урок-практикум «Восстание декабристов»
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Парилова Татьяна Валентиновна

Конспект урока-практикума содержит основные этапы работы, вопросы к текстам, указание к слайдам презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_praktikum_dekabristy.doc62.5 КБ
Файл razdataochnyy_material_1.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- практикум

«Восстание декабристов»

 «Завтра я — император или без дыхания», — писал он накануне одному из своих генералов. И сестре написал письмо, полное безнадежного уныния и растерянности.
Во дворец уже начали съезжаться для принесения вторичной присяги высшие командиры гвардии. Усилием воли Николай стряхнул с себя «дух уныния» и вошел в зал. Все встали. Он почувствовал себя императором.
— Если буду императором хоть на час, то докажу, что был того достоин! — сказал он собравшимся. И принял решение: не уступать, бороться за престол отцов и дедов и — никого не щадить...

Из литературного произведения

Цели и задачи урока:

  • Воспитательная – формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности; воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.
  • Развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения; развитие умения устанавливать взаимосвязи между историческим и культурными  процессами,  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации; развивать навыки самостоятельной  оценки учащимися исторических событий.
  • Обучающая способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов;

План урока-практикума:

1. Выступление 14 декабря 1825 года.

2. Следствие, суд, расправа.

3. Историческое значение движения декабристов.

1. Постановка проблемы: 

  • Кто такие декабристы? Как вы себе представляете, что это были за люди? ( На доску основные характеристики)
  • На сколько сегодня эти люди вам понятны, интересны?
  • «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…»  утверждал Л. Толстой. Я предлагаю через призму  исторических источников взглянуть на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него и определить наше отношение к высказыванию великого русского писателя.

2. Определение  задач урока.

- чему будем учиться в работе с историческими источниками? ( на  магнитную доску таблички: получать, анализировать, устанавливать, обобщать).

Ход урока

  1. В ходе предыдущего урока мы выяснили причины зарождения декабризма - это Война 1812 года, влияние  французских просветителей, ВФР во Франции. Но от рассуждений к восстанию довольно долгий путь.
  • Почему  декабристы назначили выступление на 14.12.1825 года?( Слайды 1-3)
  • Напомним планы восставших (Слайды 4-6) , обратите внимание на Манифест, признаки какого события мы здесь видим? (революция). Виталик (Сенатская площадь!)
  1. Приступаем к реализации плана урока. Восстание 14.12. 1825 года.

У вас на столах представлены следующие источники: воспоминания очевидцев, воспоминания декабристов.  

Работа в группах.

Ваша задача:   установить подробный повременной план событий на сенатской площади, используя описания. Вы размещаете отрывки источников и приклеиваете по порядку. ( На работу группы отводится 7 минут, руководители распределите задание так, чтобы скорость была наивысшей). Чтобы ускорить работу выделите в тексте то, что будете зачитывать из отрывка. Кратко запишите в тетрадь.

Карточки с описанием событийного ряда, клей, лист основы, текстовыделитель.

- Какая группа хочет начать представление своей версии событий? Другие группы проверяют (учитель отслеживает по карте ответа).

  Задание 1, тексты № ____________

 3. Работа с репродукцией  К.И. Кольмана  «Выступление декабристов на Сенатской площади».

Работа в группах.

На столах: схема, почасовой план событий, репродукция картины.

Задание №2:

  1. Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий  К.И. Кольманом и ответьте на вопросы:
  2. Совпадают ли изображения событий на схеме и картине художника? (каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре декабристов, народ)
  3. Сравните поведение простонародья на картине Кольмана  с приведенными выше свидетельствами.
  4. Определите примерное время изображенных на гравюре событий.
  5. Как вы полагаете, можно ли считать эту картину историческим источником?  Что дает нам основание считать картину  Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях?

( Время выполнения работы 7-10 минут)

Выступления групп.

4. Следствие, суд, расправа.

  • Рассмотрим итоги восстания. Почему оно потерпело поражение?
  • Прочитайте точки зрения по итогам восстания, какая из них вам ближе?
  • Сформулируйте  причины поражения декабристов 14 декабря – запишите в тетрадь.

( Слайды 11-14)-  учитель на основе презентации показывает результаты судебного процесса.

Настал момент рассмотреть подробнее личности декабристов, вспомнить высказывание Л.Толстого, кто может повторить его смысл?

 Прежде чем мы проанализируем  источники  послушаем выступление учеников 10 класса, дома они выполняли задание на анализ фактов биографий декабристов. Н. Зезегов – общие позиции биографий,   обобщенный образ декабриста - Е. Бакина. Какая оценка декабристов прозвучала из уст учеников? ( положительная).

Работа в группах.

Задание 3. Тексты ________________________

  1. Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?
  2. Объясните поступок сенатора Д.С.Ланского, выдавшего своего племянника А.И.Одоевского; генерала Н.И.Депрерадовича, предавшего своего сына в «руки правосудия».
  3. Как Н.Д.Дурново объяснил поступки родственников декабристов?  Какие этические нормы лежали в основе оценки Дурново?
  4. Ваша оценка поступков декабристов на следствии?

( номер вопроса разыграть)

Задание №4

Второй блок воспоминаний тексты  № ______________________

  • Изменилось ли ваше понимание смысла поведения декабристов в результате изучения свидетельств  Муравьева,  Боровкова?  Если да, то что послужило причиной изменения вашей оценки поведения декабристов на следствии?
  • Как вы теперь отнесетесь к словам Л.Толстого, согласитесь, опровергнете?

Учитель о женах декабристов в ходе презентации  (Слайды 15-16)

5. Историческое значение

  • Так в чем значение этого восстания - завершившегося полным провалом задуманного?
  • Что изменило оно в России?
  •  Сегодня мы неоднократно обращались к культурному наследию: воспоминания, картины, стихи: Как вы определите роль декабристов в истории и культуре.

Запишите значение  восстания  декабристов в тетрадь.

6.  Подводятся итоги урока, звучит  оценка работы групп,  отдельных обучающихся.

7. Рефлексия

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

  • Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.

  • Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.

Допустил ошибки – 7-8 баллов.

Не справился – 4-6 баллов

Домашнее задание: написать эссе на тему: “ Декабриста в общественной деятельности и культуре России”.

ИСТОЧНИКИ.

  • http://www.hrono.info/dokum 
  • http://www.baikalvisa.ru/irkutsk/dekabtist 
  • Декабристы в воспоминаниях современников, М., 1988.
  • Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. - Л., 1989. с. 11-13
  • М.Нечкина «Декабристы». Москва, издательство «Наука», 1983 г. 
  • Эйдельман Н.Я. М.С. Лунин  и его Сибирские сочинения.
  • Эйдельман Н.Я.  Обреченный отряд, или Лунин. М., 1987.

  1. Рудник, на котором работали большинство декабристов.
  2. Первая из женщин-декабристок.
  3. Император, который взошёл на престол в 1825 году.
  4. Император, который разрешил декабристам в 1856г. вернуться в Россию.
  5. В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.
  6. Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.
  7. Помилование, объявленное декабристам в 1856г.
  8. Этот декабрист несколько лет служил в Омске.
  9. Большинство декабристов были осуждены на …… .



Предварительный просмотр:

1.  Из воспоминаний очевидца событий: «14 декабря... термометр показывал более 5 или 6 градусов по Реомюру... За половину 10-го один из моих сослуживцев рассказал, что на Исаакиевскую площадь пришел лейб-гвардии  Московский полк, отказавшийся присягнуть императору Николаю, и с криками требуют Константина!..»

2. Из воспоминаний неизвестного

Короткий день клонился к вечеру. Уже было 3 часа дня и стало заметно темнеть. Николай боялся наступления темноты.  Как позже сам записал в своем дневнике , чтобы « волнение не сообщилось черни» Николай приказал стрелять.  К ночи все было кончено.

3. Из работы современного историка

 Через 2 часа  Николай прибег к посылке для переговоров с восставшими митрополита Серафима. Но в ответ на речь митрополита донеслось: « Какой ты митрополит, когда на двух неделях двум императорам присягнул…  Не верим вам, пойдите прочь!..»

Сбор всех восставших войск произошел спустя  2 часа  с лишним после начала восстания.

За час до конца восстания декабристы выбрали нового диктатора – князя Оболенского, начальника штаба восстания.

4. Из воспоминаний современника: «Приказано артиллерии первоначально выстрелить холостыми зарядами. Орудия прогремели... Середина Сенатской площади порасчистилась, все смолкло, и каре окостеневших от холоду непокорных открылась  в своем ничтожестве!.. Вслед за тем конногвардейцы... с обнаженными... саблями справа  и слева понеслись на каре и, подскакав к нему в упор, приступили к обезоруживанию не счастных жертв горьких заговорщиков... Почти совсем смерклось...»

5.   Голицын Н. С. «14 декабря, в 12-м часу дня (когда все уже съезжались в Зимний дворец к выходу) я и брат мой Александр находились... в доме графини Строговой, у Полицейского моста, как вдруг мы узнали, что «гвардия бунтует, не хочет присягать Императору Николаю Павловичу и собирается на Сенатской площади».

6.      Каратыгин П.А. «День был пасмурный, перепадал мелкий снег, и к трем часам значительно стемнело; мы все сидели у окошек и видели беспрестанную народную беготню; то проскачет казак, то жандарм, то фельдъегерь промчится во всю прыть. Часу в четвертом с той стороны, где Петровская площадь, что-то мелькнуло, и через секунду раздался пушечный выстрел, другой, третий..»

7.  Из воспоминаний очевидца событий:

«Около половины 2-го часа пополудни выехал из-за Конногвардейского манежа на  Сенатскую площадь  Санкт- Петербургский  военный генерал-губернатор граф Михаил  Андреевич Милорадович... Петр Каховский выстрелил из пистолета, попал левою пулею графу Милорадовичу левый бок.  В это только время (не ранее 2-го часа по полудни) начали собираться с разных сторон на площадь (правительственные) войска дл прекращения мятежа».

8.  Из рассказа очевидца событий (адресован декабристу М.А.Бестужеву):

«Народ как есть вплотную запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок — это было ваше каре...  Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ « не пойдем,  умрем вместе с ними».

...Видел, как понеслась на вас кавалерия  как плавно склонились штыки, как опрокидывались кони со всадниками, наткнувши на эту стальную щетину, и с каким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров... Повсюду замечал на мрачных лицах ( окруживших вас) солдат общее недовольство везде слышалось громкое сетование на ваше бездействие. «Пусть они двинутся, — говорили солдаты, — мы пойдем вместе с ними».

Задание №1

Вопросы и задания к текстам  1-8 :

  1. Найдите в текстах  указание на время выступления и время разгроме выступления декабристов 14 декабря 1825 г.;
  2.   Составьте краткий план событий 14 декабря 1825 г. используя тексты (вы размещаете отрывки источников и приклеиваете по порядку).  
  3. Определите, сколько часов продолжалось выступление декабристов.
  4. Как вы охарактеризовали бы тактику декабристов на Сенатской площади.

 На работу группы отводится  10 минут, руководители распределите задание так, чтобы скорость была наивысшей).  Чтобы ускорить работу выделите в тексте то, что будете зачитывать из отрывка.

 Кратко запишите  ответ на  2 вопрос в тетрадь.

Задание №2

Работа с репродукцией и схемой

  1. Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий  К.И. Кольманом и ответьте на вопросы:
  2. Совпадают ли изображения событий на схеме и картине художника? (каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре декабристов, народ)
  3. Сравните поведение простонародья на картине Кольмана  с приведенными свидетельствами (Тексты  1–8).
  4. Определите примерное время изображенных на гравюре событий, докажите.
  5. Как вы полагаете, можно ли считать эту картину историческим источником?  Что дает нам основание считать картину  Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях?

    ( Время выполнения работы 7-10 минут)

 Дополнительно. Схема, изображающая события на Сенатской площади, составлена учеными-историками в результате тщательного изучения документов.

 К.И.Кольман написал картину несколько лет спустя после выступления декабристов. Воссоздать события минувших лет ему помогли рассказы очевидцев.

Задание №2

Работа с репродукцией и схемой

  1. Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий  К.И. Кольманом и ответьте на вопросы:
  2. Совпадают ли изображения событий на схеме и картине художника? (каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре декабристов, народ)
  3. Сравните поведение простонародья на картине Кольмана  с приведенными свидетельствами (Тексты  1–8).
  4. Определите примерное время изображенных на гравюре событий, докажите.
  5. Как вы полагаете, можно ли считать эту картину историческим источником?  Что дает нам основание считать картину  Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях?

    ( Время выполнения работы 7-10 минут)

 Дополнительно. Схема, изображающая события на Сенатской площади, составлена учеными-историками в результате тщательного изучения документов.

 К.И.Кольман написал картину несколько лет спустя после выступления декабристов. Воссоздать события минувших лет ему помогли рассказы очевидцев.

Задание №3

  1. Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?
  2. Объясните поступок сенатора Д.С.Ланского, выдавшего своего племянника А.И.Одоевского; генерала Н.И.Депрерадовича, предавшего своего сына в «руки правосудия».
  3. Как Н.Д.Дурново объяснил поступки родственников декабристов?  Какие этические нормы лежали в основе оценки Дурново?
  4. Ваша оценка поступков декабристов на следствии?

Тексты

9.  Из дневника  флигель-адъютанта Н.Д. Дурново:

16 декабря

Не проходит ни минуты, чтобы не находили и не сажали в тюрьму кого-нибудь из заговорщиков. Все Бестужевы в наших руках… Князь Одоевский. Офицер- конногвардеец, был выдан своим дядей сенатором Дмитрием Ланским, у которого он скрылся. Этот плут Якубович, который так хорошо разыграл искреннее раскаяние, оказался одним из главных руководителей заговора. Мы дали ему «бесплатное» помещение в крепости

19 декабря.

<...> Пообедав и отдохнув у моей подруги, я пошел во дворец. Туда привели четырех офицеров-конногвардейцев, обвиняемых в причастности к заговору. Один из них... был отпущен за то, что выдал подсудимых. Остальные трое были отправлены в Шлиссель-бургскую крепость, где они проведут несколько месяцев. Каково было наше удивление, когда генерал Депрерадович пришел со своим старшим сыном. Он, подобно некоему Бруту, пришел, чтобы предать свой отпрыск в руки правосудия. Маленький негодяй был членом тайного общества. Так как он принес чистосердечное раскаяние и сообщил кое-что новое, то император простил его и даже велел возвратить ему шпагу. Я нисколько не сомневаюсь, что сам отец поступит иначе, и думаю, что дорогой сын получит изрядную встряску. Выходя из кабинета, он имел вид мертвеца».

Тексты

10. Из записки ДА.Кропотова «Несколько сведений о Рылееве»:

«Пред Следственной комиссией он принес полное раскаяние, нисколько не увлекаясь надеждой избегнуть тяжкой, но заслуженной кары. На все вопросы комиссии он отвечал со всей откровенностью, о которой можно судить по последнему показанию: «Впрочем, я признаю себя главным виновником происшествий 14 декабря: я мог остановить и, напротив, был для других пагубным примером преступной ревности. Если кто заслужил казни, вероятно, нужную для блага России, то, конечно, я, несмотря на мое раскаяние и совершенную перемену образа мыслей».

11.  Н. Я. Эйдельман современный автор

Практически все декабристы давали признательные показания, свидетельствуя не только против себя, но и против других (потом извиняясь и прощая друг друга),  многие раскаивались в содеянном, но мало кто просил о снисхождении для себя лично – возможно, уповая на милосердие императора, который многих, как принято говорить сегодня, «завербовал» при личных встречах, т.е. на допросах.

Задание №4  Прочитайте тексты 12,13,14, ответьте на вопросы:

  • Изменилось ли ваше понимание смысла поведения декабристов в результате изучения свидетельств  Муравьева,  Боровкова?  Если да, то что послужило причиной изменения вашей оценки поведения декабристов на следствии?

Тексты

12. Декабрист А.М.Муравьев:

«Секретный комитет был инквизиторским трибуналом... Они предъявляли ложные показания, прибегали к угрозам очных ставок, которых затем не производили. Чаще всего они уверяли пленника, что его преданный друг во всем им признался; обвиняемый, затравленный, терзаемый без пощады и милосердия, в смятении давал свою подпись».

13. Правитель дел Следственной комиссии А.Д. Боровков:

«Главное упорство большей части допрашиваемых состояло в сокрытии соумышленников; но когда им показали бывшие в комитете списки членов их общества, когда сказали им, что они почти все уже забраны, тогда стали они чистосердечнее».

14. Современный историк:

«Эти слова Боровкова, на наш взгляд, позволяют критически отнестись к давно сложившемуся и, к сожалению, весьма распространенному суждению, будто бы декабристы вообще вели себя на следствии «не должным образом» и чуть ли не с первых допросов выдавали своих товарищей».

Задание №4   Прочитайте тексты 12,13,14, ответьте на вопросы:

  • Изменилось ли ваше понимание смысла поведения декабристов в результате изучения свидетельств  Муравьева,  Боровкова?  Если да, то что послужило причиной изменения вашей оценки поведения декабристов на следствии?

Тексты

12. Декабрист А.М.Муравьев:

«Секретный комитет был инквизиторским трибуналом... Они предъявляли ложные показания, прибегали к угрозам очных ставок, которых затем не производили. Чаще всего они уверяли пленника, что его преданный друг во всем им признался; обвиняемый, затравленный, терзаемый без пощады и милосердия, в смятении давал свою подпись».

13. Правитель дел Следственной комиссии А.Д. Боровков:

«Главное упорство большей части допрашиваемых состояло в сокрытии соумышленников; но когда им показали бывшие в комитете списки членов их общества, когда сказали им, что они почти все уже забраны, тогда стали они чистосердечнее».

14. Современный историк:

«Эти слова Боровкова, на наш взгляд, позволяют критически отнестись к давно сложившемуся и, к сожалению, весьма распространенному суждению, будто бы декабристы вообще вели себя на следствии «не должным образом» и чуть ли не с первых допросов выдавали своих товарищей».

  Декабристы на каторге.

Каторжные работы декабристы отбывали в Благодатском руднике, Чите и Петровском Заводе. Собрав в одном месте более 70 «друзей 14 декабря», Николай 1 стремился, в первую очередь, обеспечить строгий надзор и полную их изоляцию. Самому старшему из невольных сибиряков, Горскому, было 60 лет, самому младшему, Толстому, - 20.

Прибытие в Сибирь жен и невест декабристов разрушило изоляцию декабристов, так как в отличие от своих мужей они сохраняли право переписки с родными и друзьями и стали добровольными секретарями узников.

Благодаря дамам, они получили возможность знакомиться с новинками научной и художественной литературы, а литературные и музыкальные вечера, занятия рисованием давали выход их творческой энергии.

 Готовясь к поселенческой жизни, многие декабристы овладевали ремеслами: прекрасными портными оказались князь Оболенский и Бобрищев-Пушкин, столярами - тот же Пушкин, Кюхельбекер, Загорецкий. Но самым талантливым мастером был Бестужев, в тюрьме сумевший сделать весьма точный хронометр. Портретная галерея декабристов, созданная им, сохранила для потомков облик «первенцев русской свободы».

        Муравьев,  приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции.

Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутская для занятий учебного заведения для девочек – Сиропитательного дома Медведниковой. Частной педагогической деятельностью занимались Борисов, Юшневский и Поджио.

В Сибири декабристы оказались тесно связанными с крестьянством. Каждый поселенец наделялся 15-ю десятинами земли, «дабы трудами своими снискивать себе пропитание», но братья Муравьевы и Сергей Волконский взяли в аренду дополнительные наделы, на которых устроили хозяйство с использованием наемной рабочей силы. Новыми были и приемы хозяйствования, и новые для этого региона сорта сельскохозяйственных культур - гималайское просо, огурцы, арбузы и дыни. Семена выписывались из России, а некоторые были привезены из Петровского Завода, где декабристы занимались огородничеством, и «собранные с тюремных кустов» семена дали прекрасные овощи.

 Сложившееся на каторге братство декабристов не распалось и после ее окончания. Разбросанные по всей Сибири, они продолжали интересоваться судьбой товарищей. Действовала журнальная артель, новинки литературы рассылались в самые отдаленные уголки края. Пущин, взявший на себя обязанности распорядителя общей декабристской артели, находил средства для помощи малоимущим. Среди тех, кто постоянно делал взносы в общую кассу, были Волконский и Трубецкой. В доме Трубецких находили приют дети их товарищей - дочери Кюхельбекера и сын Кучевского.

О декабристе С. Трубецком, назначенном диктатором

  1. Отрывок из сочинения  современного историка: «Назначенный диктатором (руководителем) восстания Трубецкой... не явился на Сенатскую площадь, и восставшие остались без руководителя. Декабристы расценивали такое поведение как предательство они не могли  отличить «храбрость политическую от храбрости военной». Трубецкой не был трусом он бесстрашно стоял по неприятельскими ядрами и пулями во многих сражениях . Уже накануне выступления у Трубецкого возникли колебания и сомнения в успехе предпринимаемого дела. Эти колебания усилились в день 14 декабря. Когда Трубецкой увидел, сколь незначительны силы декабристов, вышедших на Сенатскую площадь, «гораздо меньше, чем рассчитывали декабристы, составляя план выступления 14 декабря», он не решился возглавить выступление... Позже на следствии он объяснил свое поведение стремлением избежать кровопролития».
  2. С. П. Трубецкой:  « Я всегда придерживался умеренных политических взглядов, считал, что власть монарха необходимо ограничить конституцией. Во время подготовки восстания в декабре 1825 г. меня назначили диктатором, но на Сенатскую площадь 14 декабря я не явился, т.к. считал восстание неподготовленным».

  • Какую роль в событиях 14 декабря руководители Северного общества отводили С.П.Трубецкому?
  • Объясните, почему 14 декабря декабристы на Сенатской площади остались без руководителя.
  • Каким образом поведение С.П.Трубецкого повлияло на исход выступления декабристов? Обоснуйте свой ответ.
  • Найдите в тексте отрывка объяснение С.П.Трубецкого своего поведения 14 декабря 1825 г.
  • Как оценили декабристы поведение Трубецкого?
  • Найдите в тексте слова, выражающие мнение историка о причинах поведения Трубецкого.
  • Чье суждение — Трубецкого, декабристов, историка — представляется вам наиболее убедительным? Объясните свой выбор.

Задание №1

Вопросы и задания к текстам  1-8 :

  1. Найдите в текстах  указание на время выступления и время разгроме выступления декабристов 14 декабря 1825 г.;
  2.   Составьте краткий план событий 14 декабря 1825 г. используя тексты (вы размещаете отрывки источников и приклеиваете по порядку).  
  3. Определите, сколько часов продолжалось выступление декабристов.
  4. Как вы охарактеризовали бы тактику декабристов на Сенатской площади.

 На работу группы отводится  10 минут, руководители распределите задание так, чтобы скорость была наивысшей).  Чтобы ускорить работу выделите в тексте то, что будете зачитывать из отрывка.

 Кратко запишите  ответ на  2 вопрос в тетрадь.

ВРЕМЯ

СОБЫТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Восстание декабристов"

Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...

презентация по теме " Восстание декабристов"

Данная презентация может служить самостоятельным элеентом урока изучения нового материала. а может использоваться на уроке-практикуме, размещенном на сайте....

Урок-дебаты "Восстание декабристов - подвиг или преступление"

Урок для 11 класса с использованием технологии "Дебаты", модифицированной для применения на уроке.Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших, в программе 11 класса о...

Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов

Урок на тему «Династический кризис. 1825 года. Восстание декабристов» разработан с учетом поурочного планирования история 8 класс. Урок рассчитан на возрастную группу  учащихся 14 - 15 лет,...

Восстание на Сенатской площади (восстание декабристов)

Восстание декабристов, восстание на Сенатской площади — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Известные личности: Сергей ...

Дебаты: декабристы преступники или герои? Значение Восстания декабристов для России. Обобщающий урок для 9 класса. по УМК "Русское слово".

Данный материал предназначен для проведения урока обобщения в виде дебатов по теме:"Восстание декабристов". Так же есть самоанализ урока. Требуются видео и аудио файлы. «Декабрист...