«Афганистан болит в моей душе»
методическая разработка по истории по теме

Внеклассное мероприятие по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Афганистан болит в моей душе60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории

«Афганистан болит в моей душе»

к  20-летию вывода советских войск из Афганистана

Цель: воспитывать патриотические чувства учащихся.

Задачи.

  1. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству.
  2. Формирование опыта нравственного поведения  личности.
  3. Расширить знания учащихся о войнах, в которых участвовала Русская, Советская и Российская Армии.
  4. Воспитывать уважение к памяти погибших и к ценностям  жизни.

Урок  начинается с просмотра ролика «9 рота»

Учитель:

- Кадры из какого фильма вы увидели?

Все вы, наверное, смотрели этот фильм.  О чём он? А задумался ли кто- то из вас о том, кому и зачем нужна такая война? Почему люди всё время воюют? Как отражается война на судьбах целых поколений?

Сегодня мы с вами поговорим о войне вообще и об одной из них в частности.

Эпиграфом  к нашей беседе пусть станут слова М.Ю.Лермонтова, уже знакомые вам:

Слайд 1

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет?.. небо ясно,
Под небом места хватит всем,
Но беспрестанно и  напрасно
Один враждует он — зачем?

- Попробуйте ответить поэту.

Да, человек воевал всегда. За всю историю не было ни одного дня, чтобы где- нибудь на Земле ни шла война. Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят  жизни сыновей.

- Какими бывают войны по цели ведения?

На уроках истории мы с вами узнали о многих войнах, которые пережила Россия. Но та война, о которой пойдёт сегодня речь, особенная. О ней мало пишут в учебниках, и неудивительно. Ведь это- тёмные страницы нашей истории.

Слайд 2

Тема нашего внеклассного мероприятия - «Афганистан болит в моей душе».

Сегодня мы с вами постараемся не только расширить знания по истории России, но и   поразмышлять над такими понятиями, как «воинский долг», «верность Отечеству», «мужская честь».    

Эта трагическая война длилась для России девять лет, один месяц и девятнадцать дней -  в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Никем и никому  не  объявленная война.       

- Какие же причины привели участников событий в Афганистан? Об этом нам расскажут  Агеева Ксюша и Буравенская Соня. На столах у вас лежат информационные листы, где дана историческая и географическая справки об Афганистане. По ходу нашей работы вы можете с ними знакомиться.

Слайд 3

Ученик:

В Афганистане в 1978 году была свергнута монархия, к власти пришли политические силы, ориентированные на СССР. Президентом стал коммунист Тараки,  который получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Бабрак Кармаль стал вице–президентом. Хафизулла Амин занял пост премьер- министра. Коммунистическое правительство хотело быстро превратить Афганистан в современное социалистическое государство.

Однако большинство племенных вождей мусульманского духовенства отвергли идею преобразований.

В условиях начавшейся межэтнической, религиозной войны революционные лидеры Афганистана обратились к СССР за помощью. Плохо представляющие себе реальное положение в стране, советские руководители во главе с Леонидом Ильичём Брежневым в 1979 году приняли решение о направлении войск в Афганистан.

Слайд 4

Это положило начало вмешательству СССР в гражданскую войну в этой стране, в ходе которой погибло более 14 тысяч советских военнослужащих, десятки тысяч были ранены и вернулись на Родину инвалидами. За эти годы через Афганистан прошли ½ миллиона военнослужащих.

Слайд 5- воспоминания Громова

Учитель: ввод советских войск в Афганистан начался 25 декабря 1979 года.

Слайд 6- видео-  ввод войск

-Чем же обернулась для России эта война?

Ученик

Советское вторжение в Афганистан вызвало волну протестов в мире (в частности, на московскую Олимпиаду-1980 отказались ехать многие ведущие страны). США опасались, что из Афганистана СССР может нанести удары по Пакистану и нефтяным источникам в Персидском заливе. Война затянулась, Советская армия оказалась неготовой к длительной войне с партизанами – моджахедами (душманами). Она захватывала их базы, несла большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались. Перекрыть все горные дороги было невозможно. Американцы поставляли моджахедам самое совершенное оружие, проводили подготовку профессионалов-террористов. Моджахеды обстреливали советские гарнизоны и дороги, по которым шли поставки продовольствия и боеприпасов из СССР.

Только по мере завершения «холодной войны» в мире возникла возможность прекратить войну в Афганистане. В 1988 были достигнуты соглашения в Женеве, по которым СССР выводило свои войска, а США и Пакистан прекращали военную поддержку моджахедов.

 15 февраля 1989 года  Советские войска во главе с генерал- полковником , Героем Советского Союза Борисом Громовым уходили.

Слайд 7- видео-  вывод войск

Учитель

Сухие факты, документальная хроника. А что же стоит за ними? Какие чувства пережили люди, находившиеся по разные стороны моста, соединяющего две страны?

 (воспоминания из дневника советских воинов).        

«Я вижу мост через пограничную реку Аму, так называют местные жители Амударью.

Вижу сотни женских глаз, устремленных туда, где стоит у шлагбаума пограничник, и откуда вот-вот должна появиться очередная колонна с нашими солдатами... Вижу девушку в зеленом с поднятым над головой плакатиком. На нем написано: Микитюк Дмитрий. И номер воинской части... Забыв обо всем, она прижала к груди букетик гвоздик и искала глазами, искала. Все вокруг знали: эта девочка в зеленом ждет жениха...          

 Ох, эта вечная женская доля: ждать! Ох, эти бабоньки, пожилые и юные, в цветастых шалях и простоволосые, с платочками в руках для непросыхающих слез, собравшиеся со всех концов страны к Термезскому мосту!.. Собравшиеся, невзирая на аэрофлотовские препоны, отсутствие мест в гостиницах, базарную дороговизну и малую надежду встретить одного-единственного.

Тот пограничный мост стал мостом ожидания, а река Аму — рекой ожидания.

А за мостом войск оставалось совсем немного.

Местные жители сновали между машинами с ишаками на поводу, грузили на них все, что на радостях скорого свидания с домом отдавали им наши солдаты. Патрули отгоняли афганцев от техники, резонно опасаясь мин-липучек. Но те все равно просачивались в колонны, надеясь на последний бакшиш.  

Бедная, несчастная страна, бедные, измученные междоусобными распрями люди! Когда еще зазеленеет злаками их израненная земля, когда еще придет на нее мир!.. Когда эти мирные старики выйдут на улицу любоваться своими внуками?» 

Вот так ровно 20 лет назад заканчивалась героическая и трагическая война.

- Какой же была эта война для России по цели ведения? (по сути- интервенция, но официально- оказание интернациональной помощи, поэтому воинов называют интернационалистами)

- Почему мы отмечаем дату вывода войск и не вспоминаем о начале войны?

 - Была ли эта война проиграна? (обосновать противоположные ответы)

Война, не давшая ответа

Ни на один вопрос,

Война, в которой выигравших нету,

Есть только страшная цена.

Из стихотворения, написанного в Афганистане

 А цену наш народ заплатил действительно страшную. 15 тыс. погибшими, 53 тыс. ранеными, 330 пропавших без вести. С первых дней войны пошёл на Родину «груз-200», а многие погибли в последние дни пребывания там.

Слайд  8 Звучит песня А. Розенбаума "Черный тюльпан ".

 

"Черный тюльпан" - воздушный транспорт, предназначенный для "груза двести", то есть для вывоза из Афганистана погибших воинов - интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах. "Всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых нет..."

Стихотворение читает Теряева Ю. «Горит звезда…»

- Нужна ли была эта война нашей стране, нашему народу? (обосновать противоположные ответы)

- Так кто же солдаты той войны- герои или преступники?

Армия по своей инициативе не воюет. Она выполняет приказ. Участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг, и это не обсуждаемо. Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги. Мы можем прочесть об этом  между строк в стихотворениях, рождённых на войне.

Стихотворение читает Любченко А. «Я тоскую…»

В памяти наших людей этой войне еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками с жестяными звездочками и… ворвавшимися фронтовым ветром в нашу жизнь песнями. И уж навечно останется война в душах вышедшего из нее поколения, опаленного огнем и усвоившего ее военные и нравственные уроки. Человек, заглянувший в лицо смерти и не дай бог – измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне.

Мы нередко слышим песни и стихи, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они  о Родине, долге, о любви и о боевом товариществе.    Давайте послушаем одну из таких песен.

Слайд № 9   «Пароль «Афган»  

- А закончилась ли эта война для её солдат?

- Какими они вернулись?

- Как их встретила Родина, ради которой они воевали?

Стихотворение читает Агеева И. «Когда мы на землю…»

       

 Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго будут тревожить  нас голоса погибших и живых – ведь  войны не проходят бесследно. После афганской войны появились целые боевые братства, для которых эта война стала судьбой. К сожалению, государство недолго помнит подвиг своих героев, и всё чаще воины- интернационалисты вынуждены либо искать правды по чиновничьим кабинетам, либо скромно уходить в тень. И об этом написано в стихах.

Стихотворение читает Космычева А. «Вышли из войны…»

- Что мы с вами можем сделать для них? (уважение, память, благодарность, неравнодушие). Для них это так важно. Вслушайтесь в слова песни А.Маршала «Ветеран».

   Слайд № 10

Готовясь к мероприятию, я посетила большое количество сайтов, посвященных этой войне.

Слайд № 11

На одном из них я прочитала обращение воинов- афганцев к молодому поколению. Я не могла не донести его до вас.

«Помните о тех, кто так и не вернулся на Родину из Афганистана. Возможно, наш опыт - живых и мертвых- чем-то пригодится и вам. Ведь войны никогда не кончаются... "ВОЙНА" - это правда обмана. Война заканчивается, когда умирает ее последний солдат. К 2060 году умрет последний солдат войны в Афганистане 1979-1992 г.г. К 2100 году умрут дети солдат Афганской войны. Десять лет войны - сто лет памяти. Нам осталось не так много, чтобы сохранить правду обмана этой войны».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Правда или обман? Пусть об этом спорят историки и государственные деятели. А ваша задача- просто помнить и уважать, передавать будущим поколениям стихи и песни, рожденные на войне, и быть достойной сменой.

В конце нашей встречи мне хотелось бы услышать:

     

  - Что вы узнали нового?

- Ребята, а какой вывод вы сделали лично для себя?

- Как вы относитесь к войне?

Я надеюсь, что вы расскажете дома своим близким о том, что нового услышали, а может просто напомните о сегодняшней дате и они вам сами что-нибудь поведают. 

Желаю вам жить в мире и добре!  Будьте счастливы!

Слайд № 12

P.S. А мир в Афганистане так и не наступил…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афганистан болит в моей душе

15 февраля – день воинов-интернационалистов. Мы посвящаем этому дню классный час....

Внеклассное мероприятие: "Афганистан болит в моей душе"

Внеклассное мероприятие: "Афганистан болит в моей душе"...

Классный час "Афганистан болит в моей душе"

Данный классный посвящен очередному году вывода войск из Афганистана Цели: Воспитательные: воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воин...

Афганистан болит в моей душе

классный час, посвященный выводу советских войск из Афганистана...

Литературно - исторический вечер "Афганистан болит в моей душе"

В истории России есть очень много дат, которые мы не вправе забывать. Одна из таких, ввод  советских войск на территорию Афганистана. Этот вечер знакомит  учащихся с историей Афганской войны...

Документально-поэтическая композиция "Афганистан болит в моей душе".

Методическая разработка внеклассного мероприятия в жанре документально-поэтической композиции на тему "Афганистан болит в моей душе". Разработана на конкурс, работа была отмечена дипломом второй степе...

Афганистан болит в моей душе...СЦЕНАРИЙ МИТИНГА ОТКРЫТИЯ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ПАМЯТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ, ВОИНА-АФГАНЦА ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА РОМАНЦОВА.

15 февраля 1989 года  для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат в Афганистане.  Тяжёлый, печальный итог.Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех,...