаниям, III группа (III ряд) - специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).

Выделяют из предложенного списка вещества, которые  еще  не изучали и относят их к четвертой группе. Отвечают на вопросы.

Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала и его обсуждение в классе (Формулируют тему урока, цель и задачи.

Составляют план изучения солей:

•Определение, состав, номенклатура

•Физические свойства

•Составление их формул

П: логические - анализ объек-тов с целью выделения при-знаков;

общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: целеполагание; планиро-вание.

III. Работа по теме урока

а) Восприятие и осмысление уча- щимися нового материала

б)Этап построения проекта выхода из затруднения;

в) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает проанализировать состав формул солей из задания № 1 и сформулировать определение, подходящее данному классу.

                                 

Демонстрирует образцы некоторых солей и акцентирует внимание на:

1.их физ. свойства (твердые кристаллические вещества, имеют высокую температуру плавления, многие растворимые в воде ( Табл. растворимости);

Знакомит  с алгоритмом составления формул и названия солей (раздает каждому обучающемуся – приложение 4). Объясняет  составление формул и названий солей на примерах сульфида алюминия и фосфата кальция.

Организует работу по отработке умений составлять формулы солей по их названиям, предлагая выполнить задание № 2 ( см. Приложение 5).

Слушают; анализируют; приходят к выводу, что соли – производные кислот и оснований.

Обсуждение найденных ответов.

Составляют формулы и названию солей по алгоритму.

Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, по алгоритму составления формул солей.

К: инициативное сотрудни-чество в поиске и выборе информации;

Р:  самостоятельно анализи-руют условия достижения цели на основе учета выде-ленных учителем ориентиров действия; контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция.

П: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать зна-ния; логические–построение логической цепочки рассуж-дений, анализ, синтез.

IV. Закрепление изученного мате-риала

.

Организует деятельность по применению новых знаний, предлагая индивидуально выполнить задание № 3  (см. Приложение 6), анализирует выполнение обучающимися этого примера, корректирует, оценивает их деятельность.

                               

 Индивидуальная работа обучающих-ся по заполнению  таблицы.

Обучающиеся осуществляют  само-проверку заданий. Оценивают резуль-таты своей работы.

П: общеучебные

Р: контроль, коррекция, выде-ление и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценка.

Л: самоопределение.

V. Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии (см. Приложение 7).

                                     

Обучающиеся осуществляют само-анализ  и оценивают свои знания.

П: рефлексия

Л: смыслообразование

К: умение с достаточной полно-той и точностью выражать свои мысли

Приложение 1.  

I группа (I ряд) - специалисты по оксидам, II группа (II ряд) - специалисты по основаниям, III группа (III ряд) - специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).

I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

III группе достаются красные листы. Красный цвет - цвет жизни, он помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность и возвращает жизненную силу.

Лечение цветом называется хромотерапией. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.

- Задание: распределите по классам формулы указанных веществ(формулы написаны на доске)

- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

- Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al2O3 - оксид алюминия, SO3 - оксид серы (VI), MgO - оксид магния.

- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-

- Назовите выделенные основания. Ответ: Cu(OH)2 - гидроксид меди (II), NaOH - гидроксид натрия, Al(OH)3 - гидроксид алюминия, Ba(OH)2 - гидроксид бария.

- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.

- Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO4 - ортофосфорная кислота, H2SO4 - серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl - соляная кислота.

Приложение 2.  Фронтальная беседа по вопросам: 

1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4, Са3(PO4)2

2. Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из атомов металла и кислотных остатков.

4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: атомы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.

5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

6. Какие же вещества состоят из атомов металлов и  кислотных остатков? Ответ: не известно.

Приложение 3.   Контекстные задания для групповой работы «О каком веществе идет речь?»:

Текст 1. Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества.  Оно  оказалось пригодным в пищу, делая еду намного вкуснее. А приправленные им  свежее мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество  как святыню. Позднее они научились получать его  из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом, ничего не росло!

Известный путешественник Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что папуасы искали куски дерева, долго пролежавшие в морской воде и впитавшие в себя это вещество, сжигали их и ели золу. Это считалось у папуасов большим лакомством.

Это вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом  стали встречать добрых гостей, без него  не обходился ни один народный обряд, ни один праздник. А еще, говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

     Текст 2. В античные времена это вещество  ценилось так высоко, что служило денежным эквивалентом: им  платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата».

В Древнем Китае из этого вещества  делали настоящие деньги – монеты-лепешки, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества  можно было купить раба. А на Руси  можно было заплатить за купленную вещь.  Его хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю. Часто это вещество оказывалось недоступным для простого народа. Из-за него возникали народные бунты и восстания. Как значительное событие вошел в историю "  бунт" в Москве в 1641 году.

В наше время оно уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее,  не перестает играть очень важную роль в жизни человека.

Без этого вещества нет жизни! Оно обеспечивает важнейшие физиологические   процессы в организме: в крови создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи.

      Текст 3. К этому веществу всегда относились уважительно и экономно. Многие века оно было источником обогащения торговцев и предпринимателей. В России еще с 16 века известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от его добычи. Жили они в Пермском крае. Прикамье было очень богато на выходы грунтовой воды, содержащей в себе этот минерал в растворенном виде. Именно он и прославил в то время Пермский край на всю Россию. Отсюда и с предгорий Урала вываренное из воды вещество отправляли в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.

Интересно, что норма потребления этого вещества в разных странах разная. В основном это зависит от потоотделения, поэтому в холодных странах его суточная норма  составляет около 5 грамм, а в жарких - до 20.

Однако вреден и его избыток в организме! Он повышает артериальное давление и приводит к гипертонической болезни. В больших количествах это вещество является ядом — летальная доза в 100 раз превышает суточную норму потребления и составляет 3 грамма на 1 килограмм массы тела, то есть для человека весом 80 кг смертельной дозой является четверть килограммовой пачки.

     Ответ: соль. В данном случае: поваренная соль – NaCl. 

     Существуют и другие минеральные соли, у которых другой химический состав. Например: мел. мрамор, известняк, кораллы - в их состав входят соли – карбонаты кальция и магния.

Приложение 4.       Памятка «Алгоритм составления формул и названий солей»

  1. Записываем хим. знаки металла и кислотного остатка, из которых состоит соединение.
  2. Указываем их валентности.
  3. Находим наименьшее общее кратное значений валентностей.
  4. Делим наименьшее общее кратное на валентности металла и кислотного остатка. Получаем индексы.
  5. Составляем химическую формулу, вписывая индексы.

Название соли  = название кисл. ост-ка + название металла (в род. падеже) + валентность металла (если она переменная).

Приложение 5.     Задание № 2  (из учебника): «Составьте формулы следующих солей: нитрат меди (II), хлорид меди (II), хлорид ртути (II), силикат магния, фосфат калия, сульфат кальция».

Приложение 6.        Задание № 3: «Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей»

Li

Вa

Fe (III)

Хлороводородная кислота

Серная кислота

Фосфорная кислота

Азотная кислота

Приложение 7.  Рефлексия (См. слайд № ): «Сегодня на уроке я научилась(ся)… Сегодня на уроке я узнал(а)… Что ещё я хотел(а) бы узнать о солях … Неожиданностью для меня явилось то, что…. Сегодня на уроке я понял(а), что… Особенно интересным было…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"  с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...

Тема. Соли как производные кислот и оснований

Способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований. Развить представление обучающихся о классах неорганических соединений.Изучить состав и названия солей;продолж...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".

Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....

Урок химии "Соли как производные кислот и оснований"

Применяемые технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология...

Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...