Урок по теме. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Соколенко Яна Владимировна

Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. Цель урока: познакомить  с причинами  династического кризиса, ходом восстания на Сенатской площади,определить причины поражения, итоги и последствия выступления декабристов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_kl_dekabristy.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • познакомить учащихся с причиной династического кризиса,
  • ходом восстания на Сенатской площади,
  • определить причины поражения, итоги и последствия выступления декабристов.

 ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради, презентация

                                                      Ход урока

I.Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

  1. В чем вы видите причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 года
  2. 1816-1818 действовало тайное общество?( «Союз Спасения»)
  3. Сколько человек насчитывал « Союз спасения»?(30 чел)
  4. Как называлась программа « Союза благоденствия»?( Зеленая книга)
  5. Главные цели « Союза Благоденствия»? (борьба против крепостничества и самодержавия)
  6. Как называлась общественная организация,  сформированная на Украине?( Южное общество»)
  7. Кто это изображен на фото? ( Павел Иванович Пестель)
  8. Программа Южного общества называлась? « Русская Правда»
  9. Северное общество образовалось в? ( Петербурге)
  10.  Назовите лидера Северного общества?( Никита Михайлович Муравьев»?
  11.  Название Программы Северного общества? Конституция

        Индивидуальное задание

Соотнести даты и названия тайных общественных организаций

1816-1818 гг.                                  Северное и Южное общества.
1818-1820 гг.                                   Союз спасения
1821-1825 гг.                                   Союз благоденствия

Назвать различия  в программах Южного и Северного обществ?

Творческое задание

Слайд 2.Сравнить программы, Южного и Северного обществ и ответить на вопрос какая из них прогрессивнее

II.Изучение нового материала.

План урока

  1. Династический кризис.
  2. Выступление 14 декабря 1825 года.
  3. Следствие и суд над декабристами.
  4. Историческое значение и последствия восстания декабристов

Проблемный вопрос: Подумайте, как бы могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу?( записать вопрос в тетрадь и в конце урока ответить на него)

1 Логическая часть

Актуальное: Ребят, мы часто слышим сейчас в телевизорах, СМИ, что в стране экономический кризис? А вообще что такое кризис, как вы это можете объяснить?

В 1825 году произошел династический кризис, который был вызван  смертью Александра I.

Историческое: (Слайд 5)Во время поездки по стране Александр 1 внезапно заболел и  19 ноября умер в городе Таганроге.

   Неожиданная смерть Александра I, человека со сложным характером, скрытного и непредсказуемого, сразу же породила множество слухов, суть которых сводилась к одному: царь не умер, в гроб положен был какой-то другой человек. Александр же скрылся, ушел, отрекшись от престола. Правда, слухи скоро затихли.

     По закону после смерти бездетного Александра на престол должен был взойти его следующий по старшинству брат Константин Павлович,но….

(сообщение ученика)   Константин Павлович, цесаревич и великий князь, второй сын великого князя Павла Петровича и его второй жены Марии Федоровны. (1779-1831)

Константин Павлович воспитывался вместе со старшим братом Александром под наблюдением бабушки – императрицы Екатерины II. В 1797 году Константин Павлович стал генерал-инспектором кавалерии, в 1799 году он участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова.

В 1805-1807 годах и 1812-1814 годах Константин командовал гвардией, а с конца 1814 года был главнокомандующим польской армией и наместником Царства Польского.

В связи с отсутствием сыновей у императора Александра I Константин Павлович был наследником-цесаревичем русского престола, но в 1820 году он развелся с женой – великой княгиней Анной Федоровной (Юлией-Генриэттой-Ульрикой, принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской) и женился на польской графине Жанетте Грудзинской, позже возведенной в графское достоинство под фамилией Лович.

Из-за этого брака 14 января 1822 года Константин Павлович отрекся от престола. Акт отречения держался в тайне и после смерти Александра I, с 20 ноября по 14 декабря 1825 года, до официального обнародования акта, Константин Павлович считался российским императором. Он скончался в июне 1831 года во время эпидемии холеры.

Интересный факт:При первых известиях о смерти Александра столичные книготорговцы поспешили выставить в витринах своих лавок портреты Константина. Более того, тогдашний министр финансов

Е.Ф. Канкрин приказал отчеканить «образцовую» рублевую монету с изображением Константина Павловича.

   Позже эти, так называемые, «константиновские рубли» были строго засекречены и стали известны общественности только в середине XIX века при Александре II. Из восьми известных в настоящее время «константиновских рублей» в России находятся два.

Но никто не знал, что еще 1922 году Константин отказался от престола, так как он был наместников в  Польше и он отдавал себе отчет в своих многочисленных слабостях и не чувствовал себя в силах управлять огромной страной.

Следующим по закону должен был стать на престол третий сын Павла 1 Николай .Он об этом знал и сразу после сообщения о болезни брата собрал ближайшее окружение и заявил о своих правах на престол.  Однако этому воспротивились генерал-губернатор Петербурга М.А Милорадович и член Государственного Совета адмирал Н,С Мордвинцев, они заявили отречение Константина сделанное в частном порядке не имеет силы и должен был создан манифест. Пока происходили эти формальности царский престол пустовал и этим воспользовались тайные организации(Северное общество), которое хотело добиться своих целей… Каких целей?(Вопрос к классу)

2 Логическая часть (Выступление декабристов)

     Задание для учащихся. Прочитайте материал учебника на странице 60  (абз. 1-2) и ответьте на вопросы:

  • В чем заключался план декабристов?
  • Насколько этот план был реален?

Историческое: Но на самом деле все пошло не так как планировалось. Предупрежденный о готовящемся выступлении Николай 1 провел присягу Сената, Синода и Госсовета ночью. Каховский которому было поручено  в случае необходимости убить Николая, отказался сделать это. Диктатор      С.П Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.

На Сенатскую площадь утром 14 декабря были выведены и построены в каре лишь две роты Московского полка, к середине дня подошли еще 1100 моряков и шесть рот Лейб-гренадерского полка. Солдаты не знали истинных целей выступления, им объявили, что Николай хочет незаконно завладеть престолом. И таким образом солдаты выступали не за отмену крепостного права ,а лишь за соблюдение законности. Николай предпринял попытку мирно ликвидировать выступление, но  этого не удалось. И тогда он приказал присягнувшим ему солдатам открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали. По разным данным погибло от 200 до 300 чел.

Вопрос: Подумайте! Восстание декабристов – это “революция”, “государственный переворот” или “военный переворот”?

Какое из определений вам кажется наиболее верным? Почему? (Слайд 8)

3 Логическая часть.

Вопрос: Как вы думаете, что последовало далее после подавления восстания?

Следствие и суд над декабристами.

После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в истории России широкий политический процесс. К следствию было привлечено 579 человек, из которых 80% были военными. Процесс проходил в строгой тайне и в быстрые сроки. Работу Следственной комиссии направлял сам император. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Пять декабристов П. Пестель, С. Муравьев-Аппостол, М.Бестужев-Рюмин, К. Рылеев, П. Каховский – были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением(Это был последний приговор о четвертовании в России) . 13 июля 1826 года они были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк. (Слайд 9,10)

Вслед за сосланными в Сибирь декабристами последовали их жены и невесты. Петербургские аристократки, они разделили с мужьями тяготы ссылки, оставшись на вечное поселение в дальних сибирских городах и поселках.

4 Логическая часть

Историческое значение и последствия восстания декабристов

Движение декабристов было первым в России оппозиционным политическим выступлением XIX в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела. (Слайд 12)

III.Закрепление изученного материала

1.Какого числа произошло восстание.

2. В каком городе оно произошло?

3.Кто был назначен  военным руководителем восстания ( С.П Трубецкой)

4. Исход восстания декабристов

IV.Рефлексия и выставление оценок

А теперь, подводя итог урока, ответим на проблемный вопрос:

Как могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу? (Слайд 14)

(Примерный ответ. Россия стала бы конституционной монархией или даже республикой, правовым демократическим государством, где все люди – свободные, равноправные граждане, где существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную)

V.Домашнее задание: §9, Составьте рассказ о событиях 14 декабря 1825 г. от лица постороннего зрителя, не участвовавшего в вооруженном противостоянии на Сенатской площади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов

Урок на тему «Династический кризис. 1825 года. Восстание декабристов» разработан с учетом поурочного планирования история 8 класс. Урок рассчитан на возрастную группу  учащихся 14 - 15 лет,...

Урок.. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.» разработан для 8 класса. На уроке использована технология развития критического мышления, которая способствует повышению...

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Конспект урока по истории России для 8 класса(технология проблемного обучения0....

Презентация по истории России 8 класс на тему "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"

Данная презентация поможет учителю провести наглядных запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему  "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"Наглядный способ по...