Рабочая программа учебной дисциплины "история".
рабочая программа по истории на тему

Сергей Анатольевич Бабынин

Рабочая программа учебной дисциплины "история" для образовательных учреждений НПО и СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_2011.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №16

Г. СТРОИТЕЛЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ИСТОРИЯ

2011г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 270802.09 Мастер общестроительных работ; 190631.01 Автомеханик; 100116.01 Парикмахер.

Организация-разработчик:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №16

г. Строитель Белгородской области»

Разработчики:

- Вавилова В.А., методист ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16

г. Строитель Белгородской области»

- Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории и обществознания ГОУ НПО ПУ №16  г. Строитель

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

2

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям  НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ; 190631.01 Автомеханик; 100116.01 Парикмахер.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: технический; социально-экономический.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося –  96 часов.

3

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

20

     контрольные работы

16

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

96

в том числе:  

- выполнение домашнего задания;

-  подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций, оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите.

   

Итоговая аттестация в форме (зачета) 

2.2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

           Историческое знание, его достоверность и источники.  Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Общественная роль и функции истории.

1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

            Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.  

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.

4

2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций.

      Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.  

 

Античная цивилизация: Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.  Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций: Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе.  Раннее христианство. Культурное наследие древних цивилизаций.

Основные понятия: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.

3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века: Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Арабо-мусульманская цивилизация: Возникновение ислама. Мухаммед. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения.

Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания.

  

Становление западноевропейской средневековой цивилизации: Хронологические рамки западного Средневековья.  Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (Iв. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Исторические итоги раннесредневекового периода. Политическая раздробленность и ее причины.

Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации: Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие.  

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации: Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы». Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: Средиземноморье как главный ареал

5

цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций.  

Основные понятия: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.

4. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА.

Восточная Европа: природная среда и человек: Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.).  

Восточные славяне: Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Рождение Киевской Руси: Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины.  «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы.  

Крещение Руси: Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси.

Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.: Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.

Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Древняя Русь в контексте всемирной истории.

 

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности: Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Борьба Руси с иноземными завоевателями: Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство.   Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIIIв. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.  

Русь на пути к возрождению: Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

От Руси к России: Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение

6

ордынского ига (1480г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497г. Формирование органов центральной и местной власти. «Москва — третий Рим».  

Россия в царствование Ивана Грозного: Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе.  Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.).  Поражение и территориальные потери России. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Смута в России начала XVIIв.: Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика.  Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии  в России.

Россия в середине и второй половине XVII в.: Соборное уложение 1649г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Освоение Сибири и Дальнего Востока.  

Основные понятия: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.

5. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу: Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

 

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации: Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм.

 Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе.   Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

7

Технический прогресс и Великий промышленный переворот: Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества:

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в.  

Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим.

6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ.

Россия в период реформ Петра I: Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества.  Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I(1725–1762 гг.):

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762г. и воцарение Екатерины II.

Россия во второй половине XVIIIв.: «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I.  

 

Культура России в середине и во второй половине XVIIIв.: Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.

7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному

 обществу: Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы

8

организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США.  

 

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.: Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Особенности духовной жизни нового времени: Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики.  

Основные понятия: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль.

8. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ  ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии:

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

 

Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос».

9. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ.

Власть и реформы в первой половине XIX в.: Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I.

А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах.

Кризис идеологии самодержавия.

Внешняя политика Александра I и Николая I: Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в.:  Открытия и технические

9

 изобретения. Место России в мировой художественной культуре.

Основные понятия: поликонфессиональность, многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности».

Россия в эпоху великих реформ Александра II: Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881г. и его последствия.

Пореформенная Россия: Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.  Консервативный курс Александра III. 

Россия в системе международных отношений второй половины XIXв.: Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Повседневная жизнь населения России в XIX в.: Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Основные понятия: крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет.

10. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ.

Россия вначале XX в.: Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления.  Государство. Особенности российской монархии.   Революция 1905–1907 гг.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки. Русификация. Организация общинного, сословного, городского и сельского управления у различных народов империи. Национальные элиты в системе государственного управления империи.

10

Россия в первой мировой войне: Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом.

Февральская революция в России: Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства.  

Приход большевиков к власти в России: Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918г.Государственное устройство.  Однопартийная система.  «Военный коммунизм»:  экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенция стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи.

Основные понятия: монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, военно-политический блок, национальная политика, техносфера, тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции».

11. МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.

Страны Европы в 20-е - 30-е годы  ХХ в.: Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Тоталитаризм.

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.: Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации.

Международные отношения в 20—30-е годы ХХв.: Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа.

Строительство социализма в СССР: Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и

11

социально-правового статуса личности. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности.  Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация.  Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Основные понятия: догоняющее развитие, маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, кейнсианство, каудильизм, реваншизм, новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция».

12. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.

Вторая мировая война: причины, ход, значение:

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

СССР в годы Великой Отечественной войны:

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.

Раздел 13. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.

«Холодная война»:

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

12

К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия»:

Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.

Научно-технический прогресс:

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки:

Вторая мировая война - кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Основные понятия: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

14. СССР В 1945–1991 ГОДЫ.

СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе:

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.

Советский Союз в период частичной либерализации режима:

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

13

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей. Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов:

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

СССР в период перестройки:

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

15. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ ХХ – XХI ВЕКОВ.

Российская Федерация на современном этапе:

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

 Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

14

Мир в ХХI веке:

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Основные понятия: постиндустриальное общество, интеграция,   одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.

Примерные темы рефератов

Российская история как часть мировой истории.

Образ жизни людей в позднем каменном веке.

Боги и мифы Древнего Египта.

Боги Древней Греции.

Зарождение буддизма и его основные принципы.

Зарождение ислама и его основные принципы.

Великое переселение народов: основные вехи.

Крестовые походы и их результаты.

 Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

Образование государства Киевская Русь.  

Александр Невский — государственный деятель и полководец.

Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах и его время.

Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

Человек Древней Руси в повседневной жизни.

Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

Иван III и его роль в российской истории.

Иван Грозный — человек и политический деятель.

Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Герои Великих географических открытий.

Английская революция XVII в.: люди и события.

Научная революция XVII в.: основные вехи.

Промышленная революция в Англии: основные вехи.

Образование США.

Французская революция XVIII в.: причины и результаты.

Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.

Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.

Культурные преобразования в Петровскую эпоху.

Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.

                                                   15

Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.

М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

Отечественная война 1812г. и ее последствия для России.

Реформы Александра I.

Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.

Крымская война и ее значение для России.

Реформы Александра II и их значение.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг. в России.

Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

Россия в первой мировой войне: фронт и тыл.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917г.: ход и результаты.

Гражданская война в России: ход и последствия.

Нэп: причины, содержание, результаты.

Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.

ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.

Битва под Москвой 1941—1942 гг.

Сталинградское сражение 1942—1943 гг.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.

Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.

«Холодная война»: причины и основные вехи.

ХХ съезд КПСС и его значение.

Состязание капиталистической и социалистической систем.

«Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.

                                                               16


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект). 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

История России и мира с древнейших времен до конца XIX века.

  59/51

 Раздел 1.

Человечество на заре своей истории.

 

Содержание учебного материала

 11

 

Введение: Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов.

Проблемы периодизации всемирной истории.

   У истоков человеческого рода. Первые государства древнего мира. Античная эпоха. Крушение империй древнего мира.

Контрольная работа №1: «История древнего мира».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по Разделу1.

Сообщение: «Один день в пещере». Доклад (реферат, репортаж, презентация): «Великая историческая    личность древности».

6

 

2

 

Раздел 2.

Европа и Азия в средние века.

 

 

Содержание учебного материала

15

 

 

   Восток и Запад. Раннефеодальные империи. Образование Киевской Руси. Первые русские князья.

Византия и Русь (VI-XII вв.). Феодальная раздробленность. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в. Образование централизованных государств в Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы. Великие географические открытия. Абсолютизм в Европе и России.

Смутное время в России.

Практическое занятие: Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.

1

2

Контрольная работа №2: «Россия и мир в эпоху средневековья».  

1

3

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу 2.

Описание по рисунку: «Рыцарь – конный воин». Составление таблицы: «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке». План-конспект: «Куликовская битва».

Составление таблицы: «Великие географические открытия». Эссе: «Почему человека могут прозвать «Грозный?» Доклад, реферат, историческое сочинение: «4 ноября – День Народного Единства».

14

2

Раздел 3.

Новое время. Эпоха европейского господства.

 

Содержание учебного материала

31

Европа на новом этапе развития: Буржуазная революция в Англии. Эпоха Просвещения. Становление Российской империи. Екатерина II. Россия и Европа во второй половине XVIIIв.

Промышленный переворот. Восток и колониальная система. Образование США. Великая Французская революция. Отечественная война 1812г. Восстание декабристов. « Эпоха революционных бурь» в Европе. Россия в первой половине XIXв. Крымская война.

Становление индустриальной цивилизации: Европа и промышленная эпоха. Колониализм и модернизация Азии. Национализм в Европе. Страны Запада в XIX в. Незавершенные преобразования в России. Завершение колониального раздела мира. Россия – многонациональная империя. Европа и Россия во второй половине  XIX в. Развитие науки в XVIII-XIX вв. Развитие искусства в XVIII-XIX вв.

Практические занятия: Становление Российской империи. Промышленный переворот. Великая Французская революция. Отечественная война 1812г. (семинар). Незавершенные преобразования в России.

6

2

Контрольная работа №3: « Россия и мир в эпоху модернизации».

Контрольная работа №4: « Становление индустриальной цивилизации».

Контрольная работа №5 « Наука и искусство в XVIII-XIX вв.»

4

3

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу 3. Составление таблицы: 1. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

2. Промышленный переворот. 3. Метрополии и их колонии. 4. Крымская война.

5. Технический переворот и его последствия. 6. Незавершенные преобразования в России.

Эссе: «Отечественная война 1812г.»

Сообщение, доклад, реферат: 1. Декабрист… 2. Великое научное открытие XIX в.

27

2

Зачёт

История России и мира с древнейших времен до конца XIXв.

2

3

История России и мира в XX веке.

58/66

Раздел 1.

Россия и мир в 1900 – 1945гг.

   

Содержание учебного материала

31

Введение: Россия и  мир в начале  XXв.

Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX веков: Научно – технический прогресс в начале XX в. Развитие Европы, США и Японии в начале XXв. Русско-японская война. Первая русская революция. Россия в начале XX в. (до начала первой мировой войны).

Державное соперничество в начале XX века: Начало первой мировой войны. Февральская и Октябрьская революции 1917г. в России. Гражданская война в России.

Развитие индустриальных стран в 20-40е гг. XX века: Государства демократии – США, Англия и Франция. Фашизм в Италии и Германии. Милитаристская Япония. Советское общество в 20е гг.

СССР в 30е гг. Возникновение очагов военной опасности в Европе и Азии. Внешняя политика СССР накануне войны. Начало второй мировой войны.

СССР и страны Запада в период Великой Отечественной войны: Начало Великой Отечественной войны (1941-1942гг.). Перелом в войне. СССР и антифашистская коалиция.

Завершение второй мировой и Великой Отечественной войны.

Практические занятия:  Россия в начале XX века. Революция и гражданская война. Итоги и политические последствия второй мировой войны.

5

2

Контрольная работа №6: «Россия и мир в начале XXв.»

Контрольная работа №7: « Революция и гражданская война в России».

Контрольная работа №8: «Россия и мир накануне войны».

Зачет: « Итоги и уроки второй мировой войны».

5

3

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу 1.

Составление таблицы: 1. Достижения НТП вначале XX в. 2. Политика европейских государств в 1930-е годы. 3. Акты агрессии накануне второй мировой войны.

Эссе: 1. Начало первой  мировой войны. 2. Мы этой памяти верны.

Сообщение, доклад, реферат: 1. Выдающаяся личность в  русской истории начала XX века. 2. Стройка первой пятилетки. 3. Памятники в честь Курской битвы на Белгородской земле.

26

2

Раздел 2.

 

 

Содержание учебного материала

25

СССР и  мировое сообщество в период «Холодной войны: Развитие науки и тенденции духовной жизни. Литература и искусство. « Холодная война» и раскол Европы.

Создание системы союзов и новые конфликты. СССР в послевоенные годы. Эпоха «Хрущевской оттепели». СССР и крушение колониальной системы. Евроатлантические страны и Япония. Кризис моделей развития в 60е-70е гг. Партнерство и соперничество между СССР и США.

Научно-техническая революция. Информационное общество. Интеграция и глобализация.

Модернизация конца XX века: Перестройка и новое политическое мышление. Модернизация в США и Европы. Распад СССР. Становление новой России. Страны Азии и Африки в конце XXв.

Латинская Америка в конце XXв. Международная политика России в начале XXIв. Эпоха постмодернизма. Духовная жизнь в советском и российском обществе.

Практические занятия: Литература и искусство.  Эпоха « Хрущевской оттепели». Перестройка и новое политическое мышление. Распад СССР. Становление новой России.  

8

2

Контрольная работа №9: «Эпоха Великого противостояния».

Контрольная работа №10: « Новый этап модернизации России и мира».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу 2.

Составление таблицы: 1. Международные отношения в 50—90-е гг. XXв. 

2. Реформы эпохи «Хрущёвской оттепели». 3. Этапы национально-освободительного движения после второй мировой войны. 4. Реформы эпохи перестройки.

Эссе: «Могло ли быть по-другому?»

План-конспект: «Российское общество в эпоху перемен (1992—2008)».

Сообщение, доклад, реферат: 1. Развитие науки и тенденции духовной жизни. 2. Литература и искусство. 3. Перестройка и новое политическое мышление. 4. За кем будущее России?

23

2

Итоговое обобщение  

Зачет: « История  России и  мира».

2

3

117

 

20


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».

Оборудование учебного кабинета:                                                                                                                 - посадочные места по количеству обучающихся;                                                                                    - рабочее место преподавателя;                                                                                                                       - комплект учебно-наглядных пособий «История».

Технические средства обучения:

- компьютер с выходом в сеть Интернет;

- видеопроектор;

- презентации;

- видеофильмы;

- электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Интернет-ресурсы:

http://fp.edu.ru/p1.html (Интернет-справочник «Все об учебниках»)
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы
http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования;
www.omczo.org  (Окружной методический центр)
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»)
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)

 Основные источники:

 1. Стандарты второго поколения. Примерная программа общего образования по истории // Преподавание истории и обществознания в школе №1 – 2010.

2. Загладин Н.В.  Методика преподавания истории России и мира в 10-11 классах общеобразовательных учреждений,- Москва, Просвещение, 2006.

3. Загладин Н.В.  Симония Н.А.  История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 кл.,- Москва, Русское слово,2008.

4. Загладин Н.В.  Симония Н.А.   История России и мира в XX-начале XXI века. 11кл.,- Москва, Русское слово, 2008.

5. Крейдер А.А.  Новейшая история. XX век, - Москва, Просвещение, 2001.

6. Хачатурян В.М.  История мировых цивилизаций,- Москва, Дрофа, 2001.

7. Ключевский В.О.   Краткое пособие по русской истории,- Москва, Дрофа, 2001.

8. Данилов А.А.  Косулина Л.Г.    История России, XX век, - Москва, Просвещение, 2008.

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

      Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

      Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

     Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

     Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

     ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Уметь: 

    Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

   Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

   Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

   Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

   Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.

Знания:

  знать/понимать:

   Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

   Периодизацию всемирной и отечественной истории;

   Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

   Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

   Основные исторические термины и даты.

- тестовый контроль;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- оценка результатов устного чтения;

- оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.  

  

 

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...