Конференция "Я помню все, что с Родиною было..."
план-конспект урока истории (11 класс) по теме

Тема: "Я помню все, что с Родиною было"

Класс: 11

 

 


Цель: обобщить фактический материал по теме «СССР в 1930- 50 – годы XXвека», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах её правления, причинах и истоках.

Задачи:

·         формирование и углубление знаний учащихся о тоталитарном обществе и о жизни и деятельности поэтов и писателей, испытавших на себе все тяготы лишения репрессий;

·         развитие умения анализировать, делать выводы, вести диалог, дискуссию, развивать аналитическое мышление;

·         воспитание патриотизма, гражданской позиции, интереса к истории, литературе.

 

 Основные вопросы

·         Что такое репрессии?

·         Кого подвергали в СССР массовым политическим репрессиям?

·          Масштабы массовых репрессий в СССР, Чувашии и в Карамышевском поселении Козловского района.

·         Должна ли литература быть отражением эпохи?

·         Кого в русской литературе  30 – 50-ых годов  XX века можно назвать поэтом, писателем – гражданином?

 

Основные понятия: репрессии, раскулачивание, ГУЛАГ, концентрационный лагерь,  большой террор, «ежовщина»

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор,

  выставка книг «Летопись горького времени»

презентация 1

презентация 2

презентация 3

 

Литература:

·         Рукописная книга А.Т. Трофимова «Живи днём сегодняшним, взглядом на будущее, не забывая о прошлом»

·         «История общины Яльчики – Карамышево» А.Д. Иливанов

·         Меркин Г.С. Русская литература XX века. Учебная книга для учащихся старших классов. // Часть II. СКРИН - Москва. ТРАСТ - ИНАКОМ. Смоленск. 1995.

·         Кондаков В.И., Шнейберг Л.Я. Русская литература XX века. (Пособие для поступающих в вузы, в двух книгах, книга II). "Проза поэзии". М.: Новая волна, 2003. С. 431-435.

·         Лыссой Ю.И. Русская литература XX века. Практикум для общеобразовательных учреждений. // М.: Мнемозина. 1998. С. 378-382.

·         Буслакова Т.П. Русская литература XX века. Учебный минимум для абитуриента. // М.: Высшая школа. 2001. С. 224.

·         Трубина Л.А. Русская литература XX века. Учебное пособие для поступающих в вуз. // М.: Флинта, Наука. 1999. С. 245-251.

·         Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XXвек. Учебник для 10-11 классов, М., «Просвещение»,2001

·         История России. XX-XXI века. 11 класс: Поурочное планирование по учебнику А.А, Левандовского, Ю.А. Щетинова/ Авт.- сост. Т.А. Корнева. Волгоград: Учитель, 2005

 

 

Подготовительный этап:

Учитель заблаговременно дает задания учащимся подготовиться к семинару. Учащиеся делятся на группы:

  • группа политических обозревателей, куда входят журналисты,   корреспонденты газет “Аргументы и факты”. “Литературная газета”, “Комсомольская правда”.
  • группа историков;
  • группа литераторов;
  • группа краеведов

Каждая группа готовит свое сообщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Карамышевская средняя общеобразовательная школа»

Козловского района Чувашской Республики»

IX межрегиональный конкурс учителей истории, обществознания и литературы

 «Урок по теме: история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

2010-2011 учебный год

Конференция

«Я помню всё, что с Родиною было…»

Подготовили:

 Охотникова Светлана Григорьевна,

 учитель истории

Сухалова Светлана Петровна,

учитель литературы

Адрес: 429446

Чувашия

Козловский район

 с. Карамышево

 ул. Молодежная,25

Контактный телефон (дом., раб.): 31-2-95    Факс: 2-53-71 ;  89613464346

E-mail: karamsosh 1@kozlov.cap.ru, karamsosh 2@kozlov.cap.ru, Elch-kelsh vandex.ru

Карамышево 2011

Цель: обобщить фактический материал по теме «СССР в 1930- 50 – годы XXвека», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах её правления, причинах и истоках.

Задачи:

  • формирование и углубление знаний учащихся о тоталитарном обществе и о жизни и деятельности поэтов и писателей, испытавших на себе все тяготы лишения репрессий;
  • развитие умения анализировать, делать выводы, вести диалог, дискуссию, развивать аналитическое мышление;
  • воспитание патриотизма, гражданской позиции, интереса к истории, литературе.

 Основные вопросы

  • Что такое репрессии?
  • Кого подвергали в СССР массовым политическим репрессиям?
  •  Масштабы массовых репрессий в СССР, Чувашии и в Карамышевском поселении Козловского района.
  • Должна ли литература быть отражением эпохи?
  • Кого в русской литературе  30 – 50-ых годов  XX века можно назвать поэтом, писателем – гражданином?

Основные понятия: репрессии, раскулачивание, ГУЛАГ, концентрационный лагерь,  большой террор, «ежовщина»

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор,

  выставка книг «Летопись горького времени»

презентация 1

презентация 2

презентация 3

Литература:

  • Рукописная книга А.Т. Трофимова «Живи днём сегодняшним, взглядом на будущее, не забывая о прошлом»
  • «История общины Яльчики – Карамышево» А.Д. Иливанов
  • Меркин Г.С. Русская литература XX века. Учебная книга для учащихся старших классов. // Часть II. СКРИН - Москва. ТРАСТ - ИНАКОМ. Смоленск. 1995.
  • Кондаков В.И., Шнейберг Л.Я. Русская литература XX века. (Пособие для поступающих в вузы, в двух книгах, книга II). "Проза поэзии". М.: Новая волна, 2003. С. 431-435.
  • Лыссой Ю.И. Русская литература XX века. Практикум для общеобразовательных учреждений. // М.: Мнемозина. 1998. С. 378-382.
  • Буслакова Т.П. Русская литература XX века. Учебный минимум для абитуриента. // М.: Высшая школа. 2001. С. 224.
  • Трубина Л.А. Русская литература XX века. Учебное пособие для поступающих в вуз. // М.: Флинта, Наука. 1999. С. 245-251.
  • Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XXвек. Учебник для 10-11 классов, М., «Просвещение»,2001
  • История России. XX-XXI века. 11 класс: Поурочное планирование по учебнику А.А, Левандовского, Ю.А. Щетинова/ Авт.- сост. Т.А. Корнева. Волгоград: Учитель, 2005

Подготовительный этап:

Учитель заблаговременно дает задания учащимся подготовиться к семинару. Учащиеся делятся на группы:

  • группа политических обозревателей, куда входят журналисты,   корреспонденты газет “Аргументы и факты”. “Литературная газета”, “Комсомольская правда”.
  • группа историков;
  • группа литераторов;
  • группа краеведов

Каждая группа готовит свое сообщение.


ХОД УРОКА

Учитель истории: История – это память народа, дающая знание того, что было. А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, но было и то, о чем предпочитаем молчать. Не вспоминать – это самый простой выход. Пытаться разобраться в прошедшем – значительно сложнее. Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Равнодушных к нему нет. Есть два противоположных лагеря – за и против. Наш сегодняшний разговор не ставит своей целью обсуждение Сталина как личности. Мы с вами попытаемся представить сталинизм как систему.  «Триумф и трагедия» назвал эпоху правления Сталина военный историк Дмитрий Волкогонов. Триумф одного человека – трагедия целого народа.

Учитель литературы:  

Эпиграф

Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!

(Песня Игоря Талькова  «Родина»)

Сегодня на конференции присутствуют:

  • группа политических обозревателей, куда входят журналисты,   корреспонденты газет “Аргументы и факты”. “Литературная газета”, “Комсомольская правда”.
  • группа историков;
  • группа литераторов;
  • группа краеведов

( знакомит с основными целями и задачами урока)

Политический обозреватель газеты  «Аргументы и факты»: Что такое тоталитарный режим  и каковы  черты тоталитаризма?

Историк: В начале 30-ых годов в нашей стране устанавливается тоталитарный режим.  Под тоталитарным режимом подразумевают политический строй, при которой государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой - либо одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции.

Характерными признаками этого режима были:

  • культ личности вождя
  •  вмешательство государства не только во все сферы жизни, но и в личную жизнь граждан
  • централизованное ценообразование
  • командно – административная экономика
  •  уничтожение гражданских свобод
  • ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
  • насильственное установление однопартийной системы
  • уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии
  •  полное сращивание государственного и партийного аппарата
  • массовые репрессии

(Презентация1, слайд 4)

Политический обозреватель газеты  «Аргументы и факты»: Расскажите о формировании командно-административной системы (тоталитарного режима).

Историк.  Говоря о формировании тоталитарной системы, необходимо вернуться в период «военного коммунизма». Опыт «бюрократического централизма» был уже приобретен. И вот в столкновении старого типа управления и нового, рожденного НЭПом, победил старый – почему? Для этого были определенные объективные и субъективные причины. НЭП требовал огромного политического искусства, глубоких знаний и высокой культуры. Но Сталин обезглавил политическое руководство страны. Проводить столь сложную и гибкую политику было невозможно. Нужны были компетентность, большие знания в различных областях, но специалистов не было. Отсюда более простые методы руководства и неумение найти оптимальный ответ на запросы общества (фильм 1 – кадры видеофильма «Съезд победителей»).

(Презентация1,  слайд 5)

Корреспондент «Литературной газеты». Почему такое малообразованное и малокомпетентное руководство было достаточно прочным и продержалось у власти долго?

Историк. Достаточно прочным это руководство было потому, что отсутствовала гласность и существовала дезинформация, но главная причина была в другом. Не располагая информацией, советские люди не могли допустить даже мысли о преступности Сталина, конечно, они видели и горе, и жестокость, и бесхозяйственность, но недостатки связывали с конкретными людьми, успехи же лишь со Сталиным и его окружением, и, тем не менее, народ внушал страх этому руководству. Поэтому уничтожали всякий, кто покушался на интересы системы, делая ее еще прочнее (фильм 2 – кадры видеофильма «Шахтинское дело»).

(Презентация1,  слайд 6)

Корреспондент газеты «Комсомольская правда». С какого момента начинаются массовые репрессии?

Историк. Тоталитарная система стала тормозом развития нашего общества. Исполнительный аппарат, вопреки Конституции СССР, стал принимать на себя законодательные функции. Уже со второй половины 20-х годов начались аресты участников внутрипартийной оппозиции.

Политический обозреватель газеты  «Аргументы и факты»: Что такое репрессия политическая и  кого  считали политическими репрессированными?

Историк: Репрессией называют карательную насильственную меру, применяемую государственными органами к отдельным гражданам или целым категориям граждан Политические  репрессированные – это граждане, которым была инкриминирована статья 58 УК (контрреволюционная деятельность и другие тяжкие преступления против государства) и которые были приговорены к расстрелу или другим видам наказания.

(Презентация1,  слайд 7)

Корреспондент «Литературной газеты». Что послужило поводом к началу массовых политических репрессий в СССР? Каковы мотивы репрессий?

Историк: Поводом к началу массовых политических репрессий послужило убийство 18 декабря 1934 года Секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С.М. Кирова).

Мотивы репрессий:

  • Одним из мотивов является стремление насадить в стране атмосферу страха, чтобы никто не смел поставить под сомнение власть верхушки и самого Сталина
  • Другим  мотивом было стремление провести «кадровую революцию», то есть оставить лично преданных только Сталину, которые были готовы выполнить любые указания «сверху».
  • И, наконец, они нужны были чтобы обеспечить страну бесплатной рабочей силой
  • (Презентация1,  слайд 8)

Учитель:

 Конечно же Сталин являлся главным виновником этих репрессий. Он следил за всем, что происходит.  Найдены сотни записок, где Сталин  требует чекистов убивать все больше и больше. Сталин лично решал судьбу каждого. Приговор он выносил красным карандашом. Первыми под топор «красного террора»  попали старые большевики  -«ленинская гвардия»

В СССР во время проведения репрессий (с 1921-1940 гг.) наблюдались всплески (подъёмы) и спады репрессий. Всплески или новые волны репрессий были связаны с этапами классовой борьбы против различных врагов.

1

1928 г.

«Шахтинское дело»

2

1928 г.

Дело Вела Ибраимова

3

1930 г.

Процесс над меньшевиками

4

1930 г.

Дело Промпартии

5

1933 г.

Дело о некомплектной отгрузке комбайнов

6

1933 г.

Дело о вредительстве на электростанциях

7

1936 г.

Дело «троцкистско – зиновьевского террористического центра»

8

1937 г.

Дело « антисоветского троцкистского центра»

9

1937 г.

«Процесс военных»

10

1938 г.

Дело « антисоветского правотроцкистского блока»

Политические процессы стали одним из важнейших элементов складывавшегося в стране тоталитарного режима

(Презентация1,  слайд 9)

Жертвами репрессий становились и сами создатели и сторонники системы. Из 32 членов Политбюро (1917-1934 гг.) 75% были репрессированы. Среди высшего командного состава Красной Армии в середине 30-х гг. ХХ века жертвами стали:

-    из 5 маршалов – 3

  • из 5 командармов I ранга – 3
  • из 10 командармов II ранга – 10
  • из 57 командиров корпусов – 50
  • из 186 комдивов – 154
  • из 16 армейских комиссаров I и II ранга - 16
  • из 26 корпусных комиссаров – 25
  • из 64 дивизионных комиссаров – 58
  • из 456 полковников – 401
  • (Презентация1,  слайд 10)

Корреспондент газеты «Комсомольская правда».        Что такое государственный террор?

Историк: Государственный террор - устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террор политический, индивидуальный, единичные акты политических убийств; а также  жёсткое запугивание, насилие.

Годы “Большого террора”.

1937-1938 годы- эти годы массовых арестов и расстрелов называют годами “Большого террора”.

НКВД возглавил Ежов Н., но не ему принадлежал замысел акции “Большого террора”, он был лишь исполнитель.

Идеологически “Большой террор” был основан ещё в 1928 году сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.

Ежов представил план “Большого террора” на утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 года.

Всё население СССР было разбито на группы и категории, с (%) процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.

Ликвидации и лишению свободы подлежали не только остатки белого движения (и их дети), но и коммунисты – бывшие члены оппозиционных течений в ВКП(б) – 383 списка виднейших партийных и государственных деятелей.

Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего времени такого рода информация была закрыта, и было запрещено разглашение государственной тайны.

Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.

(Презентация1,  слайд 11)

Политический обозреватель газеты  «Аргументы и факты»: Что такое жертва террора? Сколько жертв “БТ” официально опубликовало НКВД?

 Историк: Жертва  террора - человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.

Цифры жертв “БТ”!!!

1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных.

Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ”

12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.

Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше:

19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.

С 1929-1953г.г. жертвами сталинских репрессий стали 22 миллиона советских граждан (исключая годы войны), по обвинению в антисоветской деятельности осуждены 3 778 234 человека, расстреляны 786 098 человек.

Формально “БТ” закончился 17 ноября 1939 года. С 25 ноября 1938 года НКВД возглавил Л.П. Берия.

(Ежова назначили на пост комиссара водного транспорта, затем этот наркомат упразднили, Ежова арестовали и расстреляли, но о его аресте, суде и расстреле никогда не сообщалось официально, лишь в народе возникло слово “ежовщина”, но официально оно не употреблялось).

Берия провёл чистку в органах НКВД, большинство ежовских следователей было арестовано и расстреляно.

327 тысяч 400 человек - “ежовских узников”, т.е. заключённых было освобождено, а исключённые из партии ВКП (б) были восстановлены в ней.

(Презентация1,  слайд 12-19)

 Корреспондент «Литературной газеты». Что такое концентрационный лагерь?

 Историк: Место заключения и физического уничтожения политических противников, инакомыслящих в периоды репрессий и беззакония.

25 апреля 1930 приказом ОГПУ № 130/63 во исполнение постановления СНК СССР «Положение об исправительно-трудовых лагерях» от 7 апреля 1930 было организовано Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ) (СУ СССР. 1930. № 22. С. 248). С ноября 1930 стало появляться название ГУЛАГ (Главное Управление исправительно-трудовых ЛАГерей ОГПУ)

Система объединяла 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2.000 спецкомендатур. Всего свыше 30.000 мест заключения ГУЛАГ осуществляло руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Вот некоторые из наиболее известных ИТЛ:

(Презентация1,  слайд 20-21)

Корреспондент газеты «Комсомольская правда» Какие меры наказания применялись к репрессированным? Где применяли труд репрессированных?

Историк: Репрессированных некоторых расстреляли, а некоторые были отправлены в ГУЛАГа. Труд репрессированных использовали при строительстве:

Ряд советских городов был основан и строился учреждениями ГУЛАГа (Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка).

Труд заключённых использовался также в сельском хозяйстве, в добывающих отраслях и на лесозаготовках. По данным некоторых историков на ГУЛАГ в среднем приходилось три процента валового национального продукта.

(Презентация1,  слайд 22-23)

Учитель истории: политические репрессии в Советской России начались сразу после революции 1917 года. Особого размаха они достигли в 1937-1938 годы, когда сотни тысяч советских людей были расстреляны и отправлены в лагеря по обвинениям в совершении политических преступлений. По оценкам некоторых историков, в 1923-1953гг общее число осужденных составляет не менее 4 млн. не было ни одного уголка в России, куда бы ни докатилось «Колесо красного террора»

 Корреспондент «Литературной газеты». Должна ли литература, по-вашему,  быть   отражением эпохи?

 

Ученик 1: Да, литература – это голос времени, именно она способна передать историю человечества, выразить личностный мир в потоке общего движения народов, тайну созидания истории.
Сегодня мы вспомним имена тех, кто сделал свой нравственный выбор во время непонятной «странной» войны против нации, которая была развернута в 20-е – 50-е годы Сталиным.
Мы множество раз повторяем: «Никто не забыт, ничто не забыто», – и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан.
Мы с комом в горле слушали «Бухенвальдский набат», но не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков, Куропат. А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил.

А. Ахматова, человек редкого мужества, пережившая расстрел мужа, аресты сына, измены друзей, написала так об этой страшной эпохе.

Отрывок из поэмы «Реквием».
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
…………………………………
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

И, когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
…………………………………
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

(Презентация 2, слайд 1)

Корреспондент газеты «Комсомольская правда»  Ещё в 20-е годы Александр Солженицын в своей Нобелевской лекции по литературе скажет: «Насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи!.. писателям же и художникам доступно больше: победить ложь».
– Согласны ли вы с мнением писателя?
– Должен ли поэт быть гражданином?
– Кого в русской  литературе вы можете назвать поэтом – гражданином?

Ученик 2: Мы сегодня поговорим о тех, кто не смог смириться с действительностью, кто говорил правду вслух, и за это был наказан, кто «писал в стол», кто вынужден был эмигрировать, а кто – то просто ушел из жизни.

Только в 30-е годы в стране репрессировано более 1000 литераторов. Сегодня мы расскажем о некоторых из них, но в их судьбах отражена судьба многих. Драматична судьба этих поэтов, писателей, но оптимизм, как черта души, был всегда в их душевном складе.

Ученик 3: Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

Николай Гумилев – поэт, переводчик, критик, теоретик. Он родился в семье корабельного врача в Кронштадте. Николай Прожил очень яркую, но короткую жизнь. Его творчество всегда привлекало чарующий новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью. Его поэтические сборники: «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костер», «Шатер», «Огненный столп».
В первую мировую войну он ушел добровольно на фронт. В 1921 году был избран председателем Всероссийского Союза писателей. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян. Замечательный поэт, известный путешественник Н. Гумилев был арестован, 3 августа 1921 года, а 24 августа Петроградская Губчека примет решение о расстреле 61 человека, в т. ч. и Гумилева. Уже в тюрьме поэт написал свое последнее стихотворение:

В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой.
Я не трушу, я спокоен,
Я моряк, поэт и воин,
Не поддамся палачу,
Пусть клеймит клеймом позорным
Знаю – сгустком крови черной
За свободу заплачу,
За стихи и за отвагу
За сонеты и за шпагу,
Знаю, строгий город мой
В час вечерний, в час заката.
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.

Так и завершилась героическая баллада недолгой жизни Гумилева, успевшего в свои 35 многое.

(Презентация 2, слайд 2-3)

Ученик 4: Осип Мандельштам. (1891-1938 гг.)

Осип Эмильевич Мандельштам родился в Петербурге 3 января 1891 г. Образование он получил в стенах известного Тенишевского училища. Однако мудрость и красоту жизни поэт постигал в многообразном «шуме времени»: в парках и дворцах Павловска и Царского Села, на студенческих сходках у Казанского собора в Петербурге…
В годы революции и гражданской войны поэт много странствует: Грузия, Армения, Крым, вновь улочки Москвы и запутанные дворы-колодцы Петрограда – такова поэтическая география Мандельштама, запечатлевшего в стихах радость встреч с землей и народом своей страны. Он живет как подлинный поэт-странник, ищущий вдохновенья в красках окружающего мира, бытия.
Тридцатые годы стали для Мандельштама временем последнего творческого взлета и гибельным безвременьем житейских тягот ...
В роковом для поэта 1933 г. он написал эпиграмму на Сталина, за что вскоре был арестован.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища…

…Три года ссылки. Сперва Чердынь, потом Воронеж.

Приложение. Слайд 20.

С момента ареста он все время готовился к расстрелу, несколько раз говорил жене: «Поэзию уважают только у нас. За нее убивают. Только у нас. Больше нигде...».
В мае 1938 г. О. Мандельштам был арестован вторично. Ему было вынесено тривиальное обвинение в контрреволюционной деятельности. В октябре 1938 г. оказался в лагере под Владивостоком, а 27 декабря русский поэт Осип Мандельштам погиб, немного не дожив до 48 лет.
В наши дни русский поэт Михаил Визи, живущий в США, посвятил памяти О. Мандельштама стихотворение.

Ни изменником не был, ни вором,
ни убийцей не был в ночи,
но не знаем, в году котором,
за каким колючим забором
неповинного доконали,
под сугроб закопали,
сапогом пихнув, палачи.

Так расстался с тюремной вонью
на снегах кровавых Сибири,
приморожен грязной ладонью
к золотой невидимой лире,
в снег последнюю песню бросив,
раб Господен, поэт Иосиф.

(Презентация 2, слайд 4-5)

Ученик 5: Марина Цветаева

Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необычной интонации.
Поэтический рост Цветаевой пришелся на лихое время: первая мировая война, революции (1905 и 1917 гг.), гражданская война.
В 1922 г. Марина Ивановна вместе с дочерью Ариадной уехала за границу, в Чехию, где в это время был ее муж Сергей Эфрон, офицер белой Добровольческой армии. В эмиграции Цветаева жила в Берлине, в Праге, а затем в Париже. Но душа ее всегда оставалась в России.
– 1939 г. М. Цветаева с сыном Георгием возвращается на родину. Возвращается к мужу и дочери, которые еще раньше уехали в Москву. 17 лет, проведенные на чужбине, остались позади. Но нелегко ей далась эта встреча... Она, конечно же, знала, что ее ждет в СССР, но уже в первые месяцы увидела, что «размах торжествующего зла превзошел все ожидания». Вскоре ее муж С. Эфрон И дочь Ариадна были репрессированы. Сергей Эфрон был расстрелян в 1941 году, Ариадна почти 20 лет провела в лагерях и ссылке.
После ареста Али, гибели мужа ее силам уже пришел конец, а тут – вторая мировая война, эвакуация сначала в Чистополь, потом в Елабугу. Безысходная нищета, новые
унижения… Ее не печатают, жить не на что.
«Почему вы думаете, что жить еще стоит? Разве вы не понимаете будущего?
Нет будущего. Нет России... Я когда-то умела писать стихи, теперь разучилась... Какая страшная улица... Я ничего не могу... Мыть посуду я еще могу...».
И еще один документ:
«В Совет Литфонда.
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. Марина Цветаева.
26 августа 1941 года».

Но и в этой последней просьбе ей было отказано. Как же, все-таки бывшая контра, жена белогвардейского офицера, дочь репрессирована...

Атмосфера все сгущалась. И 31 августа 1941 г. «одиночества верховный час» окончательно настиг Марину Ивановну Цветаеву – она покончила с собой в Елабуге.

(Презентация 2, слайд 6-7)

Ученик 6: Варлам Шаламов.

Его можно назвать едва ли не самой трагической фигурой: писатель – страдалец, писатель – мученик.
Он был высок, худ, длиннорук, с круглой головой и неправильными, простонародно – русскими чертами лица, изрезанного складками – бороздами. И на этом лице яркие синие глаза, словно вспыхивающие, когда разговор приобретал интересный для него оборот.

Кисти рук у него были сильные – кисти пильщика на лесоповале, а руки все время странно двигались – ему выбили их при допросах, так же, как повредили и вестибулярный аппарат: всякий раз, садясь в кресло, он терял сознание, ощущение пространства.

В. Шаламов 17 лет провел в лагерях и тюрьмах в североуральских и колымских лагерях. Он прошел все круги ада и чудом вернулся, чтобы поведать обо всем нам в своих «Колымских рассказах».

(Презентация 2, слайд 8-10)

Ученик 7: Исаак Бабель

Исаак Бабель как писатель созрел в Одессе. И Одесса признала его сразу.
Для всей страны Бабеля открыл Маяковский в 1924 году.
Он был одним из самых зорких советских писателей, остро чувствовавший тропические изломы времени: он запечатлел на страницах своих книг революцию, гражданскую войну, коллективизацию.
Но прежде всего он – автор «Конармии» – одной из лучших книг о гражданской войне. Эта книга – памятник эпохе с ее революционным максимализмом, жестокостью, героикой. Но многие блюстители «казарменного порядка» в литературе увидели в «Конармии» клевету на Красную Армию. И вскоре писатель замолчал, и уже из Парижа, из эмиграции в 1928 году, Бабель пишет: «Очень трудно писать на темы, интересующие меня, очень трудно, если хочешь быть честным».
Вернувшись на Родину, писатель очень много ездит по стране, собирая очередной материал. Наибольший интерес представляла для него коллективизация деревни. Он задумывает книгу рассказов «Великая Криница». Рассказы готовы, но он их не печатает. В рассказах несправедливость, боль, смерть – то, на чем строилось раскулачивание коллективизация. Полонский, прослушав один из рассказов, написал: «… Просто, коротко, сжато, – сильно. Деревня его так же, как и Конармия, – кровь, слезы… Его постоянный материал». Бабель старался показать «мир, видимый через человека», что так раздражало номенклатурщиков.
16 мая 1939 года Бабель был арестован. При аресте были изъяты 5 папок с заметками, рукописями. Он обвинялся в «антисоветской заговорщической террористической деятельности и подготовке террористических актов… в отношении руководителей ВКПБ и советского правительства».
27 января 1940 года Бабеля расстреляли. А через 14 лет реабилитировали.

(Презентация 2, слайд 11-12)

Ученик 8: Александр Исаевич Солженицын (1918-2008)

А.И.Солженицын родился в семье казаков в Кисловодске. В 1924 г. переехал с семьей в Ростов-на-Дону, в 1941 г. окончил физмат Ростовского государственного Университета. Был участником Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны ой степени и орденом Красной Звезды.
9 февраля 1945 г. за критику действий Иосифа Виссарионовича Сталина в письмах к другу детства Николаю Виткевичу Солженицын был арестован и 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. В лагерях пробыл с 1945 по 1953: в Новом Иерусалиме под Москвой; в так называемой "шарашке" – секретном научно-исследовательском институте в поселке Марфино под Москвой; в 1950-1953 находился в заключении в одном из казахстанских лагерей. В феврале 1953 был освобожден без права проживания в Европейской части СССР и отправлен на "вечное поселение" (1953-1956); жил в ауле Кок-Терек Джамбульской области (Казахстан).
В 1956 г. решением Верховного Суда СССР Александр Солженицын был реабилитирован. В 1962, в журнале "Новый мир", по особому разрешению Н.С.Хрущева был опубликован первый рассказ Александра Солженицына – "Один день из жизни Ивана денисовича" (переделанная по требованию редакции повесть "Щ-854. Один день одного зэка"). Рассказ был выдвинут на Ленинскую премию, что вызвало активное сопротивление коммунистических властей.
В сентябре 1965 архив Солженицына попал в Комитет государственной безопасности (КГБ) и по распоряжению властей дальнейшее издание его произведений в СССР было прекращено: уже вышедшие произведения изымались из библиотек, а новые книги стали выходить в свет по каналам" самиздата" и за границей.
В ноябре 1969 Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 Александр Исаевич Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы, но от поездки в Стокгольм на церемонию вручения премии отказался, опасаясь, что власти не пустят его обратно в СССР. В 1974, после опубликования в Париже книги "Архипелаг ГУЛАГ" (в СССР одна из рукописей была изъята КГБ в сентябре 1973, а в декабре 1973 состоялась публикация в Париже), писатель-диссидент был арестован. 12 февраля 1974 состоялся суд: Александр Солженицын был признан виновным в государственной измене, лишен гражданства и приговорен к высылке из СССР на следующий день.
В СССР произведения Солженицына стали публиковаться только с конца 1980-х годов. В 1989, в журнале "Новый мир", состоялась первая официальная публикация отрывков из романа " Архипелаг ГУЛАГ". 16 августа 1990 г. указом президента СССР советское гражданство Александра Исаевича Солженицына было восстановлено. В 1990 за книгу "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицын был удостоен Государственной премии. 27 мая 1994 писатель вернулся в Россию. В 1997 избран действительным членом Академии наук Российской Федерации.

(Презентация 2, слайд 13-24)

Учитель литературы: Обобщить сказанное вами можно словами Магжана Жумабаева:

Слышишь, судьба, не хочу подаяний!
Полною лирой отмерь мне страданий!
Жги на огне, в три погибели гни!
Если народ разбужу я стихами
Горе отступит. И жаркое пламя
Высушит слезы!
К чему мне они!

Да, поэты и писатели, о которых мы говорили, обращались к каждому из нас, к нашей совести, к нашему чувству человеческого достоинства страстным напоминанием, что очищение и высвобождение общества из-под власти зла может и должно начинаться лишь с нашего собственного очищения.
И даже в самых мрачных своих произведениях они оставляют всегда свет надежды на лучшее будущее, которое строить вам, но при этом помните, что нужно не забывать трагедию прошлого, чтобы не пережить ее заново.

Обращение к книжной выставке «Летопись горького времени»

Тема исторической памяти - одна из центральных в современной литературе. В последние годы к читателю пришли многие произведения, так называемые "возвращенные", написанные 10-15 и более лет назад и целые десятилетия незаконно скрываемые от читателя. Это "Реквием" А. Ахматовой, "По праву памяти" А. Твардовского, стихи Н. Гумилева и О. Мандельштама, "Поездка в прошлое" Федора Абрамова, "Облава" В. Быкова. К сожалению, список непризнанных и непонятых в свое время писателей может быть продолжен, дополнен: Замятин, Бабель, Булгаков, Платонов, Шаламов, Гроссман, Бродский. И это не все. Но, несмотря на многочисленные унижения и разоблачения, преследования и запрещения, изгнания и репрессии, "другая" советская литература сохранила для нас историю. Только сейчас мы имеем возможность беспристрастно разобраться, какой же была эта жизнь, чем она все-таки была: праздником или панихидой, царством жизни или царством смерти? Эти художественные произведения, мемуары, документы многое открывают в нашем понимании истории.


Учитель:

Репрессии связаны с личностью Сталина и его политикой. Всех людей, которые были противниками действий центра или могли ими стать, начали убирать с дороги. В своем выступлении Сталин предупреждал «Мы будем уничтожать каждого такого врага, хотя был бы он и старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью…». Это прозвучало как руководство к действию.   Сколько судеб было сломано благодаря чьим – то ложным показаниям и выпытанным признаниям в совершении тяжелых преступлений.  Чем можно оправдать детские колонии ГУЛАГа?

Политический обозреватель газеты  «Аргументы и факты»:  Что вы можете сказать о репрессиях в Чувашской Республике?

Краевед: В 1929 году начинается коллективизация, а с 1930 года -  работа по ликвидации кулачества как класса. Партийные руководители  в борьбе с кулачеством придерживались принципа лучше перегнуть, чем недогнуть. Районные руководители предоставили списки намеченных к раскулачиванию, их было 5656 (3,1%). Но край довел до республики контрольную цифру не менее 800 хозяйств.  В Чебоксарах она была утверждена с превышением на 200 хозяйств, а районам доведено задание охватить арестом и выселением не менее 1400 хозяйств. Раскулачивание проходило ночью. После обыска все имущество без оценки и учета свозилось в специальное помещение. Семья раскулаченных выводилась на улицу и там им объявлялось: «Идите, ищите себе квартиру, где хотите». Массовые жалобы крестьян заставили ЦИК ЧАССР восстановить в правах 3465 из 5656 первоначально раскулаченных местными советами крестьянских хозяйств. (В.Д. Данилов, Б.И. Павлов История Чувашии, стр 165) (Презентация 3, слайд 1)

С 1989 года, когда реабилитацией репрессированных в 30-40-х и начале 50-х годов занялась прокуратура Чувашии, реабилитированы и признаны пострадавшими от политических репрессий свыше 2, 5 тысяч жителей республики. В настоящее время в республике насчитывается 2236 реабилитированных, и 95 человек признаны пострадавшими от политических репрессий. Из них 820 реабилитированных и 20 пострадавших от политических репрессий проживают в Чебоксарах. 

(Презентация 3, слайд 2)

В Козловском районе исполнителем приказов о репрессиях был мл. лейтенант Соколов. В угоду начальства и своему тщеславию он цинично приписывал своим жертвам «антисоветским элементам» вымышленные обвинения. По Карамышевскому сельсовету политически репрессированных было 74 человек.

 В с. Карамышево  в комиссию по раскулачиванию входили: Леснов В.М (председатель), Дъячков М.И., Смирнов Г.Е., Кузьмин В.К.. По доносу Смирнова С.И и Мартьянова И.В. осудили к 10 годам заключения в ГУЛАГе Иливанова Дмитрия Яковлевича. Также по их доносу были признаны врагами народа: Иливанов И.Я., Иливанов М.Я, Иливанов Я.Я.,Хохликов Г.О., Юркин П.П., Разумов Н.И., Разумов А.И.. Разумов В.И., Священники Кудрявцев Г.Е. и и его предшественник Ефремов Г.С.. все они за исключением Юркина П.П. и Разумова В.И погибли в заключении. По политическим мотивам разные сроки отбывали Аванский П.М.. Зайцева Е.С. (погибла в Гулаге), Яковлев Я.И.

 Из д. Можары раскулачили Никитина Григория Никитича и Никитина П. Н.

 В д. Кинеры – Хорькова Димитрия Павловича и  Мишина Алексея Ивановича

В Шименеево – Ершова Ивана Ивановича, Жигарева С.Е., Шпарова И.Н, Кудряшова М.П., Господиева В.Е. Господиева И.В., Жигарева И.К, все они погибли в ГУЛАГе погиб и талантливый инженер Ершов Савин Егорович, 1906 года рождения, окончивший Московский институт водного транспорта. До ареста он был главным инженером Нижневолжского речного пароходства. Был одним из разработчиков проекта Волго – Донского судоходгого канала. Арестован в г. Казани.

 Из д. Картлуево – Грачев Степан – дои отдан под школу и медпункт, Ананьев Г.А., Солина Иулита Яковлевна, Петрикова Иустина Васильевна ,Ломолосов Никифор Андреевич, Грачев Филипп, Кудряшов Никандр, Мясников Алексей.

 Мурзаево – Наумова В.И., Рябова И.Т.. Гаврилова И.С.,

Криуши- Майорова  Ивана Герасимовича,  Майрова Ивана Степановича, Батькова Григория Федоровича, Сироткина Ивана Даниловича, Майорову Галину Сергеевну, Сироткина Григория Ивановича

Список репрессированных по деревням

деревни

По 58ст

раскулач

По тверд заданию

Военные преступ

всего

Крармышево

15

15

9

5

44

Мурзаево

-

3

3

Шименеево

5

1

1

7

Картлуево

4

3

2

9

Кинеры

1

1

2

Криуши

1

4

5

Можары

2

2

4

всего

28

29

11

6

74

 

(Презентация 3, слайд 3)

деревни

ФИО репрессированных

Крармышево

Иливанов Дмитрий Яковлевич, Иливанов И.Я., Иливанов М.Я, Иливанов Я.Я., Хохликов Г.О., Юркин П.П., Разумов Н.И., Разумов А.И.. Разумов В.И., Священники Кудрявцев Г.Е. и  его предшественник Ефремов Г.С.. все они за исключением Юркина П.П. и Разумова В.И погибли в заключении. По политическим мотивам разные сроки отбывали Аванский П.М.. Зайцева Е.С. (погибла в Гулаге), Яковлев Я.И.

Мурзаево

Наумов В.И., Рябов И.Т.. Гаврилов И.С.,

Шименеево

Ершов Иван Иванович, Жигарев С.Е., Шпаров И.Н, Кудряшов М.П., Господиев В.Е. Господиев И.В., Жигарева И.К, все они погибли в ГУЛАГе

Картлуево

Грачев Степан, Ананьев Г.А., Солина Иулита Яковлевна, Петрикова Иустина Васильевна, Ломоносов Никифор Андреевич, Грачев Филипп, Кудряшов Никандр, Мясников Алексей

Кинеры

Хорьков Димитрий  Павлович и  Мишин Алексей  Иванович

Криуши

Майоров  Иван Герасимович,  Майров Иван Степанович, Батьков Григорий Федорович, Сироткин Иван Данилович, Майорова Галина Сергеевна

Можары

Никитин Григорий Никитич и Никитин П. Н.

(Презентация 3, слайд 4-5)

Корреспондент «Литературной газеты». «Хотелось бы узнать  подробнее о жизни   репрессированных односельчан.

Краевед:  В нашей школе работали два учителя, и им пришлось испытать все тяготы репрессии. Их обоих звали Алексеем.  (Презентация 3, слайд 6)

Иливанов Алексей Димитриевич родился 25.02.1923. в с. Карамышево. Его отец, Иливанов Димитрий Яковлевич работал председателем волисполкома, а мать, Иливанова Анна Петровна, учительствовала в селе Карамышево.    В семье у них было шестеро детей и все мальчики: Леонид – в 1910 г., Михаил – в 1914 г. и Патрик – в 1920 г., младшие – Валериан в 1925 г. и Веча в 1927 г.

Они вели интеллигентско-крестьянский образ жизни. В доме всегда имелись хорошие книги, газеты и журналы.

В те годы во многих семьях дети часто болели, умирали от тяжелых болезней. В 1930 г. старший брат Леонид в Саратове переболел тифом. У Патрика бывали приступы малярии и рожи. Не всем детям суждено было вступить во взрослую жизнь. В 1939 г. умер от эпилепсии Веча. Туберкулез костей унес Мишу. Умирал он очень тяжело, находясь в сознании, в последние минуты, понимая что происходит, спрашивал, как ему положить руки. Так или иначе, выжили четверо. Все получили высшее образование.

 С 1931 г. он  стал учиться в школе. В 1937 году по доносу арестовали отца и жизнь их семьи сильно изменилась. Их  семья стала  врагом  народа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Несмотря на это, в 10 классе, с третьей попытки, при поддержке друзей и брата Леонида Алексей пробрался в комсомольцы. За два дня до начала войны он получил аттестат о среднем образовании. В ожидании призыва в армию Алексей Димитриевич  работал в колхозе, а осенью устроился счетоводом в СПО. Но, едва поработав, был отправлен на строительство оборонительных сооружений, а затем на выколку барж, застрявших во льдах Волги. В середине апреля 1942 г. он пошел в военкомат и офицер военкомата после долгих поисков обнаружил его учетную карточку среди дел заключенных и безнадежно больных. После этого сразу  же поступил приказ не отлучаться из дома и через 2-3 дня ждать повестки.  Он служил в 357 стрелковой дивизии. Был ранен. Инвалид ВОВ 2 ой группы. В 1943 году вернулся домой. Окончил заочное историко-филологический факультет Казанского пединститута. Работал учителем в разных школах. С 1953 года – в Карамышевской сначала рядовым, потом завучем и директором. Будучи на заслуженном отдыхе возродил пчеловодство, посадил огромный сад и создал краеведческий музей.

(Презентация 3, слайд 7)

Краевед: Петров Алексей Трофимович  родился 13 марта 1924 года в деревне Кошки –Куликеево Яльчикского района Чувашской Республики. Его дедушка и бабушка жили справно. У них было 3 дочери и 3 сына. Всем своим детям они построили ветряные мельницы и дали 4 классное образование. Паша даже окончил Симбирскую учительскую семинарию и до 1954 года работал учителем начальных классов.

Семья была большая и дружная. Держали много скотины, имели ветряную мельницу, которую отобрали в 1930 году, и бакалейный магазин до 1927 года. К началу коллективизации, считая семью кулаками, давали страшные задания, велели даже шкуры кошек и собак сдавать государству. В доход государства конфисковали избу, сени, конюшню, лошадь, овец и даже самовар.

В 1930 году отца и двух братьев, Владимира и Федора забрали в тюрьму. А в 1931 году, жарким летом семью Петровых  и семей Блиновых выслали в Свердловскую область Серовский район в Новую Колу. Жили они в бараках, в тесноте, холоде и полуголодными, а заставляли работать как каторжников.

В начале 1932 года Алексея и сестру из Урала в Чувашию привез Степан Иванович Мулюков, крестный отец Алексея. Таким образом, для Алеши ссылка закончилась, а сестру через 2 года по доносу арестовали и отправили обратно.

Вернувшись из ссылки Алеша с сестрой жили в с. Тойси, а потом у соседей Горбуновых. Когда сестру забирали по доносу, ей шел всего 17 год. Пока она доехала до отца, побывала  в 13 местах заключения. Мать Никандра Егоровича (соседка, где они жили) говорила, что их отец всегда им помогал. У них земли не было, так как в основном все были девочки. Но вскоре Никандра забрали в ряды РККА, нго мать постарела, и жизнь Алексея ухудшилась. Жена дяди Никандра часто выгоняла, говорила, чтобы он ушел к своим родственникам,  что для них чужой, что только сын бывшего соседа. Иногда Алеше приходилось ходить по домам и просить милостыню. Односельчане его жалели, говорили, чтобы не попрошайничал, что они сами будут приносить что – нибудь из продуктов.

Некоторое время жил у Тарасовых, но они жили неважно, детей у них  своих было много. В первый класс ходил недолго, заболел. В 1933 году Хлебников Г.И. взял его во второй класс, хотя он очень плохо писал, считать и писать умел. Алеша хотел чтобы его перевели обратно в первый класс, но учитель все время успокаивал, говорил: догонишь и перегонишь своих сверстников. В третьем классе Алеша догнал остальных, а четвертый класс закончил на отлично и даже получил премию 10 рублей.

Приходилось жить и в других деревнях. Жил в Янтикове у сестры матери. У них тоже было много детей. Жили они очень плохо, хлеба почти не видели, ели болтушку и крахмал. В Кошки – Кулеево жил брат отца Павел Петрович со своей семьей. Он работал учителем, и жили они справно, но у них в семье был матриархат, его жена Александра Ефимовна была очень скупа, никогда ничего не давала, и жить к себе не пускала. «Она наверное никогда не думала, что и я когда - нибудь стану человеком.  Так, скитаясь по деревням, и по родственникам я постепенно рос», - пишет в своей книге Алексей Трофимович.

 Когда в деревне открыли семилетнюю школу, он пошел в 5 класс. Семилетняя школа находилась его родном родном, доме, где каждый уголок напоминал о детстве, о родителях, братьях и сестре.   В 1938 году окончил семилетнюю школу с похвальной грамотой и поступил учиться в 8 класс в Тойсинскую среднюю школу Батыревского района. В те годы за учебу надо было платить 150 рублей в год, но с него не брали, потому что никого из родителей не было в деревне. С Урала иногда отец присылал недостающие учебники. В 1941 году он получил аттестат. Где было всего лишь две четверки по астрономии и физкультуре. Дальше учиться не мог. Так как не было денег, да тому же началась война.

 В сентябре 1942 года получил телефонограмму, годен для службы в бронетанковых войсках.

29 апреля 1944 года за деревней Яблоновка на Карпатах  его ранило осколком в  левую ногу. Он находился  в госпитале до 17 апреля 1945 года. За это время трижды оперировали, а рана никак не заживала, и зажила только после четвертой операции, осколок размером 2 см x 1,5 см так и не удалось вытащить.

В начале 1950 года завершил службу в СА. Когда вернулся в родную деревню, отец и сестра были там. Они жили у Хлебниковых, а на их прежнем участке никаких строений уже не было. Учился заочно во Всесоюзном заочном институте советской торговли. Когда учился на 3 курсе, устроился работать учителем физики и математики в Ново – Шимкусскую семилетнюю школу. Здесь познакомился с учителем биологии и химии Юркиной Ниной Ильиничной, с которой создали семью, так и прожили с ней в любви и согласии без штампа в паспорте. В 1952 году поступил учиться на физико – математический факультет ЧГПИ. Жена устроилась в Карамышевскую среднюю школу. Она сама была родом из с.Карамышево Козловского района Чувашской Республики, в 1948 году окончила биологический факультет Казанского педагогического института.. После окончания учебы, в 1956 году, пришлось ехать по месту работы жены, здесь была свободная должность физика. Иногда работал по совместительству в Солдыбаевской и Осинковской семилетних школах.

Валерий, 1951 г.р., окончил Чувашский сельхозинститут факультет механизации; Юрий, 1953г.р., окончил в Казани с отличием техникум по компрессорам и холодильникам; Анатолий, 1955г.р., окончил Йошкар –Олинский радиотехнический техникум; Елена,1957 г.р. окончила Саранский техникум по технологии приготовления пищи; Александр, 1961г.р., окончил  ветеринарский институт, о чем я когда – то мечтал; Владимир,1968г.р. инвалид первой группы с детства.

В 1992 году мне дали инвалидность сначала 3 группы, а на следующий год – инвалидность войны 2 группы.  

Алексей Трофимович проработал  20 лет. Он имеет много наград: орден «Отечественная война» 1 степени, медаль 2за Отвагу», медаль «За доблестный труд», медали в честь 20, 30, 40 лет Победы, медали 30,40,50,60,70 лет Вооруженным силам СССР, гвардейский значок.

(Презентация 3, слайд 8)

Корреспондент газеты «Комсомольская правда»   Одной из достопримечательностью вашего села является храм Иоанна Богослова. Расскажите, пожалуйста, как ему удалось уцелеть в годы советской власти?

Краевед: Гонения на церковь (опережающее задание  - доклад ученика о церкви)

Церковь Иоанна Богослова

Касаясь истории сооружения храма, следует отметить, что на месте нынешней белокаменной пятиглавой церкви возвышалась ее предшественница - деревянная однопрестольная церковь, которая была построена в 1752 году. Много сил вложил в содержание и сохранение деревянной церкви священник Михаил Самуилов, который отправлял богослужение в 1818—1830 годах. Несмотря на заботливый уход, здание пришло к постепенному обветшанию. Надо было построить новый, а именно каменный храм. Сооружение нового храма возглавил священник Иоанн Яковлевич Смирнов. К лету 1893 года храм был освящен и стал работать

23 января 1918 года Советским правительством был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школ от церкви». Во исполнение этого закона немедленно посыпались со стороны местных властей в адрес церквей множество циркуляров и директив. Чебоксарская уездная комиссия по отделению церкви от государства обязывала создавать при всех храмах и мечетях общины верующих числом не менее 20 человек и регистрировать их. Только после этого верующие имели право получить в пользование храм со всем имуществом. Такая сделка состоялась. Вот некоторые выдержки из этого документа, которые приводим дословно без изменения:

«Договор № 1 от 29 июня 1920 года. ...Мы, нижеподписавшиеся граждане Чебоксарского уезда дер. Можары Никола; Ефремов и дер. Шанары Никита Захаров, имеющие там свое место жительство, заключили настоящий договор с Чебоксарским Советом Раб. Кр и Кр. депутатов в лице его уполномоченного Михаила Бочарева в том, что сего числа от Чебоксарского Совета Раб Кр и Кр депутатов в бессрочное и бесплатное пользование получили православный храм села Карамышево на нижеследующих условиях.

В частности, в принятых нами в заведование богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать а) политических собраний, враждебных Советской власти, б) раздачи или продажи книг, брошюр, листовок, посланий, направленных против Советской власти или ее представителей, в) произнесение проповедей и речей, враждебных Советской власти или ее отдельным представителям, г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, в виду чего обязуемся подчиниться всем распоряжениям местных властей относительно распорядка пользования колокольней; д) в кладбищенских храмах и на кладбищах обязуемся сопровождать единоверцев и соблюдать приписанный порядок; е) за непринятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей, вытекающих из сего договора, или же за прямые его нарушения, мы подвергаемся уголовной ответственности по всей строгости революционных законов».

Согласно описи от 1904 года было

  • около 200   икон
  •  8 колоколов
  • 272 тома книг, 158 наименований

К 20 июня 1920 года осталось:

  •  всего 79 икон,
  •  колоколов -7.

Согласно акта от 8 мая 1922 года из церкви изъяты драгоценности весом 1 пуд 15 фунтов. В их числе: кадило, кресты, ризы, блюда, евангелии, даже обложка евангелие. Многие из них были изготовлены из золота и серебра.

В середине 1940 года Карамышевскую церковь закрыли в административном порядке с освобождением священника как неблагонадежного.

Но члены церковного совета Карамышевской общины подали 2  заявления об открытии церкви в Совет по делам РПУ   (русской Православной унии) при СНК СССР и третье — Патриарху Московскому и всея Руси.  Самые смелые: Алексей Михайлович Михайлов и Арефий Федорович Морозов даже ездили в Москву с целью отстоять интересы народа.      Настойчивость увенчалась успехом. 13 сентября 1944 года церковь вновь распахнула свои врата.

Сегодня можно гордо заявить, что эта единственная церковь в  Козловском районе, уцелевшая за годы советской власти. Наперекор всему:  свирепствовавшему тогда атеизму,  жестоким и непримиримым репрессиям в отношении служителей культа и верующих, она устояла.

(Презентация 3, слайд 9-12)

Учитель истории:  Сегодня на уроке мы убедились в том, что всегда были и есть люди, не утратившие совести, памяти, творческих способностей. Они духовно противостоят бездушной государственной системе, сохраняют не только мужество, но и свободу мысли. А потому, как ни старалась система согнуть, сломать человека, ей это не удалось! В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать все необходимое, чтобы не повторились те страшные годы XX века.

В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий – это дата 30 октября.

(Песня Игоря Талькова  «Я вернулся»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер военной песни "Всё, что было не со мной, помню"

Мероприятие было проведено ко Дню защитника Отечества и посвещено памяти олене-лыжных батальонов. Ведущими данного мероприятия были кружковцы объединения "Театр юного актёра"...

Сценарий ,посвященный Сталинградской битве "Народ ,умевший победить ,обязан помнить все как было....."

Всё дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладят эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Войн...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении ученической конференции «О тех, кто прославил Родину», посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Настоящее положение определяет общий порядок организации и проведения школьной ученической конференции, посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...

Читательская конференция по повести Бориса Васильева "Завтра была война".

Конференция по книге,призванная показать нравственные идеалы писателя, поможет воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ, поможет формировать неравнодушное отношение к п...

Урок литературы по военной поэзии "Ты помнишь,Россия,как все это было..."

Урок можно проводить в любом классе основной щколы...

"Помни и храни нас, Родина!"

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященная празднованию Великой Победы -  9 мая....