Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Куриленко Людмила Михайловна

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к модулю. Учебное содержание урока позволяет на основе имеющихся знаний, введении новых понятий расширить знания  о классификации, составе солей,  степени окисления элементов  в сложных соединениях, видах ионов, заряда ионов. Алгоритм деятельности  на каждом этапе предусматривает возможность для обучающихся   учиться работать самостоятельно, добывать знания, работая с разными источниками информации, делового общения друг с другом, оценивать работу товарища и свою. Цель, поставленная на каждом этапе учебного элемента, обсуждается учителем совместно с обучающимися, чтобы ученик уяснил – что и как необходимо изучить, на чем сосредоточить внимание. Данный подход получения новых знаний позволяет развивать УУД обучающихся, мотивируя их к изучению последующих тем данного раздела.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_soli.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Самофаловская средняя общеобразовательная школа» Городищенского района Волгоградской области

Почтовый адрес. 403016, Волгоградская область  Городищенский район п.Самофаловка ул. Советская, 82 Контактный телефон/e-mail . 88446842372/ Bolkova2008@yandex.ru

Методическая разработка модульного урока по химии в 8  классе

 Тема урока: «Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей   по степени окисления»

 Автор: Куриленко Людмила Михайловна,  учитель  химии и биологии

 Почтовый адрес: 403016, Волгоградская область  Городищенский район    п.Самофаловка ул. 221 Гвардейская дивизия, д4 кв 1

 Контактный телефон/e-mail: 8-904-750-16-32/kurilenko3@yandex.ru 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Цель  урока: продолжить формирование знаний по теме «Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления»

 Задачи:

─ создать условия для усвоения обучающимися знаний о солях;

─ ввести понятие «соли»;

─ рассмотреть: определение степени окисления элементов в солях, свойств отдельных представителей солей, составление формул и названия солей;

─ использовать таблицы растворимости для определения растворимости солей;

─  содействовать развитию познавательного интереса, внимания, логического мышления через установление причинно-следственных связей «строение вещества — свойства вещества — применение вещества», коммуникативные  навыками, способности к самостоятельному приобретению знаний.

Предметные результаты:

Знать:

─ определение класса неорганических веществ -  соли ;

 состав, классификацию, названия  солей;

 виды ионов и заряд ионов в составе солей;

─  характеристику некоторых солей (тип химической связи, физические свойства, области применения) : хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция;

─ порядок составления формул солей бескислородных и кислородосодержащих кислот.

Уметь:

─ определить степень окисления каждого элемента в формулах солей;

 ─ определить  виды ионов и заряд ионов в составе солей;

─ определять названия солей;

─ определять тип химической связи в соединениях солей ;                                                        

 ─ характеризовать свойства солей;

─  сравнивать состав, строение  и свойства различных солей , записывать формулы  солей;

 ─  составлять схемы,  опорный конспект, делать обобщения, выводы.

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах,  самостоятельная работа, тренажер.

Технологические особенности:

 Необходимое техническое оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет (1 компьютер – 3-4 ученика); ноутбук учителя;  проектор, интерактивная доска, ЦОР. 

Дидактические средства: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», учебник «Химия» 8 класс О. С. Габриеля, Москва, Изд. Дрофа, 2012г; ЭОР.

Раздаточный материал: карточки, справочный материал, лист учета учащихся, алгоритмы составления формул солей.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников: учебник «Химия» 8 класс О. С. Габриеля, Москва, Изд. Дрофа, 2012г;

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный.

Вид деятельности учащихся:  поисковый и репродуктивный.

Структура и ход  урока

Модуль (2/2). Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления.

УЭ-0

Интегрирующая цель: в  ходе работы с УЭ вы должны рассмотреть правила составления формул солей, номенклатуру  бескислородных и кислородосодержащих солей, продолжить обучение  определения состава солей,  степени окисления элементов  в сложных соединениях, заряда ионов  и их классификации (солей).

1

2

3

УЭ-1

Цель:в ходе учебной работы вы должны  выяснить полноту усвоения материала по темам «Оксиды,кислоты,основания»

1.Запишите в тетраде дату и тему урока.                           2.Выполните следующие задания.

Дан перечень веществ: Fe(OH)3 , Fe2O3 , H2O,НС1, H2SO4, CuO, Al 2O3, FeO, CaO, Cr2O3, SO3, WO3, Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH) 2, Cu(OH) 2, H2 SiO3 , HNO3, H 2CO 3, HF,   H 2SO 4, H 2S.

А) дайте названия следующим соединениям;    Б)определите степень окисления каждого элемента в соединениях;                                                                   В)определите  виды ионов в составе веществ;           Г)определите заряд ионов в соединениях;                                    Д) сделайте вывод.  

3.Проверка. За каждый правильный ответ- 1 балл

По вопросу (А) работа индивидуальная, отвечают по цепочке

По вопросам (Б,В,Г) самостоятельная работа в тетрадях

(индивидуально)

УЭ-2

Цель:  расширить представление  о составе, классификации , правилах составления формул солей, их названии.

1.Выполните следующие задания.                                                Даны формулы солей:                                                                   ZnCl2, Na 2 SO4 , CuS , Al2 (PO4)3 ,Fe Cl3 , Mg(NO3) 2  

А) какие виды ионов и заряд ионов в данных формулах солей?                                                                                               Б)дайте определение, что такое соли?                                        

2.Изучите учебный материал  в $21 на странице 107.

А)изучить  алгоритм составления формул солей (приложение 1);                                                                     Б)составить общую формулу солей (приложение 1);                В)определить какими  кислотами  и основаниями образованы соли в задании №1                                          Д)рассмотрите в $ 21 на странице  108  таблицу 5 и перепишите ее в тетрадь , составьте  схему об общих  правилах (приложение 2), дайте  названия солям в задании №1.

3.Изучите учебный материал в $21 на странице 109. Изучите характеристику некоторых солей(тип химической связи, физические свойства, области применении) : хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция.

4. Сделайте краткие записи.

5.Проверка. За 1 задание -7 баллов. За 2 задание- 13 балл.

За 3 задание- 4 балла.

По заданию №1 самостоятельная работа (индивидуально)

По заданию №2 самостоятельная работа в парах в тетрадях

По заданию №3 самостоятельная работа в группах.

УЭ-3

Цель: дополнить знания учащихся по теме.

1.Прослушайте рекомендации и пояснения по названиям кислотных остатков.(приложение 3).

2.Делайте краткие записи.

За работу 1 балл

Работа в тетради (индивидуально)

УЭ-4

Итоговый контроль.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные на уроке.

1.Выполните задания.                                                         А)определите степень окисления  в следующих солях, дайте им названия                                                                                 Na Cl, CuSO4 , Zn S , Al (NO3)3 ,Fe (NO2)3   , Mg3 (PO4) 2 ,    K 2SO3.                                                                                         Б)решите задачу                                                                                 Какое количество вещества соответствует 34,2мг сульфата алюминия. Сколько молекул содержится в данном количестве?  (приложение 4).

В)работа на тренажере за компьютером.

2.Проверка. За  задание А -14 баллов. За  задание Б- 4 балла. За  задание В- 4 балла.                                                                 Оценка за урок и домашнее задание.                                   $21,выучить табл5,повт $17-20, упр 1-3

Баллы

Оценка

32-29

5

28-25

4

24-21

3

По заданию №1 самостоятельная работа в группах.

Приложение 1. Порядок составления формул солей бескислородных кислот (на примере Al 2S 3  )

1.Вначале выписывают заряды ионов, из которых состоит соединение: Al 3+ S 2- . Заряд иона металла можно найти в таблице растворимости. Но у алюминия мы знаем заряд иона постоянен и равен 3+. (так как металл находится в главной подгруппе 3 группы). Заряд иона кислотного остатка сероводородной кислоты определяют по числу атомов водорода в молекуле: H 2S , т.е. заряд иона равен  -2.

2.Находите наименьшее общее кратное двух чисел. 3х2=6

3. Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы.

Для  Al -6/3=2 (индекс)           Для S- 6/2=3 (индекс)

4. Составляем химическую формулу, выписывая индексы возле знаков химических элементов:

Al 2S 3  . Формула читается: «алюминий-два, эс-три».

Итак, в  молекуле Al 2S 3   имеются 6 положительных зарядов и 6 отрицательных зарядов.

Порядок составления формул солей кислородосодержащих кислот                               (на примере Fe2 (SO4)3)

Для составления формулы сульфата железа (III)

1.Вначале выписывают заряды ионов, из которых состоит соединение: Fe 3+ SO4 2- . Заряд иона металла можно найти в таблице растворимости. У железа мы знаем заряд иона непостоянен и может быть равен 2+; 3+. Заряд иона кислотного остатка серной кислоты определяют по числу атомов водорода в молекуле: H 2 SO4 , т.е. заряд иона равен  -2.

2.Находите наименьшее общее кратное двух чисел. 3х2=6

3. Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы.

Для  Fe -6/3=2 (индекс)           Для SO4- 6/2=3 (индекс)

4. Составляем химическую формулу, выписывая индексы возле знаков химических элементов, сложные ионы берутся в скобки, если соответствующий индекс больше 1:

Fe2 (SO4)3. Формула читается: «феррум-два, эс-о-четыре-трижды».

Итак, в  молекуле Fe2 (SO4)3имеются 6 положительных зарядов и 6 отрицательных зарядов.

Общая формула соли: Me x (K ост) y

Приложение 2.

Название соли= название кислотного остатка+название металла в родительном падеже+(степень окисления металла)

Приложение 3. Рекомендации и пояснения по названиям кислотных остатков.

1.Выучить наизусть названия солей (табл.5).

2.Название солей кислотных остатков образуются из названия элемента (сера-сульфо), (азот-нитро) с добавлением суффикса –ат, в случае высшей степени окисления и суффикса –ит, в случае более низкой степени окисления элемента-неметалла. Рассчитываете степень окисления элементов в приведенных солях:

Fe 2 3+    (S +6  O 4 -2 ) 3 2-   Сера находится в VI группе периодической системы, значит в данном случае, сера проявляет высшую с.о., поэтому добавляете к названию элемента суффикс –ат. Получается-сульфат.

Fe 2 3+    (S +6  O 3 -2 ) 3 2-   Сера в данной соли имеет с.о. +4, более низкое значение (т.е. меньшее число: 4 меньше 6), поэтому добавляете к названию элемента суффикс –ит. Получается-сульфит.

Выпишите отдельно в тетради названия серосодержащих кислотных остатков (в виде шпаргалки)

  • SO 4 2-    - сульфат;
  • SO 3 2-    - сульфит;
  • S 2-         - сульфид;

Приложение 4. Ключ к решению задачи.

Дано: m (Al2 (SO4)3 ) =34,2 мг

Найти: n=?  N=?

Решение. M(Al2 (SO4)3 )= 2х27+ 3 х(32+4х16)=342мг/моль

1)n=m/M= 34,2/342=0,1 ммоль.

2)N=N a х   n=6х10 20 х 0,1=6х10 19 молекул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация химия 8 класс по теме: "Соли"

Презентация по химии: "Соли"...

Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли

Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку...

методическая разработка урока для 8 класса по теме "Соли. Составление формул по степени окисления"

Урок по химии для учащихся 8 класса, разработан с использованием структур Сингапурской технологии....

Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.

Презентация  к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".

Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....

Учебно - методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли - производные кислот и оснований"

Данный материал поможет успешнее провести урок  по теме "Соли - производные кислот и оснований"...