Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

 Ефременкова Наталья Петровна

Конспект урока по истории России для 8 класса(технология проблемного обучения0.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_dekabristy.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России 8 класс

Учитель: Ефременкова Наталья Петровна        

Тема урока: Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: проблемный урок (эвристическая беседа)

Технология обучения: проблемное обучение 

Цель урока:

Организация работы по усвоению  сущности и значения  восстания  14 декабря 1825 года на Сенатской площади в истории Российского государства.

Задачи урока:

Образовательная: Способствовать усвоению учащимися основного фактического и понятийного материала о движении декабристов. Формировать основные понятия темы.

Развивающая: Развить у учащихся познавательный интерес к изучению предмета истории и исторических событий второй половины XIX века, а так же активизировать познавательные способности, уметь правильно и грамотно выражать свое мнение, научить аргументировать и доказывать свой ответ, развивать воображение и восприятие. Продолжить формирование основных умений у учащихся: самостоятельно получать новые знания по источникам, анализировать фактический материал.

Воспитательная: Способствовать формированию  нравственных качеств личности, взглядов и убеждений,  направленных на правильное восприятие важнейших исторических событий в истории России, чувства гордости за лучших сынов Отечества первой половины XIX века; воспитание  на примере гражданской позиции и любви к Отечеству.

Основные понятия: династический кризис; декабристы;.

Основные даты:  14 декабря 1825 г.- восстание декабристов, 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

Имена исторических деятелей: Н.М.Муравьев, П.И.Пестель, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, И.И.Пущин,  Каховский, Николай II, М. А. Милорадович

План изучения нового материала:

  1. Междуцарствие. Династический кризис
  2. Декабристы на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка.
  3. Суд над декабристами.
  4. Историческое значение восстания декабристов.

Оборудование урока: учебник, ноутбук и медиапроектор, листы с текстом «Манифеста к русскому народу».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин.)

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Проверяют наличие на столах учебника, тетради, письменных принадлежностей

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ  (2-3  мин.)

Познакомьтесь с  цитатой на слайде 1. 

Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, облетел лучший цвет целого поколения”.

О каком известном событии на Сенатской площади идет речь?

Вопрос: Как мы сформулируем тему нашего урока? Наша тема «Восстание декабристов»  слайд 2.

Действительно, сегодня на уроке мы перенесемся в город Санкт-Петербург декабря 1825 года, чтобы подробнее узнать об этом важном событии нашей истории.

Читают.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос: О восстании декабристов.

 Восстание декабристов.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (3-5 мин.)

Вопросы:

 Давайте вспомним, какие тайные общества существовали в России к 1825 году?

В чем сходство и различие их программ?

Открывает слайд 3 по ходу ответов учащихся.

Вопросы для сравнения

Программа Южного общества - «Русская правда» П.Пестеля

Программа Северного общества - «Конституция» Н.Муравьева

Власть, форма правления

Республика, власть на 10 лет Временному правительству. Россия - единое и неразделимое государство.

Конституционная монархия. По территориально-государственному устройству Россия становилась федерацией из 13-14 государств и 2 областей. Законодательная власть - Народному вечу (право голоса - богатым), исполнительная - императору

Принятие конституции

Крепостное право

Отменяется.

Отменяется, земли помещиков остаются за ними.

Сословный строй

Равенство всех перед законом, гражданские свободы

Равенство всех перед законом, но избирательное право - только богатым

Какую программу легче было осуществить? Почему?

Кто был членами тайных обществ?

Какими методами хотели достичь своих целей?

Отвечают на вопросы:

-Северное и Южное общества

-Общее: за отмену крепостного права, равенство всех перед законом.

Различие: Южное –за установление республики, Северное—за конституционную монархию.

Программу Н. Муравьёва, так как он предлагал сохранить монархию, а это было более приемлемо для России с абсолютной формой власти.

Молодые дворяне хорошо образованные, с блестящей военной карьерой и статской службой, имеющие уважение и почести в аристократическом свете не захотели мириться с гнётом крепостного права. Декабристы, в основном участники Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, возвращались на Родину, ждали перемен. Но дома их встретили политическая реакция, ужесточение крепостнических порядков, издевательство над солдатами.

Методом военного переворота.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20-25 мин.)

Постановка проблемного вопроса:

Показывает слайд 4.

Эти высказывания относятся к членам тайных обществ, которых позднее назовут  декабристами:

«Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты».  П. Вяземский.
«Именно потому, что им не безразлична судьба русского народа, потому что они патриоты и  вольнолюбцы, они идут на штурм устоев самодержавия». В. Ленин.
«Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина».

П. Чаадаев.
«Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». М. Корф.
«Эти замыслы были чужды для русского ума и сердца». Н. Греч.
«Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье» А. Пушкин.

«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» Л.Толстой.

Как оценивают декабристов?

Если им дают положительную оценку, то кто они?

Если –отрицательную, то кто они?

Как можно сформулировать проблему?

Постановка цели.

Какова будет цель нашего урока?

Реализация плана.

Прочитайте п.1 пар.9 и ответьте на вопрос:

Почему члены Северного общества выступили раньше, чем планировалось (по плану в 1826 году)?

При необходимости консультирует учащихся.

Просит огласить ответы. Слушает,  просит учащихся  дополнить в случае необходимости ответы одноклассников.

Декабристы решили Николаю I не присягать, а вынудить его с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом».

Вопросы:

Каковы были основные положения Манифеста?

Какой слой населения  поддержал бы декабристов, если бы знал содержание «Манифеста»?

Положение какого слоя населения сильно ухудшилось и почему?

Какое противоречие получается?

При необходимости консультирует учащихся.

Просит огласить ответы. Слушает,  просит учащихся  дополнить в случае необходимости ответы одноклассников или дополняет сам. Подводит итог.

Как наиболее образованные представители своего сословия, много повидавшие во время заграничных походов в Западную Европу, декабристы просто не могли, да и не хотели оставаться безучастными и равнодушными к судьбе своей родины и страданиям народа.

Накануне, 13 декабря 1825 г., члены Северного общества, собравшись на квартире Рылеева, обсуждали предложенный им план и распределяли обязанности.

Показывает слайд 5.

Планировалось

Реализовано

Начать выступление 14 декабря 1825 года в Петербурге.

Не допустить переприсяги Николаю I  и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления.

Якубович А.И. должен был захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.     

Каховский вызвался убить Николая, а Булатов - захватить Петропавловскую крепость

Диктатором восстания был избран С.Трубецкой

Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить  сенаторов  до присяги, заставить их объявить правительство низложенным  и  издать революционный Манифест  к русскому народу.                                                      

Сейчас послушайте мой рассказ о Восстании и постарайтесь найти причины поражения. Для этого надо проанализировать и отметить, что удалось из первоначального плана восставших, а что не удалось.

События развивались следующим образом. Гарнизон столицы насчитывал тогда более15 тысяч солдат и офицеров. Руководители восстания рассчитывали на то, что большая часть из них поддержит план и выступит против власти. Однако декабристам удалось вывести на Сенатскую площадь только 3 тысячи солдат, да и то, только к 11 часам дня.

Большая часть солдат не была посвящена в планы восставших. Они, подчиняясь приказам своих командиров, не понимали, зачем они здесь и как им действовать. Диктатором, то есть, главным руководителем восстания, был назначен Сергей Трубецкой. Но в назначенный час он просто не явился на площадь. Это дезорганизовало восставших.

Декабристы были в такой растерянности, что даже не могли ничего предпринять, заняв выжидательную позицию.

Поставил под удар успех восстания и отказ декабриста Якубовича арестовать царя и его семью.

Не удалась и попытка руководителей восстания сорвать присягу новому императору. Узнав о планах восставших, Николай I, еще до семи утра 14 декабря уже привел к присяге членов всех высших государственных органов; Сената, Синода, Государственного Совета. Опасаясь за свою жизнь и своих близких и, зная о намерении восставших арестовать и заключить их в Петропавловскую крепость, Николай Iукрепился в Зимнем дворце.

Время шло… Императору Николаю I удалось подтянуть к Сенатской площади более 12 тысяч верных ему солдат с артиллерией.

Восставшие солдаты, голодные и замерзшие, пассивно ждали, окруженные со всех сторон правительственными частями.

Новый царь предпринял попытку с помощью митрополита и военачальников мирным путем ликвидировать выступления. Популярный среди солдат храбрый и честный офицер, герой Отечественной войны 1812 года генерал – губернатор Петербурга Михаил Андреевич Милорадович попытался уговорить их разойтись. Опасаясь, что его речь может подействовать, один из руководителей восстания, князь Оболенский, попытался убедить губернатора отъехать прочь. Но тот даже не обратил на князя внимания.

Внезапно раздался выстрел. Это Каховский выпустил в губернатора роковую пулю. Милорадович был смертельно ранен. В последствии, уже находясь в тюрьме, Каховский горько сожалел о своем выстреле.

После этого, события развивались стремительно. Бунтовщики были атакованы кавалерией и обстреляны артиллерией. Более 1300 человек, среди которых были военные и гражданские, остались лежать на площади. Среди восставших началась паника. Они начали отступать по замерзшей Неве, но снаряды взрывали ледяной покров реки и многие тонули. К ночи восстание в Петербурге было разгромлено.

Потерпело поражение и попытка восстания на юге России. Еще до восстания в Петербурге, по доносу был арестован Павел Пестель. Узнав о поражении восстания в столице, руководители Южного общества Сергей Муравьев – Апостол и Михаил Бестужев – Рюмин попытались поднять войска второй армии. Однако им удалось повести за собой только один Черниговский полк. Но уже 3 января 1826 года он был настигнут карательным отрядом и разгромлен.

Итак, восстание потерпело поражение. Что же стало с теми, кто выступил против самодержавия?

Обратите внимание на слайд 6.

Следствие по делу вел сам Николай 1.

-Всего было арестовано 579 человек

-Признаны  виновными  289 человек

 -Предали суду 121 человека, из которых:

 5 человек- Пестеля, Рылеева, С. Муравьева- Апостола, М. Бестужева- Рюмина, П. Каховского- приговорили к мучительной смертной казни- четвертованием, но потом заменили повешением. У каждого осужденного на груди висела табличка с надписью «Цареубийца».

-Н. Муравьев, Трубецкой, Пущин, Оболенский и др (более 100 человек) были приговорены к каторжным работам и сосланы в Сибирь  на разные сроки или вечное поселение, их  лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.

- разжалованные в рядовые офицеры (9)   были сосланы на Кавказ.

-178 солдат  прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз

-немалое число солдат попали в действующую армию на Кавказ.

Давайте подведём итог. Так в чем значение этого восстания, завершившегося полным провалом задуманного? Что изменило оно в России?

Читают цитаты по очереди.

Отвечают на вопросы: .

По-разному—дают положительную и отрицательную оценку.

-ГЕРОИ

-ЗЛОДЕИ

Декабристы –герои или злодеи?

Цель: Выяснить, какое значение для России имела деятельность декабристов, достойны ли они нашей памяти и уважения.

Чтение текста и ответы учащихся:

Сложилась ситуация междуцарствие, когда не было сильной власти.

Работают в парах  с документом «Манифест к русскому народу» (Приложение1)

-особенно крестьяне, т.к. становились свободными, а кроме того  купцы, мещане, т.к. получали новые права

-дворян, они теряли крепостных и свои привелегии

Декабристы—дворяне, а действуют вопреки своих интересов.

Читают по очереди план восставших.

Слушают рассказ учителя и отмечая, что удалось из первоначального плана восставших, а что не удалось, находят причины поражения восстания.

Причины поражения восстания  записывают в тетрадь:

-отсутствие необходимого единства и согласованности действий

-пассивность восставших

-руководитель не пришел на площадь

-не было опоры на народные массы

-простые люди не понимали чего хотят восставшие

-большая часть общества была не готова к ликвидации самодержавия и крепостничества

Читают по очереди информацию о судьбах декабристов.

        

Читают последний пункт пар.9 «Историческое значение и последствия восстания» и отвечают на вопрос.

Историческое значение и последствия восстания:

Первое в России движение, которое выдвинуло грамотную политическую программу и открыто выступило против самодержавия, явилось началом революционного движения в России.

Показало наличие глубоких противоречий в обществе и необходимость проведения реформ.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (2-3 мин.)

А сейчас давайте внесем недостающие данные в предложения: слайд 6.

«14 декабря 18… г. на Сенатской площади в  … произошло восстание …. Офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около … человек. Верные царю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство. «Диктатором» восстания накануне был назначен …, который не явился на Сенатскую площадь. Генерал Милорадович (губернатор Санк-Петербурга) попытался уговорить солдат уйти с Сенатской площади, но был смертельно ранен  ... Декабристы были окружены правительственными восками. Император … приказал пустить в дело пушки. Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед, и солдаты начали тонуть. Восстание декабристов закончилось …»

Устно вместе дополняют предложение:

«14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в  Петербурге произошло восстание декабристов. Офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные царю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой, который не явился на Сенатскую площадь. Генерал Милорадович (губернатор Санк-Петербурга) попытался уговорить солдат уйти с Сенатской площади, но был смертельно ранен  Каховским. Декабристы были окружены правительственными восками. Император Николай I приказал пустить в дело пушки Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед, и солдаты начали тонуть. Восстание декабристов закончилось поражением»

  1. РЕФЛЕКСИЯ (3-5 мин.)

Сегодня на уроке мы попытались понять, ради чего декабристы рисковали своей жизнью, карьерой.

Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?

Как вы относитесь к выступлению декабристов?

Кто же они - декабристы? Злодеи или Герои?  

Подводит итог: Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади. Нет однозначных оценок и в наши дни. Однако следует согласится с  А.И. Герценом, который назвал декабристов богатырями , вышедшими сознательно на явную гибель ради спасения своего Отечества. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей их жизни, а не богатства, почести и звания! Они сознательно шли на Сенатскую площадь, зная чего это им будет стоить и сознательно проявили акт гражданского неповиновения царю и режиму. Благодарная Россия всегда будет помнить и гордиться своими лучшими сынами Отечества.

По очереди отвечают на вопросы.

Они были героями своего времени, не побоявшимися восстать против крепостничества и самодержавия.

Они это делали не для себя, а для своего народа.

Немного злодеи, потому что планировали убить царя, убили Милорадовича.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2-3 мин.)

Содержательная оценка урока, выставление отметок в дневник.

Д/з: пар.9, знать дату, термины.  Подготовить сообщение по теме «Жены декабристов»

Записывают Д/з в дневник.

Приложение 1    Из Манифеста к русскому народу.

  • Уничтожение бывшего правления.
  • Учреждение временного правительства, до установления постоянного
  • Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.
  • Свободное отправление богослужения всем верам.
  • Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
  • Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.
  • Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.
  • Сложение подушных податей и недоимок по оным.
  • Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за промышленность с количества добывания соли и водки.
  • Уничтожение рекрутства и военных поселений.
  • Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.
  • Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.
  • Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.
  • Гласность судов.
  • Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.
  • Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную.— Для сей последней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов

Урок на тему «Династический кризис. 1825 года. Восстание декабристов» разработан с учетом поурочного планирования история 8 класс. Урок рассчитан на возрастную группу  учащихся 14 - 15 лет,...

Урок.. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.» разработан для 8 класса. На уроке использована технология развития критического мышления, которая способствует повышению...

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок по теме. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. Цель урока: познакомить  с причинами  династического кризи...

Презентация по истории России 8 класс на тему "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"

Данная презентация поможет учителю провести наглядных запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему  "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"Наглядный способ по...