Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"
учебно-методический материал по истории (8 класс) на тему

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vystuplenie_dekabristov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Династический кризис1825года.Выступление декабристов».

Класс: 8 класс МБОУ «СОШ №52» города Ульяновска.

Цели: 1.Обучающие:

1) Показать на примере выступления декабристов

наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-

крепостнической системой.

2) Проанализировать оценки выступления

декабристов, сформулировать и аргументировать

собственную позицию по данному вопросу.

2.Развивающие:

1) Продолжить работу над формированием УУД

на различных этапах урока:

-психологических (умение слушать, запоминать)

-учебно-интеллектуальных (умение анализировать,

аргументировать, выделять главное)

-учебно-познавательных (умение составлять

конспект, участвовать в дискуссии).

-поисково-информационных (умение работать с

картой, с хронологией, с  понятиями, с персоналиями).

3.Воспитательные:

1) Показать выступление декабристов, как

проявление чувства гражданского долга,

патриотизма.

2) Способствовать формированию у учащихся

гражданской позиции.

                        План урока:

1.Династический кризис 1825 года.

2.Выступление декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.

3.Суд над декабристами.

                 

                   Оборудование урока:

1.Карта «Российская империя в 1801-1861годах».

2.Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. -М.,1997.

3.Словарь понятий и терминов.

4.Стенды:

- «Декабристы»

-«Выступление декабристов 14 декабря 1825года»

-«Декабристы в Сибири».

5. Презентация  «14 декабря 1825 года»

6.Транспарант: «Мы были дети 1812 года. Принести в

    жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству,  было пробуждением. Наши чувства были чужды эгоизма».

                                                  (М.И.Муравьев-Апостол).

7.Памятка для учащихся: «Памятка участника обсуждения».

8.Портреты царей : ПавлаI ,АлександраI ,НиколаяI .

              Основные понятия и термины:

1.Декабристы-

2.Декабризм-

3.Династический кризис-

4.Сенат-

5.Конституция-

6.Манифест-

7.Диктатор-

8.Каре-

9.Кронверк-

10.Восстание-

11.Мятеж-

12.Акт гражданского неповиновения-

            Основные даты:

1.14 декабря 1825года.-выступление декабристов на

                                        Сенатской площади.

2.29 декабря 1825года.-3 января 1826года.-восстание

                                        Черниговского полка.

              Персоналии:

1.Великий князь Константин Павлович

2.Великий князь Николай Павлович

3.Н.С.Мордвинов(адмирал, член Государственного Совета)

4.М.А.Милорадович(генерал-губернатор Петербурга)

5.С.П.Трубецкой

6.П.Т.Каховский

7.П.И.Пестель

8.С.И.Муравьев-Апостол

9.М.П.Бестужев-Рюмин

10.К.Ф.Рылеев

             

Тип урока : Урок по изучению и первичному закреплению

          учебного материала.

Формы урока:1)Традиционные формы

                         2)Дискуссия, диспут.

                         3) Интерактивные формы- презентация

Методы урока:1)Частично- поисковый

                          2)Наглядный

                          3)Словесный  

                          4)Самоконтроля

Формы организации

обучения уч-ся на уроке:1)Фронтальная форма

                                           2)Коллективная форма

                                           3)Индивидуальная форма

                                           4)Групповая форма

               Этапы урока:

1Этап-Организационный(1 мин.)

Этап кратковременный. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку (учебники, карты, тетради, памятки для учащихся).

2 Подготовка к основному этапу (7-10 мин).

(Этап актуализации знаний, повторение базовых знаний).

Целевая установка: На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение 2 главы: «Россия во 2 четверти 19века».

Первый урок данной темы:

«Династический кризис 1825года.Выступление декабристов».

Мы должны: Во-первых, раскрыть на примере выступления декабристов наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных феодально-крепостнической системой.

Во-вторых, выявить сущность того, что произошло 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.

В-третьих, проанализировать оценки выступления декабристов и сформулировать собственную позицию по данному вопросу.

В-четвертых, оценить выступление декабристов, как проявление мужества, гражданского долга, патриотизма (несмотря на то, что оно отличалось неоднородностью).

Вступление: В Российском обществе в начале 19 века существовали глубокие противоречия, которые необходимо было решать на пути реформ. АлександрI  в конце царствования сворачивает реформистские планы. В России нарастает общественное движение, оно впервые принимает организованные формы.

Вопрос: Перечислите основные источники формирования идеологии декабризма?(Отечественная война 1812года-транспарант).

Вопрос: Какие тайные общества действовали в России?

Вопрос: В чем вы видите сходство и различие программных документов Северного и Южного обществ? На достижение  каких конечных целей они были направлены?

Вопрос: Какая из двух программ была более радикальная?(решительная).

Вывод: Итак, декабристов крепко связывало общее дело-борьба против самодержавия и крепостничества. Декабристы договорились действовать совместно. Выступление было намечено на лето 1826года. Но произошло непредвиденное.

      3 Этап усвоения новых знаний и способов действия (10 минут).

                      План:

1)Династический кризис 1825года.

   Осенью 1825 года на отдыхе в Крыму внезапно заболел и умер АлександрI  .По указу Павла о престолонаследии, трон переходил к старшему сыну царя, а в случае отсутствия сыновей-старшему из братьев. Но этого не произошло. У Александра сыновей не было, наследовать престол должен был Константин (средний сын Павла). Константин еще в 1822году отказался от своих прав на престол, но царская семья держала это в тайне. Вся страна стала присягать Константину (Выставила его портреты, даже отчеканили несколько монет с его изображением).

И пока Николай переписывался с Константином, находившимся в Варшаве, чтобы получить официальный отказ от престола; пока курьеры скакали из Петербурга в Варшаву, и обратно, создалось междуцарствие (царя фактически не было). В стране усилилось недовольство правительством, начались волнения в народе.

Этим решили воспользоваться декабристы, ускорив свое выступление.

               

2)Выступление декабристов 14 декабря 1825 года

на Сенатской площади.

Власти назначили «переприсягу» Николаю 14 декабря 1825 года. В этот день и решили выступить члены Северного общества.

По их плану восстание должно было начаться в Петербурге, и почти одновременно должна была выступить 2-я армия на Украине. Декабристы собирались не допустить присяги солдат новому царю, вывести их к Сенату и потребовать созыва Великого  собора, который должен был решить вопрос о форме правления.

Был заготовлен «Манифест к русскому народу» (текст в учебнике, стр.60),объявлявший об отмене крепостного права и изменении управления страной.

На деле же все получилось иначе, чем планировалось.

-Получив предупреждение о готовящемся выступлении, НиколайI провел присягу для членов Сената, Синода и Государственного  Совета в ночь с 13 на 14 декабря.

-Диктатор (военный руководитель) Трубецкой не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.

-Декабристы не взяли Зимний дворец, царь не был арестован.

-На выступление декабристы смогли поднять солдат не 6 полков (как планировалось), а только 3-х.(прибыли они на площадь не одновременно, а по частям).

И все же, нам интересно, что произошло 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Ученые и  исследователи высказывают разные точки зрения по этому вопросу.

            Памятка участника обсуждения:

1.Все расположены к участию в дискуссии.

2.Никто не доминирует в беседе,  каждый имеет возможность  высказаться.

3.Нельзя критиковать людей, а только идеи.

4.Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.

5.Обсуждение не выходит за рамки темы и сосредоточено на определении собственной позиции.

6.Должны быть учтены все предложения, мнения и подходы к проблеме.

7.Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах и проверенных источниках.

8.Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.

9.Мы слушаем и слышим друг друга.

1-Восстание-массовое вооруженное выступление против политической власти.

                  Характеристика восстания:

1.Причины восстания

2.Движущие силы (участники), руководитель.

3.Цели, требования восставших (план).

4.Ход восстания (тактика-наступательная, оборонительная).

5.Итоги восстания и его значение.

1.Каковы были причины восстания?

2.Каковы были участники восстания?

3.Было ли выступление декабристов массовым?

4.Был ли у декабристов руководитель?

5.Был ли у декабристов план? Как он осуществлялся в ходе                                          

   выступления 14 декабря?

6.Каким путем заговорщики хотели добиваться своих целей

  (мирным или вооруженным)?

7.Тактика декабристов (наступательная или оборонительная)?

2-Мятеж-стихийное вооруженное выступление против власти.

1.Было ли выступление декабристов стихийным?

2.Был ли у декабристов руководитель?

3.Было ли выступление декабристов вооруженным?

4.Было ли выступление декабристов массовым?

5.Цели выступления декабристов?

6.Тактика декабристов (наступательная или оборонительная)?

3-Акт гражданского неповиновения-мирная форма выражения несогласия с существующими порядками в обществе.

1.Каким путем заговорщики хотели добиваться своих целей?(мирным или вооруженным).

2.Чтобы произошло, если выступление декабристов произошло в казармах?

3.На чьей стороне, в ходе выступления 14 декабря, было численное превосходство, на чьей- моральное?

4.Что помешало декабристам выстоять в этом моральном поединке?

5.Как вы считаете, чем было выступление декабристов -восстанием или актом гражданского неповиновения?

         5 Этап-Подведение итогов занятия (3мин.)

На примере выступления декабристов мы убедились, что рассматривать то или иное историческое событие можно по-разному и неоднозначно. Мы постарались выразить свое отношение к выступлению декабристов. Восстание декабристов и следствие по их делу показали властям, что в российском обществе зреют глубокие противоречия, порожденные крепостнической системой. Разрешить эти противоречия можно было тогда только путем реформ. Декабристы сумели всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостничеством и самодержавием, положили начало освободительному движению в России.

     6 Этап-Информация о домашнем задании (2мин.)

Задание дается разноуровневое:

Д/з 1 уровня -Подготовить п.7, изучить основные понятия, даты, персоналии (план выступления, ход событий, суд над декабристами.)

 Д/з 2 уровня- Раскрыть причины поражения декабристов

                       -Раскрыть историческое значение движения

                        декабристов.

                       -Учащимся предлагается самостоятельно

                        (в тетради) выполнить задание:

Я считаю, что выступление декабристов –это…..,так как… Очень важно, чтобы учащиеся на основе анализа собственных подходов сформулировали собственную позицию.

Д/з 3 уровня- Подготовить самостоятельно сообщения, рефераты по темам:

  1. «Симбирские дворяне-декабристы»
  2.  «Южное восстание (восстание Черниговского полка).
  3.  «Декабристы в Сибири»
  4.  «Декабристы и русская культура».    

         

                            Литература.          

1.Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.

2.Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,Цитадель,1999.

3.Короткова М.В. Студеникин М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе. М.:Владос,2010.

4.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.М.:Педагогическое общество России,2009.

5.ПавловаЛ.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.,2001.

6.Панасюк А.Ю. Как победить в споре ,или искусство убеждать. М.:Олимп: Издательство АСТ ЛТД ,1998.

7.Педсовет:идеи ,методики, формы. М.:Центр «Педагогический поиск»,2001.

8.Короткова М.В. Нетрадиционные формы уроков. Преподавание истории и обществознания в школе.2008 №7.

9.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.,2010.

10.О современных методах преподавания истории. Преподавание  истории и обществознания в школе.2001№10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов

Урок на тему «Династический кризис. 1825 года. Восстание декабристов» разработан с учетом поурочного планирования история 8 класс. Урок рассчитан на возрастную группу  учащихся 14 - 15 лет,...

Урок.. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.» разработан для 8 класса. На уроке использована технология развития критического мышления, которая способствует повышению...

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок по теме. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. Цель урока: познакомить  с причинами  династического кризи...

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Конспект урока по истории России для 8 класса(технология проблемного обучения0....

Презентация по истории России 8 класс на тему "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"

Данная презентация поможет учителю провести наглядных запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему  "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"Наглядный способ по...