план-конспект урока в 10 классе по теме "Строение, классификация, изомерия спиртов"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Противоречия между истиной, как ценностью урока и человеком, как ценностью урока, не будет возникать, если изучаемый материал имеет личную практическую значимость.В разработке для решения обозначенной проблемы применяются следующие способы: установление взаимосвязи истории вхождения спиртов в историю человечества с возникновением первой промышленности; этимологический приём; установление относительности истины на примере этанола: он и жизненная необходимость и страшное зло, имя которому - алкоголизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spirty_.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме
«Строение, классификация, изомерия спиртов». 10 класс.
УМК О.С.Габриелян.
В состав органических соединений входят атомы O,N,S,P…- эти элементы органогены.
Если соединение состоит из трёх элементов – С, Н, О, то оно называется кислородосодержащим.
Простейшим кислородосодержащими органическими веществами являются спирты.
Итак:
Тема урока: «Строение, классификация, изомерия спиртов».
Цель: мы должны рассмотреть строение, гомологические ряды спиртов различных типов и в первую очередь, алканолов. Познакомиться с основами номенклатуры спиртов и типами изомерии у них.
Вопрос к классу.(?) Как выглядит функциональная группа спиртов?
Ответ: ОН – гидроксильная.
Историческое отступление. Как спирты вошли в историю человечества?
Работа с таблицей «Развитие производства этанола» [1]
В соответствии с современными воззрениями этиловый спирт относится к ксенобиотикам – веществам, которые не содержатся в человеческом организме, но влияют на его жизнедеятельность.
Этиловый спирт можно отнести ко всем трём группам. Это зависит от количества вещества, поступившего в организм, от состояния здоровья.
Потребление алкоголя в средние века было не просто дурной привычкой, за счёт этанола организм получал около 25 % энергии. Это не в последнюю очередь объясняется тем, что обычным напитком в те времена было пиво, которое и до сих пор называют «жидким хлебом».
Известно дезинфицирующее и антибактериальное действие этанола, его влияние на поведение человека. Но чрезмерное его употребление вызывает нарушение психики, разрушение внутренних органов и даже смерть.
Работа с коллекцией товаров содержащих спирт.
Вывод: истина всегда относительна. Например, этанол, он и жизненная необходимость и страшное зло, имя которому – алкоголизм.
Многие спирты обнаружены в природе в составе мяты (на доске формула спирта метанола), желудей, кокосового ореха, почек акулы, лепестков розы и т.д.
А этонол естественный продукт обмена веществ. В крови и тканях здорового, абсолютно трезвого человека содержится от 0,003 % до 0,006 % этанола. Опьяняющее действие зависит от состояния здоровья, массы тела и полда человека.
Приём трёх рюмок водки (50 мл каждая) в течение часа образует 0,05% этанола в крови, что сказывается в основном на коре головного мозга центрах внимания и самоконтроля. Но уже 24 рюмки (1,2л) вызывает появление 0,5% -ного спирта в крови, что доводит пьющего до бесчувственного состояния, близкого к смерти, характеризующегося нарушением кровообращения, дыхания и обменных процессов.
Практическая работа.
Желающие учащиеся выходят к доске, встают на весы, определяют свой вес. Им выдаётся карточка с вопросом, ответы дают, воспользовавшись таблицей.
- Если человек с твоим весом (вес учащегося) выпьет 2 бутылки пива, какое содержание спирта в крови у него будет сразу после этого? Через 2 часа?
- Если человек с твоим весом (вес учащегося) выпьет 3 рюмки водки, какое содержание спирта будет в крови? Как изменится твоё поведение?
- Сколько времени не должен садиться за руль автомобиля (имя учащегося) выпивший 1 бутылку пива?
- Возникнет ли опасность для жизни (имя учащегося) если она выпьет 12 рюмок водки.
Вывод: учащиеся переворачивают карточку, вслух читают информацию об опасности употребления алкоголя:
- Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших алкоголь.
- Несчастные случаи, связанные с алкоголем,- первая причина смертности среди подростков.
- Продолжительность жизни сильно пьющих на 10-12 лет меньше средней.
- Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками.
- Несколько десятков миллионов людей в нашей стане стали несчастными сиротами, бедняками, одинокими или лишены родительских прав в связи с алкоголизмом.
Классификация спиртов. Работа со схемой. (Приложение)
- ? Что общего и чем отличаются вещества в 1 группе?
? Может ли гидроксильная группа быть непосредственно
связана с ароматическим кольцом?
- ?Что взято за основу классификации во 2- ой группе
Спирты бывают:
- Одноатомные
- Двухатомные
- Трёхатомные
- Многоатомные
Многоатомные спирты имеют особенность: две и более гидроксильные группы «не усиживаются» при одном атоме углерода
- ? Какие атомы углерода называются первичными, вторичными, третичными, четвертичными?
Таким образом, и принцип классификации: если группа ОН связана с первичным атомом углерода, спирт называют первичным…
? Почему в таблице нет четвертичных спиртов?
Изомерия и номенклатура. Работа со схемой. (Приложение)
Родоначальником гомологического ряда спиртов является метанол (СН3-ОН). У него и второго гомолога – этанола (СН3-СН2-ОН) изомеров нет. Изомерия алканолов начинается с третьего представителя гомологического ряда.
? Найдите их в схеме.
? Как образуются названия спиртов?
?Какой тип изомерии у этих спиртов? (изомерия положения
функциональной группы)
Закрепим правила номенклатуры называя спирты из последней колонки
(с начала урока названия спиртов закрыты и открываются по ходу урока)
? Какой второй тип изомерии характерен для алканов? (Изомерия углеродного скелета)
Вывод: для спиртов характерны 2 вида изомерии (межклассовую с эфирами не называют).
Теперь вы можете вывести общую формулу предельных одноатомных спиртов:
СnH2n+2O, CnH2n+1OH, ROH
Для закрепления материала выполним упражнения из учебника № 1,2 стр 153.
Выполним небольшой проверочный тест (приложение).
Приложение.
Классификация спиртов. Изомерия и номенклатура. Схема.
СН3-СН-СН3 СН3-СН2-СН2-СН2-ОН
ОН СН3-СН2-СН2-ОН бутанол - 1
пропанол-2 пропанол – 1 (н-бутиловый спирт)
(изопропиловый спирт) (н-пропиловый спирт)
СН3-СН-СОН
СН3
СН2=СН-СН2-ОН СН2-СН2 2-метилпропанол-1
пропен-2-ол-1 (изопропиловый спирт)
(аллиловый спирт) ОН ОН
НС=С-СН2-ОН этандиол – 1,2
пропин-2-ол-1 этиленгликоль
СН3-СН-СН2-СН3
СН2-ОН СН2-СН-СН2 ОН
Бутанол-2(вторичный
Фенилметанол ОН ОН ОН бутиловый спирт)
(бензиловый спирт) пропантриол-1,2,3
(глицерин)
СН3
СН2-СН-СН-СН-СН-СН2
СН3-С-СН3
ОН ОН ОН ОН ОН ОН
гексаол (сорбит) ОН
2-метилпропанол -2
(третичный бутиловый спирт)
Тест.
- Соотнесите
Тип спирта Пример спирта
1.Одноатомный а)Глицерин
2.Двухатомный б)Этиленгликоль
3.Трёхатомный в)Метанол
- Укажите молекулярную формулу предельного одноатомного спирта
- С3Н8О2
- С5Н12О
- С2Н4О2
- С3Н6О
3.Назовите вещество СН3-СН-СН2-СН-СН3
ОН С2Н5
- 2-этилпентанол-5
- 4-этилпентанол-2
- 3-метилгексанол -5
- 4-метилгексанол-2
4.Применение этилового спирта в медицине основано на его:
- Дезинфицирующих свойствах.
- Прекрасной растворяющей способности.
- Как наркотическое вещество.
При разработке урока использовалась литература:
- О.С.Габриелян. И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя химии»- Блик и К.2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Спирты,классификация,изомерия спиртов..
Разработка является уроком изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...
Спирты,классификация,изомерия спиртов (презентация к уроку)
Разработка является уроком изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...
Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе.
Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе...