методическая разработка урока для 8 класса по теме "Соли. Составление формул по степени окисления"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Зайнеева Лейсан Вахитовна

Урок по химии для учащихся 8 класса, разработан с использованием структур Сингапурской технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_uroka_8kl.soli_na_sayt.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З.Т.»

Аксубаевского  муниципального  района  Республики  Татарстан

План-конспект открытого урока

с использованием образовательных структур Сингапура.

в 8 классе

по теме:  

«Соли. Составление формул по степени окисления».

Учитель биологии-химии

Зайнеева Лейсан Вахитовна.

2015год.

Тема: Соли. Составление формул по степени окисления.

Цель урока:

  • дать понятие о классе неорганических соединений – солях;
  • сформировать умение составлять формулы солей и правильно давать им названия;
  • привести в систему знания учащихся о классификации солей.

Задачи урока:  

Обучающие:

1.Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

4. Научить, составлять формулы солей.

5. Познакомить с физическими свойствами солей.

6. Познакомить учащихся с классификацией солей.

Развивающие:  развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.

Воспитывающие:  воспитание толерантности, умение работать в парах и в группе.

Методы:  частично - поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи:  биология, география.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная  и групповая.

Реактивы: Образцы солей: железный купорос, мел, хлорид натрия,  медный купорос,  сульфат магния.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, ПК, экран, штатив с пробирками.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2008г.

Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • составлять формулы солей;
  • давать им названия;
  • отличать соли от других классов неорганических соединений.

Ход урока:

I.Организационный момент.

-Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие, фиксация отсутствующих.

- Организация внимания.( Сигнал тишины)

II.Актуализация изученных знаний:

1.Фронтальный опрос:

  1. Какие классы веществ вы знаете?
  2. Что такое оксиды?
  3. Что такое основания?                      
  4. Что такое кислоты?

2.Обучающая структура ТОКИН МЭТ.

1 этап. «Мозговой штурм»

 -Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.

-учащиеся записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине. (задается слово КИСЛОТЫ)

(Предполагаемые записи учащихся: соляная, серная, угольная и т.п., формулы  кислот, одноосновная, двухосновная, простые ионы, сложные ионы, индикаторы, лакмус, красный цвет, растворимые, нерастворимые  и т.д.)

2 этап. Создание связей и формулирование вопроса.

3 этап. Формулирование выводов и обмен ответами.

III. Изучение новых знаний.

Учитель предлагает отгадать загадку: «Без  этого вещества невозможно жизнь растений, животных, человека. В год человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества. Это символ гостеприимства и радушия хозяев». Что же это за вещество?  (Ответы учащихся:  соль). Слайд №3

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами посещаем  Страну веществ, название класса которых означает «рождённые солнцем». Почему? Потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают! (Слайды с изображением нового класса соединений №4)

Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. (Слайд № ) И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство -  во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).

Учащимся предлагается сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране:

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Интересный материал (Сообщение заранее готовит один из учащихся):

    Это самый многочисленный класс из неорганических соединений. А одно вещество из этого класса все мы используем в пищу.

     Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь: осужденные получали только хлеб и воду без добавления этой соли. Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться…

    А жители некоторых островных государств, чтобы утолить потребность в соли, ели сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду. Она называется поваренная соль. Её формула  NaCI. Состоит из ионов Na+ и CI-.

(Самостоятельное изучение учебника стр.110 снизу 2-ой абзац). Добывание соли в природе. 

IV.Вывод: Соли имеют большое практическое значение.

-Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства. Перед тем как приступить к рассмотрению этого вопроса проведем физ.минутку. 

 Вносим в почву мы фосфаты.
Не забудем и нитраты.
Ну, а осенью, друзья,
Испеку пирог вам я.

-Рассмотрим физические свойства солей.

Выполнение лабораторной  работы. Учащиеся, работают в парах, знакомятся с образцами солей и заполняют таблицу:

 

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Раство-

римость

в воде

Карбонат кальция

CaCO3

Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос

CuSO4*5H2O

Хлорид натрия

NaCI

Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос

FeSO4*7H2O

Сульфат магния

MgSO4

Структура ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) 

 Работа в группе, по часовой стрелке.

IV.Вывод:  Соли представляют твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.

Номенклатуру солей изучаем по учебнику таблица 5 стр.109. 

Обращаем внимание на таблицу растворимости веществ. Изучаем растворимость солей.

 IV.Вывод: По растворимости в воде соли делят на растворимые (Р), нерастворимые (Н) и малорастворимые (М). Если нет таблицы, есть правила, которые очень легко запомнить. (учебник стр.109-110)

V. Закрепление.

Задание 1: По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.

III.Объяснение учителя:

При составлении формулы соли необходимо:

  1. расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;
  2. найти наименьшее общее кратное числовых значений зарядов.
  3. Разделить наименьшее общее кратное на величины зарядов.
  4. Записать индексы..

V. Закрепление.

Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия.

III.Объяснение учителя:

Определение степеней окисления каждого элемента соли аналогично кислотам:

Na+12CХ O3-2    +1∙2  + Х + (-2)∙3 = 0    Х = + 4            

Na+12C+4 O3-2.

V. Закрепление.

Задание 3: Определите степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3,  K3PO4  и дайте названия солям.

VI.Домашнее задание.

-Изучить параграф.21,  упр.1 стр. 113.

-Знать определение и правила, изученные на уроке.

VII. Итог урока .

МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

Музыка. Встают, двигаются, находят пару.

Обсуждают,  что нового узнали на уроке  в паре.

Учитель предлагает одному учащемуся проговорить вслух.

VIII. Рефлексия.

Давайте поразмышляем…

Раньше я думал(а), что …

Теперь я думаю, что…

Ребята, нарисуйте в своих тетрадях смайлик, показывающий ваше отношение к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

Видео. Составление формул по степени окисления

В этом ролике показано составление формул бинарных соединений, оснований и солей.Скачать видео можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=wttgTLEhJyY...