план-конспект урока в 10 классе по теме "Строение, классификация, изомерия спиртов"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Противоречия между истиной, как ценностью урока и человеком, как ценностью урока, не будет возникать, если изучаемый материал имеет личную практическую значимость.В  разработке для решения обозначенной проблемы применяются следующие способы: установление взаимосвязи истории вхождения спиртов в историю человечества с возникновением первой промышленности; этимологический приём; установление относительности истины на примере этанола: он и жизненная необходимость  и страшное зло, имя которому - алкоголизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spirty_.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме

«Строение, классификация, изомерия спиртов». 10 класс.

УМК О.С.Габриелян.

В состав органических соединений входят атомы O,N,S,P…- эти элементы органогены.

Если соединение состоит из трёх элементов – С, Н, О, то оно называется кислородосодержащим.

Простейшим кислородосодержащими органическими веществами являются спирты.

Итак:

Тема урока: «Строение, классификация, изомерия спиртов».

Цель: мы должны рассмотреть строение, гомологические ряды спиртов различных типов и в первую очередь, алканолов. Познакомиться с основами номенклатуры спиртов и типами изомерии у них.

Вопрос к классу.(?) Как выглядит функциональная группа спиртов?

Ответ: ОН – гидроксильная.

Историческое  отступление. Как спирты вошли в историю человечества?

Работа с таблицей «Развитие производства этанола» [1]

В соответствии с современными воззрениями этиловый спирт относится к ксенобиотикам – веществам, которые не содержатся в человеческом организме, но влияют на его жизнедеятельность.

Этиловый спирт можно отнести ко всем трём группам. Это зависит от количества вещества, поступившего в организм, от состояния здоровья.

Потребление алкоголя в средние века было не просто дурной привычкой, за счёт этанола организм получал около 25 % энергии. Это не в последнюю очередь объясняется тем, что обычным напитком в те времена было пиво, которое и до сих пор называют «жидким хлебом».

Известно дезинфицирующее и антибактериальное действие этанола, его влияние на поведение человека. Но чрезмерное его употребление вызывает нарушение психики, разрушение внутренних органов и даже смерть.

Работа с коллекцией товаров содержащих спирт.

Вывод: истина всегда относительна. Например, этанол, он и жизненная необходимость и страшное зло, имя которому – алкоголизм.

Многие спирты обнаружены в природе в  составе мяты (на доске формула спирта метанола), желудей, кокосового ореха, почек акулы, лепестков розы и т.д.

А этонол естественный продукт обмена веществ. В крови и тканях здорового, абсолютно трезвого человека содержится от 0,003 % до 0,006 % этанола. Опьяняющее действие зависит от состояния здоровья, массы тела и полда человека.

Приём трёх рюмок водки (50 мл каждая) в течение часа образует 0,05% этанола в крови, что сказывается в основном на коре головного мозга центрах внимания и самоконтроля.  Но уже 24 рюмки  (1,2л) вызывает появление 0,5% -ного спирта в крови, что доводит пьющего до бесчувственного состояния, близкого к смерти, характеризующегося  нарушением кровообращения, дыхания и обменных процессов.

Практическая работа.

Желающие учащиеся выходят к доске, встают на весы, определяют свой вес. Им выдаётся карточка с вопросом, ответы дают, воспользовавшись таблицей.

  1. Если человек с твоим весом (вес учащегося) выпьет 2 бутылки пива, какое содержание спирта в крови у него будет сразу после этого? Через 2 часа?
  2. Если человек с твоим весом (вес учащегося) выпьет 3 рюмки водки, какое содержание спирта будет в крови? Как изменится твоё поведение?
  3. Сколько времени не должен садиться за руль автомобиля (имя учащегося) выпивший 1 бутылку пива?
  4. Возникнет ли опасность для жизни (имя учащегося) если она выпьет 12 рюмок водки.

Вывод:  учащиеся переворачивают карточку, вслух читают информацию об опасности употребления алкоголя:

  1. Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших алкоголь.
  2. Несчастные случаи, связанные с алкоголем,- первая причина смертности среди подростков.
  3. Продолжительность жизни сильно пьющих на 10-12 лет меньше средней.
  4. Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками.
  5. Несколько десятков миллионов людей в нашей стане стали несчастными сиротами, бедняками, одинокими или лишены родительских прав в связи с алкоголизмом.

Классификация спиртов. Работа со схемой. (Приложение)

  1. ?  Что общего и чем отличаются вещества в  1 группе?

            ?  Может ли гидроксильная группа быть непосредственно

               связана с ароматическим кольцом?

  1. ?Что взято за основу классификации во 2- ой группе

Спирты бывают:

  1. Одноатомные
  2. Двухатомные
  3. Трёхатомные
  4. Многоатомные

Многоатомные спирты имеют особенность: две и более гидроксильные группы       «не усиживаются» при одном атоме углерода

  1. ? Какие атомы углерода называются первичными, вторичными, третичными, четвертичными?

Таким образом, и принцип классификации: если группа ОН связана с первичным атомом углерода, спирт называют первичным…

? Почему в таблице нет четвертичных спиртов?

Изомерия и номенклатура. Работа со схемой. (Приложение)

Родоначальником гомологического ряда спиртов является метанол (СН3-ОН). У него и второго гомолога – этанола (СН3-СН2-ОН) изомеров нет. Изомерия алканолов начинается с третьего представителя гомологического ряда.

? Найдите их в схеме.

? Как образуются названия спиртов?

?Какой тип изомерии у этих спиртов? (изомерия положения

  функциональной группы)

Закрепим правила номенклатуры называя спирты из последней колонки

(с начала урока названия спиртов закрыты и открываются по ходу урока)

? Какой второй тип изомерии характерен для алканов? (Изомерия углеродного скелета)

Вывод: для спиртов характерны 2 вида изомерии (межклассовую с эфирами не называют).

Теперь вы можете вывести общую формулу предельных одноатомных  спиртов:

СnH2n+2O, CnH2n+1OH,  ROH

Для закрепления материала выполним упражнения из учебника № 1,2 стр 153.

Выполним небольшой проверочный тест (приложение).

Приложение.

Классификация спиртов. Изомерия и номенклатура. Схема.

                                                                                           

СН3-СН-СН3                                                                           СН3-СН2-СН2-СН2-ОН

     ОН                                СН3-СН2-СН2-ОН                        бутанол - 1

пропанол-2                       пропанол – 1                       (н-бутиловый спирт)

(изопропиловый спирт)      (н-пропиловый спирт)

                                                                                                         СН3-СН-СОН

                                                                                                             СН3

СН2=СН-СН2-ОН                         СН2-СН2                             2-метилпропанол-1

пропен-2-ол-1                                                                        (изопропиловый спирт)

(аллиловый спирт)                       ОН     ОН

НС=С-СН2-ОН                           этандиол – 1,2

пропин-2-ол-1                            этиленгликоль

                                                                                             СН3-СН-СН2-СН3

        СН2-ОН                        СН2-СН-СН2                            ОН

                                                                                      Бутанол-2(вторичный

Фенилметанол                              ОН   ОН  ОН              бутиловый спирт)

(бензиловый спирт)                    пропантриол-1,2,3

                                                    (глицерин)

                                                                                                                СН3

                                          СН2-СН-СН-СН-СН-СН2               

                                                                                                       СН3-С-СН3

                                         ОН   ОН  ОН ОН  ОН ОН

                                                  гексаол (сорбит)                                   ОН

                                                                                             2-метилпропанол -2

                                                                           (третичный  бутиловый спирт)

Тест.

  1. Соотнесите

Тип спирта                                       Пример спирта

1.Одноатомный                                   а)Глицерин

2.Двухатомный                                   б)Этиленгликоль

3.Трёхатомный                                    в)Метанол

  1. Укажите молекулярную формулу предельного одноатомного спирта
  1. С3Н8О2
  2. С5Н12О
  3. С2Н4О2
  4. С3Н6О

3.Назовите вещество СН3-СН-СН2-СН-СН3

                                            ОН          С2Н5

  1. 2-этилпентанол-5
  2. 4-этилпентанол-2
  3. 3-метилгексанол -5
  4. 4-метилгексанол-2

4.Применение этилового спирта в медицине основано на его:

  1. Дезинфицирующих свойствах.
  2. Прекрасной растворяющей способности.
  3. Как наркотическое вещество.

При разработке урока использовалась литература:

  1. О.С.Габриелян. И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя химии»- Блик и К.2001г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Спирты,классификация,изомерия спиртов..

Разработка является уроком  изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...

Спирты,классификация,изомерия спиртов (презентация к уроку)

Разработка является уроком  изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе.

Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе...