Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Елисеева  Анастасия Васильевна

 

Урок на тему «Династический кризис. 1825 года. Восстание декабристов» разработан с учетом поурочного планирования история 8 класс. Урок рассчитан на возрастную группу  учащихся 14 - 15 лет, соответствует их  интересам, потребностям и познавательным возможностям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка урока  истории

 для учащихся 8 – го класса

Династический кризис 1825 года.

Восстание декабристов

Автор разработки  Шерстюк Анастасия Васильевна

Должность: учитель истории и обществознания

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа»

с. Городки

2012

Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов

       Цель урока: раскрыть сущность династического кризиса; рассказать о восстании декабристов на Сенатской площади; показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшегося против самодержавия; выяснить значение восстания.

Задачи урока:

       Обучающие: способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов.

       Развивающие:  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации; развивать навыки самостоятельной  оценки учащимися исторических событий.

       Воспитательные: формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности; воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.

       Определения и даты: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

       Персоналий: Александр I,  Николай II, М. А. Милорадович, П.И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.

       Оборудование:  учебник (История России XIX век под ред. А.Н. Сахарова, А. Н. Боханова), компьютер (проектор), раздаточный материал, презентация  «Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов».

       Тип урока: комбинированный.

        Педагогические технологии: проблемное обучение.

1. Проблема: 

        - Кто такие декабристы? Как вы себе представляете, что это были за люди? ( На доску прикрепляются основные характеристики) 

        - Насколько сегодня эти люди вам понятны, интересны? Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?

         «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» - утверждал Л. Толстой. Я предлагаю через призму  исторических источников взглянуть на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него и определить наше отношение к высказыванию великого русского писателя.

2. Определение  задачи урока.

- Чему будем учиться учащихся в работе с историческими источниками? (на  магнитную доску крепятся таблички: получать, анализировать, устанавливать, обобщать).

Ожидаемый результат:

1.        Учащиеся получат…

2.        Узнают о …

3.        Научатся …

4.        Получат практические навыки работы с историческими источниками.

План

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Подготовка к изложению нового материала
  4. Изложение нового материала

1. Выступление 14 декабря 1825 года

2. Следствие, суд, расправа

3. Историческое значение движения декабристов

    V.  Подведение итогов

    VI. Рефлексия

  1. Домашнее задание                  

Ход урока

  1. Организационный момент  (1мин.)

       (Приветствие, проверка готовности к уроку,  мотивация учащихся).

  1. Проверка домашнего задания  (4 мин.)

        Учитель: В ходе предыдущего урока мы выяснили причины зарождения декабризма: война 1812 года, влияние  французских просветителей,  Великая французская революция во Франции. Но от рассуждений к восстанию довольно долгий путь.

       - Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали организации будущих декабристов. Назовите их. (Ответы учащихся)

     - А теперь ответьте, почему эти организации были самораспущены? (Ответы учащихся)

1. Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России, и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.

     - Назовите тайные организации, возникшие в России в 1820-1821 гг. (Северное и Южное общества)

        - Выделите их общие черты и отличия. (Ответы учащихся)

III.        Подготовка к изложению нового материала

IV.        Изложение нового материала (34 мин.)

       

        Учитель: 1 сентября 1825 года Александр I покинул Петербург и отправился в Таганрог. Простудившись, 19 ноября он скончался. Неожиданная смерть императора вызвала большое волнение в стране. Ведь у Александра  I не было детей. Согласно закону о престолонаследии, трон переходил к его бату – великому князю Константину Павловичу. Слайд 3.

       В 1823 году  Константин Павлович,  поселившийся в Варшаве,  отказался от престола, о чем письменно уведомил Александра  I. Царь принял отречение  и в особом манифесте назначил своим наследником другого брата – Николая Павловича. Но по непонятной причине Александр I не стал обнародовать документ и  в запечатанном пакете переслал его московскому митрополиту Филарету для хранения в Успенский собор Московского Кремля.  Копия, тоже секретно, была передана на хранение в Государственный совет. На всех пакетах с текстом император  напечатал: Хранить до моего востребования. А в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия.

        Сама смерть Александра I и по сей день остается загадкой истории и семьи Романовых.  

        Существует версия, что с согласия и при поддержке близких людей Александр I тайно отбыл из Таганрога в Палестину, в Святые места, а затем уже в виде странствующего старца, пилигрима Федора Кузьмича, появился в России, умер в возрасте 87 лет  на далёкой лесной заимке близ Томска в ореоле великой святости и всенародного признания.

        Известие о смерти императора отправилось из Таганрога и  в Петербург, и в Варшаву. Возникла путаница, в Петербурге новым царем считали Константина, а в Варшаве – Николая. 12 декабря был вскрыт пакет с манифестом.

          Данной  ситуацией, смены власти, воспользовались   члены тайных обществ, вынашивавшие планы захвата власти, решили, что сложившаяся  обстановка благоприятствует им, и наметили своё выступление на 14 декабря 1825 года. Слайд 4.

      Учитель:   Какой же план вынашивали декабристы?  

( Работа с учебником  стр.56)

      Добавление учителя.   Слайд 5.   Вечером 13 декабря декабристы, собравшиеся на квартире больного Рылеева, составили план:

-  Якубович А.И. должен был захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью;

-  вывести войска на Сенатскую площадь и не допустить переприсяги;        

- Каховский вызвался убить Николая, а Булатов - захватить Петропавловскую крепость;

- диктатором восстания стал С.Трубецкой;

- в случае успеха предстояло обнародовать манифест со своими требованиями.

План будущего восстания

  1. Начать выступление 14 декабря 1825 года в Петербурге.
  2. Не допустить переприсяги Николаю I  и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления.
  3. Занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец.
  4. Арестовать царскую семью.
  5. Учредить Временное революционное правительство.
  6. Ликвидировать крепостное право, всех граждан уравнять перед законом, отменить  рекрутскую повинность и военные поселения.
  7. Рассмотреть программу переустройства России.

              Слайд 6.

       Запись на слайде 7 и в тетради:

14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади

       Учитель: У вас на столах представлены следующие источники: воспоминания очевидцев, воспоминания декабристов.  

Работа в группах

       Ваша задача:   Установить подробный повременной план событий на Сенатской площади, используя описания и учебник на стр. 56-57. Вы размещаете отрывки источников и приклеиваете по порядку. ( На работу группы отводится 7 минут). Чтобы ускорить работу, выделите в тексте то, что будете зачитывать из отрывка.

     (Карточки с описанием событийного ряда, клей, лист основы, текстовыделитель).

       - Какая группа хочет начать представление своей версии событий? Другие группы проверяют (учитель отслеживает по карте ответа).

  Задание 1. Тексты  № ____________

     Учитель:   А теперь давайте поработаем с репродукцией  К.И. Кольмана  «Выступление декабристов на Сенатской площади».  (Слайд 8)

Работа в группах.

       На столах схема, почасовой план событий, репродукция картины.

Задание №2

1. Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий  К.И. Кольманом и ответьте на вопросы.

 Совпадает ли изображение событий на схеме и картине художника? (каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре декабристов, народ)

 Сравните поведение простонародия на картине Кольмана  с приведенными выше свидетельствами.

 Определите примерное время изображенных на гравюре событий.

Как вы полагаете, можно ли считать эту картину историческим источником?  Что дает нам основание считать картину  Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях?

( Время выполнения работы 7-10 минут)

Выступления групп.

      Учитель:  Вскоре после событий в Петербурге взбунтовался расквартированный на Украине Черниговский полк.  Слайд 9.

Запись на слайде и в тетради:

29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

       Восстанием руководил член южного общества С. И. Муравьев – Апостол и М. П. Бестужев – Рюмин, но воинские части не поддержали восставших, и выступление удалось быстро подавить.

      Учитель:  Почему же восстание декабристов потерпело поражение?

        - Прочитайте точки зрения по итогам восстания. Какая  из них вам ближе?

        - Сформулируйте  причины поражения декабристов 14 декабря 1825 г.,   запишите в тетрадь. (Ответы учащихся).  Слайд 10.

      Учитель: После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Пять декабристов были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением.

На основе презентации учитель показывает результаты судебного процесса.

Слайд 11-14

        (Следствие и суд. К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 545 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев. С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании).

Казнь.

     Приговор Верховного уголовного суда был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

      При проведении казни Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев сорвались с петли и были повешены вторично. Это противоречило традиции недопустимости вторичного приведения в исполнение смертной казни, но, с другой стороны, объяснялось отсутствием казней в России на протяжении нескольких предшествовавших десятилетий (исключение составляли казни участников восстания  Пугачева).

        Учитель:  Настал момент рассмотреть подробнее личности декабристов, вспомнить высказывание Л. Толстого.  Слайд 15.

        Прежде чем мы проанализируем  источники,  послушаем выступление ученика 10 класса. Дома  он выполнял задание на анализ фактов биографий декабристов. Сообщение  «Обобщенный  образ декабриста».

  1. Какая оценка декабристов прозвучала из уст ученика?

 (Ответы учащихся)  (Положительная).

Работа в группах.

Задание 3. Тексты ________________________

1. Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?

2. Объясните поступок сенатора Д. С. Ланского, выдавшего своего племянника А.И. Одоевского, генерала Н.И. Депрерадовича, предавшего своего сына в «руки правосудия».

3. Как Н. Д. Дурново объяснил поступки родственников -  декабристов?  Какие этические нормы лежали в основе оценки Дурново?

4. Ваша оценка поступков декабристов на следствии?

Задание №4

Второй блок воспоминаний.  Тексты   № ______________________

       Изменилось ли ваше понимание смысла поведения декабристов в результате изучения свидетельств  Муравьева,  Боровкова?  Если да, то что послужило причиной изменения вашей оценки поведения декабристов на следствии?

Как вы теперь отнесетесь к словам Л. Толстого? Согласитесь, опровергнете?

(Ответы учащихся)  

        Учитель:   ( о женах декабристов в ходе презентации)  Слайд 16-17.

       Еще больше возвысили славу декабристов их  жены и любимые, последовавшие за ними в ссылку. Княгини Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская и А.Г. Муравьева были первыми.

       Чтобы остановить женщин, Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами… Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы, уголовники… Но они все равно поехали, и оказалось, что чиновники, чинившие всевозможные препятствия и вымогавшие бесконечные взятки, много хуже уголовников.

Забыла я родной свой град,

Богатство, почести и знатность,

Что б с ним делить в Сибири хлад

И испытать судьбы превратность

Наталия Долгорукова (Рылеев)

       Учитель:   Так в чем значение этого восстания,  завершившегося полным провалом задуманного?

       - Что изменило оно в России?

  - Сегодня мы неоднократно обращались к культурному наследию: воспоминания, картины, стихи. Как вы определите роль декабристов в истории и культуре? (Ответы учащихся). Слайд 18. Записать значение  восстания  декабристов в тетрадь.

V.     Подведение итогов (4 мин.)

       Учитель: Решили ли мы проблемы, поставленные в начале урока?

  1. Кто же такие декабристы?
  2. Понятны ли они вам?
  3. Достойны ли они нашей памяти?

(Ответы учащихся)

  1. Рефлексия  (1 мин.)  Слайд 19. 

        Учитель: Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

Как я усвоил материал?

1. Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

2. Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.

3. Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

1. Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.

2. Допустил ошибки – 7-8 баллов.

3. Не справился – 4-6 баллов.

VII.   Домашнее задание (1 мин.)  Слайд  20.

  §10 стр. 55- 60. Найти  дополнительный материал по дальнейшей судьбе одного из декабристов. По желанию разгадать кроссворд.

Источники

  1. http://www.hrono.info/dokum
  2. http://allstude.ru/Istoriya/Dvizheniya_dekabristov.html
  3. http://www.baikalvisa.ru/irkutsk/dekabtist 
  4. http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic.php?id=95
  5. http://www.new-fact.ru/?p=859
  6. http://wordweb.ru/andreev/89.htm
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki
  8. Декабристы в воспоминаниях современников, М., 1988.
  9. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. - Л., 1989. с. 11-13
  10.  Нечкина M. «Декабристы». Москва, издательство «Наука», 1983 г.
  11.  Рылеев К. Ф. // Полн. собр. стих., Л., 1971, стр.168.


Предварительный просмотр:

Приложение 1

«Геоинформационные системы в Интернете»

Задание: создать презентацию «Геоинформационные модели».

  1. Задание заключается в совместном создании презентации «Геоинформационные модели», используя возможности сервиса Google – Документы.
  2. Для каждой группы отведено для заполнения несколько слайдов.
  3. Заполнить слайды своей группы теоретическим материалом, используя ссылки на ресурсы Интернет, данные в нижней части слайда. Слайд должен содержать краткую теоретическую справку с ответом на вопрос.
  4. По окончании создания презентации, от каждой группы выступает представитель с кратким сообщением, комментирующим информацию на слайде (читать информацию на слайде не нужно).

Примечание:

Ctrl + C  для копирования

Ctrl + X  для вырезания

Ctrl + V  для вставки



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

http://narod.ru/disk/54710754001.478dca51a07cac4c39dd589bc4e0f985/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%202.doc.html



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Задание №3

1.        Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?

2.        Объясните поступок сенатора Д.С. Ланского, выдавшего своего племянника А.И. Одоевского, генерала Н.И. Депрерадовича, предавшего своего сына в «руки правосудия».

3.        Как Н.Д. Дурново объяснил поступки родственников - декабристов?  Какие этические нормы лежали в основе оценки Дурново.

4.        Ваша оценка поступков декабристов на следствии?

Тексты

       9.  Из дневника  флигель-адъютанта Н.Д. Дурново:

 16 декабря

<...>Не проходит ни минуты, чтобы не находили и не сажали в тюрьму кого-нибудь из заговорщиков. Все Бестужевы в наших руках… Князь Одоевский. Офицер - конногвардеец, был выдан своим дядей сенатором Дмитрием Ланским, у которого он скрылся. Этот плут Якубович, который так хорошо разыграл искреннее раскаяние, оказался одним из главных руководителей заговора. Мы дали ему «бесплатное» помещение в крепости

19 декабря

<...> Пообедав и отдохнув у моей подруги, я пошел во дворец. Туда привели четырех офицеров-конногвардейцев, обвиняемых в причастности к заговору. Один из них... был отпущен за то, что выдал подсудимых. Остальные трое были отправлены в Шлиссельбургскую крепость, где они проведут несколько месяцев. Каково было наше удивление, когда генерал Депрерадович пришел со своим старшим сыном. Он, подобно некоему Бруту, пришел, чтобы передать своего отпрыска в руки правосудия. Маленький негодяй был членом тайного общества. Так как он принес чистосердечное раскаяние и сообщил кое-что новое, то император простил его и даже велел возвратить ему шпагу. Я нисколько не сомневаюсь, что сам отец поступит иначе, и думаю, что дорогой сын получит изрядную встряску. Выходя из кабинета, он имел вид мертвеца».

Тексты

       10. Из записки Д. А.  Кропотова «Несколько сведений о Рылееве»:

«Пред Следственной комиссией он принес полное раскаяние, нисколько не увлекаясь надеждой избегнуть тяжкой, но заслуженной кары. На все вопросы комиссии он отвечал со всей откровенностью, о которой можно судить по последнему показанию: «Впрочем, я признаю себя главным виновником происшествий 14 декабря: я мог остановить и, напротив, был для других пагубным примером преступной ревности. Если кто заслужил казни, вероятно, нужную для блага России, то, конечно, я, несмотря на мое раскаяние и совершенную перемену образа мыслей».

       11.  Н. Я. Эйдельман, современный автор

Практически все декабристы давали признательные показания, свидетельствуя не только против себя, но и против других (потом извиняясь и прощая друг друга),  многие раскаивались в содеянном, но мало кто просил о снисхождении для себя лично,  возможно уповая на милосердие императора, который многих, как принято говорить сегодня, «завербовал» при личных встречах, т.е. на допросах.

       Задание №4

       Прочитайте тексты 12,13,14, ответьте на вопросы:

  1.         Изменилось ли ваше понимание смысла поведения декабристов в результате изучения свидетельств  Муравьева,  Боровкова?  Если да, то что послужило причиной изменения вашей оценки поведения декабристов на следствии?

Тексты

12. Декабрист А.М.Муравьев:

«Секретный комитет был инквизиторским трибуналом... Они предъявляли ложные показания, прибегали к угрозам очных ставок, которых затем не производили. Чаще всего они уверяли пленника, что его преданный друг во всем им признался; обвиняемый, затравленный, терзаемый без пощады и милосердия, в смятении давал свою подпись».

13. Правитель дел Следственной комиссии А.Д. Боровков:

«Главное упорство большей части допрашиваемых состояло в сокрытии соумышленников; но когда им показали бывшие в комитете списки членов их общества, когда сказали им, что они почти все уже забраны, тогда стали они чистосердечнее».

14. Современный историк:

«Эти слова Боровкова, на наш взгляд, позволяют критически отнестись к давно сложившемуся и, к сожалению, весьма распространенному суждению, будто бы декабристы вообще вели себя на следствии «не должным образом» и чуть ли не с первых допросов выдавали своих товарищей».



Предварительный просмотр:

Приложение №4

  1. Рудник, на котором работали большинство декабристов…
  2. Первая из женщин-декабристок.
  3. Император, который взошёл на престол в 1825 году.
  4. Император, который разрешил декабристам в 1856г. вернуться в Россию.
  5. В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.
  6. Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.
  7. Помилование, объявленное декабристам в 1856г.
  8. Этот декабрист несколько лет служил в Омске.
  9. Большинство декабристов были осуждены на …… .



Предварительный просмотр:

Презентация к разработке урока истории в 8 классе

Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов

http://narod.ru/disk/54709853001.e88daca0b009abb85ffa8d11c3852d9a/%D0%94%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%201825%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.%20%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2.ppt.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Династический кризис 1825 года. Декабристы

В моём уроке рассказывается о событиях, происходивших 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, воспользовавшись периодом междуцарствия, декабристы решили выступить против самодержавия....

Династический кризис 1825 года. Декабристы.

Рассматривается попытка декабристов изменить политический строй в Российской империи....

Урок.. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.» разработан для 8 класса. На уроке использована технология развития критического мышления, которая способствует повышению...

Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов.

Презентация сжато и ёмко излагает материал, что может служить подспорьем для учителя в изучении данной темы. Информация свёрнута в схемы для более лёгкого усвоения учениками. Кроме того, презентация с...

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....