Кислоты. Состав и классификация.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Открытый  урок  по  химии  в  8  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy__urok__po__himii_v__8__klasse.docx29.38 КБ
Office presentation icon kisloty.ppt680.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  химии в  8  классе.

Тема:  «Кислоты. Состав  и классификация»

Цель:  познакомить  учащихся  с составом,  классификацией,  физическими  свойствами   и названиями  основных  представителей  класса  кислот.

Задачи:

  1. образовательные: изучить  состав, признаки,  классификации  основных  представителей, сформировать  знания  о физических   свойствах  кислот;
  2. воспитательные: продолжить  формирование  у  учащихся  навыков: трудолюбия, усердия, дисциплинированности; прививать  аккуратность  при  оформлении  заданий  в  тетради, развитие  химической  речи, обогащение  её  словарного  запаса   при  устных  ответах  и грамотное   выполнение   при  самостоятельных  заданиях;
  3. развивающие: развитие  умственной  и познавательной  активности  учащихся  в решении  проблемы, развитие  практических   умений  и навыков при  работе  с  таблицей  растворимости  и ПСХЭ;  умения  обобщать  и делать  выводы  при  изучении  материала  темы.

Тип  урока:  комбинированный.

Методы   и методические  приёмы:

  - объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа,  демонстрация  слайдов);

  - создание  проблемной  ситуации;

  - индивидуальная  работа  учащихся  с  технологической  картой.

Оборудование  и  реактивы: таблица ПСХЭ,  таблица  растворимости,  компьютерная  презентация «Кислоты», набор  кислот (серная, лимонная, аскорбиновая и т.д.), раздаточный  материал (карточки-задания  для  самостоятельной   работы, технологические  карты).

Планируемые  результаты  обучения:

Знать:  - определение  понятия «кислоты»;

              -  состав  и номенклатура  кислот.

Уметь: - находить  отличия  кислородсодержащих  от  бескислородных  и одно - от  

                двух- и  трёхосновных  кислот;

              - перечислять  физические  свойства  кислот;

              - пользоваться  таблицей  растворимости.

Ход  урока.

Этапы  урока

Содержание  этапов

Деятельность  учащихся

I этап

Организационный

- Дорогие  ребята, здравствуйте!

Сегодня  на  уроке мы  продолжим  изучать  основные  классы  неорганических  соединений. Но для  начала  давайте  вспомним:

- Какие  классы  неорганических  соединений  вы  знаете? (слайд 1)

- Правильно. А  какие  классы  неорганических  соединений  мы  свами  изучили?

- Что  такое  оксиды?

-Что такое  основания?

- И  прежде чем  приступить к  изучению  нового  класса  неорганических  веществ, повторим  класс «Основания»  с целью  обобщения  и закрепления   знаний  по  этой  теме.

А  для  этого  проведём  небольшую  проверочную  работу (приложение карточки- задания).

II этап

Проверка домашнего  задания

7-10 мин.

- Проверочная  работа  состоит  из 3-х  уровней заданий: на «5», «4», «3».

- Теперь  проведём  самопроверку  ваших  работ, за которую  вы  получите  баллы.

- Обменялись  тетрадями,  перевернули  листы  с  вашими  работами,  на  них  написаны  ответы  вашего  соседа  и по ним  проверьте  работу  вашего  одноклассника.

- Баллы,  которые  вы  заработали,  поставьте  в  технологическую карту, что лежит  у  вас  на  столах.

- Молодцы! Хорошо  поработали.

Учащиеся  выбирают свой  уровень и выполняют  работу  

Учащиеся проверяют работы  друг  друга.

Выставляют  баллы  в технологическую  карту.

III этап

Усвоение новых  знаний

15 мин.

Рефлексия

(физминутка 3-5 мин.)

-  Вы любите  фрукты? (слайд 2)

- А  какой  у фруктов  вкус?

- Почему  у фруктов  кислый  вкус?

- Действительно, овощи  и фрукты  содержат  органические  кислоты: лимонную, яблочную, аскорбиновую, ацетилсолециловую. Они  играют  определённую  роль  в  пищеварении,  а, следовательно,  в нашей  жизни.  

- Мы  сегодня поговорим  о  неорганических  кислотах, которые  очень  важны  для  человека, т.к. он  использует  их  в своей  практической  деятельности.

- А, что  такое кислота,  и какие  бывают  кислоты (слайд 3) мы  узнаем,  изучив  тему  сегодняшнего  урока.

- В  тетрадях  записали  тему  урока «Кислоты.  Состав  и классификация» (слайд 4).

- Целью  нашего  урока будет  знакомство  с  понятием  «кислоты» (слайд 5) их  составом, классификацией  и физическими  свойствами.

- Нам  предстоит  большая  и серьёзная  работа.  Понятна  ли  вам  тема  и цель  урока?

- Тогда  переходим  к  изучению  ещё  одного  класса  неорганических  соединений.

- Думаю,  вам  известна  игра «крестики-нолики». У  вас на  партах  у  каждого  лежит  технологическая  карта урока  и в  задании №1  приведена  карточка  для  такой  игры. Определите  выигрышный  путь (слайд 6).

- Правильно, выигрышный  путь  расположен   по  диагонали  от  ортофосфорной  кислоты  к  соляной.

- Перед  нами  стоит  первая  учебная  задача: дать  определение  понятию «кислота» (слайд 7).

- Кислоты,  это  простые  или  сложные  вещества?  Почему?

- Какой  элемент  входит в  состав  всех  кислот?

Водород  в  кислотах  всегда  стоит на  первом  месте.  Кроме  водорода  всё  остальное  -  кислотный  остаток. Каждый  кислотный  остаток   имеет  свою  валентность. Валентность  кислотного  остатка  определяется  по  числу  атомов  водорода  в  кислоте (определение  валентности  кислотного  остатка  по  3-м  формулам).

- Давайте   попробуем   ответить на  вопрос,  какие  вещества  называются  кислотами?

 Кислоты -  это  сложные  вещества,  состоящие  из  атомов  водорода, соединённых  с кислотным  остатком (слайд 8).

- Теперь  перед  нами  стоит   вторая  учебная  задача. По  каким  признакам  можно  классифицировать  кислоты?

- У  вас  в технологической  карте  изображено  два  ряда  формул. Зачеркните  в  каждом   ряду  лишнюю  формулу.

- Чем  отличаются  по  составу  формулы  кислот  в  ряду А от формул кислот  в ряду Б?

- На  какие  две  группы  можно  разделить  эти  кислоты?

- Правильно, одни   кислоты  не  содержат  кислорода, другие его  содержат.

-  Составьте  классификацию  по  этому  признаку (слайд 9).

КИСЛОТЫ

(по  наличию  кислорода)

Безкислородные

НCl            НBr

Кислородсодержащие

НNO3            Н2SO4

- В  таблице №1 вычеркните  все  вещества  кроме  кислот.  Разделите  их  на  3  группы  и запишите  в  технологической  карте.

-  какой  признак  вы  использовали?  Правильно,  имеющие  один  атом  водорода -  одноосновные, 2- двухосновные, 3- трёхосновные (слайд 10).Составьте  классификацию  по этому  признаку  и выпишите  примеры.

КИСЛОТЫ

(по  числу  атомов  водорода)

Одноосновные

НCl

Двухосновные

Н2SO4

Трехосновные

Н3РO4

- Давайте  сделаем  вывод  по  поставленной  задаче.

Вывод: кислоты  делятся  на  кислородсодержащие  и безкислородные  по  наличию  водорода;  на  одноосновные, двухосновные  и  трёхосновные  по  количеству  атомов  водорода (слайд 11).

- Сейчас я предлагаю  вам  немного  отдохнуть. Мы  с вами  уже  играли  в эту  игру.

- Перед  началом  урока  кислоты  рассыпались  по  всему  кабинету. Ваша  задача:  найти  и собрать  понравившуюся кислоту  и сесть  на  место.

- Молодцы! А теперь  поочереди дайте  название  вашей  кислоте  и определите,  к  какой  классификации  она  относиться.

- Хорошо, справились  с  заданием, поставьте  себе  по 1 баллу  в  технологической  карте.

- Немного  отдохнули,  и  снова  приступаем  к  работе.

- Переходим  к решению третьей  учебной  задачи.  Какие  особенные  физические  свойства  характерны  для  кислот (слайд 12)?

- Сейчас я вам  раздам  таблетки  аскорбиновой кислоты, разверните и положите  на  язык, что вы  ощущаете?

- Таким  образом, само название  класса  указывает  на одно  из  физических  свойств кислот. Действительно,  кислоты  имеют  кислый  вкус,  его  вы  ощутили,  когда  положили  таблетку себе   на  язык. Но  пробовать  на  вкус  чистые  кислоты ни  в коем  случае  нельзя -  можно  отравиться  или  получить  сильный  ожог, так  как кислоты  обладают  разъедающим  действием.

- А  сейчас  пользуясь  учебником (стр. 101) запишите  физические  свойства  кислот.

Физические  свойства  кислот

Демонстрация  опыта: действие  кислоты (концентрированной Н2SO4)  на  органические  соединения  -  сахар (слайд 13-14).

- Есть  концентрированные  кислоты,  а  есть  разбавленные.  На  уроках  химии  мы  часто  будем  пользоваться  разбавленными  кислотами. Как  правильно  растворить  кислоту, кислоту  нужно  лить в  воду  тонкой  струйкой (слайд 15). Колба  становиться горячая (могут  потрогать), так  как  при  растворении  выделяется  большое  количество  теплоты. Если  мы  будем  лить  воду  в  кислоту, произойдёт  сильное  нагревание, что  раствор  кислоты  может  закипеть, в результате  чего  произойдёт  разбрызгивание.

! Нужно  запомнить это  правило: 

кислоту  тонкой    струйкой  приливаем  в  воду.

- Сейчас  я  раздам  вот  такие  таблички, где  написаны  кислоты, которые  вам  нужно  выучить, а  пустую  колонку, мы  заполним  при  изучении  темы  «Соли».

Учащиеся отвечают на  поставленные  вопросы.

Учащиеся  записывают  тему  урока.

Учащиеся   выполняют  задание №1.

Учащиеся  записывают  определение  в  тетрадь.

Учащиеся выполняют второе  задание.

Учащиеся  записывают  в тетрадь классификацию.

Учащиеся  работают с третьим   заданием.

Учащиеся  записывают  в тетрадь классификацию.

Учащиеся  встают  из-за  парт и ищут  понравившуюся  кислоту, садятся  на  место.

Учащиеся  пробуют  на  вкус  аскорбиновую  кислоту.

Учащиеся  делают  записи  в тетрадях.

IV этап

Закрепление

- Итак, сегодня  мы  познакомились  ещё  с одним  классом  неорганических  веществ -  кислотами, посмотрим, что вы  усвоили на сегодняшнем  уроке.

- Для  этого  давайте  вспомним, что  такое  кислота?

- По каким  признакам  делятся  кислоты?

- Почему  нельзя  лить  воду  в  кислоту?

- А  сейчас  поработаем  с  карточками.  В  технологической  карте  у  вас  есть  задания, работаем.

- Теперь  проверим ваши  знания и получим  дополнительные  баллы.

- Молодцы! Подсчитаем ваши  баллы за  урок.

7 баллов – «5»

5-6 баллов – «4»

3-4 балла – «3»

- А  сейчас  подведём  итог  урока.  В  начале  урока  мы  поставили перед  собой  вопрос:

- Что такое  кислота, и какие бывают  кислоты? Как  вы  считаете, достигли  ли  мы  поставленной  цели?

-  В  листах  учёта  заполните  графу «Самооценка», но  сначала  закройте  на  минуту  глаза,  расслабьтесь и  обдумайте то, что вы  делали  на  уроке. А  теперь  выполните  тест.

Листочки  не подписывайте. Если  согласны  с  утверждением,  то ставьте  около  него  «+»

(приложение).

Поднимите  руки те, кто  поставил  

«5» +

«4» +

«3» +

Листочки  сдали.

Учащиеся  отвечают  на  вопросы.

Работа  с заданиями по

вариантам.

Подсчитывают  баллы  полученные  за  урок.

V этап

Итог  урока

- Открыли  дневники  и записали  домашнее задание (слайд 17). П. 32 (до стр. 102), №1,2 стр. 104.

БЛАГОДАРЮ  ВАС  ЗА  РАБОТУ

 НА  УРОКЕ!

(слайд 18)

Записывают  домашнее  задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классы неорганических соединений оксиды основания кислоты соли Что такое оксиды? Что такое основания?

Слайд 2

Почему у фруктов кислый вкус? Вы любите фрукты?

Слайд 3

Что такое КИСЛОТА? Какие бывают КИСЛОТЫ?

Слайд 4

Кислоты. Состав и классификация. урок по химии 8 класс

Слайд 5

Цель урока: дать определение кислотам; рассмотреть состав кислот; классифицировать кислоты; узнать физические свойства кислот; ознакомиться с формулами и названиями основных неорганических кислот.

Слайд 6

Определение, состав и классификация кислот. Н 3 РО 4 Н 2 СО 3 Fe 2 O 3 CO 2 Н 2 S Ba(OH) 2 Н 2 Si О 3 SO 2 Н Cl

Слайд 7

Что такое КИСЛОТА? (молекулы кислот образованы атомами водорода и кислотным остатком) Н 3 РО 4 Н 2 S О 4 HCL

Слайд 8

– ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ АТОМОВ ВОДОРОДА, СОЕДИНЕННЫХ С КИСЛОТНЫМ ОСТАТКОМ. КИСЛОТЫ

Слайд 9

кислоты (по наличию кислорода) безкислородные кислородсодержащие HCl H 2 S H 2 SO 4 H 3 PO 4

Слайд 10

кислоты (по наличию водорода) одноосновные двухосновные трёхосновные HCl HNO 3 H 2 S H 2 SO 4 H 3 PO 4

Слайд 11

Вывод: Кислоты делятся на кислородсодержащие и безкислородные по наличию кислорода; на одноосновные , двухосновные и трёхосновные по количеству атомов водорода.

Слайд 12

Физические свойства кислот Есть твёрдые кислоты кислые Почти все растворимы Бесцветные жидкости

Слайд 13

Интересный опыт: Что произойдет, если к сахару добавить концентрированную серную кислоту?

Слайд 14

Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества.

Слайд 15

ЗАПОМНИ ПРАВИЛО ПРИГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРОВ КИСЛОТ: КИСЛОТУ ЛЕЙ В ВОДУ!

Слайд 16

Итог урока 7 баллов – «5» 6-5 баллов – «4» 4 балла – «3»

Слайд 17

Домашнее задание: § 32, упр. 1,8 стр. 104 учить формулы и названия кислот

Слайд 18

Благодарю вас за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока «Кислоты»

I. Проверка домашнего задания

II. Определение, состав и классификация.        

        

Задание № 1. Определите выигрышный путь в приведенной игровой карточке.

                                                    Таблица 1.

H3PO4

H2CO3

Fe2O3

CaCO3

H2S

Ba(OH)2

H2SiO3

CO2

HCl

Вывод. Кислоты – это __________________________________________________

Задание № 2. Зачеркните лишнюю формулу в каждом ряду.

а) NaCl, HNO3, H2SO4, H2SiO3 

б) HCl, H2S, CuO, HBr              

Какую закономерность вы видите?

Составьте классификацию кислот по определенному  вами признаку.

                                                        КИСЛОТЫ

                                    ?                                                           ?

      __________________________            ____________________________

Задание № 3.  Оставьте в таблице № 1 только кислоты.

Разделите их на три группы и запишите.

                                                       

                                                        КИСЛОТЫ

            ?                                              ?                                                 ?

______________              ________________                    ________________

______________              ________________                    ________________

______________              ________________                    ________________

______________             ________________                     ________________

Какой признак вы использовали? __________________________________

Вывод:  Кислоты делятся на ________________ и __________________ по

 наличию _________________;

на __________________, __________________ и ____________________

по количеству атомов ____________________.

III. Рефлексия. Физминутка.

IV. Физические свойства.

Задание № 4. Запишите физические свойства кислот.

Физические

свойства

кислот

V. Закрепление.

Карточка №1   

     Приведенные на рисунке формулы

       кислот  распределите в следующем

           порядке:

  1. Кислородсодержащие;
  2. Бескислородные;
  3. Одноосновные;
  4. Двухосновные;
  5. Трехосновные.

Карточки №2  (по рядам и вариантам)

Назовите кислоты

и дайте им характеристику

по плану:

  1. Название
  2. Наличие кислорода
  3. Основность
  4. Растворимость

1) H2СO3                            2) H3PO4

                                                                                                                 Итого баллов за урок:

III. Рефлексия. Физминутка.

IV. Физические свойства.

Задание № 4. Запишите физические свойства кислот.

Физические

свойства

кислот

V. Закрепление.

Карточка №1   

       Приведенные на рисунке формулы

         кислот  распределите в следующем

           порядке:

  1. Кислородсодержащие;
  2. Бескислородные;
  3. Одноосновные;
  4. Двухосновные;
  5. Трехосновные.

Карточки №2  (по рядам и вариантам)

Назовите кислоты

и дайте им характеристику

по плану:

  1. Название
  2. Наличие кислорода
  3. Основность
  4. Растворимость

           1) HCl                             2) H2SO4

        Итого баллов за урок:

«Номенклатура кислот»

Кислота

Название кислоты

Соль и её название

HCl

H2S

HNO2

HNO3

H2SO3

H2SO4

H2CO3

H2SiO3

H3PO4

Соляная

Сероводородная

Азотистая

Азотная

Сернистая

Серная

Угольная

Кремниевая

Ортофосфорная

        

«Номенклатура кислот»

Кислота

Название кислоты

Соль и её название

HCl

H2S

HNO2

HNO3

H2SO3

H2SO4

H2CO3

H2SiO3

H3PO4

Соляная

Сероводородная

Азотистая

Азотная

Сернистая

Серная

Угольная

Кремниевая

Ортофосфорная

«Номенклатура кислот»

Кислота

Название кислоты

Соль и её название

HCl

H2S

HNO2

HNO3

H2SO3

H2SO4

H2CO3

H2SiO3

H3PO4

Соляная

Сероводородная

Азотистая

Азотная

Сернистая

Серная

Угольная

Кремниевая

Ортофосфорная

Тест «Самооценка»

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над, чем подумать.

4. На уроке я поработал (а) добросовестно.

5. Мне было интересно.

Тест «Самооценка»

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над, чем подумать.

4. На уроке я поработал (а) добросовестно.

5. Мне было интересно.

Тест «Самооценка»

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над, чем подумать.

4. На уроке я поработал (а) добросовестно.

5. Мне было интересно.